Вынесение экспертного заключения
1. Окончательное заключение выносится экспертным советом, сформированным при организации саморегулирования рекламы, объединении потребителей или иной общественной инстанции из квалифицированных психологов, рекламистов, специалистов в области массовых коммуникаций и т.д., получивших специальную подготовку. Члены экспертного совета участвуют и непосредственно в проведении психотехнического анализа рекламы как супервизоры, то есть могут присутствовать при любых индивидуальных или коллективных процедурах, с целью проверки чистоты эксперимента или квалификации психолога, но без права вмешательства в действия испытуемых или аналитиков.
2. Экспертное заключение может содержать любые оценки:
полное одобрение, сомнения и колебания, решительное осуждение и т. п., — любые рекомендации: отказаться от тиражирования текста, ограничить сферы распространения, внести частичные изменения и т. п. — и любые санкции: провести закрытое обсуждение п кругу специалистов, запросить медицинскую экспертизу или организовать консилиум, передать дело в суд и т. п. Но любая позиция должна быть доказательно мотивирована, обоснована данными психотехнического анализа и проведена через процедуру официального утверждения.
3. Процедура официального утверждения может разворачиваться по нескольким типам:
• Закрытое обсуждение в составе только членов совета с вынесением окончательного решения.
• Закрытое обсуждение с привлечением дополнительных рецензентов со стороны и вольноопределяющихся оппонентов подобно тому, как это делается на ученых советах.
• Рассмотрение вопроса по вердикту специально подобранной группы незаинтересованных лиц, которые без предварительной подготовки присутствовали при словоговорении на заседании совета, как в суде присяжных.
Возможны, разумеется, и другие стратегии. Но какой бы
сценарий ни был избран, он должен быть детально разработан, пооперационно расписан, п подробностях доведен до всеобщего сведения и исполнен точно, без отклонений.
4. Следует продумать форму, в которой членам экспертного совета предлагалось бы принять общие исходные установки определения корректности или некорректности рекламного воздействия:
1) Никакой предвзятости: обоснование корректности текста столь же ценно, как и доказательство его патогенности.
2) Эффективность рекламы, ее дизайнерские достоинства, прагматическая ценность, респектабельность и т. п. не могут служить оправданием риска нанести ущерб психике потребителя.
3) Не изыскивать «единственно верные критерии», а ориентироваться на общепринятые нормы поведения, общения и душевного состояния. Аналогия: существует понятие «норма русского языка». Она подвижна. И чтобы убедиться в правильности словоупотребления, необходимо свериться со словарем. Словари тоже меняются от издания к изданию, включая в норму новые выражения и исключая архаизмы. Но и словари не абсолютный авторитет. Единственно верного критерия правильности того или иного выражения нет, да и не может быть. Поскольку реальное словоупотребление — процесс массовый и беззаботный, постоянно возникают самые разные отклонения от нормы. Но они и воспринимаются как отклонения! А многие так навсегда и остаются «ненормативной лексикой», хотя используются в газетах и вносятся в словари типа: «Молодежный жаргон», «Русский мат» и др.
4) Без замешательства встречать упреки в «субъективном подходе». Тот, кто их высказывает, субъективен гораздо больше, так как судит, исходя из личной позиции, а в экспертном заключении интегрируются нормы представлений испытуемых, психологов-аналитиков и членов совета.
5. Общественный резонанс и реальный авторитет экспертных заключений установится в повседневной практике контроля корректности рекламного воздействия. Но для стартового ускорения следует придать им достаточно высокий официальный статус и общедоступность.
XI ПОДБОР И ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ
1. Для поисковых замеров патогенности отдельных рекламных текстов, а также для репрезентативных обследований психологического ореола рекламных кампаний в качестве испытуемых привлекаются обычные потребители. Выборка всякий раз рассчитывается конкретно, по стандартным методикам, излагаемым в соответствующей литературе (см., напр., Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. — М., «Прогресс», 1972).
2. Но с расширением масштабов деятельности совета для мониторинга психологической безопасности рекламы, контрольных замеров и превентивной экспертизы рекламных проектов потребуются квалифицированные исполнители, сотрудничающие на постоянной основе. Их должно быть достаточно много, чтобы можно было в любой момент по заказу или в соответствии с планом организовывать фокус-группы или целевые коллективы для оперативной и авторитетной экспертизы психологической безопасности рекламного воздействия. Их можно в должном количестве подобрать из числа испытуемых, привлекавшихся к поисковым или репрезентативным замерам по случайной выборке. При отборе какие-либо внешние характеристики, как-то: покупательная способность, семейное положение, место жительства, возраст, специальность и т. п., — существенного значения не имеют. И чем более разнообразным в этом отношении окажется состав испытуемых, тем легче будет, когда в этом возникнет необходимость, скомпоновать однородную или, наоборот, стратифицированную группу для заказной или контрольной экспертизы. Методикой индивидуального психотехнического анализа рекламы может овладеть каждый, независимо от жизненного опыта или уровня образования. Однако нужно обращать внимание на некоторые внутрипсихические свойства личности, которые при любом статусе и несмотря на самое искреннее желание помешают человеку глубоко вникнуть в экспортируемый текст и по достоинству оценить его воздействие.
