Тема 1.Этика как наука. История этической мысли
Профессиональная этика
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов
заочной формы обучения по направлению 40.03.01«Юриспруденция»
Красноярск 2016
Издаётся по решению научно-методического совета юридического факультета АНО ВО СИБУП
Рецензент:
В.А. Козловская,
кандидат философских наук, доцент, профессор АНО ВО СИБУП,
зав. кафедрой общественных наук
Иванова З.И.
Профессиональная этика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения / АНО ВО СИБУП. – Красноярск, 2016. – 17 с.
Методические указания содержат рабочую программу по курсу Профессиональная этика, рекомендации к самостоятельному изучению литературы, требования по содержанию и оформлению контрольной работы, перечень контрольных вопросов к зачету, список основной и дополнительной литературы. Предложенные указания предназначены для самостоятельного освоения дисциплины «Профессиональная этика» и выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения.
© АНО ВО СИБУП, 2016
© Иванова З.И., 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Содержание дисциплины | |
Методические указания к выполнению контрольной работы | |
Контрольные задания | |
Вопросы к итоговому контролю | |
Список литературы | |
Глоссарий |
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Профессиональная этика» предусмотрен ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВПО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».
В XXI веке все чаще звучат заявления о том, что мораль утратила свое значение в обществе, а следовательно и этика, как «практическая философия», не имеет того значения, что было в XIX-XX в.в. Между тем этические ценности – это, прежде всего, ценности взаимоотношений с другими людьми. Этика дает знание в области морали и раскрывает основные нормы и принципы нравственной культуры, выявляет моральные аспекты человеческих взаимоотношений. На основе этих знаний формируется осознанный выбор человеком тех или иных норм поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе в практической деятельности юриста. Этике нельзя научить. Этические нормы можно только познавать, осваивая и усваивая накопленную тысячелетиями мудрость, что-то принимая, а что-то отвергая. Человек свободен в своем выборе и сам строит взаимоотношение с окружающим его миром, тем самым определяя свою судьбу.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):
знания: основных категорий этики, моральных норм профессиональной деятельности юриста, норм нравственных отношений в служебном коллективе, основных норм делового этикета.
умения:
теоретические: уверенно и грамотно раскрывать и объяснять этические категории и понятия, суметь сформулировать для себя принципы этического понимания современных процессов и особенностей социокультурной ситуации на основе толерантности к иным нравственным ценностям;
практические: эффективно применять этические знания в выстраивании взаимоотношений в системе «юрист-гражданин», «юрист-юрист», в ведении диалога, деловой беседы, разрешение нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;
навыки: добросовестное исполнение профессионального долга, готовность к кооперации с коллегами в совместной деятельности, умение владеть собой, сохранять профессиональную тайну, уважение к человеку в любой ситуации, стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства.
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, предопределяющих наличие следующих результатов образования (РО):
ОК-2 – способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ОК-5 – способностью обладать культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК-7 – способностью стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ПК-16 – способностью стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ВАРИАНТ 1
1. Этика: понятие, содержание и социальная ценность.
2. Категория добра и зла в истории этической мысли.
3. Нравственные принципы и нормы в профессиональной деятельности юриста.
ВАРИАНТ 2
1. Этика Сократа, Аристотеля, Платона.
2. Милосердие-принцип юридической этики.
3. Соответствуют ли случаи этически оправданного отступления от нормы « не лги»?
ВАРИАНТ 3
1. Мораль и право, их соотношение.
2. Справедливость - этическая и правовая категория.
3. Может ли закон быть несправедливым, а установление справедливости -незаконным?
ВАРИАНТ 4
1 Диалектика добра и зла.
2. Свобода и ответственность личности.
3. Что нового принес XXI век в этику межличностных отношений?
ВАРИАНТ 5
1. Юридическая этика- вид профессиональной этики.
2. Долг – императив моральной регуляции.
3. Как понимать слова « Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»?
ВАРИАНТ 6
1. Правовая культура и этика взаимоотношений прокурора, адвоката, судьи.
2. Совесть как страж нравственности и добра.
3. Смертная казнь в обществе - это добро или зло? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.
ВАРИАНТ 7
1. Судебная этика, ее содержание и значение.
2. Достоинство и честь.
3. «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон). Как вы понимаете это высказывание?
ВАРИАНТ 8
1. Основные принципы юридической этики.
2. Что Важнее для юриста: соблюдение законности или утверждение справедливости?
3. Всегда ли у человека есть свобода выбора?
ВАРИАНТ 9
1. Демократичность, гражданственность, гуманность - основные принципы юридической этики.
2. Что такое « разумный эгоизм»?
3. Дайте определение этикета. В чем выражается связь этики и этикета?
ВАРИАНТ 10
1. Какие специфические особенности юридической деятельности как профессии Вы можете назвать?
