Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре
Философия в переводе с греческого — любовь к мудрости (phileo - люблю, sophia — мудрость).
Впервые этот термин был употреблен древнегреческим философом Пифагором в V в. до н.э.
Специфику философии как особого способа духовного освоения мира, можно выразить в вопросах, сформулированных И.Кантом:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я смею надеяться?
Что такое человек?
Философский способ рассмотрения этих вопросов отличает ориентация на знание, рассуждение, доказательство, а главное, на суверенность сознания отдельного человека – главного субъекта философствования. Как отмечал русский философ В.С. Соловьев, «философское познание есть заведомо действие личного разума или отдельного лица во всей ясности его индивидуального сознания».
Сущность и структура мировоззрения.
Для определения философии недостаточно обращения к науке. Поэтому такое определение дается, как правило, через понятие мировоззрения.
Под мировоззрением понимается совокупность общих взглядов на мир и место в нем человека.
Мировоззрение может складываться стихийно, под воздействием обыденного жизненного опыта, случайных событий, а может формироваться систематично и целенаправленно. Поэтому его компоненты могут быть соединены эклектично, а могут быть системными. Для выявления сущности мировоззрения выделяют его уровни и элементы.
Чаще всего говорят о двух уровнях мировоззрения — мироощущении и миропонимании:
1. Мироощущение - стихийно складывающаяся способность человека ориентироваться в окружающем мире, базирующаяся на данных органов чувств. Мироощущение не всегда осознаваемо, его существенная часть основана на бессознательных процессах.
2. Миропонимание — более высокий уровень, представляющий собой обобщение данных опыта и их осмысление.
Миропонимание, в свою очередь, делится на два уровня:
1) обыденное, или жизненно-практическое, которое включает в себя обобщение повседневного жизненного опыта, а второй опирается на данные философии или науки. Обыденное миропонимание присуще каждому человеку. Это представления о желательном уровне жизни, характере работы, семейных отношениях и т.п.
2) теоретическое миропонимание включает предельно общие вопросы бытия, познания, взаимоотношений человека и мира.
Можно выделить два основных компонента мировоззрения:
1. Познавательный компонент (картина мира) включает в себя наиболее общие знания о мире. Картина мира может быть научной, религиозной или философской, выделяя из науки или религии самые общие представления о мире, либо опираясь на философию.
2. Ценностно-нормативный компонент содержит идеалы, абсолюты, ценности, нормы, жизненно-практические установки. Этот компонент мировоззрения отражает отношение человека к миру, регулирующее, в конечном счете, его поведение.
Мировоззрение носит конкретно-исторический характер, меняясь в разные эпохи. Это обусловлено, прежде всего, изменением ценностей.
Носителем мировоззрения может быть отдельный человек или любая социальная общность. Так, можно говорить о национальном, религиозном или ином групповом мировоззрении.
Предмет философии.
Предметом философии является мир в целом, рассматриваемый в самых общих аспектах при особом выделении отношений «человек — мир».
В разные эпохи на первый план выходили рассмотрение мира в целом без качественных различений элементов его структуры (античный космоцентризм); Бог и его проявления в мире (средневековый теоцентризм); человек как природное существо (ренессансный антропоцентризм), природа как объект научного исследования (философия Нового времени); отдельное человеческое сознание, язык, культурные структуры и пр. в современной философии.
8. Функции философии:
1. Мировоззренческая функция заключается в формировании картины мира, которая объясняет устройство мира, место человека в нём, а также основные принципы взаимодействия человека с миром.
2. Методологическая функция заключается в выработке наиболее общих методов познания окружающей действительности.
3. Критическая функция заключается в постановке под сомнение существующих знаний и представлений о мире. Конечно, не всякое знание заслуживает того, чтобы быть поставленным под сомнение и быть разрушенным. Однако даже в том случае, если это знание в целом достоверно, постановка под сомнение позволяет уточнить его, сделать более точным: формулируя контраргументы, а затем, опровергая их, мы всегда делаем наши знания более точными и обоснованными. Критическая функция помогает разрушить догмы и предрассудки, расширить горизонты познания, открыть новые перспективы для него.
4. Аксиологическая (ценностная) функция помогает людям выработать более чёткое оценочное отношение к разнообразным явлениям действительности на основании этических, морально-нравственных и идеологических ценностей. Эпохи отличаются друг от друга по целому ряду признаков, однако ценностный аспект представляет собой едва ли не самое главное из отличий. Периодически в истории человечества происходят значимые переломы, когда существующая система ценностей разрушается и на её месте устанавливается новая. Переход от эпохи к эпохе (от античности к средневековью, от средневековья к Возрождению, от Возрождения к Новому времени и т. д.) — яркий пример таких переходов.
5. Социальная функция заключается в объяснении общества, его структуры и основных сторон его жизни, а также закономерностей, которые определяют его изменения и развитие. Любое общество вырабатывает совокупность представлений, которые помогают ему поддерживать свою целостность.
6. Прогностическая функция философии заключается в описании вариантов того, как могут развиваться события в той или иной области человеческой жизни. Это очень важно, поскольку зная, как могут развиваться события, человек может более разумно подходить к тому, как он строит своё поведение. Естественно, одна философия здесь бессильна: для того чтобы спрогнозировать развитие событий, например, в обществе, необходимы социологические, политологические, экономические и иные знания. Однако лишь философия может обеспечить целостность подхода и предполагаемых вариантов. Кроме того, именно философия в состоянии дать объективную и непредвзятую оценку подобных прогнозов.
7. Общекультурная функция проявляется в том, что философия — это один из наиболее важных элементов духовной культуры общества. Влияние философии на духовную жизнь огромно: она одновременно и стабилизирует культуру, и изменяет её. В этой функции фактически синтезируются все функции, о которых мы говорили выше.
8. Практическая функция философии заключается в том, что философия обеспечивает координацию между общечеловеческими ценностями и поведением человека. Если животное действует под давлением своих чувств и желаний, то человек также опирается и на свое миропонимание, на представления о том, как устроен мир.
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре
Философия в переводе с греческого — любовь к мудрости (phileo - люблю, sophia — мудрость).
Впервые этот термин был употреблен древнегреческим философом Пифагором в V в. до н.э.
Специфику философии как особого способа духовного освоения мира, можно выразить в вопросах, сформулированных И.Кантом:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я смею надеяться?
Что такое человек?
Философский способ рассмотрения этих вопросов отличает ориентация на знание, рассуждение, доказательство, а главное, на суверенность сознания отдельного человека – главного субъекта философствования. Как отмечал русский философ В.С. Соловьев, «философское познание есть заведомо действие личного разума или отдельного лица во всей ясности его индивидуального сознания».