Модели познания: подходы к их построению, принципы организации знания, социально-гуманитарный аспект познания.

Выясняя вопросы данного пункта плана, необходимо составить представления о моделях познания. Здесь следует начать с выделения базового познавательного отношения (связи) человека и мира. В зависимости от того, как будет мыслиться и трактоваться данное отношение, такова будет и модель познания. Попытайтесь в самом общем виде построить одну из возможных его моделей, опираясь на уже сформировавшиеся в истории науки и философии схемы познания.

Рассматривая различные модели познания, мы сталкиваемся с вопросом о происхождении, а также о формах и способах функционирования знания в жизнедеятельности людей. Исходный тезис в выяснении природы знания, пожалуй, может быть сформулирован так: знание есть форма и способ существования сознания и одновременно форма и способ организации человеческого опыта. Раскрывая содержание этого тезиса, можно выделить целый ряд характеристик знания, который, в свою очередь, может быть положен в основу типологии знаний вообще.

К таким характеристикам относятся следующие свойства знания:

а) инструментальный характер знания. Он проистекает из деятельностных структур, будучи их выражением и одновременно их организующим фактором («знание на службе действия» – Аристотель);

б) знание как один из способов существования сознания («способ, каким существует сознание, есть знание» – Г. Гегель, К. Маркс);

в) знание как отражение и выражение структур бытия, как способ фиксации «бытия порядка» (М. Фуко);

г) знание как символизация духовного опыта человека и духовного пути человека («знание есть самораскрытие, расчленение, оформление бытия» – Н. Бердяев);

д) знание как язык (знание сказывающее обо всем, в том числе и о себе и о том, кто и как говорит – Л. Витгенштейн, Г.-Х. Гадамер, М. Хайдеггер, Ж. Деррида);

е) знание как откровение (знание как Божественный дар, истинное и подлинное знание, данное человеку в актах откровения; имеющее трансцендентную природу, формой существования которого является эзотерическое знание (См.: Успенский П.Д. В поисках чудесного / П.Д. Успенский. – М.,1992).

Классификация знания по родам, то есть по признаку его происхождения, дает троичную его структуру: а) Божественное знание, осмысление которого есть предмет теософии и теологии; б) интуитивное знание, которое носит трансцендентальную природу и явлено человеку в актах интуитивного озарения, в медитационной практике, в трансперсональных состояниях; в) знание, производимое человеком посредством интеллектуально-мыслительной деятельности с помощью изобретенной им технологии производства знания (абстрактно-теоретическое мышление, обобщение опыта, наследуемая традиция и др.).

В основе классификации знания по видам лежат способы получения и способы функционирования их в жизнедеятельности людей. Поскольку такие знания «обслуживают» различные сферы жизни общества и выполняют социально-значимые функции, то их классификационная структура в основном совпадает со структурой общественного сознания (См. тема V, занятие второе). Выясняя основания этой классификации, следует иметь в виду, что такие знания носят «идеологический» характер. Идеология здесь понимается в буквальном смысле как учение об идеях и их происхождении. В том случае, если знание рассматривается как фактор систем общественных отношений, общественного бытия, общественных форм и сфер деятельности людей, то его виды суть отражения и выражения систем, структур и функций этих отношений (так называемая реляционная концепция знания, характерная для философской рационалистической традиции). Наиболее распространенная ныне классификационная схема знаний базируется на методах и методиках производства знания. Здесь определяющими факторами являются: методы исследования; предмет изучения; способы применения полученных знаний; функции, которые такие знания выполняют как в сфере их производства, так и в сферах их приложимости. В практике общественной жизни выработалась классификационная схема, включающая крупные блоки знаний: обществознание, техникознание, естествознание. Каждый из этих блоков, в свою очередь, имеет свою классификационную схему. Попытайтесь построить различные варианты таких схем, исходя из опыта овладения теми или иными родами, видами, типами знания и познания.

Проблема типологии знания – вечная проблема, поскольку производство знания и способы его включения в общественную жизнь всегда имеют место. В современных условиях, когда возникли глобальные проблемы и они имеют тенденцию к обострению, предпринимаются попытки организовать производство и применение знаний таким образом, чтобы успешно решать их. Такая проблемная организация знания требует комплексного подхода, а он, в свою очередь, и иную форму организации производства знания.

Это относится, прежде всего, к организации научных исследований. Вместе с этим не следует забывать об огромном потенциале уже накопленного знания, рационального его использования. Более того, накопленное человечеством знание обладает большим смыслообразующим потенциалом.

