Разум как основа «заботы о себе»
Почему древние мудрецы, культивируя искусство существования, основой которого выступал принцип заботы о себе, во главу угла ставили разумное отношение к собственной жизни? Или, короче, почему благо древние всегда связывали с разумом? Ответ на этот вопрос надо искать в мировоззрении античности, важную роль в котором играла мифология. Согласно древним мифам мировой порядок космоса был порожден из хаоса. Силой, породившей космическую гармонию и управляющей ею, выступал мировой ум (логос, нус). Гармония космоса в своем основании полагалась разумной. Соответственно и все части этой гармонии также были разумны в своих основаниях, в том числе и человека. Надо иметь в виду, что человек, как и боги (тоже элементы космической гармонии), был таким ее элементом, в котором разумная сторона космического порядка была явно выражена. Разум выступал природой человеческого существа зоон логон эксон (живое разумное существо). Еще Хрисипп из Сол (ок. 280/277 — ок. 208/204 до н.э.) утверждал: «Поэтому (высшая) цель - жить в согласии с природой – согласно своей природе и общей природе, не делая ничего такого, что запрещается общим законом, а именно правильным разумом, проникающим все; он же присущ и Зевсу, устроителю и управителю всего сущего»[25]. Законом «общей природы», который присущ всем людям, выступает разум. Призывы древних мыслителей к своим современникам и потомкам жить в соответствии со своей природой и есть призыв строить свою жизнь на разумной основе. А в качестве образца выбирать саму гармонию космического порядка.
Гармония космоса – основа гармонии человеческой жизни. Платон из Афин 428/427-348/347 до н.э.)советовал созерцать звездное небо для того чтобы привести свою душу в порядок. Красота звездного неба завораживает именно потому, что в ней кажет себя порядок вселенной, космическая гармония. Однако порядок космической гармонии не дан человеку непосредственно, его можно постичь лишь разумом. Постижение разумом космической гармонии непременное условие благой жизни. Но это лишь условие, а не сама благая жизнь. Для того чтобы космическая гармония стала гармонией человеческой жизни, необходимо разумное обустройство своей души самим человеком. Построение своей жизни как искусство существования определяется не только разумом, как «общей природой» человека, но и напрямую зависит от собственного разума, как «своей природы». «Своя природа» – это своя душа, свой разум. У каждого человека есть разум поскольку он принадлежит роду человеческому (зоон логон эксон), но этот данный человеку разум, для того чтобы он вел к благу, подлежит необходимой «настройке», образованию, культивированию сообразно вселенской космической гармонии. Это обустройство, поскольку оно является делом рук самого человека, не происходит само собой, естественным путем, а является именно искусством, искусством жить, искусством выстраивания гармонии собственной жизни.
Особо тщательно разрабатывалась эта тема в сочинениях древнегреческого философа Эпиктета (ок. 50-после 120). В его Беседах встречаем прямое указании на то, что забота о себе – это обязанность каждого человека. «Ведь как дерево – предмет плотника, медь – скульптора, так своя жизнь каждого – предмет искусства жизни»[26]. Человек, как и все существующее, это произведение бога. Но в отличие от всего иного человек «несет» в себе некоторую частицу создателя. Человек «осколок бога», говорит философ. И этой божественной частицей в человеке является его разум, как «способность исследовать и себя и все остальное»[27]. «Ведь что такое человек? – задается вопросом Эпиктет и отвечает, – Живое существо, говорят, обладающее разумом, смертное»[28]. А главной задачей разума выступает обустройство человеческой жизни согласно природе человека. Для остальных живых существ создатель уже все приготовил, для их существования уже все есть. Для них приготовлено «и питье, и ложе», «они не нуждаются ни в обуви, ни в постели, ни в одежде»[29]. Мы же, люди во всем этом нуждаемся. Иначе говоря, бог, создав человека и наделив его разумом поручил человеку самому заботиться о себе. Бог, говорит философ, «не только создал тебя… , но одному тебе вверил и поручил… самого тебя»[30]. И в этом поручении о самом себе человек в первую очередь должен озаботиться о том, что зависит только от него. А от самого человека зависит лишь то, «каким он рожден по природе – совестливым, честным, возвышенным, неустрашимым, неподверженным страстям, невозмутимым»[31]. Именно это – свою природу – должен чтить и сохранять человек. «Но в действительности, – сетует философ, – несмотря на то, что в нашей возможности заботиться только об одном и привязываться только к одному, мы предпочитаем заботиться о многом и быть привязанными ко многому – к телу, имуществу, брату, другу, чаду, рабу. И поскольку мы привязаны ко многому, то нас все это обременяет и отвлекает»[32]. Так вот разум, не устает подчеркивать Эпиктет, на то и дан человеку как способность понимать свою природу и свое предназначение и, понимая, обустраивать свою жизнь в соответствии со своей природой и предназначением.