Ix коллективный психотехнический
АНАЛИЗ
1. Элементы коллективной проработки проблемы включаются в экспертизу корректности воздействия уже на уровне индивидуального психотехнического анализа рекламного текста. Так, Процедура №4 предполагает сопоставление личного мнения испытуемого с результатами обсуждения того же текста 5-9 другими испытуемыми в режиме фокусной группы.
Организует фокус-группу и проводит обсуждение специалист-психолог, которому предстоит прорабатывать потом индивидуальные протоколы по унифицированной методике.
Подбор участников фокус-группы, подготовка программы и фиксация результатов проводится по стандартной методике, излагаемой в соответствующей литературе, (см., напр., Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии: — М., «Центр»,1998).
2. Коллективный психотехнический анализ рекламы может быть развернут в двух направлениях:
2.1. По целевой выборке расчетный состав испытуемых самостоятельно проводит индивидуальный психотехнический анализ, данные которого прорабатываются по унифицированной методике, накапливаются в кластерах информационного банка и подвергаются затем факторному и дискриминантному анализу. Результаты интерпретируются специалистом-психологом, который и составляет экспертное заключение. Этот подход предпочтителен, когда случай относительно ясный, персонального обследования не требуется, а внимание сосредоточивается на прогнозировании широты распространения потенциальных патогенных последствий конкретной рекламной акции.
2.2. По целевой выборке формируются группы испытуемых, которые в присутствии психолога одновременно выполняют индивидуальные процедуры психотехнического анализа и в коллективном обсуждении уточняют личные и согласованные позиции. Затем психолог обобщает полученные данные, прорабатывает их при необходимости на ЭВМ и составляет экспертное заключение о соответствии/несоответствии рассматриваемого текста требованиям психологической безопасности рекламы. Этот подход обеспечивает оптимальную проработку конкретной проблемы, когда требуются обобщения принципиального характера.
Пример:
Психотехническая экспертиза рекламного плаката фирмы ВепеКоп «Интервью» (в проекте О. Тохсаш «ЦМТЕО СОШК.5 ОР ВЕNЕТТОN» - Приложение, рис. 15).
Фокус-группы испытуемых формировались в соответствии с возрастной шкалой Э. Эриксона .
Группа «А»: от 18 до 25 лет — 13 человек.
Группа «Б»: от 25 до 50 лет — 20 человек.
Иллюстрация:
ТИПОВОЙ ПРОТОКОЛ ИСПЫТУЕМОГО ГРУППЫ «А»
Ассоциации и эмоциональное напряжение:
• агрессия (-);
• «все на одного» (-);
• жестокость (-);
• боль (-).
Все эмоции отрицательны.
Индекс нейтральности (ИН) = —1. Сила эмоций повышена и стремится к аффекту.
Индекс полярности (ИП) = -1. Превалируют однозначно неприятные чувства.
Отношение ИП : ИН = (-1) : (-1). Внутреннее сопротивление рекламному воздействию на грани аффективного взрыва.
Проективный рассказ:
«Человека поймали с наркотиками. Он проклинает себя за то, что попался. Переживает за то, что произошло.
Полиция в штатском держит его, а назойливый журналист вмешивается со своими неуместными вопросами. Полиция злорадствует: «Ура, мы поймали преступника». А журналист вообще не испытывает никаких чувств, он объективен до противности».
В рассказе присутствуют темы: агрессии (держит, поймали);
страдания (переживает, проклинает); насилия (злорадствует).
Произошедшее интерпретируется как насилие. Активно действующие лица характеризуются сугубо отрицательно (назойливый, неуместные, злорадствуют, объективен до противности). а пойманный описывается с сочувствием (переживает). Очевидно, что объектом идентификации, сочувствия оказывается в данном случае преступник, человек, пойманный с наркотиками. Явно возникает рассогласование социальных ценностей и субъективной оценки события. Испытуемый не делает попытки оправдать преступника и поэтому оказывается в состоянии когнитивного диссонанса. Выбирая между людьми, совершающими насилие, и преступником, испытуемый выбирает преступника, вступая тем самым в оппозицию к социальным ценностям. Таким образом, демонстрация в рекламных целях сцены насилия по отношению к беспомощной жертве вызывает у реципиента протест против нападающих и ответную агрессию в виде отвержения принятых социальных ценностей и неприятия людей, защищающих эти ценности.
