Тема 1.Этика как наука. История этической мысли

Профессиональная этика

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов

заочной формы обучения по направлению 40.03.01«Юриспруденция»

Тема 1.Этика как наука. История этической мысли - student2.ru

Красноярск 2016

Издаётся по решению научно-методического совета юридического факультета АНО ВО СИБУП

Рецензент:

В.А. Козловская,

кандидат философских наук, доцент, профессор АНО ВО СИБУП,

зав. кафедрой общественных наук

Иванова З.И.

Профессиональная этика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения / АНО ВО СИБУП. – Красноярск, 2016. – 17 с.

Методические указания содержат рабочую программу по курсу Профессиональная этика, рекомендации к самостоятельному изучению литературы, требования по содержанию и оформлению контрольной работы, перечень контрольных вопросов к зачету, список основной и дополнительной литературы. Предложенные указания предназначены для самостоятельного освоения дисциплины «Профессиональная этика» и выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения.

© АНО ВО СИБУП, 2016

Тема 1.Этика как наука. История этической мысли - student2.ru © Иванова З.И., 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Содержание дисциплины
Методические указания к выполнению контрольной работы
Контрольные задания
Вопросы к итоговому контролю
Список литературы
Глоссарий

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Профессиональная этика» предусмотрен ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВПО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».

В XXI веке все чаще звучат заявления о том, что мораль утратила свое значение в обществе, а следовательно и этика, как «практическая философия», не имеет того значения, что было в XIX-XX в.в. Между тем этические ценности – это, прежде всего, ценности взаимоотношений с другими людьми. Этика дает знание в области морали и раскрывает основные нормы и принципы нравственной культуры, выявляет моральные аспекты человеческих взаимоотношений. На основе этих знаний формируется осознанный выбор человеком тех или иных норм поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе в практической деятельности юриста. Этике нельзя научить. Этические нормы можно только познавать, осваивая и усваивая накопленную тысячелетиями мудрость, что-то принимая, а что-то отвергая. Человек свободен в своем выборе и сам строит взаимоотношение с окружающим его миром, тем самым определяя свою судьбу.

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):

знания: основных категорий этики, моральных норм профессиональной деятельности юриста, норм нравственных отношений в служебном коллективе, основных норм делового этикета.

умения:

теоретические: уверенно и грамотно раскрывать и объяснять этические категории и понятия, суметь сформулировать для себя принципы этического понимания современных процессов и особенностей социокультурной ситуации на основе толерантности к иным нравственным ценностям;

практические: эффективно применять этические знания в выстраивании взаимоотношений в системе «юрист-гражданин», «юрист-юрист», в ведении диалога, деловой беседы, разрешение нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;

навыки: добросовестное исполнение профессионального долга, готовность к кооперации с коллегами в совместной деятельности, умение владеть собой, сохранять профессиональную тайну, уважение к человеку в любой ситуации, стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства.

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, предопределяющих наличие следующих результатов образования (РО):

ОК-2 – способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

ОК-5 – способностью обладать культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-7 – способностью стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ПК-16 – способностью стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ВАРИАНТ 1

1. Этика: понятие, содержание и социальная ценность.

2. Категория добра и зла в истории этической мысли.

3. Нравственные принципы и нормы в профессиональной деятельности юриста.

ВАРИАНТ 2

1. Этика Сократа, Аристотеля, Платона.

2. Милосердие-принцип юридической этики.

3. Соответствуют ли случаи этически оправданного отступления от нормы « не лги»?

ВАРИАНТ 3

1. Мораль и право, их соотношение.

2. Справедливость - этическая и правовая категория.

3. Может ли закон быть несправедливым, а установление справедливости -незаконным?

ВАРИАНТ 4

1 Диалектика добра и зла.

2. Свобода и ответственность личности.

3. Что нового принес XXI век в этику межличностных отношений?

ВАРИАНТ 5

1. Юридическая этика- вид профессиональной этики.

