Тема ii. философия как метафизика

тема ii. философия как метафизика - student2.ru (подготовили Брысина Т. Н., Миронов Г. Ф.)……………………………….…....38

ТЕМА III. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА КАК

ФИЛОСОФСКИЕ СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ

(подготовили Брысина Т. Н., Ташлинская Е. Ш. – 1-е занятие,

Ташлинская Е. Ш. – 2-е занятие)………………………………………………….53

ТЕМА IV. СПОСОБЫ И ФОРМЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ

тема ii. философия как метафизика - student2.ru (подготовил Миронов Г. Ф.)………………………………….................................71

ТЕМА V. ОБЩЕСТВО: ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

тема ii. философия как метафизика - student2.ru (подготовили Миронов Г.Ф., Голдобина Л.А.)……………………………………80

ТЕМА VI. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

(подготовили Миронов Г. Ф., Г тема ii. философия как метафизика - student2.ru ильмутдинова Н. А.)…………………………...104

ТЕМА VII. СОЗНАНИЕ

(подготовила Брысина Т. Н.)…………………………………………………...…113

ТЕМА VIII. ПОЗНАНИЕ

тема ii. философия как метафизика - student2.ru (подготовили Волков М. П., Миронов Г. Ф.)……………………………….……128

ТЕМА IX. ЧЕЛОВЕК КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ

(подготовила Гильмутдинова Н. А.)……………………………………………..150

ТЕМА Х. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОГЕННОМ МИРЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА(подготовили Гильмутдинова Н. А., Миронов Г. Ф.)… тема ii. философия как метафизика - student2.ru ……………………………………………………………….....170

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................179

ВВЕДЕНИЕ

Подготовленное кафедрой философии УлГТУ учебное пособие по философии (для студентов нефилософских направлений подготовки) является внутриуниверситетским изданием, в котором определены основные задачи по освоению курса философии в высшей школе. В нем представлена основная тематика и проблематика философии как учебной дисциплины, изложены нормативные требования к изучению философии, даны необходимые методико-дидактические указания для успешного усвоения материала.

Главная задача данного пособия состоит в том, чтобы сформировать представление о специфическом духовном образовании под названием «философия». Философия рассматривается как интеллектуально-мыслительная деятельность, в ходе которой кристаллизуется ее предметная область, а также разрабатываются своеобразные приемы, методы, принципы, язык.

В качестве учебного предмета «философия» – это система знаний о взаимоотношениях человека и мира, ее освоение означает приобщение к интеллектуально-духовному наследию человечества. Такое приобщение может вовлечь знакомящегося с философией в уникальный мыслительный процесс, в котором интеллектуальный материал (знания, опыт философствования, динамика духовной деятельности) не только осознается, но и преобразуется в соответствии с личным опытом жизни.

Непосредственный акт философствования состоит в реализации индивидуально-личностного миропонимания в контексте накопленного философского опыта.
Это предполагает постановку и решение вопросов мировоззренческого характера, касающихся установления жизненных ценностных и целевых ориентиров, самоопределения в мире, поиска возможных путей самореализации и т. д. Приобретение опыта философствования – одна из задач данного курса. Данный опыт может рассматриваться как своеобразный интеллектуальный тренинг, в ходе которого вырабатывается индивидуально-личностное миропонимание, формируется определенное мировидение, организуются формы и способы духовного самовыражения.

Авторы пособия стремились к диалогичности в изложении материала, к такой постановке вопросов, которая позволила бы включиться в поиски ответов на них, как правило, многовариантных. С нашей точки зрения, очень важно вовремя передать слово самому студенту, чтобы он мог самостоятельно продолжить развивать ту или иную философскую тему.

Предлагаемый материал организован так, чтобы степень самостоятельности работы бакалавров при изучении курса возрастала. По целому ряду вопросов студентам предоставляется возможность дополнить материал своими рассуждениями, подкрепить примерами, высказать собственное мнение. В пособии приводятся лишь некоторые варианты ответов на философские вопросы, которые не являются единственно возможными и не исчерпывают темы в целом.

