Рациональное и эмпирическое в философском знании.

Понятие объективного и субъективного.

Рациональное и внерациональное: рациональное и эмпирическое в философском знании.

Философия органически объединяет, синтезирует в себе абстрактно-теоретическую форму организации и развития своего содержания с глубоко и определенно выраженной ориентировкой на субъективно-деятельностную сторону человеческого бытия, общественной практики, т.е. объединяет в себе два основных способа освоения мира человеком: научно-теоретический и практически духовный. Первый предполагает познание объекта таким, каков он есть сам по себе, вне зависимости от целей и интересов человека. Второй – это освоение реальности через призму человеческих ценностей и оценок. Способность философии к такому синтезу есть ее уникальная особенность, важнейшее и существенное отличие от всех других формообразований сознания. Такая «двукомпонентность» философского сознания (и философского знания) во многом объясняет и особенности историко-философского процесса, т.е. реального бытия философии в пространстве и времени культуры.

Эмпиризм – это философское направление, в котором утверждается, что источником истинного знания является опыт. Эмпирики считали, что в основе познания может лежать только опыт.

Рационализм– это философское направление, в котором утверждается, что источником истинного знания является разум. Рационалисты считали, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредствено из разума и не зависит от чувственного опыта.

Иррационализм – особое направление в философии. Согласно представлениям иррационалистов (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр), мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а, следовательно, никогда не будет познан разумом.

Мировоззрение: его структура, исторические формы и уровни формирования.

Понятие мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Оно представляет собой целостную сложноорганизованную систему, состоящую из ряда элементов. В качестве таких элементов выступают знания, убеждения, верования, настроения, стремления, надежды, ценности, нормы, идеалы и т.д.

Структура мировоззрения

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. На основе этих знаний формируется конкретно-научная и универсальная картина мира. Она содержит систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2. Ценностно-нормативный компонент. Он включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами.

Ценность – это свойство какого-то предмета или явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни.

Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие жизнь, как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением.

3. Эмоционально-волевой компонент. Эмоции и воля направляют и организуют поведение человека. Эмоции сигнализируют человеку о степени удовлетворения тех или иных его потребностей. Они являются неотъемлемой частью жизни человека. Для осуществления различных видов деятельности человеку необходимо прилагать определенные волевые усилия.

Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходима выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

4. Практический компонент. Мировоззрение – это не просто обобщения знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.

Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией. Именно на этом уровне оно включается в социальное и индивидуальное взаимодействие всех людей. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровень образования, характер профессиональной деятельности, особенности интеллектуальной и духовной культуры, как самого индивида, так и социальной среды, в которой происходит формирование мировоззрения.

Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколение, и опыт каждого конкретного индивида. Оно формируется в ходе повседневной жизни человека и помогает ему ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем содержатся внутренние противоречия, заблуждения, устойчивые предрассудки.

Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, - научно-теоретическом.

К этому уровню решения мировоззренческих проблем принадлежит наука и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.

Наши рекомендации