Связь умозрения и онтологии.

Мышление в категориях с неизбежностью расчленяет действительность (мир и самого себя) на отдельные фрагменты (пласты) и устанавливает между ними отношения субординации, иерархии, причинно-следственной или генетической зависимости. В результате появляются гносеологический дуализм, выражающий фундаментальную теоретическую установку на разграничение мнимости и истинности, и онтологический дуализм — действительность также мыслится состоящей из двух неразрывных частей.

В философских учениях античности, в соответствии с этой схемой любая реальность – мыслимая и, особо подчеркнем, само мышление, – выражается через выделяемые мышлением противоположности.

Следует здесь обратить внимание на неразрывность мышления и реальности: то, что не может быть помыслено есть ничто. Способ, каким мыслится бытие, предопределяет позицию мыслителя. В этом способе существенным является процедура объективации. Если то, что мыслится, оказывается только содержанием мышления и оно наделяется статусом самостоятельного существования (это и есть процедура объективации), то такой способ описания и объяснения неизбежно ведет на позиции идеализма. Если же мыслимое содержание выступает как внешняя данность актам мышления и это содержание наделяется самостоятельным существованием (та же процедура объективации), то такой способ объяснения и описания действительности ведет к материализму. Мыслимое в рамках этой схемы бытие оказывалось либо идеальным, либо материальным, что предопределяло философскую позицию мыслителей –идеалистов и материалистов. Подробнее этот вопрос рассматривался в теме I, занятие 2. Здесь нам следует уяснить факт связи деятельности мышления и трактовок отношения бытия и существования, что в истории западноевропейской философии представлено под названием «линии Платона» и «линии Демокрита», т.е. идеалистического и материалистического ответов на вопрос об отношении мышления и бытия.

Гносеологической основой и предпосылкой этих ответов является процедурность мышления, акты его самоосуществимости – дихотомичность, лежащая в основе абстрагирования, и объективация, лежащая в основе акта представления. В проработке и осмыслении последнего тезиса попытайтесь в актах своего мышления выделить, «отследить» проявление этих процедур и тем самым «увидеть», что мышление операционно-процедурно.

Мышление в категориях (по оценке К. Ясперса) было крупным изобретением античной культуры. Это означало:

- действенное, активное вторжение человека в мироздание интеллектуально-мыслительными средствами (понятия, категории, принципы, логические законы, теории);

- выход в сферу необходимого и всеобщего, существующего (в объяснительных схемах) на правах определяющего непрерывную, текучую, многоликую действительность повседневной жизни и не менее динамичную, многокрасочную, постоянно качественно изменяющуюся природу;

- переход от восприятий обыденного опыта и «мнения» о нем к размышлению о нем на уровне теоретической рефлексии, что выражало переход от внешнего к внутреннему, от видимости и кажимости к действительности и подлинности;

- возможность (которая вскоре стала превращаться в действительность) обоснования теоретическими средствами (например, процедура доказательства) должного в противоположность непосредственно данному в восприятии в качестве сущего;

- созидание (конструирование) возможных теоретических миров с последующим установлением условий их реализации на уровне социальной прагматики (например, идеальное государство Платона, аристотелевский проект науки, эпикурейская этика и др.).

Задание 4. Объясните, в чем различие и принципиальная связь двух вопросов: «Что есть это?» и «Как мы знаем (узнаем) это?»

ТЕСТЫ

I. «Логика вопросов и ответов» - это фиксация:

1. человеческого любопытства;

2. отношения человека к миру;

3. желания продемонстрировать «живость мысли»;

4. человеческой неуверенности;

5. способности познавать.

II. Укажите характеристику, не принадлежащую бытию:

1. целостное;

2. единое;

3. единственное;

4. множественное;

5. вневременное.

III. Укажите понимание метафизики в античности:

1. наука о первоначалах;

2. часть дедуктивного умозаключения;

3. учение о природе;

4. способ исследования, противоположный диалектике

5. форма вопроса.

IV. «Метафизика вещей» – это:

1. совокупность наук о природных явлениях;

2. форма философии, в основе которой лежит созерцание основ

(первоначал) мира;

3. натурфилософия;

4. то же, что и материализм;

5. название произведения Аристотеля.

V. Абстрактно-теоретическое мышление – это:

1. логика;

2. разновидность созерцания;

3. оперирование категориями и понятиями;

4. способность, присущая философам.

ТЕМА II

ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТАФИЗИКА

Занятие второе

  1. Метафизичность как неотъемлемая черта мышления.
  2. Субъектно-объектная модель познания – выражение трансцендентализма.
  3. «Новая метафизика»: попытки преодоления субъектно-объектной модели познания и мира.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

  1. Декарт, Р. Сочинения в 2-х тт / Р. Декарт. – Т. 1. – С. 269-273.

2. Хайдеггер, М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М., 1993. – С. 147-153, 162-165.

  1. Хайдеггер, М. Введение к «Что такое метафизика?»; Послесловие к «Что такое метафизика?» / М. Хайдеггер // Время и бытие. – М., 1993. – С. 27-41.
  2. Налимов, В. В. Спонтанность сознания / В. В. Налимов. – М., 1989. – С. 6-9; 15-16; 78-87; 92-98; 102-108.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Мир философии. Книга для чтения: в 2-х томах. Т. 1. Раздел 1. Статьи: Декарт, Гоббс, Шопенгауэр, Ницше, Гуссерль.

2. Гроф, С. Путешествие в поисках себя / С. Гроф. – М., 1994.

3. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. – М., 1990.

4. Шелер, М. Философское мировоззрение / М. Шелер // Избр. произведения. – М., 1994.

5. Карпинская, Р. С. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов. – М., 1995.

6. Сапрыгин, Б. В. Бытие как пустое понятие (сравнительный анализ понятия бытия в философии платонизма и «фундаментальной» онтологии М. Хайдеггера) / Б. В. Сапрыгин // Метафизика. - Ульяновск, 2012. - С. 95-103.

7. Кузнецов, В. Ю. Преодоление метафики как проблема современной философии / В. Ю. Кузнецов // Вопросы философии. - 2012, №1 — С.28-38.

Основной задачей второго семинарского занятия является анализ исторических типов метафизики, выяснение причин их смены, установление перспектив существования философии в форме метафизики.

Наши рекомендации