Творческий коллектив надеется, что данное учебное пособие будет способствовать приобщению студентов к философской культуре, раскрывать их интеллектуально-духовные возможности, формировать мировоззренческие позиции и повышать общеобразовательный и культурный уровень студенческой молодежи.

Учебное пособие по философии удовлетворяет требованиям образовательного стандарта, предъявляемым в процессе обучения студентов в высшем учебном заведении, и будет эффективным подспорьем в освоении данной дисциплины.

тема ii. философия как метафизика - student2.ru тема ii. философия как метафизика - student2.ru Для реализации нормативных положений и методических требований ФГОС необходимо сформулировать цели и задачи дисциплины, определить ее место в учебном процессе, показать связь с предшествующими и последующими дисциплинами, представить тематический план и основное содержание учебного курса по философии, распределение учебных занятий по семестрам, требования к уровню освоения дисциплины, список рекомендуемой литературы; все эти вопросы нашли отражение в части I данного пособия. Важное место занимают контрольные вопросы и тесты, указания, необходимые для изучения курса в целом и каждой темы в отдельности, а также рекомендации для организации самостоятельной работы по изучению проблем курса, библиографические списки и комментарии к ним, подготовленные ведущими преподавателями кафедры философии (см. часть IІ пособия). Все эти вопросы подробно разработаны и представлены в учебно-методическом комплексе «Философия», подготовленном профессорами Т.Н. Брысиной и Г.Ф. Мироновым, доцентом Е.Ш. Ташлинской. Ознакомиться с УМК можно на кафедре «Философия» и в любом деканате УлГТУ. В данное пособие включены наиболее существенные в учебно-методическом отношении положения УМК.

Данное пособие – уже третье издание, дополненное и доработанное с учетом современных требований к организации учебного процесса кафедры философии профессором Т.Н. Брысиной и доцентом Н.А. Гильмутдиновой.

Неоценимый вклад в разработку и редактирование предыдущих изданий учебного пособия по философии внес Георгий Федорович Миронов, доктор философских наук, профессор кафедры философии УлГТУ, памяти которого коллеги посвящают этот выпуск.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Цели изучения дисциплины:

- приобщение к философской культуре на основе систематического изучения традиций мировой философской мысли и ее современного состояния;

- формирование философского типа мышления, обеспечивающего ориентацию человека в условиях современной динамики общественных процессов;

-раскрытие и развитиеинтеллектуально-мыслительного потенциала человека, способствующего становлению духовности, активности, адаптивности, осознанности будущего бакалавра в выборе смысложизненных ценностей.

В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

- формирование мировоззрения (мирочувствования, мировидения, миропредставления, миропонимания), адекватно выражающее место человека в современном мире;

- освоение базисных принципов человеческой жизнедеятельности в современном цивилизационном процессе;

- овладение философским инструментарием осмысления явлений действительности;

- приобщение к духовному опыту человечества, на основе которого возможно построение сознательной стратегии дальнейшего развития человека, общества, культуры;

- развитие индивидуально-личностных способностей человека и актуализация его уникальных форм самодеятельности, в которых проявляется творческий потенциал личности.

Краткая характеристика дисциплины и ее места в учебном процессе.

Дисциплина «Философия» относится к базовой части (Б1.1/2) гуманитарного, социального и экономического цикла ПрООП ВПО (в соответствии с требованиями ФГОС ВПО).

Общий курс философии задает основания для конкретно-научных отраслей познания. Гносеологические, методологические аспекты, представленные в дисциплине формируют общие представления о картине мира, позволяют соотнести ее с научными картинами мира, выявить их специфику. Знакомство, приобщение и изучение философии способствует повышению общей культуры человека, развитию его аналитических способностей, организации его интеллектуально-мыслительной деятельности, которая впоследствии проявляется в специализированных областях знания, в поисково-исследовательской деятельности, в научно-технической и социальной практике. Развитие совершенных форм мыслительной активности в равной мере необходимо в любых сферах жизнедеятельности.