2. Долг – императив моральной регуляции.

3. Как понимать слова « Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»?

ВАРИАНТ 6

1. Правовая культура и этика взаимоотношений прокурора, адвоката, судьи.

2. Совесть как страж нравственности и добра.

3. Смертная казнь в обществе - это добро или зло? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

ВАРИАНТ 7

1. Судебная этика, ее содержание и значение.

2. Достоинство и честь.

3. «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон). Как вы понимаете это высказывание?

ВАРИАНТ 8

1. Основные принципы юридической этики.

2. Что Важнее для юриста: соблюдение законности или утверждение справедливости?

3. Всегда ли у человека есть свобода выбора?

ВАРИАНТ 9

1. Демократичность, гражданственность, гуманность - основные принципы юридической этики.

2. Что такое « разумный эгоизм»?

3. Дайте определение этикета. В чем выражается связь этики и этикета?

ВАРИАНТ 10

1. Какие специфические особенности юридической деятельности как профессии Вы можете назвать?

2. Этика гражданственности: человек и общество.

3. Честолюбие, гордость- это хорошо или плохо?

ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ

1. Предмет, структура и задачи этики.

2. Этика как нравственный опыт и система ценностей

3. Этические учения Древнего Востока.

4. Этика античности.

5. Особенности христианской этики

6. Этическая мысль Нового времени.

7. Этическое сознание эпохи средневековья и возрождения

8. Категорический императив и И.Канта и его основные формулировки.

9. Этика XX века.

10. Научно – рационалистическая линия в этике XX века.

11. Этика на рубеже XX-XXI веков: новые идеи.

12. Мораль. Происхождение и сущность.

13. Мораль и нравственность.

14. «Золотое правило нравственности» - его сущность.

15. Моральные ценности человека в основных категориях этики.

16. Структура морали. Основные функции морали.

17. Понятие добра. Добро и польза.

18. Понятие зла. Откуда в мире зло?

19. Диалектика добра и зла.

20. Свобода и ответственность.

21. Перед кем ответственен современный человек?:

22. Суровый мир долга.

23. Совесть – внутренний страж.

24. Честь и достоинство современной личности.

25. Правда как высшая ценность.

26. Ложь и обман. Допустимы ли они в межличностных отношениях?

27. Справедливость: история и виды.

28. Любовь как ценность.

29. Счастье и смысл жизни.

30. Социально – нравственные добродетели.

31. Патриотизм и гражданственность. Их понимание в России XXI в.

32. Экологическая этика. Человек и природа.

33. Этика межличностных отношений в деятельности юриста.

34. Этика делового общения специалистов.

35. Проблема культуры общения в современном обществе.

36. Этика семейных отношений.

37. Этика и этикет. История и современность.

38. Этика юриста. Профессиональный долг и деонтология.

39. Простейшие правила поведения в общественных местах.

40. Воспитанный человек. Какой он?

41. Нравственная ценность дружбы.

42. Мораль и политика.

43. Мораль и право.

44. Альтруизм и эгоизм.

45. Эвдемонизм в этике.

46. Основные ценности современного человека: гедонизм, префекционизм, утилитаризм. Оправданы ли они?

47. Человек – человеку друг или человек – человеку волк?

48. Коллективизм и индивидуализм, их соотношение в современной России.

49. Что способствовало возрождению религиозности в обществе XXI в.?

50. Пути нравственного самосовершенствования молодого специалиста.

51. Нравственные ценности Ветхого и Нового Завета.

52. Восточная и западная традиции в понимании судьбы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

а) основная литература

1. Барышева, А. Д. Этика и психология делового общения [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. Д. Барышева, Ю. А. Матюхина, Н. Г. Шередер. - М. : Альфа-М : НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 256 с.

2. Егоров, П. А. Этика [Электронный ресурс] : учебное пособие / П. А. Егоров, В. Н. Руднев. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 158 с.

