Раздел 1 Общие проблемы философии и методологии науки
Тема №1.1. Введение в систему философии науки
1. Наука как особенная форма духовного освоения реальности
Духовный акт личности, его целостность и частичность. Особенности научного мышления и знания. Функции науки. Особенности естествознания и социально-гуманитарных наук (СГН). Конвергенция (соединение) естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в современной науке.
Возникновение науки и основные периоды в историческом развитии ее методологических оснований и норм.
2. Основные периоды в развитии методологических оснований науки
Преднаука и ее особенности. причины возникновения науки в древней греции. Особенности средневековой науки. Наука и гуманизм эпохи. Возрождения. Экспериментальная наука Нового времени; первая научная революция. Наука XVIII – XIX веков: идеи эволюции и развития, освобождение от натурфилософии, вторая научная революция, формирование научной картины мира. Наука в конце XIX–первой половины XX веков, третья научная революция, открытия в области физики, космологии, биологии, философии, рождение кибернетики. Наука XX–XXI веков: четвертая научная революция, научно-техническая революция, концепция большого взрыва, открытие генома человека, идеи синергетики, загадки современной науки.
Историческая обусловленность рационального мышления (Античность, Средневековье, Новое и новейшее время). Типология социально-технологического базиса мышления. Типы рациональности.
Типы науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Типы рациональности.
3. Основной логико-категориальный состав научного
Мышления
И. Кант о синтезе в процессе мышления. Категориальный синтез, его всеобщность и предметная отнесенность в отличие от психологических ассоциаций. Логические категории как всеобщие формы мысли, их функции в познании.
Основные логические категории на эмпирическом уровне исследования: бытие, ничто, становление; качество, количество, мера.
основные логические категории на теоретическом уровне исследования сущности и ее проявления: сущность (основание), явление, действительность; материя, форма, содержание; форма внешняя и внутренняя; целое и части; элементы, структура, система; возможность, действительность, необходимость; необходимость и случайность; возможность и действительность; возможности и свобода; причина, следствие, взаимодействие; причинность и целесообразность.
всеобщее, особенное, единичное как всеобщие схемы понятийного творчества и развития системы понятий.
Особенности диалектического и метафизического методов мышления.
Производность научных методов (качественных и количественных, формализации, системных, структурных, детерминизма, вероятностных и др.) от логических категорий.
4. Уровни и методы научного познания
Процесс познания: объект и предмет познания – материальные и идеальные средства познания – субъекты познания и научные коммуникации – познавательные образы как результаты познания – функции познавательного образа в деятельности и общении. Эмпирический, теоретический и методологический уровни исследования; их особенности.
Эмпирический уровень – исследование наличного бытия предмета, внешних форм обнаружения внутренних, существенных связей; его особенности: материальная связь субъекта с объектом через эксперимент, наблюдение; перевод скрытых параметров, свойств предмета в поле чувственного восприятия субъекта. Применение естественных объектов в функции приборов, «неорганических рецепторов» в систематическом наблюдении. Стадии эмпирического познания: накопление первичной информации путем наблюдения, эксперимента; описание опытных данных в научной терминологии, проблема теоретической нагруженности факта, измерение величин; логическая и математическая обработка фактов: их классификация, систематизация, формирование исходных понятий; раскрытие эмпирических зависимостей, связей между величинами, установление простейших закономерностей.
Теоретический уровень – исследование сущности, системы закономерных, опосредствованных устойчивых, необходимых связей; развитие теоретического аппарата науки. Стадии теоретического познания: разработка базисных понятий, принципов, выдвижение идеи, гипотезы; разработка методом восхождения от абстрактного к конкретному системы понятий (теории), отображающей сущность предмета; объяснение на основе теории внешних форм обнаружения сущности предмета, предвидение и прогнозирование.
Методологический уровень науки как обобщение познания предметной области и его регулятивная функция в познании. Социокультурная обусловленность научной методологии. Абстрагирование, идеализация, формализация, моделирование; анализ и синтез, индукция и дедукция в научном познании. Особенности научных понятий как идеальных моделей предмета. М. Вебер об «идеальном типе» как о теоретической конструкции. Уровни научного знания: факт, идея, гипотеза, теория, научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.
Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.