Глава viii обще-часгнонаучная методология. взаимодействие методов255
§ 1. Научные методы эмпирического исследования 255
§ 2. Научные методы теоретического исследования 259
§ 3. Общелогические методы и приемы познания 265
§ 4. Частнонаучная методология. 282
§ 5. Взаимодействие методов.. 286
Глава IX ПАРАДИГМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ .............................. 291
§ 1. Натурфилософия и естествознание 291
§ 2. Классическое естествознание и его методология 303
§ 3. Революция в естествознании конца XIX—начала XX в. и становление идей и методов неклассической науки…… 323
§ 4. Концептуально-методологические сдвиги в естествознании конца XX в... 346
Глава X ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ…. 371
§ 1. Понятие социального познания. 371
§ 2. Формирование социально-гуманитарной методологии в философии истории 374
§ 3. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт) 387
§ 4. Методология социальных наук М. Вебера 399
§ 5. Логика социальных наук К. Поппера 414
§ 6. Философская герменевтика Г. Гадамера 427
§ 7. Структурный метод в гуманитарных науках (М. Фуко).............. 438
§ 8. Особенности социального познания и его методов (общая характеристика) .451
§ 9. О новой парадигме социальной методологии 477
Глава XI ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ В ПОСТПОЗИТИВИЗМЕ....................... 501
§ 1. Концепция науки и развития научного знания К. Поппера.......... 501
§ 2. Концепция смены парадигм и «методологические директивы» Т. Куна 514
§ 3. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса 528
§ 4. Реконструкция истории науки П. Фейерабендом и его теоретико-методологический плюрализм 541
ЛИТЕРАТУРА........................................................ 561
ПРЕДИСЛОВИЕ
Наука — сложное многогранное целостное явление, а процесс развития научного познания — в силу его сложной и многослойной структуры — не однонаправленный монотонный, «одноплоскостной» процесс. Это всегда, в любую эпоху процесс нелинейный, характеризующийся разнонап-равленностью изменения форм научного знания, в котором постоянно возникают новые точки роста, нововведения и центры изменения, многообразные возможности и ситуации выбора. Поэтому не только возможны, но и необходимы разные модели и образы развития науки.
Научное познание развивается в контексте исторического развития общества. А это значит, чтобы понять его природу, особенности и историческую динамику, необходимо рассматривать научное познание как социально-культурный процесс. Надо понять, как осуществляется и развивается социальная жизнь людей, как она определяет на разных этапах своей истории состояние и особенности научной деятельности.
Наука является достаточно неоднородным образованием: наука переднего края и нормальная наука, наука Нового времени и современная, наука профессиональная и любительская, наука Запада и восточная наука, государственная и «народная» наука и т. п. Наука — это та сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, в которую науки — по мере своего развития — проникают все более глубоко и широко. Вместе с тем наука ориентируется и на человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления.
Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания и о методах, принципах и приемах научной деятельности. Потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск.
Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия и методология науки, исследующая общие закономерности научно-познавательной деятельности, структуру и динамику научного знания, его уровни и формы, его социокультур-ную детерминацию, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития знания.
Философия науки сложилась к середине XX в. и как философское направление-, исследующее общие характеристики научной деятельности в целом, и как раздел философии, разрабатываемый в рамках различных философских течений, поскольку они так или иначе обращаются к феномену науки.
Глава I
НАУКА. КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН