Мудрость и знание в философии.

«Философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости» (рhilo-sophos – влюбленный в мудрость, в сокровенную суть вещей).

Слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (YI в. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному выбору образа жизни. Пифагор исходил из того, что человеческое познание по причине своей естественной ограниченности никогда не способно достичь уровня абсолютного знания, которое и есть сама мудрость. Любовь к процессу познания мира и самого себя, стремление к истине в этом познании и есть любовь к мудрости. Это процесс стремления к идеальному, всеобъемлющему знанию, который, как всякое стремление к идеалу, бесконечен. Человек, стремящийся к мудрости, всегда таковым остается, независимо от степени его позитивных знаний о мире, которых всегда будет не хватать.

В древнегреческие философы (основоположники западноевропейской философии) считали, мудрость – это восприятие упорядоченности мира и знание основополагающих принципов этой упорядоченности. Сократ считал, что мудрость соединяет в себе мыслительную и практическую деятельность человека, придавая последней целесообразный характер. Аристотель говорил, что «мудрый тот, кто не только знает сущность вещи и факт существования этой сущности, но еще знает также и причину вещи и ее цель». Позднее античные философы дополнили понимание мудрости еще одним свойством – знанием о критериях оценки поступков человека и определением его добродетельности. Древнеримский философ Л.А. Сенека говорил, что мудрость – это знание о сущности и причинах добра и зла. Таким образом, в первые столетия существования философии сформировалось представление о мудрости как стремлении к целостному пониманию бытия в единстве всех его проявлений.

Первоначально понятие «философия» означало совокупность теоретических знаний, накопленных человеком, сформировавшихся на основе практического опыта людей. Эти теоретические знания включали в себя не только элементы научных знаний, на основе которых впоследствии сформировались различные науки (физика, химия, математика, астрономия, биология и др.), но и представления людей об устройстве мира и предназначении человека, добре и зле, жизни и смерти, других аспектах существования мира и человека в мире.

Возникновение философии означало появление особой духовной потребности человека – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. Немецкий мыслитель 18 века И. Кант назвал философию естественной склонностью души.

«Философская мудрость, или философствование в подлинном смысле этого слова – это бесконечный процесс поиска истины и твердых ценностных оснований личного бытия, который никогда не может приостановиться. Не овладение истиной, не возведение каких-то истин в догмы, а поиск ее – вот цель философии» (Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. – М.: «Современные тетради», 2004, с. 55).

Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности.

Каждый человек в какой-то момент своей жизни задается вопросом: Зачем я живу? Есть ли судьба? Насколько я волен в своих поступках и решениях? Существуют ли законы, определяющие развитие мира? Кто или что определяет эти законы?

Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?

Каждого человека волнуют и нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли четко разграничить добро и зло? Откуда берется зло в человеческих поступках и мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?

Люди задаются вопросами: зачем жизнь, зачем смерть, какой смысл в боли, почему мы стареем, почему с нами случается то, что случается? Ради чего существует страдание, почему человек может переходить от страдания к радости, от радости к страданию, что переносит его, словно ветер, из одного состояния в другое? Почему возникают страхи, почему – сомнения?

Когда у человека рождаются такие вопросы, он вынужден либо искать ответы, либо продолжать жить в постоянной тревоге, как человек, надевший на глаза повязку и не желающий ничего видеть. Когда есть неясности и вопросительные знаки, нет лучшего способа, чем продолжать формулировать вопросы, ведущие к поиску ответа. Когда Сократ говорил: «Я знаю только то, что я ничего не знаю», он говорил это не для того, чтобы смириться с таким положением вещей. Это было одновременно и признание того, что многое ему неведомо, и стремление к дальнейшему поиску, приобретению знаний: «Я буду познавать больше, ибо нуждаюсь в большем…».

Проходят века, но человек продолжает ставить перед собой все те же вопросы. И достаточно появиться хотя бы одному-единственному ответу, чтобы философия стала вновь и полезной, и нужной. Философия – великий учитель, ее уроки – уроки жизни.

Вопросы о главном: «Кто я такой? Что делаю здесь и сейчас, ради чего живу? Откуда пришел и куда иду?» - это лишь форма, помогающая нам учиться жить. Искусство жить состоит в том, чтобы изо дня в день пытаться ответить на эти вопросы, чтобы понимать смысл боли и страданий. Философы Востока говорили, что боль – это инструмент сознания. Когда кто-то счастлив, смеется и радуется, вряд ли он будет задавать себе вопрос: «Почему это со мной происходит?» Мы, люди, чаще извлекаем уроки тогда, когда страдаем. Искусство жить учит, что каждый раз, когда мы испытываем боль, мы должны остановиться и задать себе вопрос: «Почему я страдаю? Чему пытается научить меня жизнь в данный момент? Что стоит за этой болью? Какой важный урок я могу извлечь из всего этого?».

Это и есть вопросы философии. На них нельзя найти ответы экспериментальным путем или с помощью математических вычислений. Они имеют особую – ценностную, или смысложизненную, - окраску, они все ориентированы на человеческое присутствие, человеческий интерес и человеческую оценку.

Можно ли один раз и навсегда ответить на какие-либо философские вопросы? Поиск ответов на философские вопросы нескончаем, в каждую историческую эпоху философы дают свои ответы, переосмысливая уже открытое, и добавляя новое.

Задолго до возникновения философии люди находили ответы на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильнее было бы назвать эти вопросы мировоззренческими.

Любой человек, ставящий перед собой определенные вопросы и в моменты одиночества стремящийся понять, кто он на самом деле, уже является философом.

Что такое философия?

Философия – это великое искусство, великая наука, особый, глубокий подход к жизни. Этот подход требует научного обоснования, т.к., если кто-то задает вопросы, то он ждет ответов. Этот подход нуждается в искусстве, т.к. не все можно выразить словами, и ответы, которые мы хотим получить не могут быть произвольной формы. Это подход, при котором человек живет не вслепую, а с открытыми глазами и открытым сердцем, не боится проникать в таинства, окружающие нас, не боится всматриваться во Вселенную и задавать вопросы о ее загадках, о загадках человечества и о нас самих.

Философия – это древнейшая, но вечно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения.

Наши рекомендации