3. Замедлина, Е. А. Этика и психология делового общения [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. А. Замедлина. - 2-е изд. - М. : РИОР, 2014. – 112 с.

4. Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. П. Кошевая, А. А. Канке. - М. : ИД ФОРУМ : НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 304 с.

5. Кобликов, А. С. Юридическая этика [Электронный ресурс]: учебник / Кобликов А. С. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 176 с. – URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=508522

б) дополнительная литература

1. Библия. Любое издание.

2. Гравицкий, А. Основы деловой этики / А. Гравицкий. – СПб. : Феникс, 2007. – 235 с.

3. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: МарТ, 2010. – 240 с.

4. Канке, В. А. Современная этика [Текст] : учебник для магистров / В. А. Канке. - М. : ОМЕГА -Л, 2013. – 222 с.

5. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений [Текст] : учебник для вузов / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коноваловаред. , А. Я. Кибанов ; Мин-во обр-я и науки РФ : Гос. ун-т упр-я. - 2-е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 424 с.

6. Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения [Текст] : учеб. пособие для сред. проф. обр. ; рекомендовано Мин. образования / И. П. Кошевая, А. А. Канке. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2014. – 304 с.

7. Разин, А. В. Основы этики [Электронный ресурс] : учебник / А. В. Разин. – М. : ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. – 304 с.

ГЛОССАРИЙ

АВТОРИТАРИЗМ – власть, основанная на слепом подчинении авторитету.

АДЕКВАТНОСТЬ – соответствие, равнозначность.

АКСИОЛОГИЯ – этико-философское учение о моральных ценностях.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – ориентация на человека (греч. – антропос) как центральную и высшую ценность мироздания.

АСКЕТИЗМ – отречение от жизненных благ, воздержание, самоограничение.

ГЕДОНИЗМ – ориентация на принцип наслаждения, удовольствия.

ГЕНЕЗИС – зарождение, формирование, становление какого-либо явления.

ГУМАНИЗМ – 1) человеколюбие как моральный принцип. 2) этико-философское направление.

ДЕТЕРМИНИЗМ – признание причинной связи и взаимообусловленности всех явлений (противоположен индетерминизму).

ДИССИДЕНТСТВО – инакомыслие.

ДОГМАТИЗМ – некритическое мышление, опирающееся на некие аб­солютные и вечные истины (догмы), изначально принятые на веру.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ – опознание, определение.

ИМПЕРАТИВ – моральная норма, содержащая повеление, долженствование.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ – отрицание причинной обусловленности не щей и событий.

ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ – безразличный, равнодушный, безучастный.

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ – учение в рамках прагматизма, трактующее разум, мышление как инструмент разрешении реальной Ситуации

ИНТУИТИВИЗМ – течение этики, утверждающее самоочевидность моральных истин, непостижимость их с помощью разума и научного анализа.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – отрицание разума как ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ ориентация на чувства, эмоции, религиозную веру.

ИСТЭБЛИШМЕНТ – устоявшаяся система отношении в обществе, определяющая его нравственные ценности и благопристойность.

КИНИЗМ – школа античной этики, в основе которой лежит пренебрежение ко всем социальным и моральным связям.

КОНФОРМИЗМ – приспособленчество, отказ от самостоятельных решений (противоположен нонконформизму).

КРИТЕРИЙ – признак, удостоверяющий истинность или ложность явления, идеи, мерило оценки.

МЕНТАЛИТЕТ (ментальность) – определенный образ и тип мыш­ления; склад ума и характер чувств.

МИЗАНТРОПИЯ – нелюбовь к людям, человеконенавистничество.

МИСТИЦИЗМ – познание, основанное на экстатическом общении с потусторонними силами (противоположно научному познанию).

МОДАЛЬНОСТЬ – выражение утверждения, пожелания, требования.

НАТУРАЛИЗМ – (в этике) подход, выводящий моральные ценности из природы.