Аналогия: рассмотрим ситуацию на идеальном примере выбора испытуемых из числа персонажей классической литературы, которые известны всем и каждому как образец доблести и чести. Допустим, это герои А. Дюма: Атос, Портос, Арамис и д'Артаньян. Ясно, что Портос с его коронной фразой «Я дерусь, потому что дерусь» на роль эксперта мало подходит. Он даже не разбирает, что и почему делает, и к чему все это поведет. Арамис, конечно, способен все прочувствовать и все понять. Но он всегда ведет собственную интригу. И кто поручится, что этот умница не постарается обернуть дело исключительно в свою пользу? Атос абсолютно бескорыстен. Но в его душе властвует высокая идея рыцарства. Он все мерит на свой благородный аршин и постоянно роковым образом ошибается. А вот д'Артаньян с его детским любопытством, практической сметкой, яркостью эмоций и умением отстоять свои права как нельзя лучше подошел бы на роль эксперта, как, впрочем, и на любую другую жизненную роль.
На идеальный вариант при подборе большого числа испытуемых лучше не рассчитывать. Люди вроде д'Артаньяна редки. Нельзя запретить участвовать в экспертной работе и людям с комплексами Атоса, Портоса или Арамиса. Это было бы нарушением прав потребителя.
Но, во-первых, чтобы не получить сплошь невразумительные протоколы индивидуального анализа, следует привлекать к сотрудничеству на постоянной основе людей массовых интеллектуальных профессий: школьных психологов и вообще учителей, врачей и медсестер, научных сотрудников и заводских инженеров, менеджеров и предпринимателей среднего бизнеса, домохозяек с высшим образованием и т. д., — которые собственно и определяют тип потребления и характер массового спроса.
Во-вторых, приходится учитывать, что самое дестабилизирующее воздействие на фокус-группу оказывают участники с опытом работы в рекламе, РК., шоу-бизнесе, массовых видов искусств. Они не могут отрешиться от своей позиции производителя рекламы, а не потребителя товара. И для них эффективность текста дороже принципа психологической безопасности. В дискуссии они ведут свою интригу, а в результате разнонаправленные точки зрения как бы взаимоуничтожают-ся, и тем самым исключается всякая возможность определенного вывода. Чтобы избежать влияния на исследовательский процесс коварного «комплекса Арамиса», нужно твердо следовать правилу: для сотрудничества на постоянной основе не приглашаются специалисты в области рекламы, РК, шоу-бизнеса, массовых форм искусства. Если потребуется обоснование, достаточно провести показательную экспертизу одного и того же текста параллельно тремя группами испытуемых, составленными одна из потребителей, другая — из рекламистов, третья — смешанная и обнародовать результаты.
В-третьих, суждения людей, идейно воспринимающих рекламу, видящих в ней особо прогрессивную или, наоборот, разлагающую силу, практически всегда тенденциозны. Кому-то благородный самообман, а кому-то партийные интересы мешают беспристрастно воспринимать и оценивать рекламные образы. Поэтому к сотрудничеству на постоянной основе не следует привлекать активистов каких бы то ни было общественных движений и организаций, вплоть до объединений потребителей, а также ответственных работников государственных органов и частных компаний, вплоть до отделов контроля за качеством продукции.
3. Штат аналитиков должен формироваться постепенно, пополняясь за счет проявивших устойчивый интерес и способности испытуемых, сотрудничающих на постоянной основе. Для аналитика предпочтительно иметь базовое психологическое образование и обязательно пройти углубленные курсы психотехнического анализа рекламы и получить соответствующий сертификат.
4. Члены экспертного совета также должны пройти техминимум по всем процедурам психотехнического анализа рекламы, чтобы с должной взыскательностью выполнять свои суперви-зорские функции.
5. Лучшей формой профессиональной учебы и повышения квалификации испытуемых, психологов-аналитиков и экспертов может стать подготовка к печати прецедентов нарушения психологической безопасности рекламы и непрерывное обсуждение их в средствах массовой информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александровский Ю. А. Чрезвычайные ситуации и психогенные расстройства. — В ж.: «Врач», №9, 1997.
2. Борисов И.Ю. «Гедонистический риск» в неформальных молодежных объединениях. — В кн.: Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М., НИИ ОПП, 1988.
3. БэндлерР., ГриндерДж. Структура магии. М, 1993.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
5. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания. — Журнал практического психолога. № 2, 1996.
6. Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе. — Психологический журнал, т. 19, № 3, 1998.