2. Этика гражданственности: человек и общество.
3. Честолюбие, гордость- это хорошо или плохо?
ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ
1. Предмет, структура и задачи этики.
2. Этика как нравственный опыт и система ценностей
3. Этические учения Древнего Востока.
4. Этика античности.
5. Особенности христианской этики
6. Этическая мысль Нового времени.
7. Этическое сознание эпохи средневековья и возрождения
8. Категорический императив и И.Канта и его основные формулировки.
9. Этика XX века.
10. Научно – рационалистическая линия в этике XX века.
11. Этика на рубеже XX-XXI веков: новые идеи.
12. Мораль. Происхождение и сущность.
13. Мораль и нравственность.
14. «Золотое правило нравственности» - его сущность.
15. Моральные ценности человека в основных категориях этики.
16. Структура морали. Основные функции морали.
17. Понятие добра. Добро и польза.
18. Понятие зла. Откуда в мире зло?
19. Диалектика добра и зла.
20. Свобода и ответственность.
21. Перед кем ответственен современный человек?:
22. Суровый мир долга.
23. Совесть – внутренний страж.
24. Честь и достоинство современной личности.
25. Правда как высшая ценность.
26. Ложь и обман. Допустимы ли они в межличностных отношениях?
27. Справедливость: история и виды.
28. Любовь как ценность.
29. Счастье и смысл жизни.
30. Социально – нравственные добродетели.
31. Патриотизм и гражданственность. Их понимание в России XXI в.
32. Экологическая этика. Человек и природа.
33. Этика межличностных отношений в деятельности юриста.
34. Этика делового общения специалистов.
35. Проблема культуры общения в современном обществе.
36. Этика семейных отношений.
37. Этика и этикет. История и современность.
38. Этика юриста. Профессиональный долг и деонтология.
39. Простейшие правила поведения в общественных местах.
40. Воспитанный человек. Какой он?
41. Нравственная ценность дружбы.
42. Мораль и политика.
43. Мораль и право.
44. Альтруизм и эгоизм.
45. Эвдемонизм в этике.
46. Основные ценности современного человека: гедонизм, префекционизм, утилитаризм. Оправданы ли они?
47. Человек – человеку друг или человек – человеку волк?
48. Коллективизм и индивидуализм, их соотношение в современной России.
49. Что способствовало возрождению религиозности в обществе XXI в.?
50. Пути нравственного самосовершенствования молодого специалиста.
51. Нравственные ценности Ветхого и Нового Завета.
52. Восточная и западная традиции в понимании судьбы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
а) основная литература
1. Барышева, А. Д. Этика и психология делового общения [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. Д. Барышева, Ю. А. Матюхина, Н. Г. Шередер. - М. : Альфа-М : НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 256 с.
2. Егоров, П. А. Этика [Электронный ресурс] : учебное пособие / П. А. Егоров, В. Н. Руднев. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 158 с.
3. Замедлина, Е. А. Этика и психология делового общения [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. А. Замедлина. - 2-е изд. - М. : РИОР, 2014. – 112 с.
4. Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. П. Кошевая, А. А. Канке. - М. : ИД ФОРУМ : НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 304 с.
5. Кобликов, А. С. Юридическая этика [Электронный ресурс]: учебник / Кобликов А. С. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 176 с. – URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=508522
б) дополнительная литература
1. Библия. Любое издание.
2. Гравицкий, А. Основы деловой этики / А. Гравицкий. – СПб. : Феникс, 2007. – 235 с.
3. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: МарТ, 2010. – 240 с.
4. Канке, В. А. Современная этика [Текст] : учебник для магистров / В. А. Канке. - М. : ОМЕГА -Л, 2013. – 222 с.
5. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений [Текст] : учебник для вузов / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коноваловаред. , А. Я. Кибанов ; Мин-во обр-я и науки РФ : Гос. ун-т упр-я. - 2-е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 424 с.
6. Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения [Текст] : учеб. пособие для сред. проф. обр. ; рекомендовано Мин. образования / И. П. Кошевая, А. А. Канке. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2014. – 304 с.
7. Разин, А. В. Основы этики [Электронный ресурс] : учебник / А. В. Разин. – М. : ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. – 304 с.
ГЛОССАРИЙ
АВТОРИТАРИЗМ – власть, основанная на слепом подчинении авторитету.
АДЕКВАТНОСТЬ – соответствие, равнозначность.
АКСИОЛОГИЯ – этико-философское учение о моральных ценностях.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – ориентация на человека (греч. – антропос) как центральную и высшую ценность мироздания.
АСКЕТИЗМ – отречение от жизненных благ, воздержание, самоограничение.
ГЕДОНИЗМ – ориентация на принцип наслаждения, удовольствия.
ГЕНЕЗИС – зарождение, формирование, становление какого-либо явления.