НЕГАТИВИЗМ – отрицательное отношение к действительности.

НИВЕЛИРОВАТЬ – сглаживать различия, приводить к одному уровню.

НИГИЛИЗМ – отрицание общепринятых моральных принципов.

НОНКОНФОРМИЗМ – несогласие, противостояние устоявшимся нравам и порядкам.

ОПТИМИЗМ – вера в лучшее будущее (противоположно пессимизму).

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ – неуклонно следующий какому-либо учению.

ПАРАДОКС – неожиданное, непривычное рассуждение, противоречивое утверждение.

ПЛЮРАЛИЗМ – признание множественности факторов или точек зрения.

ПОЗИТИВИЗМ – философское течение, признающее подлинным, позитивным знание, дающееся в непосредственном опыте.

ПАЦИФИЗМ – моральное осуждение и борьба с любым видом войн.

ПЕССИМИЗМ – негативное, упадническое представление о мире.

ПРАГМАТИЗМ – учение, определяющее истинность моральной теории ее «работоспособностью», «целесообразностью», «практическим результатом».

ПРОТЕСТАНТИЗМ – христианское вероучение, отрицающее роль церкви и базирующееся на индивидуальной вере.

ПУРИТАНСТВО – строгая нравственность, требующая безукоризненного поведения.

РАЦИОНАЛИЗМ – ориентация познания на разум, логическое мышление.

РЕЛЯТИВИЗМ – множественность, относительность моральных позиций.

РЕФЛЕКСИЯ – «мышление о мышлении», философское осмысление, самосознание.

РИГОРИЗМ – строгое, непреклонное проведение принципов дол­женствования.

СКЕПТИЦИЗМ – (в этике) сомнение в достоверности моральных истин.

СОФИСТИКА – 1) словесные ухищрения, преднамеренно вводящие в заблуждение; 2) древнегреческое философское учение.

СТОИЦИЗМ – 1) стойкое перенесение жизненных испытаний: 2) античное философское учение.

СХОЛАСТИКА – 1) формальные рассуждения, оторванные от практики; бесплодные умствования; 2) направление христианской этики, включающее элементы рационализма в теологические рассуждения.

ТЕЛЕОЛОГИЯ – учение о целесообразности всего сущего.

ТЕОЛОГИЯ – учение о сущности и действии Бога.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – терпимость к чужим мнениям и верованиям.

ТОМИЗМ – религиозная этика и философия на основе учения Фомы Аквинского.

ТОТАЛИТАРИЗМ – государственная власть, охватывающая все без исключения стороны общественной жизни.

УТИЛИТАРИЗМ – натуралистическая этика, ориентирующая на принцип пользы.

ФАТАЛИЗМ – мировоззренческая позиция, выражающая идею предопределенности, в том числе человеческой судьбы.

ЦИНИЗМ – бесстыдство, пренебрежение к общепринятым нормам морали.

ЭВДЕМОНИЗМ – натуралистическое учение, опирающееся на категорию «счастье».

ЭВТАНАЗИЯ – ускорение смерти безнадежно больного человека.

ЭМОТИВИЗМ – учение, сводящее моральные высказывания к выражению эмоций, непроверяемому эмпирически.

ЭМПИРИЗМ – признание опыта и чувственного восприятия единственным достоверным средством познания.

ЭТОС – обычай, совокупность нравов, сложившихся в какой-либо социальной среде.

Учебное издание

Иванова Зоя Ивановна

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по направлению 40.03.01 «Юриспруденция»

Составитель З.И. Иванова

Редактор В.А. Козловская

Оригинал-макет и вёрстка Н.В. Скачилова

Подписано в печать Сдано в производство
Формат 14,85х21,0 Бумага потребительская.
Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1,06
Изд. № Заказ №
Тираж - экз. завод - экз.