Выясняя социально-гуманитарное содержание познания, следует обратиться к выяснению специфики философского осмысления действительности. Одной из особенностей философии как специфической формы познания (постижения) человека и мира в их взаимоотношении является то, что аккумулируемое ею знание само становится для нее предметом осмысления и переосмысления. В этом качестве философия есть преобразующее себя знание, переосмысляющее себя мышление, форма и способ преобразующего себя сознания. Из этого следует, что центральным вопросом для обсуждения оказывается вопрос о специфике собственно философских знаний. Обсуждение этого вопроса имеет своей целью прояснение следующих моментов:

а) выявления места и роли философских знаний в системах человеческих знаний;

б) раскрытия внутренних «механизмов» изменения философских знаний;

в) определения способов функционирования философских знаний в культуре и выполняемых ими функций;

г) анализа систематики философских знаний, ее места и роли в теоретическом мышлении;

д) выявления познавательного потенциала философских знаний.

Некоторые из этих положений были уже прояснены в темах предыдущих занятий. Здесь следует сконцентрировать внимание на последних двух пунктах. Учитывая опыт обсуждения этих тезисов как в самой философии, так и в других областях теоретической деятельности, обратим внимание на форму теоретизирования в философии.

Философское знание – продукт абстрактно-теоретической деятельности. Со времен Платона, когда впервые обозначились логические формы организации абстракций (понятий, категорий), философское мышление превращается в теоретическую деятельность. Аристотель делает еще один шаг в этом направлении – создает логику как науку о законах и формах мышления. Логический метод оказался весьма эффективным средством организации мыслительной деятельности, позволившим не только выделить из стихии человеческого мышления устойчивые его структуры, но и придать ему известный динамизм – производить новые знания с последующей их новой организацией. Пройденные этапы развития логического метода и обоснованные с его помощью принципы теоретической деятельности привели в конечном счете к оформлению диалектико-логического и логико-гносеологического метода познания действительности. Ф. Энгельс, подводя итоги двухтысячелетней истории развития философии, высказал такую мысль: «За философией, изгнанной из природы и из истории, остается, таким образом, учение о законах самого процесса мышления, логика и диалектика» (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 21. – С. 316). Философия в этом качестве есть наука о законах человеческого мышления, постигающего мир и помогающего человеку эффективно осуществлять преобразующую деятельность. Диалектико-материалистическая логика и теория познания, понятые как тождественные отрасли философского знания, есть теория мыслительной деятельности. Будучи рассмотренной в контексте культурно-исторического процесса, эта деятельность социально-исторична (это позволяет понять ее как продукт истории и действия социальных факторов), а теория, ее выражающая, материалистична (что позволяет понять обусловленность этой теории обстоятельствами общественного характера) и одновременно диалектична (что позволяет понять генезис, становление, движение и функционирование этой теории в постоянно изменяющихся социальных условиях).

Ознакомившись с данной трактовкой философского знания и его роли в познании, выявите объяснительно-описательные возможности диалектико-материалистической философии. В чем и как возможна реализация познавательного (в отличие от описательно-объяснительного) потенциала так понятой философии?

Наряду с данной трактовкой философского знания и познания существовали и существуют другие подходы к пониманию философии, а стало быть, другие выполняемые ими функции.

Философия западного образца эпохи Нового времени преимущественно методолого-гносеологическая. Рассмотрение ее в социально-историческом контексте придает ей социально-идеологическую и даже политическую окраску. Политико-идеологизированную, апологетико-доктринальную философию в недавнем прошлом имели и мы.

Обращенность философии к человеку делает ее антропологической в форме философской антропологии, где ставятся и разрешаются вопросы, связанные с выяснением природы человека, форм и способов его бытия, ценности и смысла его жизни и др. (См.: Тема IX). В этом случае гносеологическая проблематика выступает лишь контекстом антропологических проблем, в результате чего познавательные интенции человека являются моментами других экзистенциалов человеческого бытия. Например, у Ницше мы можем встретить суждения о познании как некоем антиподе жизни, как форме безумия; у Н. Бердяева мы находим мысль о том, что философия, хотя и говорит о познании мира, но истинное назначение ее в постижении смысла мира, а не его содержания (мироустройства); у Л. Шестова мы слышим утверждения о философии (в ее новоевропейском варианте) как апологии научного познания; в связи с чем он оценивает место и роль философии с экзистенциалистско-персоналистических позиций.

