Мифология, религия и философия – исторические формы мировоззрения.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству космоса и природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Миф (пер.с греч. – слово, речь, предание) – наиболее древняя форма мировоззрения, претерпевшая определенную эволюцию в ходе развития человеческого сознания.
На ранних этапах развития человечества миф предстает как способ мироощущения, мировосприятия и миропонимания. При этом личность не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа. Миф в знаково-символической форме выражает определенные идеи, ценности и смыслы, свойственные культуре. Поэтому о мифе говорят как о сказании, передающем представления древних народов о происхождении и гибели мира, жизни богов, деяниях героев и т.д. При помощи мифов люди давали объяснения устройству мира и общества, происхождению человека. В мифах фиксировались нормы существования общества и человеческих отношений.
Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. В этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
Таким образом, миф – это особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни людей.
В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. В мифе знание существует в форме чувственного сопереживания, мироощущения.
На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой.
В этот же период зарождаются и развиваются различные формы религии.
Религия (от лат. religare – связывать, religere – воссоединять ) – это форма общественного сознания, сущностными признаками которой являются: вера в сверхъестественное, организованное поклонение высшим силам и стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта), действующего в мире.
На самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие – «мифологическими».
Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией, но все же самостоятельно. В ходе исторического развития человечества мифология постепенно перестает быть единственной и доминирующей формой мировоззрения, но миф не исчезает окончательно. В современных обществах миф функционирует, главным образом, в рамках идеологических систем разного рода (миф о вожде-отце, миф о конце света и т.д.).
Специфика религии определяется тем, что основным элементом религии является культовая система, поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.
Элементы мировоззрения, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия формирует у человека чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д. Этим чувствам и качествам человека придается особое значение при помощи связывания придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным началом.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конкретных культурно-исторических условий человеческого бытия. Таким образом, религия придает смысл и значение, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.
Мифологически-религиозное мировоззрение имеет духовно-практический характер. Исторические особенности этого мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, зависимостью его от неосвоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата. В этих условиях мировоззренческие конструкции вступали в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов. По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем.
Философия представляет собой следующий этап развития мировоззрения. Она унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Между философией и религией есть существенное различие. Религия не теоретизирует, в основе ее учения лежит вера, тогда как философия рациональна: она обращается к разуму и не только допускает, но и требует аргументации, доказательства выдвигаемых положений и выводов.
Решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия – это теоретически сформулированное мировоззрение.
Философия – это система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия – это особый, научно-теоретический тип мировоззрения.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно основано на знании, рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя), логично (имеет внутреннее единство и представляет собой целостную систему), опирается на четкие понятия и категории.
Специфика философии на самых ранних этапах ее развития проявляется не в особых средствах выражения своих идей, а в особом стиле мышления, который проявляется в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Таким образом, еще одной специфической характеристикой философского знания является сомнение. Именно с сомнения началась философия.
Функции философии.
Основные функции философии: мировоззренческая, методологическая, чувственно-эстетическая, гуманистическая, моральная (этическая, аксиологическая).
Мировоззренческая функция философии: философию часто определяют как воззрение на мир в целом – мировоззрение. Оно всегда нуждается в интерпретации на основе данных практики, науки и искусства.
Методологическая функция философии тесно связана с мировоззренческой. Методология, учение о методах, понимается в данном случае как определение способов достижения какой-либо цели, например, эффективного конструирования научного познания, поэтического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический метод: в любом исследовании обязательно учитывается история проблемы.
Чувственно-эстетическая функция. А.Шопенгауэр говорил, что «философия есть искусство, а не наука». Шеллинг считал, что идеалы философии может реализовать лишь тот, кто обладает художественным дарованием. В мировой философии достаточно четко просматриваются две тенденции. Философия сближается либо с наукой (Гегель, Гуссерль), либо с искусством (Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, экзистенциалисты – Камю, Ясперс).
Греческое слово «эстетикос» означает в буквальном переводе чувствующий, сочувствующий. Впоследствии термин эстетическое стал означать высокие, возвышенные чувства, пробуждаемые искусствами. Философия имеет дело со всей сферой чувственного, но с особым акцентом на эстетическое переживание. В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством. Философия – об этом свидетельствует ее содержание – не довольствуется понятийным постижением мира, она еще стремится к возвышенному чувству. В этом смысле искусство ей более сродни, чем наука.