Редакционно-издательский центр АНО ВО СИБУП

660037, г. Красноярск, ул. Московская, д. 7 «А», т. 223-33-13

 
  Тема 1.Этика как наука. История этической мысли - student2.ru

Профессиональная этика

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов

заочной формы обучения по направлению 40.03.01«Юриспруденция»

Тема 1.Этика как наука. История этической мысли - student2.ru

Красноярск 2016

Издаётся по решению научно-методического совета юридического факультета АНО ВО СИБУП

Рецензент:

В.А. Козловская,

кандидат философских наук, доцент, профессор АНО ВО СИБУП,

зав. кафедрой общественных наук

Иванова З.И.

Профессиональная этика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения / АНО ВО СИБУП. – Красноярск, 2016. – 17 с.

Методические указания содержат рабочую программу по курсу Профессиональная этика, рекомендации к самостоятельному изучению литературы, требования по содержанию и оформлению контрольной работы, перечень контрольных вопросов к зачету, список основной и дополнительной литературы. Предложенные указания предназначены для самостоятельного освоения дисциплины «Профессиональная этика» и выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения.

© АНО ВО СИБУП, 2016

Тема 1.Этика как наука. История этической мысли - student2.ru © Иванова З.И., 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Содержание дисциплины
Методические указания к выполнению контрольной работы
Контрольные задания
Вопросы к итоговому контролю
Список литературы
Глоссарий

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Профессиональная этика» предусмотрен ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВПО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».

В XXI веке все чаще звучат заявления о том, что мораль утратила свое значение в обществе, а следовательно и этика, как «практическая философия», не имеет того значения, что было в XIX-XX в.в. Между тем этические ценности – это, прежде всего, ценности взаимоотношений с другими людьми. Этика дает знание в области морали и раскрывает основные нормы и принципы нравственной культуры, выявляет моральные аспекты человеческих взаимоотношений. На основе этих знаний формируется осознанный выбор человеком тех или иных норм поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе в практической деятельности юриста. Этике нельзя научить. Этические нормы можно только познавать, осваивая и усваивая накопленную тысячелетиями мудрость, что-то принимая, а что-то отвергая. Человек свободен в своем выборе и сам строит взаимоотношение с окружающим его миром, тем самым определяя свою судьбу.

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):

знания: основных категорий этики, моральных норм профессиональной деятельности юриста, норм нравственных отношений в служебном коллективе, основных норм делового этикета.

умения:

теоретические: уверенно и грамотно раскрывать и объяснять этические категории и понятия, суметь сформулировать для себя принципы этического понимания современных процессов и особенностей социокультурной ситуации на основе толерантности к иным нравственным ценностям;

практические: эффективно применять этические знания в выстраивании взаимоотношений в системе «юрист-гражданин», «юрист-юрист», в ведении диалога, деловой беседы, разрешение нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;

навыки: добросовестное исполнение профессионального долга, готовность к кооперации с коллегами в совместной деятельности, умение владеть собой, сохранять профессиональную тайну, уважение к человеку в любой ситуации, стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства.

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, предопределяющих наличие следующих результатов образования (РО):

ОК-2 – способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;

ОК-5 – способностью обладать культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-7 – способностью стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ПК-16 – способностью стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1.Этика как наука. История этической мысли

Введение. Роль этики в жизни личности и общества. Структура этического знания. Аксиология как ценностный аспект этики. Деонтология как этическое учение о должном и сущем. Прикладная этика и ее структура. Этика нормативная, ситуативная и профессиональная. Этика гуманитарная и авторитарная: их принципиальное различие и сходство Этические учения Античности и Древнего Востока.

Этические учения Древнего Востока. Конфуцианство, даосизм, брахманизм и буддизм о нравственных основах жизни. Этика античности. Этика Сократа, Аристотеля, Платона. Этические принципы киников, эпикуризм, стоицизм о нравственных основах человеческих отношений. Антитезы гедонизма и аскетизма, эгоизма и альтруизма, коллективизма и индивидуализма.

Наши рекомендации