Диалектика и метафизика как философские

СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ

Занятие второе

1. Основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимоперехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.

2. Сущность и содержание основных категорий диалектики.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

  1. Мир философии. Книга для чтения: в 2-х частях. – Ч. I. Раздел третий (П. 3. С. 317-328, 339-350).
  2. Энгельс, Ф. Диалектика природы / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – 2-е изд. – Т. 20. – С. 526-532, 538-542, 558-562 (или отдельное издание; С. 45-81).
  3. Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель. – Т. 1. – С. 215-216, 264-269; 295-300; 312-317.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ленин, В. И. Еще раз о профсоюзах / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т. 42. – С. 286-296.
  2. Ильенков, Э. В. Диалектическая логика / Э. В. Ильенков. – М., 1984.
  3. Материалистическая диалектика: в 5-ти т.т. – М., 1981. – Т 1. Ч.I. Гл. II, III, IV; Ч.II. гл. VI, VII,VIII.

Задачей данного семинарского занятия является осмысление содержания и форм проявления законов и категорий диалектики как системы гносеологических средств познания природы, общества и мышления.

Основные законы диалектики.

Это такие законы, которые выражают посредством системы понятий всеобщие характеристики развития. В них представлены и выражены определяющие черты, механизмы, пути процесса развития. Поэтому законы диалектики – отражение и выражение различных сторон развития, а вместе с тем и законы преобразования.

Задание 1.Исходя из приведенной характеристики, можно ли говорить о границах функционирования законов диалектики?

1.2. Закон единства и борьбы противоположностей (закондиалектического противоречия).

Сущность, содержание и механизмы действия закона диалектического противоречия выражаются посредством системы понятий: диалектические противоположности, противоречие; единство, тождество, взаимополагание, взаимоотрицание, конфликт («борьба»), разрешение, саморазвитие и другие.

Сущность данного закона в том, что он раскрывает источник и движущие силы всякого развития. Поэтому он составляет ядро материалистической диалектики (МД) как теории развития. Источник всякого развития связан с возникновением, ростом и разрешением противоречий между диалектическими противоположностями в той или иной системе. Изменение элементов системы под воздействием ее внутренних и внешних отношений ведет к возникновению и росту внутрисистемных противоречий. Источник развития связан, прежде всего, с диалектическими противоречиями, заключенными в самой сущности явлений и процессов. Постижение системы как целого, как органического единства предполагает анализ и синтез ее противоположностей и противоречий. Любые их абсолютизации ведут к искажению природы системы, к непониманию ее функционирования.

Сами по себе противоречия не служат источником развития. Им они являются, когда своевременно разрешаются. В силу этого принципиальное значение приобретает обсуждение вопроса о факторах и механизмах разрешения диалектических противоречий.

Содержание закона единства и борьбы противоположностей выявляется через исследование диалектических противоположностей. Диалектические противоположности – это стороны одного и того же объекта, одновременно взаимополагающие, взаимообусловливающие и взаимоисключающие друг друга. Отношения между диалектическими противоположностями могут иметь разную степень напряженности (тождество, равновесие…).

Задание 2. Какие еще понятия характеризуют отношения между противоположностями? Продолжите ряд.

Выяснение характера отношений между противоположностями позволяет осуществить типологизацию противоречий. При рассмотрении внутренних и внешних, основных и неосновных, антагонистических и неантагонистических противоречий необходимо иметь в виду, что эти различия изменяются в процессе развития противоречий в зависимости от конкретных условий и обстоятельств их функционирования.

Механизмы действия закона диалектического противоречия (единства и борьбы противоположностей) представляют собой процессы разрешения противоречий, что ведет к качественному преобразованию объекта, то есть появление нового объекта с новыми (ему присущими) противоречиями.

Лейтмотив диалектики в противоположность метафизике – рассмотрение развивающихся объектов и процессов как единства диалектических противоположностей и доказательства того, что их разрыв, противопоставление и абсолютизация ведут к разрушению, а не к развитию. Диалектические противоречия между противоположностями должны разрешаться адекватными методами и в условиях, благоприятствующих развитию системы. Иначе развиваются вредные и опасные тенденции.

Важно понять роль технократизма в теории и практике. Технократическое мышление служит формой проявления метафизического стиля мышления и методологии деятельности. Технократизм в конечном счете чреват «разрушением» человеческих отношений и личности человека, превращением его в носителя групповых свойств, требуемых лишь для отправления профессиональной деятельности различного типа и уровня, в объект манипуляций его духовным миром, поступками и действиями, в результате чего человек становится киборгом, а общество – социальной машиной.

Задание 3. Приведите примеры действия данного закона в научно-технической сфере.

1.3. Закон взаимопревращения качественных и количественных изменений.

Чтобы раскрыть сущность, содержание и механизм действия данного закона и понять его место в системе законов диалектики вообще, необходимо выяснить систему понятий: «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок», «эволюция», «революция».