Чувственно-эстетическая философия делает акцент на индивидуальном, а не общем и универсальном, на интуитивном и творческом, а не методически однообразном. Приоритетным становится обостренное отношение к наиболее злободневным проблемам жизни и судьбы человека. В основании этого направления философии лежит не рациональное мировоззрение, а мироощущение, подъем к наивысшему посредством того, что сродни обостренному чувству.
Однако чувственно-эстетическую философию нельзя отождествлять с искусством. Художественное творчество, создание художественных образов для философии не характерно. Искусство по сравнению с философией более выборочно, оно занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого.
Гуманистическая функция – философия гуманистична по самой сущности своих исследовательских проблем, разрешение которых направлено на достижения блага для человека.
Моральная (этическая, аксиологическая,) функция философии отражает ориентацию ее на ценности. Аксиологическая («аксиос» -ценный) функция есть конкретное воплощение этической функции философии (акиология как учение о ценностях сложилась к началу ХХ века. Сфера этики и морали – это в первую очередь представления людей о добре и зле, добродетелях и пороках, должном и недолжном, ценностях и идеалах. Многие философы в понимании этической функции философии следуют традиции Аристотеля-Канта и считают этику практической философией. Этика возникает там, где философия входит в непосредственный контакт с практической деятельностью людей. В научной и чувственно-эстетической философии этическое начало приглушено и отодвинуто в тень. Философия не только фиксирует сложившееся положение дел, но и стремится сначала наметить, а затем более детально разработать пути улучшения этого положения дел, преодоления кризисных явлений. На протяжении всей своей многовековой истории философия демонстрировала не отрешенность от мирских дел, а свою максимальную заинтересованность в их правильном налаживани в соответствии с возможностями и талантами людей. Подлинная философия – это всегда углубленный поиск добра, сотворение нравственного человека. Античные идеалы мудрости и мужества, средневековые идеалы святости и рыцарской чести, нововременные идеалы разумного и свободного человека, современные идеалы ответственности, мира между народами, экологической бдительности – это проявление влияния философии на реальную жизнь людей.
Далеко не всякое суждение о нравственном является философским. То или иное этическое суждение приобретает философский характер лишь в том случае, если оно в должной степени причастно к коренным проблемам бытия человека, дает им емкую интерпретацию. Этика ограничивает себя нравственными проблемами, философия же рассматривает этическую составляющую в качестве своей органической самостоятельной компоненты, функционирующей не иначе как в рамках целого.
Практическая ориентация. Философия ориентирована на практическую деятельность. Философ-теоретик стремится к достижению истины и к избавлению от заблуждений. Он по-своему практичен, но лишь в области мыслей. Философ-эстетик практичен преимущественно в чувственно-эмоциональной сфере. Философ-этик в качестве цели своей деятельности избирает идеалы добра, это универсальная цель. Практическая ориентация характерна для философии в целом, но универсальную значимость она приобретает именно в рамках этической функции философии. Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Здесь и реализуются практические потенциалы философии.
Философия вплетена в практическую деятельность человека, а это значит, что она – разновидность этой деятельности. Философия есть практическое отношение человека к миру, которое наиболее ярко представлено в этической функции.
В формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла стержневую роль. Мировоззренческая ориентация личности, осознание своего места и роли в обществе, цели и смысла общественной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности немыслимы без опоры на глубинные ценности и жизненные ориентации.
Философия во все времена и эпохи брала на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз на определенном конкретно-историческом этапе выясняя вопрос: что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться. В современном мире невозможно обойтись без философских представлений о смысле человеческой жизни, его предназначении, общечеловеческих ценностях. Философское знание помогает осмысливать действительность во взаимосвязи всех сфер, сторон жизни, единстве всех ее законов и противоречий.
Философия как сердцевина духовной культуры общества, каждой отдельной личности способствует пониманию сущности человека, что жизненно необходимо для нравственно-этического сознания медиков. Она учит осмысливать и действовать конструктивно - критически, творчески, созидательно, диалектически. Чтобы научиться осмысливать процессы, происходящие в мире, необходимо овладеть достижениями мировой философской мысли и ее важнейшими методами.