Жанровые особенности литературной биографии Плутарха.
В начале Плутарх говорит, что отнюдь не все великие подвиги А. или Ц. будут описаны: это не история, а жизнеописание; иногда самые ничтожные детали жизни гораздо больше проявляют характер человека, чем его подвиги.
А. держит свой род от Геракла через Карана, со стороны матери – от Эака через Неоптолема. Отец – Филипп, мать – Олимпиада. Накануне брачной ночи Олимпиаде привиделось, молния ударила ей в чрево, и от этого удара вспыхнул сильный огонь; Филиппу позжепривиделось что он запечатал чрево жены печатью в форме льва. Толкование: Олимпиада беременна сыном, который будет обладать отважным, львиным характером. Однажды рядом с О. заснул лев, и Ф. начал бояться жены: то ли потому, что боялся, чтоб она его не околдовала и не опоила, то ли потому, что считал, что она связана с высшим существом.
А. родился в тот день, когда был сожжен храм Артемиды Эфесской – Артемида помогала при рождении А., вот и не уследила за храмом. Филипп в тот день одержал две победы (в бою; и его лошадь выиграла в Олимпийских играх), сл., его сын будет непобедим. С детства А. был холоден к телесным радостям и серьезен и возвышен мыслями не по годам. Не гнался за всякой славой, как его отец. Однажды, когда в отсутствие Филиппа прибыли персидские послы, он вел себя, как взрослый, был приветлив и умен. А. боялся, что его отец завоюет весь мир, и ему, Александру ничего не останется покорять. Воспитывали А. Леонид (родственник) и Лисимах (дядька).
Однажды фессалиец Филоник привел к Филиппу на продажу прекрасного скакуна Букефала, но никто не мог его оседлать; а А. поспорил с отцом, что сможет это сделать – и сделал. Отец прослезился и сказал, что Македония для А. слишком мала и ему следует искать «царство по себе».
К обучению А. Филипп привлек Аристотеля. Аристотель поведал А. о многих своих учениях. Аристотель привил А. и интерес к медицине. А. увлекался и литературой – он всегда в походах носил с собой список «Илиады», отредактированной Аристотелем, так как видел там примеры воинской доблести. Даже в Азию ему привозили Еврипида, Софокла и т.д. В более позднем возрасте восторг по отношению к Аристотелю начал сменяться у А. некоторой подозрительностью.
Филипп очень увлекался женщинами. На свадьбе, когда он женился на молоденькой Клеопатре, ее дядя Аттал пожелал, чтобы у них появился законный наслдник престола. А. разозлился и бросил в Аттала чашу. Ф. бросился на сына с мечом, но был пьян и вырубился. Тогда А. с матерью покинули Филиппа, но через некоторое время он попросил их вернуться.
Когда Пиксодар хотел заключть воен. союз с Ф., он предложил в жены одному из выновей Ф. – Арридею – свою старшую дочь. пошли толки, что Ф. таким образом хочет обеспечить Арридею царскую власть. Тогда Александр послал к Пиксодару Фессала и тот убедил его, что Арридей слабоумен, а вот А. – жених хоть куда. Пиксодар поверил. А Ф. разозлился и сказал, что А. низменный чел., раз хочет стать зятем варвара.
Когда Павсаний, потерпевший жестокую обиду из-за Аттала и Клеопатры, не нашел справедливости у Филиппа и убил его, то в этом преступлении больше всего обвиняли Олимпиаду, утверждая, будто она подговорила разъяренного молодого человека. Обвинение коснулось и Александра: шли толки, что, когда после нанесенного ему оскорбления Павсаний встретил Александра и пожаловался ему на свою судьбу, тот ответил стихом из «Медеи»: Всем отмстить – отцу, невесте, жениху. То есть в 23 года А. стал царем. Ф. недвано захватил Грецию, и там царил разброд; все советовали А. очень мягкими мерами ривести там дела в порядок. А. поступил прямо наоборот – чтобы устрашить греков, захватил Фивы, разграбил город, убил почти всех жителей, остальных взял в рабство. Во время захвата Фив солдаты грабили дом некой Тимоклеи. Они овладели ей и спросили, нет ли у нее где золота; она сказала, что есть, отвела одного из солдат к колодцу (типа там у нее золото лежало) и столкнула туда. Когда ее привели к А., она сказала, что была женой воина Феогена, сражавшегося против Филиппа при Херсонесе. А. отпустил ее и ее семейство, пораженный тем, что она сделала, и ее словами. Впоследствии всем выходцам из Фив А. оказывал милость.
