Периодизация древнеримской литературы.

Для справки, Буковки “I” означают века, + означает «нашей эры», - означает «до н.э.» ?

Сначала было устное творчество, народное и авторское. Драматургия представлена фесценнинами, исполнявшимися во время праздников сбора урожая.

-300 - появление ателланы, народной комедии. Заимствована у оскских племен (Южная Италия). Обязательный атрибут - 4 комических персонажа-маски: Макк, Буккон, Папп и Доссен. Другой вид народных представлений - мим (позаимствовали у греков, живших в Южной Италии).

-280 - Аппий Клавдий Слепой, речь против Пирра в сенате. Древнейший памятник лат. прозы.

-III - зарождение жанра сатуры ("смесь"), она же впоследствии сатира. Квинт Энний, Гай Луцилий (-180 - -102).

-III-II - Катон Старший, защитник старых римских традиций.

- Ливий Андроник (-280 - -204) - переделки греческих комедий. Латинский перевод Одиссеи сатурнийским размером (состоящим из 2 полустиший).

- Гней Невий (-280 - -201) - создатель претексты (исторической трагедии; у греков этого жанра почти не было) и литературного эпоса (поэма о Первой Пунической войне).

Тогда же - Квинт Энний (-239 - -169) - "Летопись". Первое использование греческого гекзаметра. Философские и драматические произведения, эпиграммы.

Обо всем вышесказанном (кроме речи Слепого) известно только из разрозненных отрывков и чужих свидетельств.

-III-II - Плавт (-254 - -184) - паллиата (комедия плаща). Дошло ~20 произведений. Соединение аттической комедии и ателланы.

- Цецилий Стаций (-220 - -168).

-II - Теренций (-185 - 159) - та же паллиата, но без буффонады. Член лит. кружка Сципиона Младшего.

- Акций - высший расцвет римской трагедии. Актер Эзоп.

-II-нач.I - Титиний, Атта, Афраний - тогата (комедия тоги). Герои - итальянские ремесленники и торговцы.

-I - братья Гракхи. Ораторское искусство.

- Марк Туллий Цицерон (-106 - 43): судебные и политические речи, теория ораторского искусства, политические и философски трактаты, письма. Выработал философскую и юридическую терминологию и определил нормы литературного латинского языка.

- Саллюстий (-86 - -35) - сторонник архаизации языка. Лаконичный стиль речи.

- Гай Юлий Цезарь - (-100 - -44) - мемуары "Записки о галльской войне" и "Записки о гражданской войне".

- Корнелий Непот (-100 - -27) - "Биографии знаменитых полководцев".

- Лукреций (-99 - -55) - последователь Эпикура. Поэма "О природе вещей". Разговорный язык

- Гай Вергилий Катулл (-84 - -54). Школа неотериков ("новаторов"), стихи о Лесбии, против Цезаря и компании.

- упадок драматургии. Помпоний, Новий.

- после гражданских войн появляется кружок Мецената. Вергилий (-70 - -19), Гораций (-65 - -8). Вергилий: пастушеский жанр ("Буколики", "Георгики"), монументальная эпич. поэама "Энеида". Гораций: "Оды" (лирич. поэзия), "Сатиры", "Послания" (назидат. поэзия).

- Тибулл (-50 - -19) и Проперций (-49 - -15) - классическая римская элегия.

- Публий Овидий Назон (-43 - -17) - любовная лирика. "Наука любви", "Метаморфозы", "Героиды", "Фасты", "Скорби", "Письма с Понта".

- Тит Ливий (-59 - -17) - проза.

Вышеописанное - "золотой век". Дальше будет серебряный.

+I - Федр. Пишет басни.

- Петроний. "Сатирикон" (правильное название - "Сатиры").

- Валерий Флакк (... - +90).

- Папиний Стаций (+45 - +95).

- Силий Италик (+25 - +101).

- Лукан (39 - 65) "Фарсалия, или О гражданской войне".

- Персий (34 - 62) и Ювенал (60 - 127) - сатиры.

- Марциал (40 - 102) - эпиграммы.

- Сенека Луций Анней (между -6 и -3 - +65) - декламационные трагедии и "Отыквление" - сатира на умершего императора Клавдия. По мнению некоторых исследователей, его трагедии не предназначались для постановки в театре.

- Тацит (+55 - +120) - "История".

- Квинтилиан (35 - 95) "Наставление в ораторском искусстве"

+I-II - Плиний Младший - "Письма" (сборник).

+I-II - Светоний (70 - 160) "Жизнеописания двенадцати цезарей" (дополнения к историч. сочинениям Тацита).

+II - в лит. жизнь втягивается провинция.

+II - Апулей (135 - 180) из Мадавры (Африка). "Метаморфозы" aka "Золотой осел".

+ IV - Авсоний (310 - 395) "Мозелла" (поэма о реке Мозеле)

- Клавдий Клавдиан - панегирики, сатиры и неоконченный эпос "О похищении Прозерпины".

- Аммиан Марцеллин (330 - 400) - продолжение "Истории" Тацита.

кон.IV - нач.V - Рутилий Намациан.

На этом античная римская литература заканчивается.

Собственно, периоды:

Вся римская литература укладывается в третий (эллинистический) период развития античной литературы.

Сначала было устное творчество, народное и авторское. Драматургия представлена фесценнинами, исполнявшимися во время праздников сбора урожая.

-III - -I - _архаический_ период римской литературы. Синтез греческой литературы, народного творчества и собственных мыслей. Гней Невий (исторические трагедии), Квинт Энний (гекзаметрическая "Летопись"), Плавт (жанр паллиаты), Теренций (дальнейшее развитие паллиаты).

-I - период расцвета римской литературы, или просто _классический_. Цицерон (вспомним миржур), Цезарь ("Записки о галльской/гражданской войне"), Лукреций ("О природе вещей"), Катулл (школа неотериков, стихи о Лесбии), Тибулл с Проперцием (классические элегии), Вергилий ("Буколики", "Георгики", "Энеида"), Гораций ("Оды", "Сатиры", "Послания"), Овидий ("Метаморфозы", "Наука любви", "Фасты", "Письма с Понта", "Героиды", "Скорби")...

+I и далее - серебряный век (он же _послеклассический_) с последующим постепенным затуханием. Петроний ("Сатирикон"), Ювенал (сатиры), Сенека (декламационные трагедии, сатира "Отыквление"), Тацит ("История"), Апулей ("Метаморфозы" aka "Золотой осел"), Марциал (эпиграммы).

Наши рекомендации