ГУМАНИЗМ – 1) человеколюбие как моральный принцип. 2) этико-философское направление.
ДЕТЕРМИНИЗМ – признание причинной связи и взаимообусловленности всех явлений (противоположен индетерминизму).
ДИССИДЕНТСТВО – инакомыслие.
ДОГМАТИЗМ – некритическое мышление, опирающееся на некие абсолютные и вечные истины (догмы), изначально принятые на веру.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ – опознание, определение.
ИМПЕРАТИВ – моральная норма, содержащая повеление, долженствование.
ИНДЕТЕРМИНИЗМ – отрицание причинной обусловленности не щей и событий.
ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ – безразличный, равнодушный, безучастный.
ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ – учение в рамках прагматизма, трактующее разум, мышление как инструмент разрешении реальной Ситуации
ИНТУИТИВИЗМ – течение этики, утверждающее самоочевидность моральных истин, непостижимость их с помощью разума и научного анализа.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ – отрицание разума как ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ ориентация на чувства, эмоции, религиозную веру.
ИСТЭБЛИШМЕНТ – устоявшаяся система отношении в обществе, определяющая его нравственные ценности и благопристойность.
КИНИЗМ – школа античной этики, в основе которой лежит пренебрежение ко всем социальным и моральным связям.
КОНФОРМИЗМ – приспособленчество, отказ от самостоятельных решений (противоположен нонконформизму).
КРИТЕРИЙ – признак, удостоверяющий истинность или ложность явления, идеи, мерило оценки.
МЕНТАЛИТЕТ (ментальность) – определенный образ и тип мышления; склад ума и характер чувств.
МИЗАНТРОПИЯ – нелюбовь к людям, человеконенавистничество.
МИСТИЦИЗМ – познание, основанное на экстатическом общении с потусторонними силами (противоположно научному познанию).
МОДАЛЬНОСТЬ – выражение утверждения, пожелания, требования.
НАТУРАЛИЗМ – (в этике) подход, выводящий моральные ценности из природы.
НЕГАТИВИЗМ – отрицательное отношение к действительности.
НИВЕЛИРОВАТЬ – сглаживать различия, приводить к одному уровню.
НИГИЛИЗМ – отрицание общепринятых моральных принципов.
НОНКОНФОРМИЗМ – несогласие, противостояние устоявшимся нравам и порядкам.
ОПТИМИЗМ – вера в лучшее будущее (противоположно пессимизму).
ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ – неуклонно следующий какому-либо учению.
ПАРАДОКС – неожиданное, непривычное рассуждение, противоречивое утверждение.
ПЛЮРАЛИЗМ – признание множественности факторов или точек зрения.
ПОЗИТИВИЗМ – философское течение, признающее подлинным, позитивным знание, дающееся в непосредственном опыте.
ПАЦИФИЗМ – моральное осуждение и борьба с любым видом войн.
ПЕССИМИЗМ – негативное, упадническое представление о мире.
ПРАГМАТИЗМ – учение, определяющее истинность моральной теории ее «работоспособностью», «целесообразностью», «практическим результатом».
ПРОТЕСТАНТИЗМ – христианское вероучение, отрицающее роль церкви и базирующееся на индивидуальной вере.
ПУРИТАНСТВО – строгая нравственность, требующая безукоризненного поведения.
РАЦИОНАЛИЗМ – ориентация познания на разум, логическое мышление.
РЕЛЯТИВИЗМ – множественность, относительность моральных позиций.
РЕФЛЕКСИЯ – «мышление о мышлении», философское осмысление, самосознание.
РИГОРИЗМ – строгое, непреклонное проведение принципов долженствования.
СКЕПТИЦИЗМ – (в этике) сомнение в достоверности моральных истин.
СОФИСТИКА – 1) словесные ухищрения, преднамеренно вводящие в заблуждение; 2) древнегреческое философское учение.
СТОИЦИЗМ – 1) стойкое перенесение жизненных испытаний: 2) античное философское учение.
СХОЛАСТИКА – 1) формальные рассуждения, оторванные от практики; бесплодные умствования; 2) направление христианской этики, включающее элементы рационализма в теологические рассуждения.
ТЕЛЕОЛОГИЯ – учение о целесообразности всего сущего.
ТЕОЛОГИЯ – учение о сущности и действии Бога.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – терпимость к чужим мнениям и верованиям.
ТОМИЗМ – религиозная этика и философия на основе учения Фомы Аквинского.
ТОТАЛИТАРИЗМ – государственная власть, охватывающая все без исключения стороны общественной жизни.
УТИЛИТАРИЗМ – натуралистическая этика, ориентирующая на принцип пользы.
ФАТАЛИЗМ – мировоззренческая позиция, выражающая идею предопределенности, в том числе человеческой судьбы.
ЦИНИЗМ – бесстыдство, пренебрежение к общепринятым нормам морали.