Когда греки объявили А. своим царем, многие философы приходили к нему засвидетельствовать свое почтение. Не пришел только Диоген; тогда А. поехал к нему сам. Когда он со свитой подошел к лежащему на солнышке Д., А. спросил, нет ли у Д. какой-нибудь просьбы. Д сказал – да, есть: не загораживай мне солнце. А. поразился такому ответу и впоследствии говорил, что если бы он не был Александром, то хотел бы быть Диогеном.
Однажды А. прибыл в Дельфы, чтоб услышать предсказание о результатах грядущей битвы. Но в тот несчастливый день предсказания было делать запрещено; А. силой притащил жрицу, и та воскликнула: «Ты непобедим, сын мой!» Услышав это, Александр сказал, что он не нуждается больше в прорицании, так как уже получил оракул, который хотел получить.
А. всегда щедро раздавал друзьям свое имущество, богатства и т.д.
А. героически победил войска у переправы через Граник. Здесь были как бы ворота Азии. Однако многих пугала глубина реки, обрывистость и крутизна противоположного берега, который предстояло брать с боем. Некоторые полагали также, что следует считаться с обычаем, установившимся в отношении месяца десия: в этом месяце македонские цари обыкноьенно не начинали походов. Однако Александр поправил дело, приказав называть этот месяц вторым артемисием. А. бросился со всадниками в реку, они взбирались по крутому берегу, в итоге победили. Получили многие богатства. 17. Благодаря этой битве от взял Сарды и многие другие города.
^ В общем, так подробно больше не могу, тем более займет это черт знает сколько места. Теперь самое основное.
А. взял г. Гордий. Там он увидел колесницу, дышло которой было связано с ярмом кизиловой корой. Было предание – тот, кто развяжет узел, станет царем мира. А. его разрубил, а затем распутал концы.
В общем, потом Цезарь много воевал с Дарием; однажды он победил его войско, однако сам Д. бежал, оставив лук и стрелы. А. сообщили что мать, жена и дочери Дария, взятые в плен, убиваются от горя – думают, Д. схватили в плен. А. велел передать им, что Д. жив, и обеспечить их всем, чем они обладали, т.к. войну он ведет с Дарием, а не с ними. А. вел себя очень целомудренно, сблизился с Барсиной, оч. красивой женщиной, а к остальным не приставал. Также он был холоден к пище и вину. На пирах он пил, конечно, но очень много разговаривал, потому пил мало. Любил хвастаться, кстати, и слушать льстецов.
А. взял Дамаск и очень долго осаждал Тир, который в итоге взял, также осаждал сирийскую Газу.
Однажды А. принесли шкатулку – ее нашли в имуществе Дария; она казалась оч. ценной. Он решил, что будет там хранить «Илиаду».
Когда в Египте А. хотел основать город, ему привиделся старец, прочитавший строки об о. Фарос, что напротив Египта; там он увидел удивительно удобную местность для заложения города, так и поступил. А. отправился и к храму Аммона, чтоб услыать о том, отмщен ли убитый отец и будет ли он царем всех людей. На оба вопроса он получил утвердительный ответ. Вообще, он создавал вокруг себя некий божественный ореол, вел себя несколько заносчиво, но на самом, конечно, понимал, что нет в нем ничего божественного. Через некоторое время Дарий предложил огромный выкуп за все земли по одну сторону Евфрата, союз и дочь в жены. Когда Александр сообщил об этом предложении приближенным, Парменион сказал: «Будь я Александром, я принял бы эти условия». «Клянусь Зевсом, я сделал бы так же, – воскликнул Александр, – будь я Парменионом!» =). Он отказал и сказал, чтоб Д. приезжал в Македонию. Жена Д. умерла при родах, и А. веле похоронить ее со всей пышностью. Когда Д. узнал об этом от одного из евнухов, он сказал, что если кто-нибудь завоюет Персию, то пусть править ей будет А. А. и Д. наконец сошлись в битве под Гавгамелами. А. крепко спал перед битвой, на утро всех своих воинов воодушевил, и они разбили войска Д. Но тот снова бежал – Александра позвал на помощь Парменион, и А. пришлось прекратить преследование. А. стал царем Азии.
В Вавилонии А. увидел нефть – как внезапно она может возгораться.
В Персидии некая Фаида на пиру почти склонила А. к сожжению захваченного дворца ксеркса; но А. вовремя одумался.
А. очень щедро одаривал друзей. В итоге они возгордились, изнежились, а А. вел такой же аскетичный образ жизни. А. вновь выступил в поход за Дарием. На колеснице Д. нашли уже умирающим; он просил передать А. благодарность за то, что он хорошо обошелся с его родными. А. велел похоронить Д. с почестями.
В Гиркании у А. похитили Букефала; он сказал, что если коня не вернут, он там всех перережет. Коня вернули; А. смилостивился и еще дал за коня выкуп. А. там женится на Роксане.
