Римский классицизм в творчестве Горация.
Суперкраткий пересказ: Гораций, участник кружка Мецената, участвовал в политике восхваления «старого-доброго» Августа, сформулировал основные тезисы классицизма в своих поздних «Посланиях», однако следовал им всю свою творческую жизнь. Его стихи отличаются завершенностью, проработанностью, лапидарностью и отменным юмором.
Квинт Гораций Флакк (65-8 гг. до н.э), родился в небольшом италийском городке Венузии. Сын вольноотпущенного, он получил превосходное образование в Риме. которое завершил в Афинах. Сблизившись в молодости с Брутом, одним из руководителей заговора против Ю. Цезаря, он вступил в армию республиканцев и даже командовал легионом в сражении при Филиппах. После поражения армии республиканцев всё имущество Горация была конфисковано, а сам Гораций вступил в коллегию квесторских писцов. Однако скоро он расстался со службой и всецело посвятил себя литературе, участвуя в кружке Мецената, от которого позже получил за свои произведения небольшое имение в горах.
Пишет Гораций в нескольких стихотворных формах: эподы (ямбические стихотворения, написанные двустишиями), сатиры, оды (лирические стихотворения) и, наконец, послания (письма в стихотворной форме). В каждой из форм Гораций пишет со свойственным ему остроумием, иронией и лапидарностью.
Первая книга стихов Гораций содержала в себе 17 эподов, стихотворений на различные близкие авторы темы. В первом эподе Гораций восхваляет своего благодетеля Мецената. остальные же посвящены самым различным темам: в эподе 10 Гораций остроумно пародирует обычные стихи с пожеланием счастливого пути, посылая проклятия и пожелания гибели от кораблекрушения в дороге Мевию, своему врагу. критиковавшему , в т.ч., Веригилия. В другом эподе Гораций описывает, подобно Вергилию, благо сельской жизни, однако эпод этот имеет необычную концовку — об этих благах лицемерно повествует жадный ростовщик, и таким образом это эпод ни что иное, как пародия.
В ещё одном эподе Гораций прославляет Октавиана и его победу при Акциуме.
В своих сатирах, которые он старался смягчить, играя тонкостью шуток и мыслей, а не напором и грубостью, как создатель сатир, Луцилий, Гораций проповедовал философию умеренности, он говорит, что плохо быть бедным, но и с ростом богатства растёт в человеке скупость, увеличиваются заботы. Поэтому, видимо, и сам Гораций жил в своём имении довольно скромно, в соответствии со своей идеей. Также Гораций, в соответствии с политикой Августа, прославляет доброе старое время, выступал против стяжательства. мотовства, остроумно осуждал различные пороки. В пропаганде доброго старого времени Горацию сильно помогает такое философское направление, как стоицизм (всё в мире творится по абсолютной необходимости, а человек должен поступать нравственности, дабы увеличивать благо, ибо безнравственность есть утрата собственной природы, саморазрушение), над чьими парадоксами, однако, Гораций не стесняется подшучивать.
Сатиры Горация любопытны ещё и тем, что выполнены они в форме диалога, правда, одностороннего, и так в сатиры входит диатриба (обсуждение в лёгком, разговорном тоне какого-либо философского или этического тезиса).
Сборники од Горация также начинаются со стихотворений, посвящённых Меценату, и содержат в себе оды (античность понимала оды не как высокопарный и торжественный жанр, каким оды стали литературе нового времени), написанные самыми различными размерами (сапфическая, алкеева строфы. Асплепиадов стих и др.), посвящённые самым различным темам — дружеские послания, гимны богам, любовная лирика (которая у Горация не похожа на подобную у Тибулла, она лишена того субъективизма и откровенности, которой обладает лирика Тибулла) и др. В этих одах автор представляет своё видение мира, делится опытом, даёт советы тем, к кому оды обращены и проч.
Притом в стиле од Гораций не стремится слепо подражать греческим образцам, он считает необходимым взять из стихов греческих авторов только тему или эпиграф, а затем, как пчёлке, собравшей сладкий сок с цветка, переработать его.
Гораций так создаёт в римской поэзии новую лирику с многообразием стиховых форм, и в этом искусстве нет ему равных.
Среди своих од он создаёт и известную “Exegi Monumentum”, которая позже была многажды переведена русскими поэтами («Я памятник себе воздвиг…» Пушкина, «Памятник» Державина, «Я знак бессмертия себе воздвиг» Ломоносова).
Ближе к концу жизни Гораций создаёт свои «Послания» (которые в малой части лишь являются письмами, в основном же это очередной способ для Горация выразить свои мысли), «Письмо к Пизонам» из которых можно считать образцами зарождавшейся литературной критики, где Гораций пишет о своём видении того, как надо писать стихи. Он считает, что автор должен тщательнейшим образом подходить к сочетаемости элементов стиха, он должен оттачивать свои произведения до крайности, и именно из трудов Горация происходит известный афоризм: «Написанное надлежит лет девять хранить без показу». В своих «Посланиях» Гораций подробно проходит по тому, какими должны быть произведения основных жанров, особенно много внимания уделяя теории драмы.
Послания Горация не теоретическое исследование, но «нормативная поэтика», содержащая ряд правил, соответствовавших требованиям римского классицизма.
Эстетика «Наука поэзии» — классицистическая. Произведение должно быть простым, целостным и гармоничным. Асимметрия, отступления, описательные экскурсы, манерность — все это нарушения канона красоты. Не называя имен и направлений, Гораций одновременно обращает свою полемику и против неотериков, и против возникающего в римской поэзии азиански-декламационного стиля, и против архаизирующих аттикистов. Но одной красоты недостаточно, если к ней не присоединяется эмоциональная насыщенность, — это то сочетание, которое является основной художественной задачей римского классицизма. Средство — непрестанная учеба у классиков Греческой литературы: «с греческими образцами не расставайтесь ни днем, ни ночью». Необходимым условием является, однако, самостоятельное усвоение искусства образцов, а не простое подражание; если это условие осуществлено, то оригинальная разработка старой темы представляется Горацию более значительным поэтическим достижением, чем введение в литературу совершенно нового материала. Гораций пишет, что важно следовать нормам языка, однако не стоит и напрочь отказываться от использования заимствованных и новых слов, если они приходятся к месту. Гораций считал также, что поэт должен быть обязательно превосходно образован , и философски, в том числе.
Именно благодаря приведённым в «Посланиях» Горация основных законов, их, наряду с «Поэтикой» Аристотеля, часто называют манифестом римского классицизма. Да и всё творчество Горация можно назвать примером следования изложенных в «Посланиях» тезисов, каждое произведение Горация отличается законченностью, «гладкостью», следованием постулатам классицизма, в них гармонично сочетаются остроумие шуток и глубокое проникновение в философию, следование канонам и новаторство, улучшение и развитие заимствованного у великих поэтов Эллады.
И поэтому можно назвать Горация «классиком римского классицизма», одним из его отцов, ведь позднейший европейский классицизм строился именно на тезисах Горация и Аристотеля.