Вынесение экспертного заключения

1. Окончательное заключение выносится экспертным сове­том, сформированным при организации саморегулирования рекламы, объединении потребителей или иной общественной инстанции из квалифицированных психологов, рекламистов, специалистов в области массовых коммуникаций и т.д., полу­чивших специальную подготовку. Члены экспертного совета участвуют и непосредственно в проведении психотехнического анализа рекламы как супервизоры, то есть могут присутство­вать при любых индивидуальных или коллективных процеду­рах, с целью проверки чистоты эксперимента или квалифика­ции психолога, но без права вмешательства в действия испытуемых или аналитиков.

2. Экспертное заключение может содержать любые оценки:

полное одобрение, сомнения и колебания, решительное осужде­ние и т. п., — любые рекомендации: отказаться от тиражирования текста, ограничить сферы распространения, внести частичные из­менения и т. п. — и любые санкции: провести закрытое обсуждение п кругу специалистов, запросить медицинскую экспертизу или ор­ганизовать консилиум, передать дело в суд и т. п. Но любая пози­ция должна быть доказательно мотивирована, обоснована данны­ми психотехнического анализа и проведена через процедуру официального утверждения.

3. Процедура официального утверждения может разворачи­ваться по нескольким типам:

• Закрытое обсуждение в составе только членов совета с выне­сением окончательного решения.

• Закрытое обсуждение с привлечением дополнительных ре­цензентов со стороны и вольноопределяющихся оппонентов подобно тому, как это делается на ученых советах.

• Рассмотрение вопроса по вердикту специально подобранной группы незаинтересованных лиц, которые без предваритель­ной подготовки присутствовали при словоговорении на засе­дании совета, как в суде присяжных.

Возможны, разумеется, и другие стратегии. Но какой бы

сценарий ни был избран, он должен быть детально разработан, пооперационно расписан, п подробностях доведен до всеобще­го сведения и исполнен точно, без отклонений.

4. Следует продумать форму, в которой членам экспертного совета предлагалось бы принять общие исходные установки оп­ределения корректности или некорректности рекламного воз­действия:

1) Никакой предвзятости: обоснование корректности текста столь же ценно, как и доказательство его патогенности.

2) Эффективность рекламы, ее дизайнерские достоинства, прагматическая ценность, респектабельность и т. п. не мо­гут служить оправданием риска нанести ущерб психике потребителя.

3) Не изыскивать «единственно верные критерии», а ориен­тироваться на общепринятые нормы поведения, общения и душевного состояния. Аналогия: существует понятие «норма русского языка». Она подвижна. И чтобы убедить­ся в правильности словоупотребления, необходимо све­риться со словарем. Словари тоже меняются от издания к изданию, включая в норму новые выражения и исключая архаизмы. Но и словари не абсолютный авторитет. Един­ственно верного критерия правильности того или иного выражения нет, да и не может быть. Поскольку реальное словоупотребление — процесс массовый и беззаботный, постоянно возникают самые разные отклонения от нор­мы. Но они и воспринимаются как отклонения! А многие так навсегда и остаются «ненормативной лексикой», хотя используются в газетах и вносятся в словари типа: «Моло­дежный жаргон», «Русский мат» и др.

4) Без замешательства встречать упреки в «субъективном под­ходе». Тот, кто их высказывает, субъективен гораздо боль­ше, так как судит, исходя из личной позиции, а в эксперт­ном заключении интегрируются нормы представлений испытуемых, психологов-аналитиков и членов совета.

5. Общественный резонанс и реальный авторитет эксперт­ных заключений установится в повседневной практике контро­ля корректности рекламного воздействия. Но для стартового ус­корения следует придать им достаточно высокий официальный статус и общедоступность.

XI ПОДБОР И ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ

1. Для поисковых замеров патогенности отдельных рек­ламных текстов, а также для репрезентативных обследований психологического ореола рекламных кампаний в качестве ис­пытуемых привлекаются обычные потребители. Выборка вся­кий раз рассчитывается конкретно, по стандартным методи­кам, излагаемым в соответствующей литературе (см., напр., Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. — М., «Про­гресс», 1972).

2. Но с расширением масштабов деятельности совета для мо­ниторинга психологической безопасности рекламы, контроль­ных замеров и превентивной экспертизы рекламных проектов потребуются квалифицированные исполнители, сотрудничаю­щие на постоянной основе. Их должно быть достаточно много, чтобы можно было в любой момент по заказу или в соответствии с планом организовывать фокус-группы или целевые коллекти­вы для оперативной и авторитетной экспертизы психологичес­кой безопасности рекламного воздействия. Их можно в должном количестве подобрать из числа испытуемых, привлекавшихся к поисковым или репрезентативным замерам по случайной вы­борке. При отборе какие-либо внешние характеристики, как-то: покупательная способность, семейное положение, место жи­тельства, возраст, специальность и т. п., — существенного значе­ния не имеют. И чем более разнообразным в этом отношении окажется состав испытуемых, тем легче будет, когда в этом воз­никнет необходимость, скомпоновать однородную или, наобо­рот, стратифицированную группу для заказной или контрольной экспертизы. Методикой индивидуального психотехнического анализа рекламы может овладеть каждый, независимо от жиз­ненного опыта или уровня образования. Однако нужно обра­щать внимание на некоторые внутрипсихические свойства лич­ности, которые при любом статусе и несмотря на самое искреннее желание помешают человеку глубоко вникнуть в экс­портируемый текст и по достоинству оценить его воздействие.