Филот – сын Пармениона; его оч. почитали и считали вторым по щедрости после А. Но он был горд и заносчив. Взяв в плен жунщину Антигону, он стал перед ней бахвалиться, обзывать А. мальчишкой. Слухи об этом дошли до А., и он велел Антигоне обо всем ему докладывать. Сначала он терпел, но в итоге Ф. подвергли пыткам и убили. Убил А. и Пармениона. Еще А. однажды убил Клита – они повздорили на пиру, напившись; как только А. вонзил ему в горло стрелу, сразу опомнился, начал рыдать, но... Его пришли утешить мудрецы Анаксарх и Каллисфен. Каллисфен всегда говорил царю правду в лоб; он не льстил ему, не льтил македонянам вообще. За это его очень не любили. Когда раскрыли заговор некого Гермолая, Каллисфена обвинили в пособничестве. Потом его то ли казнили, то ли он умер в тюрьме.
А. собрался идти в Индию, но его войско от добычи слишком отяжелело. Поэтому он сначала сжег свои повозки с добром, а потом велел сделать то же остльным. А. взял крепость Нису. В Индии он много сражался; когда пришел к некому богатому царю Таксилу, Таксил сказал, что не хочет воевать с А. Он даст ему множество даров. А. сказал, что все равно будет воевать с Таксилом – бороться благодеяниями. И А. дал таксилу еще более богатые дары. В битве в индийским царем Пором погиб Букефал, из-за чего А. был сильно опечален; он даже назвал в его честь город.
Красивый кусок: Александр захватил в плен десять гимнософистов из числа тех, что особенно старались склонить Саббу к измене и причинили македонянам немало вреда. Этим людям, которые были известны своим умением давать краткие и меткие ответы, Александр предложил несколько трудных вопросов, объявив, что того, кто даст неверный ответ, он убьет первым, а потом – всех остальных по очереди. Старшему из них он велел быть судьею. Первый гимнософист на вопрос, кого больше – живых или мертвых, ответил, что живых, так как мертвых уже нет. Второй гимнософист на вопрос о том, земля или море взращивает зверей более крупных, ответил, что земля, так как море – это только часть земли. Третьего Александр спросил, какое из животных самое хитрое, и тот сказал, что самое хитрое – то животное, которое человек до сих пор не узнал. Четвертый, которого спросили, из каких побуждений склонял он Саббу к измене, ответил, что он хотел, чтобы Сабба либо жил прекрасно, либо прекрасно умер. Пятому был задан вопрос, что было раньше – день или ночь, и тот ответил, что день был на один день раньше, а потом, заметив удивление царя, добавил, что задающий мудреные вопросы неизбежно получит мудреные ответы. Обратившись к шестому, Александр спросил его, как должен человек себя вести, чтобы его любили больше всех, и тот ответил, что наибольшей любви достоин такой человек, который, будучи самым могущественным, не внушает страха. Из трех остальных одного спросили, как может человек превратиться в бога, и софист ответил, что человек превратится в бога, если совершит нечто такое, что невозможно совершить человеку. Другому задали вопрос, что сильнее – жизнь или смерть, и софист сказал, что жизнь сильнее, раз она способна переносить столь великие невзгоды. Последнего софиста Александр спросил, до каких пор следует жить человеку, и тот ответил, что человеку следует жить до тех пор, пока он не сочтет, что умереть лучше, чем жить. Тут царь обратился к судье и велел ему объявить приговор. Когда судья сказал, что они отвечали один хуже другого, царь воскликнул: «Раз ты вынес такое решение, ты умрешь первым». На это софист возразил: «Но тогда ты окажешься лжецом, о царь: ведь ты сказал, что первым убьешь того, кто даст самый плохой ответ». А. их щедро одарил. \ А. продолжил путь по Индии – по рекам. Его войско преследовало немало невзгод, но в итоге они восстановили силы в Гедрозии. А. захотел отправиться вниз по течению Евфрата, хотя сам он был ранен, да и у войска было мало сил. До него также дошла весть, что Олимпиада и Кассандра разругались с Антипатром и поделили царство на двоих. \ Но он отправился таки. В Сузах он женился на дочери Дария Статире (чего-то я не понимаю, почему он уже третий раз женится...) и также устроил свадьбы своих друзей.
Александр воспитывал тридцать тысяч мальчиков – будущих воинов. Когда он отправил своих постаревших, уставших солдат домой, они очень обиделись. Они сказали А., что он их просто выбрасывает; А. разгневался. Тогда солдаты начали просить у А. прощения; несколько дней они рыдали у его палатки; тогда А. смилостивился, щедро одарил их и отправил домой, велев там принять их с почестями. Тогда тяжело заболел Гефестион, любимый друг А. Врач веле ему сидеть на диете, но однажды Г. на завтрак съел вареного петуха и выпил кружку пива, да и дал дубу. А. ужасно расстроился и приказал распять (!) врача Главка. После этого А. начали появляться плохие предзнаменования. Он стал суеверен, нервничал много.