Как видно из приведенных суждений, гносеологическая проблематика получает новую трактовку в контексте антропологических проблем.

Попытайтесь на основе специфики и особенностей современной философской мысли дать интерпретацию суждения А. Уайтхеда о том, что «природа есть то, что дано в восприятии», «природа есть то, что наблюдаемо».

Завершающим данную тему вопрос может быть вопрос о состоянии научного познания и его влиянии на коренное изменение представлений о мироздании и о месте человека в нем. В качестве примера рассмотрите становление синергетического видения реальности.

Термин «самоорганизующаяся система» впервые был введен в научное употребление основоположником кибернетической концепции самоорганизующихся систем У. Р. Эшби в одной из его статей в 1947 г. Данный термин введен для обозначения определения модели динамических систем. Постепенно применение этой модели и производных от нее изменило значение данного термина, показав, что нет таких областей естествознания, которые не входят так или иначе в круг проблем, связанных с самоорганизацией. Поэтому выделился целый спектр смысловых значений, охватывающий диапазон от обозначения развития вообще до обозначения достаточно специфических особенностей развития у систем определенных уровней организации материи.

Синергетика – сравнительно молодая наука, однако ей удалось наработать достаточно объемный «багаж» знаний как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.

Слово «синергетика» означает в переводе «совместное действие», «кооперативный эффект». В синергетике исследуется совместное действие многих подсистем (одинаковых или нескольких различных видов), в результате которого на макрокосмическом уровне возникает структура иного организационного порядка и соответствующее ему функционирование.

Для нахождения общих принципов, управляющих самоорганизующимися системами, необходимо кооперирование многих различных дисциплин. Синергетика не сложилась пока окончательно в единую целостную теорию самоорганизации. Она представляет собой общий методологический подход, демонстрирующий единство принципов и математических методов исследования в разных областях науки в изучении нелинейных явлений (в физике, астрофизике, гидродинамике, химии, биологии, космологии), на основе исследования сложных феноменов самоорганизации. Развитие данной науки сопровождается разработкой методологических посылок (поиск единства разнородного, ориентация на выявление порядка в хаосе и хаоса в порядке, постулирование принципа неустойчивости как генератора новизны) и категориального аппарата («момент неопределенности», «сложность детерминаций», «единство внутренних и внешних взаимодействий»).

В качестве экспликации содержания «принципа неустойчивости» особый интерес представляет рассмотрение так называемых диссипативных структур в открытых динамических системах. Если в равновесных системах диссипативные процессы стремятся уничтожить упорядоченность и привести систему в термодинамическое равновесие «с нулевой упорядоченностью» («тепловая смерть Вселенной»), то в области неравновесности диссипации (например, рассеяние энергии) могут играть качественно иную роль, способствовать упорядоченности за счет своеобразной компенсации нарастающих флуктуаций при потере динамической системой устойчивости. Попробуйте найти пример закрытой динамической системы.

Синергетические методологические установки могут иметь значение при описании не только физических, но и биологических, а также социальных систем. Попытайтесь обнаружить, на каком уровне организации материальных систем проявляется принцип самоорганизации.

Есть некоторые основания полагать, что синергетика может рассматриваться как: а) одна из уже сложившихся философских онтологий; б) сфера знаний, внутри которой могут быть построены различные онтологии; в) опосредующее звено между философской онтологией и позитивными науками.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Выделите факторы, обусловливающие появление науки в качестве самостоятельной сферы культуры.

2. Влияют ли открытия в современной науке на мировоззренческие установки людей? Если да, то каким образом?

3. Какую роль могут выполнять философские идеи в формировании научной гипотезы?

4. Чем объясняется возрастание роли математических методов исследований в современном научном познании?

5. В чем специфика взаимодействия эмпирического и теоретического исследований в условиях современной науки? В чем и как проявляется теоретическая «нагруженность» в современном научном эксперименте?

6. Чем принципиально отличается синергетическая картина мира от предшествующих (механической, электродинамической, квантово-полевой)?

ТЕСТЫ

I. Выберите наиболее емкое определение познания:

1. отражение действительности нашими органами чувств;

2. деятельность человека по освоению мира и самого человека;

3. абстрактно-теоретическое мышление, в ходе которого проводятся новые знания;

4. определение сущности явлений;

5. поиск новых мест пребывания человека в мире.

II. Какой из перечисленных критериев человеческого знания не относится к научному знанию?

1. формализуемость;

2. спонтанность;

3. систематичность;

4. опровергаемость (фальсифицируемость);

5. динамичность.

III. Какие из перечисленных ниже приемов и процедур не применяются в научном исследовании

1. созерцание;

2. медитация;

3. наблюдение;

4. описание исследуемых явлений в символах;

5. доказательство.

IV. Какая модель взаимоотношения философии и науки характерна для современной познавательной ситуации?

1. философия – наука всех наук;

2. философия – одна из наук среди других;

3. философия и наука находятся в отношении дополнительности;

4. наука в принципе решает и философские проблемы;

5. в науке есть философское содержание, а в философии – научное;

V. Мировоззренческая установка, согласно которой естетсвеннонаучные и технические знания и методы обладают наивысшей культурной ценностью, характеризуется как ...

1. прагматизм;

2. антисциентизм;

3. детерминизм;

4. техницизм;

5. сциентизм.

VI. Согласно _______________, технические и естественные науки способны лишь негативно влиять на культуру, человека и общество.

1. рационализму;

2. консерватизму;

3. антисциентизму;

4. эмпиризму;

5. либерализму.

VII. Чем представлен социально-гуманитарный аспект познания:

1. направленностью на создание технических объектов;

2. организацией искусственно создаваемой среды – техносферы;

3. поисками новых возможностей для деятельности человека;

4. реализацией человеческих способностей;

5. ускорением темпов технического процесса.

VIII. Укажите нехарактерную роль познания в жизнедеятельности людей?

1. адаптивное средство в борьбе за выживание;

2. стимул для саморазвития человека;

3. способ удовлетворения интереса (любознательности);

4. способ рационализации общественной жизни;

5. ограничение свободы человека.

СЛОВАРЬ

Агностицизм– гносеологическая позиция, состоящая в отрицании принципиальной познаваемости мира, его сущности.

Заблуждение –непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

Знание– упорядоченная, определенными методами полученная, критериально (нормативно) оформленная информация, обладающая социальным значением и принимаемая сообществом в качестве необходимого компонента человеческой жизнедеятельности.

Истина– адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; содержание знаний, соответствующее объекту познания.

Когерентности теория– гносеологическая позиция, связывающая истину с согласованием элементов знания, отсутствием противоречия между его элементами.

Конвенционализм– философское воззрение, объявляющее содержание понятий, определений, аксиом, гипотез, истину в целом результатом соглашения научного сообщества.

Критерий– средство проверки, мерило оценки.

Ложь–преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в ранг истины.

Мистика– понятие, обозначающее дар, свойственный избранным и состоящий в стремлении постичь сверхъестественное, трансцендентное, божественное путем ухода от чувственного мира и погружения в глубины собственного бытия посредством особых процедур.

Наука– особая социально организованная сфера человеческой деятельности, которая направлена на выработку системно организованных и обоснованных знаний о действительности.

Научная картина мира– обобщенная форма теоретического знания, посредством которой интегрируются, систематизируются и интерпретируются определенные типы и виды знания, полученные в различных областях научного исследования.

Научно-исследовательская практика– ситуативные состояния активно действующего человека и всей совокупности обстоятельств, в которых (состояниях) имеет место порождение нового (мысли, смысла, понимания, взгляда, открытия, изобретения и т. д.)

Познание– творческая активность человека, реализующая себя в формах и способах духовного освоения человеком действительности, включая самого себя (самопознание), выраженного в тех или иных формах знания. С прагматической точки зрения познание – деятельность, направленная на получение достоверных знаний о явлениях мира, включенных в эту деятельность.

Практика– материальная, предметно-преобразующая деятельность, направленная на изменение внешнего мира и обстоятельств человеческого бытия. Практика – форма активности человека как социального существа, в диалектико-материалистической философии признается первичной по отношению к другим формам активности (духовной, познавательной и т. д.).

Скептицизм– философское воззрение, возникающее в поздней античности и выдвигающее в качестве основного тезиса сомнение в надежности чувств и мышления как источников познания мира, сомнение в возможности достижения истины.

Философия науки– направление в философии (или раздел в рамках различных философских течениях), исследующее особенности и специфику научно-познавательной деятельности, включенной в социокультурный контекст своей осуществимости.

Эпистемология– раздел философии, в котором осмысливаются и исследуются предпосылки и условия познавательного процесса и получаемых в ходе него знаний, изучаются всевозможные связи знания с реальностью, разрабатываются методы и методики преобразования знания и выявляются признаки его истинности.

ТЕМА IX

Наши рекомендации