ЭВДЕМОНИЗМ – натуралистическое учение, опирающееся на категорию «счастье».
ЭВТАНАЗИЯ – ускорение смерти безнадежно больного человека.
ЭМОТИВИЗМ – учение, сводящее моральные высказывания к выражению эмоций, непроверяемому эмпирически.
ЭМПИРИЗМ – признание опыта и чувственного восприятия единственным достоверным средством познания.
ЭТОС – обычай, совокупность нравов, сложившихся в какой-либо социальной среде.
Учебное издание
Иванова Зоя Ивановна
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по направлению 40.03.01 «Юриспруденция»
Составитель З.И. Иванова
Редактор В.А. Козловская
Оригинал-макет и вёрстка Н.В. Скачилова
Подписано в печать | Сдано в производство |
Формат 14,85х21,0 | Бумага потребительская. |
Печать трафаретная. | Усл. печ. л. 1,06 |
Изд. № | Заказ № |
Тираж - экз. | завод - экз. |
Редакционно-издательский центр АНО ВО СИБУП
660037, г. Красноярск, ул. Московская, д. 7 «А», т. 223-33-13
Профессиональная этика
Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов
заочной формы обучения по направлению 40.03.01«Юриспруденция»
Красноярск 2016
Издаётся по решению научно-методического совета юридического факультета АНО ВО СИБУП
Рецензент:
В.А. Козловская,
кандидат философских наук, доцент, профессор АНО ВО СИБУП,
зав. кафедрой общественных наук
Иванова З.И.
Профессиональная этика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения / АНО ВО СИБУП. – Красноярск, 2016. – 17 с.
Методические указания содержат рабочую программу по курсу Профессиональная этика, рекомендации к самостоятельному изучению литературы, требования по содержанию и оформлению контрольной работы, перечень контрольных вопросов к зачету, список основной и дополнительной литературы. Предложенные указания предназначены для самостоятельного освоения дисциплины «Профессиональная этика» и выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения.
© АНО ВО СИБУП, 2016
© Иванова З.И., 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Содержание дисциплины | |
Методические указания к выполнению контрольной работы | |
Контрольные задания | |
Вопросы к итоговому контролю | |
Список литературы | |
Глоссарий |
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Профессиональная этика» предусмотрен ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВПО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».
В XXI веке все чаще звучат заявления о том, что мораль утратила свое значение в обществе, а следовательно и этика, как «практическая философия», не имеет того значения, что было в XIX-XX в.в. Между тем этические ценности – это, прежде всего, ценности взаимоотношений с другими людьми. Этика дает знание в области морали и раскрывает основные нормы и принципы нравственной культуры, выявляет моральные аспекты человеческих взаимоотношений. На основе этих знаний формируется осознанный выбор человеком тех или иных норм поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе в практической деятельности юриста. Этике нельзя научить. Этические нормы можно только познавать, осваивая и усваивая накопленную тысячелетиями мудрость, что-то принимая, а что-то отвергая. Человек свободен в своем выборе и сам строит взаимоотношение с окружающим его миром, тем самым определяя свою судьбу.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):
знания: основных категорий этики, моральных норм профессиональной деятельности юриста, норм нравственных отношений в служебном коллективе, основных норм делового этикета.
умения:
теоретические: уверенно и грамотно раскрывать и объяснять этические категории и понятия, суметь сформулировать для себя принципы этического понимания современных процессов и особенностей социокультурной ситуации на основе толерантности к иным нравственным ценностям;
практические: эффективно применять этические знания в выстраивании взаимоотношений в системе «юрист-гражданин», «юрист-юрист», в ведении диалога, деловой беседы, разрешение нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;
навыки: добросовестное исполнение профессионального долга, готовность к кооперации с коллегами в совместной деятельности, умение владеть собой, сохранять профессиональную тайну, уважение к человеку в любой ситуации, стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства.
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, предопределяющих наличие следующих результатов образования (РО):
ОК-2 – способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ОК-5 – способностью обладать культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК-7 – способностью стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ПК-16 – способностью стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1.Этика как наука. История этической мысли
Введение. Роль этики в жизни личности и общества. Структура этического знания. Аксиология как ценностный аспект этики. Деонтология как этическое учение о должном и сущем. Прикладная этика и ее структура. Этика нормативная, ситуативная и профессиональная. Этика гуманитарная и авторитарная: их принципиальное различие и сходство Этические учения Античности и Древнего Востока.
Этические учения Древнего Востока. Конфуцианство, даосизм, брахманизм и буддизм о нравственных основах жизни. Этика античности. Этика Сократа, Аристотеля, Платона. Этические принципы киников, эпикуризм, стоицизм о нравственных основах человеческих отношений. Антитезы гедонизма и аскетизма, эгоизма и альтруизма, коллективизма и индивидуализма.