Есть несколько версий его смерти: то ли его отравили на пиру, подсыпав что-то в кубок (но Плутарх говорит, что это выдумки), то ли он просто заболел, его несколько дней лихорадила, потом он скончался. А его жена Роксана убила другую жену Статиру, а также ее сестру, вот так-то.
^ Тут все начинается не с рождения Ц., а позже - видимо, часть текста утеряна.
...Когда Сулла захватил власть, он склонял Ц. к разводу с Корнелией, дочерью Цинны, бывшего когда-то правителем Рима, однако ему не удалось разлучить их. Тогда Сулла конфисковал приданое Корнелии. Причиной ненависти Суллы к Ц. было родство Ц. с Марием. Сулла сделал так, чтоЦ. не получил жреческую должность. Он хотел уничтожить Ц. Тогда Ц. отплын в Вифинию, к царю Никомеду. На обратном пути он был захвачен в плен пиратами, с которыми вел себя оч. высокомерно, даже декламировал им стихи и т.д. Позже, освободившись, он вернулся и захватил их богатства, а самих пиратов взял в плен.
Могущество Суллы пошло на убыль, Ц. звали в Рим. В школе Аполлония на Родосе он учился ораторскому иск-ву.
В Риме Ц. быстро приобрел могущество. Его очень полюбил народ. Так, добиваясь должности военного трибуна одновременно с Гаем Помпилием, он победил. А на похоронах своей тетки, жены Мария, он выставил портрет Мария, что до того времени было запрещено; но народ встретил этот поступок рукоплесканиями. Также он прочитал надгробную речь над могилой жены, что было не принято, и народу это тоже импонировало. Ц. также очень щедро расточал деньги.
Тогда Рим разделялся на приверженцев Суллы и приверженцев Мария. Ц. почитал Мария, и однажды ночью у Капитолия он выставил его портрет и богинь Победы. Поднялась шумиха, некоторые говорили, что Ц. хочет провозгласить тиранию. Катул в Сенате сказал: ""Итак, Цезарь покушается на государство уже не путем подкопа, но с осадными машинами". Но Ц. оч. удачно построил свою речь в Сенате, так что ничего ему не сделали. Вскоре Ц. стал верховным жрецом.
Ц. был замешан в заговоре Катилины (он хотел свергнуть строй), но его пощадил Цицерон. Когда в сенате заговорщикам выносили приговор, Ц. выступил с инициативой защитить их, сказав, что не в обычаях римлян вот так просто убивать столь знатных людей.
У Ц. была жена Помпея. Она изменяла ему с Клодием. Однажды, во время одного из священных праздников, где могли присутствовать только женщины, заявился этот Клодий, переодевшись в женщину. Но его узнали, поднялся шум; его обвинили в нечестии, судили (в итоге оправдали). Но Ц. ни слова не скахал против Клодия - он просто развелся с женой. Потому, что, по его словам, на его жену не должно падать ни тени сомнения.
Однажды в какой-то провинции Ц. с полной серьезностью сказал, что он предпочел бы быть первым там, чем вторым в Риме. В другой раз он, читая об Александре македонском, стал сильно угрюм; объяснил он это тем, что в его возрасте"Александр уже правил столькими народами, а я до сих пор еще не совершил ничего замечательного!"
На выборах консула Ц. выиграл, поддерживаемый Помпеем и Крассом. Тогда онвыдвинул очень дерзкие законы в угоду черни, и Сенат взбунтовался. Но Ц. вышел на форуме и обратился к народу, сказав, что ему понадобится помощь. Помпей Ц. всячески поддерживал.
Во время же Галльских войн Ц. показал себя прекрасным полководцем. Взял более 800 городов. Ц. очень любили воины: так, однажды Ацилий вскочил на вражеский корабль, ему отрубили руку, которой он держал меч, и тогда он, сражаясь один щитом, смог захватить корабль. Ц. оч. щедро раздавал воинам почести и подарки. Также он сам сражался оч. храбро, был примером для войска (хотя он был слабого телосложения и болезненный). Он был и очень умерен в пище.
В первой Галльской войне Ц. воевал против гельветов и тигуринов, вторую - против германцев. Во второй он сам с небольшим войском выступил против врагов, чем сильно смутил их, и одержал блестящую победу. Во время войн к нему часто приезжали люди из Рима, и Ц. подкупал их богатствами, т.о. сохраняя могущество. А Помпей об этом не знал. победил Ц. и белгов, так их порезав, что по трупам, завалившим реки и овраги, можно было ездить, как по суше, бе. Победил Ц. и нервиев, кот. напали внезапно. Из нервиев остались живы единицы из 60 тысяч. В Риме в честь этого устроили игры.