ТИПОВОЙ ПРОТОКОЛ ИСПЫТУЕМОГО ГРУППЫ «Б»
Ассоциации и эмоциональное напряжение:
• захват террориста (+/—);
• журналюга — гад (—);
• оперативная съемка (+/—).
Одна ассоциация из трех — отрицательная, Остальные нейтральны. Позитивных ассоциаций нет.
Индекс нейтральности (ИН) = +0,33. Сила эмоций стремится к нейтральности.
Индекс полярности (ИП) = —0,33. Эмоциональное состояние противоречивое.
Отношение ИП : ИН = -0,33 : +0,33. Информация принимается к размышлению, отказ или приятие равновероятны.
Проективный рассказ:
«Арабский террорист захотел подложить бомбу, его повязали, журналист из таблоида берет интервью (надеется на хороший гонорар). Мужики довольны собой (поймали гада), террорист орет благим матом... Его посадят».
Весь рассказ выдержан в ироничных тонах. Не одобряются, нысмеиваются и преступник (орет благим матом), и журналист (надеется на хороший гонорар). Симпатию в какой-то степени вызывают оперативники. Испытуемый фиксирует не тему насилия, как несправедливого и жестокого притеснения, а объясняет происходящее как предотвращение насилия (арабский террорист захотел подложить бомбу, его повязали).
Испытуемый как бы самоотстраняется от ситуации, что свидетельствует о стремлении преодолеть когнитивный диссонанс, вызванный демонстрацией жестокой сцены. Возникшее напряжение разряжается в аффективной реакции осуждения журналиста, которому приписываются только корыстные интересы, в отличие от оперативников, выполняющих социально-охранительную функцию. Таким образом, демонстрация в рекламных целях сцены насилия вызвала у реципиента когнитивный диссонанс, который удалось преодолеть в пользу принятых социальных ценностей только благодаря ответной агрессии против нейтральной стороны — выполняющего свою работу журналиста.
АНАЛИЗ КОЛЛЕКТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Подсчет общего количества ассоциаций по группам и в целом:
Группа «А»:
Количество ассоциаций — 44; позитивных — 1 (2%); негативных - 36 (82%); нейтральных - 7 (16%); ИН = -0,68; ИП = -0,95.
Группа «Б»:
Количество ассоциаций — 80; позитивных — 4 (5%); негативных- 57 (71%); нейтральных- 19 (24%); ИН = -0,53; ИП = -0,87.
Суммарное значение:
Количество ассоциаций — 124; позитивных — 5 (4%); негативных - 93 (75%); нейтральных - 26 (21%). ИН = -0,58. ИП = -0,89.
Как видно, в обеих группах обнаруживается значительное преобладание негативных эмоций, практически полностью отсутствуют позитивные реакции, крайне мало нейтральных ассоциаций. Индекс нейтральности указывает на высокую напряженность переживания. Индекс полярности обозначает практически полный негативизм. Соотношение ИН и ИП таково, что можно говорить о внутреннем сопротивлении рекламному образу, которое в любой момент может достичь уровня аффективного шока. Это в особенности относится к группе «А», где аффективная реакция сильнее выражена, а доля негативных переживаний близка к пределу. Суммирование результатов приводит к некоторому усреднению, но столь незначительному, что можно говорить не о сглаживании эффектов восприятия рекламного текста, а о меняющихся с возрастом механизмах примирения с неудобной информацией. Это подтверждается тем фактом, что наибольшую частотность в обеих группах имеет ассоциация: насилие. Но в ответах испытуемых группы «А» эта ассоциация, как правило, приводится первой.