Тематика экзаменационных вопросов
1. Философия, ее предмет, место в жизни человека и общества.
2. Мировоззрение и его исторические типы.
3. Культура и цивилизация.
4. Древнегреческая философия. Основные черты.
5. Проблема сознания в философии.
6. Философия средневековья, основные черты.
7.Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.
8. Природа и человек.
9. Материалистическая традиция в философии Нового времени и фран-цузского Просвещения.
10. Личность и общество.
11. Мифологическое мировоззрение, основные черты.
12. Материя, основные атрибуты и понятие в истории философии.
13. Основные уровни мировоззрения.
14. Конец XX в. и проблемы человечества.
15. Биологическое и социальное в человеке.
16. Русская философия, становление и основные черты.
17. Проблема научного метода познания в новоевропейской философии.
18. Проблема познаваемости мира.
19. Взаимодействие человека и природы.
20. Культура как объект философского анализа.
21. Материализм и идеализм – основные направления в философии.
22. Научно-технический прогресс и будущее человечества.
23. Основные концепции будущего.
24. Основные функции философии.
25. Основные формы познания.
26. Многообразие форм знания и познавательной деятельности.
27. Основные направления современной философии.
28. Смысл и направленность исторического процесса.
29. Глобальные проблемы современности.
30. Проблема ресурсов в жизни современного человека.
31. Природа и сущность человека.
32. Человек в информационном обществе.
33. Философская, религиозная, научная картина мира. Сравнительная характеристика.
34. Общество как саморазвивающаяся система.
35. Структура философского знания.
36. Диалектико-материалистическая картина мира.
37. Ценности человеческого существования.
38. Основные проблемы современной технической цивилизации.
39. Эволюционное и революционное формы развития общества.
40. Проблема смысла жизни в духовном опыте человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ
(ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ
Духовность
«Духовность же совсем не противоположна телу,
а противоположна царству необходимости,
порабощенности человека природным и
социальным порядком»
(Н. Бердяев)
Познакомьтесь со значением слова «духовный» | Определите смысл словосочетаний |
«Бесплотный, нетелесный, из одного духа состоящий; все относящееся к богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум, воля» (Даль В. Толковый словарь живого великого русского языка, 1985г., т. 1, с. 503) «Психическая, интеллектуальная сущность; духовная внутренняя жизнь (противоположная телесности)» (Словарь современного русского литературного языка. М-Л, 1984г., т. 3, с. 1180) | Духовный отец Духовное родство Духовный сын Духовная близость Духовное завещание Духовные потребности Духовная драма Духовная поэзия |
Подумайте!
Какие значения слова «духовный» могли бы привести Вы?
ПОЗНАНИЕ
« Знание- сила»
( Ф. Бекон)
1.«Не признавать истинным ничего, кроме того, что с очевидностью познается мною таковым, то есть... только то, что представляется моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения». 2. «Разделить каждое из рассматриваемых мною затруднений на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения». 3. «Мыслить по порядку, начиная с предметов, наиболее простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу ... до познания наиболее сложных ...» (Асмус В. Ф. Декарт. М. 1956г. с. 164) | «Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно». Ф. Бэкон считал, что знание не возникает в голове человека само по себе, его нужно получить в результате осмысления данных эксперимента. |
ПОДУМАЙТЕ!
В чем состоит разница в методах познания Р. Декарта и Ф. Бэкона?
Какой из предложенных путей познания мира ближе Вам?
НАУКА
Познакомьтесь с определением «наука» | Раскрытие значения каждого из словосочетаний |
«Система знаний о закономерности развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний» (Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. 1990г., с.395). «Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышлении и о способах планомерного воздействия на окружающий мир» (Толковый словарь русского языка. Под ред. Проф. Д. Н. Ушакова. М. 1938г., т. 2, с. 413). «Сфера человеческой деятельности, функцией которого является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности» (Философский энциклопедический словарь. М. 1983г.,с. 403) | Научная организация труда Научное общество Научная фантастика Научная революция Научное мышление Научные методы Естественные науки Научный термин |
ПОДУМАЙТЕ!