Также Ц. сумел первым с войском перейти Рейин, за 10 дней построив мост. Там он снова всех победил. Также он первым сумел попасть в Британию и всех там покорил. Тем временем при родах умерла жена Помпея и дочь Цезаря. Т.о. распались родственные узы, сдерживающие двух честолюбивых героев.
Когда Ц. распределял войско на зимние квартиры, начались восстания в Галлии. Галлы окружили легион Цицерона. Ц. прибежал к нему на помощь и всех замочил, с техпор галлы боялись восставать. Но все же собиралось страшное восстание во главе с Верцингеторигом - они надеялись, что из-за погоды (была зима, лед, снег, все затоплено) Ц. не сможет им противостоять. Но Ц. все это не остановило, он прекрасно сражался и добрался до города Алезии, где засели основные войска. Город окружала высокая стена, а тут еще пришла подмога галлам, и Ц. оказался зажатым м. двумя войсками. Но он сумел построить стену против города и стену против вновь пришедших галлов. Т. о. он сумел взять город.
Ц. давно задумал убрать помпея. помпей против Ц. задумал то же. Но Ц. завоевывал славу в войнах, чтоб его слава сравнилась с Помпеевой, а Сенат тем временем решил, что П. надо сделать единоличным правителем, консулом - т. к. страна погрузилась в пучину анархии. Ц. потребовал продления собственных полномочий в провинциях. Но этого не случилось, тогда Ц. начал подкупать всех сенаторов. П. испугался и послал в провинции Ц. преемника и потребовал обратно легионы Ц. Ц. отослал их, сначала подкупив всех воинов. Тогда П. успокоился. А Ц. сделал предложение П., чтобы они оба распустили свои войска; но в Сенате благодаря речам зятя П. Сципиона это предложение отвергли, веле распустить войска лишь Ц. Тогда Ц. ешил совершить дерзкий поступок - по сути дела. начать гражданскую войну, захватив итальянский город Аримин. Он сделал это с оч. малочисленным войском. Поднялась жутая суматоха, все были поражены случившимся. Все начали катить бочку на Помпея, а он взял и сбежал из города, как и многие сенаторы. Когда Ц. оказался в Риме, он предложил сенаторам договориться с Помпеем на разумных условиях; но ему не поверили. В испании Ц. покорил Афрания и Варрона, легатов Помея. Ц. объявили диктатором.
В Брундизии, когда прибыло войско Антония, Ц. стал вызывать Помпея на битву. Хотя войска Ц. были в плохом положении, не было еды, они готовы были сражаться во что бы то ни стало. В мелких стычках почти всегда побеждал Ц., кроме одного раза, когда П. чуть не разгромил лагерь Ц. В итоге Ц. решил отправиться против Сципиона в Македонию, ибо еды не было; он рассчитывал заманить туда П. Все советовали П., чтобы он бросился в погоню, но П. хотел, чтобы Ц. еще больше истощил свои силы. П. начали обвинять в трусости. Тогда П. отправился в погоню. А Ц. тем временем захватил г. Гомфу, прекрасно восстановив силы войска. Военачальники Помпея же не сомневались в победе. В битве Ц. велел солдатам целиться в лица вранам, т.к. воины П. были молоды и красивы. И во время битвы они отворачивались от штыков, направленных в лица. П. увидел, что проигрывает, и скрылся, впоследствии был убит египтянами. Многих пленным в итоге Ц. помиловал, в том числе и Брута. Ц. пытался догнать П., но настиг его в Александрии уже мертвым.
Во время Аександрийской войны Ц. был пленен Клеопатрой. Он тайно вызавл Клеопатру из изгнания, она села в маленькую лодочку, залезла в мешок, и ее доставил ее друг к Ц. Он примирил Клеопатру с царем, чтобы они царствовали совместно. Вскоре Ц. доложили о том, что могущественный евнух Потин задумал против Ц. заговор. началась война, но Ц. в ней с трудом победил. Оставив Клеопатру, родившую от него сины, Ц. отправился в Сирию, затем в Азию. Именно тогда он, разгромив Фарнака, написал в письме своему другу свою знаменитую фразу: "Пришел, увидел, победил". Вскоре Ц. был вторично избран диктатором.
В Африке Ц. захотел поразить Сципиона и Катона. Узнав, что оракул предсказал роду Сципиона всегда побеждать в Африке, он в шутку делал вид, что командующим его войска является некий Сципион (ну просто тезка). В итоговой битве Ц., естессно, победил, сенаторов пленил и многих казнил. Катон покончил с собой.