Социально-гуманитарная составляющая образовательного процесса тесно связана и даже присутствует в любых разделах осваиваемых студентами человеческих знаний – в комплексе естественно-математических дисциплин, в технических науках и инженерных дисциплинах. Такая связь (присутствие) обнаруживается на уровне методологических и методических принципов и приемов интеллектуально-мыслительной деятельности. При знакомстве с историей дисциплин, применяемых методик изучения, исследования и проектирования, с одной стороны, реализуются схемы и структуры мыследеятельности, которые составляют предмет пристального внимания в разделах философского знания. С другой стороны, сама философия не может развиваться, не обращаясь к опыту поисково-исследовательской, проектно-программирующей деятельности во всем комплексе общенаучных, технических, инженерных и социально- гуманитарных дисциплин.

Прямая связь с философией обнаруживается в разделах дисциплин, посвященных их истории, повышению эффективности деятельности и влияния ее на общественные процессы, месту и роли их в дальнейшем развитии общества, выработке стратегии возможных состояний социума при внедрении и реализации достижений той или иной отрасли научно-технической и инженерной деятельности. Студент на занятиях по философии использует весь предшествующий опыт приобретения знаний, понимания социокультурной ситуации, исторической связи эпох, культурных смыслов.

Современное состояние развития философии, в котором имеет место универсализация ее проблематики, позволяет контактировать с любой изучаемой студентами дисциплиной. Это выражается:

- в языке описания и представления объектов, с которыми имеет дело дисциплина;

- в методах, применяемых в дисциплине, осмысливаемых на уровне методологии;

- в оценке (и критериях к ней) получаемых результатов в той или иной области знания, дисциплине, инженерной специальности;

- в выявлении форм связей (кооперативно-корпоративных по своей природе) в различных сферах общественной деятельности, осмыслении междисциплинарных связей и определении их роли.

Наиболее полно и отчетливо прослеживаются связи философии, прежде всего, с дисциплинами социально-гуманитарной направленности, а также со следующими дисциплинами, которые непосредственно проистекают и продолжают философскую методологию: «Экономическая теория», «Культурология», «Социология», «Политология», «Методология научного творчества», «Философские проблемы науки и техники».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины «Философия» направлен на формирование нескольких компетенций, формулировки которых несколько разнятся в учебных планах подготовки бакалавров различных направлений и профилей, однако суть их сводится к следующему: в результате изучения дисциплины:

- студент должен знать структуру философии, ее предметной области, основные разделы философского знания, основную тематику и проблематику философии в ее историческом и современном состояниях, основные достижения философской мысли в ее персонифицированных формах (мыслители, философы, ученые, натуралисты, крупные политические и религиозные деятели, литераторы, художники, изобретатели); инструментарий философии (понятия, принципы, законы, концепции, схемы философских систем и способы их построения, язык выражения и представления осмысливаемой реальности;

- студент должен уметь пользоваться философско-методологическим инструментарием в процессе осмысления реальности; организовывать знания в определенную систему, обеспечивающую необходимую полноту и целостность в формировании представлений о предметах и явлениях, с которыми он имеет дело; соотносить мыслимое им содержание о предметах и явлениях действительности с содержанием индивидуально-личностных и общественных форм их существования, а также различными способами жизнедеятельности;

- студент должен приобрести навыки аналитико-синтетической мыследеятельности, в рамках которой описывается, представляется и преобразуется мыслимое содержание, и на основе которой строятся далее другие целеполагающие и целереализующие виды деятельности; актуализировать свой интеллектуальный потенциал.

Изучение философии проходит на II курсе, в течение 3 — 4 семестров; сюда включены лекции и семинарские занятия, написание реферата, большая часть отводимого на освоение курса времени отдана самостоятельной работе. Формы отчетности — зачет и экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Теоретический курс

Наши рекомендации