Аналогия: рассмотрим ситуацию на идеальном примере выбо­ра испытуемых из числа персонажей классической литературы, которые известны всем и каждому как образец доблести и чес­ти. Допустим, это герои А. Дюма: Атос, Портос, Арамис и д'Артаньян. Ясно, что Портос с его коронной фразой «Я дерусь, по­тому что дерусь» на роль эксперта мало подходит. Он даже не разбирает, что и почему делает, и к чему все это поведет. Ара­мис, конечно, способен все прочувствовать и все понять. Но он всегда ведет собственную интригу. И кто поручится, что этот умница не постарается обернуть дело исключительно в свою пользу? Атос абсолютно бескорыстен. Но в его душе властвует высокая идея рыцарства. Он все мерит на свой благородный ар­шин и постоянно роковым образом ошибается. А вот д'Артаньян с его детским любопытством, практической сметкой, яркос­тью эмоций и умением отстоять свои права как нельзя лучше подошел бы на роль эксперта, как, впрочем, и на любую другую жизненную роль.

На идеальный вариант при подборе большого числа испыту­емых лучше не рассчитывать. Люди вроде д'Артаньяна редки. Нельзя запретить участвовать в экспертной работе и людям с комплексами Атоса, Портоса или Арамиса. Это было бы нару­шением прав потребителя.

Но, во-первых, чтобы не получить сплошь невразумитель­ные протоколы индивидуального анализа, следует привлекать к сотрудничеству на постоянной основе людей массовых интел­лектуальных профессий: школьных психологов и вообще учи­телей, врачей и медсестер, научных сотрудников и заводских инженеров, менеджеров и предпринимателей среднего бизне­са, домохозяек с высшим образованием и т. д., — которые соб­ственно и определяют тип потребления и характер массового спроса.

Во-вторых, приходится учитывать, что самое дестабилизи­рующее воздействие на фокус-группу оказывают участники с опытом работы в рекламе, РК., шоу-бизнесе, массовых видов искусств. Они не могут отрешиться от своей позиции произ­водителя рекламы, а не потребителя товара. И для них эффек­тивность текста дороже принципа психологической безопас­ности. В дискуссии они ведут свою интригу, а в результате разнонаправленные точки зрения как бы взаимоуничтожают-ся, и тем самым исключается всякая возможность определен­ного вывода. Чтобы избежать влияния на исследовательский процесс коварного «комплекса Арамиса», нужно твердо сле­довать правилу: для сотрудничества на постоянной основе не приглашаются специалисты в области рекламы, РК, шоу-биз­неса, массовых форм искусства. Если потребуется обоснова­ние, достаточно провести показательную экспертизу одного и того же текста параллельно тремя группами испытуемых, со­ставленными одна из потребителей, другая — из рекламистов, третья — смешанная и обнародовать результаты.

В-третьих, суждения людей, идейно воспринимающих рек­ламу, видящих в ней особо прогрессивную или, наоборот, раз­лагающую силу, практически всегда тенденциозны. Кому-то благородный самообман, а кому-то партийные интересы меша­ют беспристрастно воспринимать и оценивать рекламные обра­зы. Поэтому к сотрудничеству на постоянной основе не следу­ет привлекать активистов каких бы то ни было общественных движений и организаций, вплоть до объединений потребите­лей, а также ответственных работников государственных орга­нов и частных компаний, вплоть до отделов контроля за качест­вом продукции.

3. Штат аналитиков должен формироваться постепенно, по­полняясь за счет проявивших устойчивый интерес и способно­сти испытуемых, сотрудничающих на постоянной основе. Для аналитика предпочтительно иметь базовое психологическое образование и обязательно пройти углубленные курсы психо­технического анализа рекламы и получить соответствующий сертификат.

4. Члены экспертного совета также должны пройти техмини­мум по всем процедурам психотехнического анализа рекламы, чтобы с должной взыскательностью выполнять свои суперви-зорские функции.

5. Лучшей формой профессиональной учебы и повышения квалификации испытуемых, психологов-аналитиков и экспер­тов может стать подготовка к печати прецедентов нарушения психологической безопасности рекламы и непрерывное обсуж­дение их в средствах массовой информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александровский Ю. А. Чрезвычайные ситуации и психогенные расст­ройства. — В ж.: «Врач», №9, 1997.

2. Борисов И.Ю. «Гедонистический риск» в неформальных молодежных объединениях. — В кн.: Психологические проблемы изучения нефор­мальных молодежных объединений. М., НИИ ОПП, 1988.

3. БэндлерР., ГриндерДж. Структура магии. М, 1993.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

5. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен дес­труктивных культов и контроля сознания. — Журнал практического пси­холога. № 2, 1996.

6. Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе. — Психологический журнал, т. 19, № 3, 1998.

7. Де Роса А.С., Смит А.Н. Стратегии общения «активного меньшинства» в рекламном сценарии: ВепеКоп — Тохсат. — В ж.: Психологическое обо­зрение. №1, 1997.

8. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998.

9. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., МГУ, 1998.

10. КенигТ. Психология рекламы. М., Современные проблемы, 1925.

11. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психоло­гию. Москва, Старый сад, 1998.

12. ПетренкоВ.Ф. Основы психосемантики. М., 1997.

13. Пронин Е.И., Пронина Е.Е. Четвертый обман. — В ж.: Акценты. Воро­неж, № 4-6,1999.

14. Пронина Е.Е. Техника психологической безопасности в педагогичес­ком общении. М., Знание, 1991.

15. Психогении в экстремальных условиях. М., Медицина, 1991.

16. Психофизиологические нарушения у детей в экстремальных ситуациях и их психотерапевтическая коррекция. СПб, 1996.

17. Пухский Н.Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., 1999.

18. Ульяновский А. Мифодизайн рекламы. СПб., 1995.

19. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

20. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь в экстремальных усло­виях. М.,1995.

21. Шёнерт В. Грядущая реклама. М., Интерэксперт, 1999.

22. Юнг К.Г Психология бессознательного. М., 1994.

23. Юрьев Г. П. Виртуальный человек в экстремальных условиях/ Труды ла­боратории виртуалистики. Вып. 9. — М.: Путь, 2000.

ПСИХОТЕХНИЧЕСКАЯ МАТРИЦА

Опорный стимул (1)   Формально-содержательные особенности текста (2)   Виды манипуляции (3)   Психофизиологические механизмы реагирования (4)  
    Тсмпо-ритм, сила, яркость, тембр, частота, амплитуда   Форс-мажорные и форс-минорные режимы презентации   Настройка организма на физические параметры среды  
Ё. 0 •5-   Аффектогенные (необычные, гипер­болические, вычур­ные) стилистические фигуры   Эмоционалшое давление   Настройка на социальное окружение  
| Л ^~. б   Информационная плотность   Превышение ресурсов сознания   Пропускная способность сознания  
    Неопределенность, двусмысленность, противоречивость   Искажение логики доказательств   Аналитическая способность сознания  
    Гиперсексуальные картины   «Снятие запретов»   Биологически обусловлен­ное сексуальное влечение  
сз   Сцены агрессии, жестокости, подавленности   Актуализация страха смерти   Биологически обусловленное стремление к преобладанию  
м с. ю я ^ 5 ^ и   Лесть или оскорбление личности   Угроза личному престижу (дискре­дитация само­идентичности)   Био-социально обусловленное самолюбие  
и 0 с; ю ^   Обращение к нацио­нальным, культур­ным, сословным и т.п. стереотипам   Актуализация страха геноцида (дискредитация групповой идентичности)   Био-сопиально обусловленное чувство кровного родства  
    Ревизия моральных норм   Цинизм   Культурно-исторически обусловленная традиция  
    Вторжение ч архспшы   Кощунство   Культурно-исторически обус­ловленный «символ веры»  

РЕКЛАМНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Психологичес­кие механизмы   Симптомы патогенности   Последствия патогенного   Типы  
саморегуляции       воздействия   патологии  
(5)   (6)   (7)   (8)  
«Уподобление   Вынужденная   Психофизиологическая      
воспринимае­   синхронизация   дезадаптация: необъясни­      
мому объекту»       мые скачки самочувствия,      
и другие осо­       стресс, утомляемость,      
бенности       обострение хронических      
динамического       заболеваний, неадекват­      
контакта       ные реакции   П  
с реальностью           С-  
            с  
            и  
            ^  
Избиратель­   Наведенная заторможен-       и т-  
ность внима­   ность, притупление кри­          
ния и другие   тичности, вынужденная          
механизмы   дезориентация          
фильтрации и              
обобщения              
информации              
ТАБУ   Витальная озабоченность   Психосоциальная дез­      
    (гиперсексуальность,   адаптация: депрессия,      
    жажда риска и другие кон­   отчаяние, навязчивые      
    фликты в сфере «]()»)   идеи, мании и страхи,      
        неадекватное поведение      
«Образ-Я»   Фрустрация самооценки (самодовольство, неуве­          
    ренность, конформизм и       п  
    другие конфликты в сфе­       0 С.  
    ре «Е§о»)       са и  
            я  
            ^  
            и  
             
«Идеал-Я»   Наведенная духовная сму­та (утрата смысла сущест­вования, духовная прост­рация, отказ от активности          
    и другие конфликты в сфе­          
    ре «Хирег-С^о»)          

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ......................................... 3

I. Понятие психологической безопасности .................. 5

II. Принцип корректности рекламы ....................... 7

III. Общие положения ................................ 10

IV. Последствия некорректной рекламы ................... 12

V. Психотехническая матрица рекламного воздействия ....... 30

VI. 'Типологический перечень видов манипуляции ........... 36

VII. Индивидуальный психотехнический анализ ........... 43

Наши рекомендации