Через какое-то время, когда он уже в 4 раз был избран кончулом, Ц. отправился в Испанию против сыновей Помпея. около городо Мунды Ц. с боооольшим трудом победил; он сказал, что если раньше сражался за победу, то сейчас впервые сражался за жизнь. Это была последняя война Ц. Вообще, эта победа была нехорошей, римляне считали, что Ц. сражался не с врагами, а с сынами римлянина, попавшего в опалу. Однако Ц. все равно сделали диктатором пожизненно; он стал настоящим тираном. Он все еще был щедр, раздавал добро народу и одаривал знать. Ц. ввел новый календарь
Но его поведение, постоянное стремление к победам, войне, невероятное честолюбие многих раздражало. Всем не нравилось, как он себя ведет. Даже его нормальные поступки вызывали недовольство: там, однажды, когда сенат воздавал ему какие-то совсем уж немыслимые почести, Ц. попросил их уменьшить; но все оскорбились, т.к. посчитали, что Ц. ужасно оскорбляет сенат.
Народ стал возлагать свои надежды на Брута. Хотя Бруту жилось хорошо, Ц. его любил и вполне рассчитывал на то, что позже Б. может стать правителе, Брута начали подстрекать к перевороту. В частности, это делал Кассий. Ц. подозревал Кассия и боялся его гораздо больше, чем Антония и Долабелла, кот.тоже готовили, вроде как, переворот.
Смерти Ц. предшествовали многие жуткие предзнаменования. Например, однажды во время жертвоприношения у животного не оказалось сердца. А один гадатель предсказал Ц. большую опасность в день, называемый мартовскими идами. Когда он наступил, Ц. с усмешкой сказал: "А ведь мартовские иды наступили!" На что предсказатель ответил: "Да. наступили. Но не прошли..." Во время обеда он обсуждал с кем-то тему смерти - как лучше всего умереть. Сам Ц. сказал: "Неожиданно!" Его жене Кальпрунии привиделся тревожный сон. А Децим Брут (это другой Брут) стал уговаривать Ц. не отменять в тот день заседание сената - подумаешь, предсказание какое-то...
Убийтсо Ц. произошло возле статуи Помпея - вот такая шутка судьбы. Он и сенаторы, в том числе заговорщики, зашли в сенат. Когда началось заседание, они обнажили мечи и начали убивать Ц. Он сначала сопротивлялся, но, увидев, что меч обнажил и Брут, отдал себя на растерзание. (Кстати, про фразу: "И ты, Брут!.." здесь ничего нет). Убийц было так много,что они сами немного изранили друг друга мечами. Сенаторы в страхе разбежались, заговорщики же вели себя совершенно спокойно, даже высокомерно. После выступления Брута на формуме воцарилось молчание - народ жалел Ц., но чтил Брута. Когда вынесли тело Ц., народ сжег его на погрбальном костре, и, разъяренный видом изуродованного царя, бросился к домам убийц, чтоб их сжечь - но не удалось. Зато по ошибке убили Цинну, друга Ц. - подумали, что он убийца.
Плутарх пишет, что Кассий через какое-то время покончил с собой тем самым клинком, которым заколол Ц. А Бруту несколько раз являлся призрак Ц. Однако он не пал в сражении; во время бегства своей армии он поднялся на какой-то обрыв и, бросившись обнаженной грудью на меч, который подставил ему кто-то из друзей, скончался.
А спустя 7 ночей после смерти Ц. на небе возникла яркая комета.
^ Краткое содержание: Демосфен и Цицерон
Демосфен (384—322 до н. э.) был величайшим афинским оратором. От природы косноязычный и слабоголосый, он упражнял себя, произнося речи с камешками во рту, или на берегу шумного моря, или всходя на гору; для этих упражнений он надолго уходил жить в пещеру, а чтобы стыдно было вернуться к людям раньше времени, обривал себе полголовы. Выступая в народном собрании, он говорил:
«Афиняне, вы будете иметь во мне советника, даже если не захотите, но никогда — льстеца, даже если захотите». Другим ораторам давали взятки, чтобы они говорили угодное взяточнику; Демосфену давали взятки, чтобы он только молчал. Его спрашивали: «Почему молчишь?» — он отвечал: «У меня лихорадка»; над ним шутили: «Золотая лихорадка!» На Грецию наступал царь Филипп Македонский, Демосфен сделал чудо — своими речами сплотил против него несговорчивые греческие города. Филипп сумел разбить греков в бою, но мрачнел при мысли, что Демосфен одной речью мог разрушить все, чего царь достиг победами многих лет. Персидский царь считал Демосфена своим главным союзником против Филиппа и посылал ему много золота, Демосфен брал: «Он лучше всех умел хвалить доблести предков, но не умел им подражать». Враги его, поймав его на мздоимстве, отправили в изгнание; уходя, он воскликнул: «О Афина, почему ты так любишь трех самых злых животных: сову, змею и народ?» После смерти Александра Македонского Демосфен вновь поднял греков на войну против македонян, греки опять были разбиты, Демосфен спасся в храме. Македоняне приказали ему выйти, он сказал: «Сейчас, только напишу завещание»; достал писчие таблички, задумчиво поднес к губам грифель и упал мертвым: в грифеле он носил при себе яд. На статуе в его честь было написано: «Если бы, Демосфен, твоя сила равнялась твоему уму, вовек бы македонянам не владеть Грецией».
