Суть кризиса техногенной цивилизации. Состояние бытия человека в условиях современного информационно-техногенного мира.
Далее необходимо вскрыть систему детерминант, вызвавших цивилизационный сдвиг, приведший к становлению нового типа цивилизации - техногенной, и охарактеризовать содержание ее основных признаков.
Рассмотрите, в чем выразилось новое отношение человека к природе; что стало высшим принципом деятельности; что явилось инструментом обновления и определяющими моментами общественного развития; как изменился статус индивида в обществе, его положение в социальной общности; какие принципы общественной жизни становятся доминирующими. Раскройте следствия реализации этих принципов, связанные с противоречивостью статуса человека в природном и техническом мире; с конфликтностью его бытия в системе социальных институтов; с возникновением угрозы физическому существованию человечества под действием как очевидных, так и неочевидных факторов.
Цели и ценности техногенной цивилизации, которые формировали ее целостность (наука, техника, технология, инновации, господство над природой), привели к кризису смыслов человеческой жизни и деятельности. Вскройте проявления глобального кризиса техногенной цивилизации, выявите возможные теоретические варианты их разрешения.
Естественным выражением тенденций поиска новых цивилизационных ориентиров явилось исследование такой социальной реальности, как информационное общество.
Термин “информационное общество” появился впервые в Японии в начале 60-х годов ХХ века. Представления о новой информационной эре стали действительностью обыденного, массового сознания, они стали формировать новый имидж, новое понятие об успехе, ориентирующееся на потребление продукции электронного производства. Технологическим выражением новой эры выступает “троица” - коммуникативный спутник, кабельное телевидение, персональный компьютер.
Сдвиг общественного производства в область информационной деятельности происходит в условиях постоянно расширяющегося процесса компьютеризации общества, закладывающего основы безлюдной технологии. Информация в целом становится стратегическим ресурсом общества: происходит перемещение акцентов из области физической деятельности в интеллектуальную. Выявите возможные последствия включения компьютера в различные сферы общественной жизни (производственную, политическую, в науку, образование и т.д.) и вскройте последствия, относящиеся к социальной структуре общества.
Вторжение электронных коммуникативных систем во все сферы жизни вызывает необходимость новых форм организации человеческих отношений. Высокая технология требует соответственно высокой подготовленности индивида, его духовной зрелости и ответственности. Нарушение баланса в пользу технологии (опережающее развитие технологии по отношению к нравственно-идеологическим ресурсам общества) является одной из важных причин таких явлений, как дегуманизации различных аспектов жизни. В чем, с Вашей точки зрения, это может проявляться?
Далее следует остановиться на вопросах, имеющих непосредственного отношение к формированию определенных черт планетарного общества, в частности, к историческим судьбам таких образований как демократия, культура, система ценностных ориентаций. Опишите, каким образом развитие информационных технологий оказывает позитивное воздействие на процессы демократизации общества и культуры, изменения характера труда: выработки новых ценностных установок и ориентаций; проанализируйте возможности антигуманного использования информационных ресурсов. Используйте произведения научно-фантастического жанра (Р. Брэдбери, Д. Оруэлл, С. Лем, Р. Шекли и др.), в которых представлены модели решения человеческих проблем в информационном обществе будущего.
Компьютеры создают не только безлюдные производства, но и “безлюдное” общение, когда собеседника вполне заменяет ПЭВМ. Компьютеры привязывают к себе с детства, заменяя книги, театр, друзей, снижают степень активности человеческого общения, они создают иную реальность, которая может восприниматься более серьезно, чем окружающий мир.
Реалии информационного общества предъявляют человеку новые требования, прежде всего наличие способности и готовности к перемене деятельности, мобильности, переобучению; овладению новой профессией. На предыдущем этапе развития это востребовалось в меньшей степени.
Переход к информационному обществу – одна из ярко выраженных тенденций в развитии современного мира, и она тесно связана с другой отчетливо проявляющейся тенденцией – его глобализацией. Глобализация – объективный процесс. Он, по словам одного из влиятельных его аналитиков У. Бека, состоит в том, что «национальные государства и их суверенитет вплетаются в паутину транснациональных акторов и подчиняются их властным возможностям, их ориентации и идентичности»; тем самым глобализация затрагивает все стороны жизни общества.
Хотя глобализация – объективный процесс, но в обществе объективное всегда опосредовано субъективным. Поэтому глобализация может получать разные импульсы и развиваться по различным сценариям, и ее важно отличать от глобализма как идеологии осуществления глобализационного процесса. Не вдаваясь подробно в анализ сценариев глобализации, отметим, что пока этот процесс происходит по сценарию «вестоксикации» – прививки всему мировому обществу ценностей западной цивилизации (а точнее, ценностей атлантического Запада). Не случайно (как бы в ответ) остро встали проблемы сохранения культурно-цивилизационной идентичности в современном мире; культивирования традиций и ценностей локальных и региональных цивилизаций; отстаивания их самоценности в едином, но многообразном мире. Полилог цивилизаций как равноправных субъектов глобализации является необходимым условием стабильности глобализирующегося мира и гарантом преодоления опасности возможного «столкновения цивилизаций», прогнозируемого С. Хантингтоном. Этот американский социолог, говоря о неизбежности конфликтов в обществе, отмечает смену их исторических типов: от конфликта правителей, а затем национальных государств – к конфликту социальных систем с разными идеологиями в XX в. и от него – к конфликту цивилизаций, для которых особо значимой является религиозно-культурная самобытность, в XXI в. Очевидно, он будет конфликтом между христианской цивилизацией Запада (как лидером глобализационного процесса) и другими локальными цивилизациями. Наиболее острыми и фактически не поддающимися примирению представляются конфликты с китайско-конфуцианской и исламской цивилизациями.
Учитывая мощь Запада, можно ли предсказать результаты этих конфликтов?