Существо данного закона состоит в ответе на вопрос, как происходит изменение качества системы. Именно в этом существенное отличие данного закона от других законов диалектики.

Следует обратить внимание на ряд трудностей, возникающих при анализе указанных понятий. Так, характеризуя категорию качества, важно проводить различие между качеством и сущностью объекта, чего не делают в учебной литературе. Либо их просто отождествляют, либо сущность объявляют «главным» качеством. Качество объекта (системы) есть определенность его наличного бытия в тех или иных условиях и связях с другими системами на данном уровне развития. Качество выражает состояние системы, связанное с ее построением и функционированием при относительно устойчивых параметрах и характеризует ее особенность, индивидуальность.

Особое значение имеет вопрос о соотношении качества, количества и свойства. Свойства – проявления качества системы в определенных условиях, связях и отношениях с другими системами. Они зависят как от состояния взаимодействующих систем, так и от конкретных условий их функционирования. Можно сказать, что качества объектов «функционируют» в комплексах свойств, обусловленных их взаимодействием и конкретными условиями (классификацию свойств см. П. В. Алексеев. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – С. 459-460).

Количество выражает то общее, что наличествует в данном классе предметов (систем) и выражается в степени, уровне, интенсивности процесса развития. Качество и количество характеризуются единством, взаимодействием, взаимообусловленностью и взаимопереходами, соразмерностью отношений. Все это зависит и варьируется внешними и внутренними условиями протекания процесса в системах.

Для выражения указанных характеристик используется категория «мера». Мера – это граница существования объекта в данном качестве.

Понятие «скачок» характеризует переход меры (границы бытия) объекта. Скачок всегда означает преобразование качества системы: скачок-момент или стадия превращения одного качества в другое. Скачки различаются по глубине и характеру качественных преобразований (например, прогрессивные или регрессивные), по условиям и времени их протекания, по последствиям их осуществления, по механизмам реализации.

Характер и роль скачков раскрывают механизм закона взаимопревращения качественных и количественных изменений и выясняется при анализе различных типов качественных изменений: а) эволюционный тип – изменения состояния системы, количественно-качественные изменения, не затрагивающие сущность системы, например, совершенствование традиционных технических систем; б) революционный тип – коренные изменения качества, связанные с переходом от одной системы к другой, с изменением ее сущности.

Задание 4. Подумайте, с помощью каких понятий, выражающих содержание закона диалектического противоречия, можно описать механизм действия закона взаимопревращения количественных и качественных изменений.

1.4. Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза).

Сущность этого закона раскрывает общую направленность развития.

Для выражения содержания и механизма действия закона необходимо рассмотреть систему следующих понятий: диалектический синтез; стадии развития; диалектическое отрицание, развитие, прогресс, регресс; признаки и критерии прогресса и регресса как типов, форм развития. В содержательном и функциональном аспектах анализа закона отрицания ключевое значение имеет выяснение признаков диалектического отрицания и признаков двойного отрицания.

Задание 5. Продумайте, в чем заключается принципиальное отличие трактовки отрицания в диалектическом и метафизическом стиле мышления.

Содержание закона отрицания отрицания раскрывает соотношение старого и нового, прогрессивного и регрессивного в процессе развития. При рассмотрении этих моментов наибольшую сложность имеет определение критерия (прогрессивности и новизны). Здесь в наибольшей степени возможна антропоморфизация процесса развития. Еще большую сложность составляет решение вопроса о критериях социального прогресса.

Задание 6. Предложите основания (критерии), по которым возможно характеризовать новизну продукта научно-технической деятельности.

Механизм действия закона отрицания отрицания состоит в одновременном осуществлении деструкции, кумуляции и конструкции (организации), или единства уничтожения и преемственности. Признаками прогрессивного развития являются: стадийность; преемственность; повторяемость; неодолимость нового (необратимость); поступательный рост эффективности и качества системы; спиралевидность форм развития. Критерии прогрессивного развития: уровни целостности, приспособляемости, пластичности, гибкости, динамичности, потенциала развития.

Нуждается в научном обсуждении вопрос о соотношении понятий «прогресс» и «регресс», поскольку регрессивное также может иметь и положительный эффект в развитии различных систем.

В результате исследования законов диалектики должно сложиться целостное понимание процесса развития, и самих законов диалектики, являющихся моментами, сторонами диалектического способа познания объективного мира и человеческого познания.

Категории диалектики.

Категории диалектики служат формами бытия диалектического мышления. Они дают «строительный материал» для формирования принципов познания и деятельности, конкретных методов диалектического постижения мира.

Система диалектических категорий выступает основой диалектической логики. К основным категориям диалектики относятся: общее, особенное, единичное; сущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; содержание и форма; целое и часть. Задача обсуждения состоит в постижении их содержания, структуры и функций в познавательном процессе.

Наши рекомендации