Цицерон (106—43 до н. э.) был величайшим римским оратором. Когда он учился красноречию в завоеванной Греции, его учитель воскликнул: «увы, последняя слава Греции переходит к римлянам!» Образцом для всех ораторов он считал Демосфена; на вопрос, какая из речей Демосфена самая лучшая, он ответил: «Самая длинная». Как когда-то Катон Старший, он из незнатного рода, только благодаря своему ораторскому таланту дошел от низших государственных должностей до самых высших. Ему приходилось выступать и защитником, и обвинителем; когда ему сказали: «Ты больше погубил людей обвинениями, чем спас защитами», он ответил: «Значит, я был больше честен, чем красноречив». Каждую должность в Риме занимали по году, а потом полагалось год управлять какой-нибудь провинцией; обычно наместники использовали это для наживы, Цицерон — никогда. В год, когда Цицерон был консулом и стоял во главе государства, был открыт заговор Катилины против Римской республики, но прямых улик против Катилины не было; однако Цицерон произнес против него такую обличительную речь, что тот бежал из Рима, а его сообщники по приказу Цицерона были казнены. Потом враги воспользовались этим, чтобы изгнать Цицерона из Рима; через год он вернулся, но влияние его ослабело, он все чаще удалялся от дел в имение и писал сочинения по философии и политике. Когда Цезарь шел к власти, у Цицерона не хватало духа бороться с ним; но когда после убийства Цезаря к власти стал рваться Антоний, Цицерон в последний раз бросился в борьбу, и его речи против Антония славились так же, как речи Демосфена против Филиппа. Но сила была на стороне Антония; Цицерону пришлось спасаться бегством, его настигли и убили. Его отрубленную голову Антоний выставил на ораторской трибуне римского форума, и римляне были в ужасе.
Сопоставление. Кто из двух ораторов был более талантлив — об этом, говорит Плутарх, он не решается судить: это под силу лишь тому, кто одинаково владеет и латинским языком и греческим. Главным достоинством речей Демосфена считалась вескость и сила, речей Цицерона — гибкость и легкость; Демосфена враги обзывали брюзгой, Цицерона — шутником. Из этих двух крайностей, пожалуй, Демосфенова все же лучше. Кроме того, Демосфен если и хвалил себя, то неназойливо, Цицерон же был тщеславен до смешного. Зато Демосфен был оратор, и только оратор, а Цицерон оставил много сочинений и по философии, и по политике, и по риторике: эта разносторонность, конечно, — большое достоинство. Политическое влияние своими речами оба оказывали огромное; но Демосфен не занимал высоких постов и не прошел, так сказать, испытания властью, а Цицерон был консулом и блистательно показал себя, подавив заговор Катилины. Чем бесспорно Цицерон превосходил Демосфена, так это бескорыстием: он не брал ни взяток в провинциях, ни подарков от друзей; Демосфен же заведомо получал деньги от персидского царя и за мздоимство попал в изгнание. Зато в изгнании Демосфен вел себя лучше, чем Цицерон: он продолжал объединять греков на борьбу против Филиппа и во многом преуспел, тогда как Цицерон пал духом, праздно предавался тоске и потом долго не решался противостать тирании. Точно так же и смерть Демосфен принял достойнее. Цицерон, хоть и старик, боялся смерти и метался, спасаясь от убийц, Демосфен же сам принял яд, как подобает мужественному человеку.
^ Биография Плутарха:
Плутарх (46 г. н.э. – 127 г. н.э.) родился в маленьком греческом городе Херонее. Происходил из старинной родовитой семьи, всю жизнь был связан с родным городом. Правда, он не раз покидал его, учась в Афинах у философа-платоника Аммония, путешествуя по Малой Азии, Греции, Италии и даже посещая Рим, где он был принят императорами Траяном и Адрианом. Плутарх был вполне лояльным гражданином Римской империи, консуляром и даже одно время прокуратором провинции Ахайи (так именовалась римлянами Греция). Но он всегда оставался греком, с достоинством носившим звание почетного гражданина Афин и жреца Дельфийского святилища. Это был человек, трогательно привязанный к своей семье, к многочисленным друзьям, к традициям своего рода. Он славился не только как энциклопедически образованный писатель, философ и ученый, но и как человек честный, скромный, умеренный, добрый и снисходительный к людям. Список его сочинений содержит 227 названий, из них сохранились около 150. Это огромное лит. наследие принято разделять на «моральные» трактаты (Moralia) и биографии.
