Тема 3.8. Ценности как ориентации человеческого бытия и регулятивы общественной жизни
Аксиология: предмет и содержание философских учений о нормативной базе человеческого общежития. Ценность как норма. Природа ценностей и принципы их классификации. Исторические школы ценностей и их динамика. Нравственные ценности. Смыслообразующий характер ценностей.
Ценности современной цивилизации. Общепланетарный характер общественных процессов и глобализация духовной сферы человечества. Информационное общество и перспективы его развития. Ноосферное движение. Взаимодействие культур в сценариях будущего.
Ценностные ориентации личности и их соотношение с ценностной школой цивилизации, в которой живет человек.
Практический курс
Тема 1. Философия как явлениекультуры
Тема 2. Философия как метафизика
Тема 3. Диалектика и метафизика как философские способы познания
Тема 4. Способы и формы бытия человека в мире
Тема 5. Общество: основы философского анализа
Тема 6. Философия истории
Тема 7. Сознание
Тема 8. Познание
Тема 9. Человек как проблема философии
Тема 10. Человек в информационно-техногенном мире. Будущее человечества
Учебным планом предусмотрен реферат, выполняющийся в течение третьего и четвертого семестров.
Целью реферативной работы являетсязакрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине, получение навыков научно-исследовательской работы, применения на практике философской методологии.
Выбор темы реферата может определяться следующими вопросами.
СПИСОК ТЕМ РЕФЕРАТОВ
1. Сущность и функции культуры.
2. Мифология как феномен культуры.
3. Мифология: прошлое и настоящее.
4. Философия - наука или мировоззрение?
5. Философия как «дозорный» культуры.
6. Трансформация содержания понятия « материя» в истории философии.
7. Мировоззренческие и методологические основания дихотомии материализма и идеализма.
8. История философии как история бытия мысли.
9. Специфика философии как выражение специфики национальной культуры.
10. Основания периодизации истории философской мысли.
11. Основная проблематика современной философии и главные ее решения.
12. Особенности становления русской философии.
13. Проблема свободы в русской философии.
14. Судьбы философии в России.
15. Русский космизм как философское явление.
16. Философия как метафизика: онтологический и гносеологический аспекты.
17. Взаимозависимость онтологии и гносеологии.
18. «Новая метафизика» как выражение современной социокультурной ситуации.
19. Деятельность как субстанция социальной жизни и культуры.
20. Концепции практики: К. Маркс, М. Вебер, Г. Маркузе, П. Бурдье сравнительный анализ).
21. Структура человеческой деятельности и ее историческая обусловленность.
22. Законы природы и законы общества: общее и специфическое.
23. Социальная справедливость: идеал и реальность.
24. Социальное пространство и социальное время.
25. Основные идеи социального конструктивизма.
26. Возможен ли «социальный эксперимент»?
27. Модели социальной реальности и их методологические основания.
28. Цивилизация как феномен истории.
29. Метафизические основания моделей общественного устройства.
30. Сознание как бытийное образование.
31. Образ и понимание сознания в контексте основных философских направлений.
32. Структура общественного сознания и ее историческая обусловленность.
33. Жизненный мир как местопребывание человека.
34. Диалектический и метафизический способы познания.
35. Проблема познаваемости мира и ее основные решения.
36. Субъектно-объектная схема познания и ее историческая обусловленность.
37. Научная рациональность как ценность культуры.
38. Образы и способы описания человека в истории философии.
39. Человеческое бытие: историко-философский анализ.
40. Человек и мир; человек в мире: различные мировоззренческие и жизненные ориентации.
41. Природа и сущность человека.
42. Человек как главная ценность: исторические, культурные, социальные предпосылки.
43. Проблема человека в западной философии к.19 - нач.20вв.
44. Игра как феномен человеческого бытия.
45. «Игра» в этикет и этика игры.
46. Социокультурные качества игры.
47. Философский анализ «языковых игр».
48. Мораль: история возникновения и развития.
49. Эстетическое восприятие мира: исторические формы, основные компоненты, социальная роль.
50. Взаимодействие этики, эстетики, идеологии.
51. Моральные ценности и ориентации личности.
52. Духовные интересы, идеалы, цели.
53. Наука и религия: конфронтация или диалог?
54. Религия и нравственность.
55. Политика и нравственность.
56. Этика бизнеса.
57. Этика и этикет.
58. Ценностные аспекты развития науки и ответственность ученых.
59. Нравственные ориентиры в технической деятельности.
60. Язык как выразительное средство интеллектуально-эмоциональных качеств человека.
61. Творчество как свобода самореализации в жизни человека и общества.
62. Искусственный интеллект; надежды и возможности реализации.
63. Наука в системе образования.
64. Интуиция в научном поиске.
65. Проблема научного творчества.
66. Наука в проектной культуре.
67. Инновационный характер науки и традиция в культуре.
68. Наука как фактор эволюции современной цивилизации.
69. Культура традиционного общества.
70. Сущность кризиса техногенной цивилизации.
71. Посттехногенная цивилизация: приоритетные ценности и парадигмы жизнедеятельности.
72. Техника как основание и ценность техногенной цивилизации.
73. Научно-техническое творчество: социально-философские проблемы.
74. Сущность и содержание техники как социального явления.
75. Этапы развития НТР. Последствия НТП.
76. Типы детерминации развития техники.
77. Православный храм как «овеществленное миропонимание».
78. Традиция и новаторство в строительстве и архитектуре.
По истории философии могут быть также представлены рефераты, где анализируются конкретные произведения философов.
Законченная работа не позже 15-й недели семестра предъявляется руководителю. После проверки работы студенту назначается время защиты. При наличии в тексте большого числа грамматических, логических и проч. ошибок и несоответствия предъявляемому уровню написания данной работы, а также в случае небрежного оформления текста, работа возвращается на доработку.
Общая оценка за реферат проставляется с учетом работы студента в течение семестра, качества представленной работы и ее защиты.
Среднее время самостоятельной работы студента на выполнение реферата составляет 10 часов.