7. Де Роса А.С., Смит А.Н. Стратегии общения «активного меньшинства» в рекламном сценарии: ВепеКоп — Тохсат. — В ж.: Психологическое обозрение. №1, 1997.
8. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998.
9. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., МГУ, 1998.
10. КенигТ. Психология рекламы. М., Современные проблемы, 1925.
11. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Москва, Старый сад, 1998.
12. ПетренкоВ.Ф. Основы психосемантики. М., 1997.
13. Пронин Е.И., Пронина Е.Е. Четвертый обман. — В ж.: Акценты. Воронеж, № 4-6,1999.
14. Пронина Е.Е. Техника психологической безопасности в педагогическом общении. М., Знание, 1991.
15. Психогении в экстремальных условиях. М., Медицина, 1991.
16. Психофизиологические нарушения у детей в экстремальных ситуациях и их психотерапевтическая коррекция. СПб, 1996.
17. Пухский Н.Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., 1999.
18. Ульяновский А. Мифодизайн рекламы. СПб., 1995.
19. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
20. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь в экстремальных условиях. М.,1995.
21. Шёнерт В. Грядущая реклама. М., Интерэксперт, 1999.
22. Юнг К.Г Психология бессознательного. М., 1994.
23. Юрьев Г. П. Виртуальный человек в экстремальных условиях/ Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 9. — М.: Путь, 2000.
ПСИХОТЕХНИЧЕСКАЯ МАТРИЦА
Опорный стимул (1) | Формально-содержательные особенности текста (2) | Виды манипуляции (3) | Психофизиологические механизмы реагирования (4) |
Тсмпо-ритм, сила, яркость, тембр, частота, амплитуда | Форс-мажорные и форс-минорные режимы презентации | Настройка организма на физические параметры среды | |
Ё. 0 •5- | Аффектогенные (необычные, гиперболические, вычурные) стилистические фигуры | Эмоционалшое давление | Настройка на социальное окружение |
| Л ^~. б | Информационная плотность | Превышение ресурсов сознания | Пропускная способность сознания |
Неопределенность, двусмысленность, противоречивость | Искажение логики доказательств | Аналитическая способность сознания | |
Гиперсексуальные картины | «Снятие запретов» | Биологически обусловленное сексуальное влечение | |
сз | Сцены агрессии, жестокости, подавленности | Актуализация страха смерти | Биологически обусловленное стремление к преобладанию |
м с. ю я ^ 5 ^ и | Лесть или оскорбление личности | Угроза личному престижу (дискредитация самоидентичности) | Био-социально обусловленное самолюбие |
и 0 с; ю ^ | Обращение к национальным, культурным, сословным и т.п. стереотипам | Актуализация страха геноцида (дискредитация групповой идентичности) | Био-сопиально обусловленное чувство кровного родства |
Ревизия моральных норм | Цинизм | Культурно-исторически обусловленная традиция | |
Вторжение ч архспшы | Кощунство | Культурно-исторически обусловленный «символ веры» |
РЕКЛАМНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Психологические механизмы | Симптомы патогенности | Последствия патогенного | Типы |
саморегуляции | воздействия | патологии | |
(5) | (6) | (7) | (8) |
«Уподобление | Вынужденная | Психофизиологическая | |
воспринимае | синхронизация | дезадаптация: необъясни | |
мому объекту» | мые скачки самочувствия, | ||
и другие осо | стресс, утомляемость, | ||
бенности | обострение хронических | ||
динамического | заболеваний, неадекват | ||
контакта | ные реакции | П | |
с реальностью | С- | ||
с | |||
и | |||
^ | |||
Избиратель | Наведенная заторможен- | и т- | |
ность внима | ность, притупление кри | ||
ния и другие | тичности, вынужденная | ||
механизмы | дезориентация | ||
фильтрации и | |||
обобщения | |||
информации | |||
ТАБУ | Витальная озабоченность | Психосоциальная дез | |
(гиперсексуальность, | адаптация: депрессия, | ||
жажда риска и другие кон | отчаяние, навязчивые | ||
фликты в сфере «]()») | идеи, мании и страхи, | ||
неадекватное поведение | |||
«Образ-Я» | Фрустрация самооценки (самодовольство, неуве | ||
ренность, конформизм и | п | ||
другие конфликты в сфе | 0 С. | ||
ре «Е§о») | са и | ||
я | |||
^ | |||
и | |||
«Идеал-Я» | Наведенная духовная смута (утрата смысла существования, духовная прострация, отказ от активности | ||
и другие конфликты в сфе | |||
ре «Хирег-С^о») |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ......................................... 3
I. Понятие психологической безопасности .................. 5
II. Принцип корректности рекламы ....................... 7
III. Общие положения ................................ 10
IV. Последствия некорректной рекламы ................... 12
V. Психотехническая матрица рекламного воздействия ....... 30
VI. 'Типологический перечень видов манипуляции ........... 36
VII. Индивидуальный психотехнический анализ ........... 43