^ Ответ на вопрос:
П. обратился к жанру биографии, следуя за эллинистически-римской традицией, которая проявляла живой интерес к личности героя, полководца, императора, государственного мужа, решавшего судьбы народов и прославленного не только великими подвигами и благородством, но и злодеяниями и безудержностью страстей. П. написал около 50 жизнеописаний, 46 из которых – парные биографии греков и римлян, заканчивающиеся обычно сравнительной характеристикой героев.
П. четко отделяет задачи биографа от целей историка. Он пишет о том, что подчас личность чел-а ярче проявляется в каком-то ничтожном поступке, фразе, чем в подвиге. П. хочет понять, кто этот чел. в частной жизни. Он предпочитает отмечать положительные черты, т.к. внимание к низким чертам свидетельствует о пренебрежении добродетелью. П. признает сознательную идеализацию героя. Автор считает, что человек должен созерцать прекрасное и полезное; большую роль он отводит наукам и воспитанию. Жизнь чел-а – борьба с судьбой, единственный путь – нравственно совершенствоваться.
Почти все биографии строятся по одинаковой системе: повествуется о происхождении героя, его роде, семье, юных годах,его деятельности и смерти. Часто биографию предваряют моральные размышления. Некоторые биографии до предела насыщены анекдотами и афоризмами.
Он обращает внимание на детали, незначительные поступки, которые выявляют характер; он мастер психологических деталей (так, честолюбие Юлия Цезаря обнаруживается во фразе о том, что он, Цезарь, предпочитает быть первым в провинциальном городе, чем вторым в Риме; для характеристики Александра важна его беседа с философом Диогеном, которому царь и великий полководец заявил во всеуслышание, что он хотел бы стать Диогеном, если бы не был Александром. О Демосфене – проделывал мучительные упражнения, чтобы преодолеть свои природные дефекты, мешавшие ему при публичных выступлениях). Автор творчески перерабатывает исторические источники.
Плутарх создает занимательный, подробный, наглядный рассказ, порой достигающий подлинного драматизма. Он трагически изображает смерть Цезаря (его убийцы начали в остервенении наносить удары друг другу) и Демосфена (он с достоинством принимает яд). Жизнь человека П. понимает как некое театральное представление, когда по велению Судьбы или Случая разыгрываются кровавые драмы и весёлые комедии. Так, он подчёркивает, что убийство Ц. произошло рядом со статуей Помпея, некогда убитого из-за соперничества с Цезарем. А Демосфен видит перед смертью сон, в котором он состязается со своим преследователем Архием в трагической игре: подсознательное чувство человека, проигравшего дело жизни. Трагизм человеческой жизни рисуется как результат превратностей и закономерностей судьбы. Великие гибнут от рук того, кого они сами когда-то спасали – так, Цицерона убивает трибун, которого он когда-то защищал. Эта театральность и грандиозность немыслимы у П. без чувства не только греческого, но и римского патриотизма.
В общем, П. – добрый снисходительный наставник, который не обременяет читателя глубокой ученостью, пытается заинтересовать его в рассказе, стремится захватить его выразительностью и острым словом.
Биографии П. послужили основой для римских трагедий Шекспира («Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра»). Он был одним из любимых писателей Гёте. На жизнеописаниях П. воспитывалось поколение декабристов. Мысли Николеньки у Толстого: «Я только об одном прошу бога: чтобы было со мною то. Что было с людьми Плутрха, и я сделаю тоже». В романе Герцена «Кто виноват?» воспитатель молодого Бельтова в виде награды позволяет ему читать Плутарха. Белинский назвал П. «великим жизнеописателем».
Общий смысл:
46 парных биографий греков и римлян. Выбирал героических личностей. Был не историком, но жизнеописателем. Описывал положительные стороны людей, идеализировал. Уделял большое внимание деталям, штрихам. Творчески перераб. историч. источники. Подробный, занимательный, живой рассказ. Жизнь П. отчасти воспр. как некое театр. представление; превратности судьбы. Выразительность, острые слова. Основа для некоторых траг. Шекспира, его читали декабристы.
^ 61. Гомер и Вергилий.
В. приступил к своему труду вскоре после окончания "Георгик"; в 26 г. в литературных кругах уже было известно,