Тема i. философия как явление культуры
ФИЛОСОФИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
(ДЛЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ НЕФИЛОСОФСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ)
Издание третье, переработанное и дополненное
Ульяновск
УДК 1 (075)
ББК 87 я 7
Ф 56
Подготовили: Брысина Т. Н. – д-р филос. наук, профессор; Волков М. П. – д-р. филос. наук, профессор; Гильмутдинова Н. А. – канд. филос. наук, доцент; Голдобина Л. А. - канд. филос. наук, доцент; Миронов Г. Ф. – д-р филос. наук, профессор; Ташлинская Е. Ш. – канд. филос. наук, доцент.
Научные редакторы: доктор философских наук Т. Н. Брысина
кандидат философских наук Н. А. Гильмутдинова
Рецензенты: доктор философских наук А. А. Тихонов;
доктор философских наук А. Н. Чекин.
Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия.
Ф56 Философия:учебное пособие (для студентов бакалавриата и магистратуры нефилософских направлений подготовки). Изд-е 3-е, перераб. и дополн. / подготовили: Т. Н. Брысина, М. П. Волков, Н. А. Гильмутдинова, Л. А. Голдобина, Г. Ф. Миронов, Е. Ш. Ташлинская. – Ульяновск : УлГТУ, 2012. – 180 с.
ISBN 978-5-9795-0100-0
Учебное пособие включает материалы по тематике и проблематике философии,
организованные в соответствии с программой изучения данной дисциплины в вузе, а
также информационно-справочное и методико-дидактическое обеспечение освоения
философского знания и познания.
Рекомендуется студентам бакалавриата, магистрантам, аспирантам, преподавателям высшей школы, а также всем интересующимся философией.
УДК 1 (075)
ББК 87 я 7
© Коллектив авторов, 2005
ISBN 978-5-9795-0100-0 © Оформление. УлГТУ, 2008
© Коллектив авторов, 2008, с изменениями
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
ЧАСТЬ І.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………………………………....6
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ...........................8
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС……………………………………………………......8
ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС………………………………………………………...13
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ.....................................................................................14
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..17
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ……………………………20
ЧАСТЬ ІI.
ТЕМА I. ФИЛОСОФИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
(подготовил Волков М. П.)………………………………………………………...24
ТЕМА II. ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТАФИЗИКА
(подготовили Брысина Т. Н., Миронов Г. Ф.)……………………………….…....38
ТЕМА III. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА КАК
ФИЛОСОФСКИЕ СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ
(подготовили Брысина Т. Н., Ташлинская Е. Ш. – 1-е занятие,
Ташлинская Е. Ш. – 2-е занятие)………………………………………………….53
ТЕМА IV. СПОСОБЫ И ФОРМЫ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ
(подготовил Миронов Г. Ф.)………………………………….................................71
ТЕМА V. ОБЩЕСТВО: ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
(подготовили Миронов Г.Ф., Голдобина Л.А.)……………………………………80
ТЕМА VI. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
(подготовили Миронов Г. Ф., Г ильмутдинова Н. А.)…………………………...104
ТЕМА VII. СОЗНАНИЕ
(подготовила Брысина Т. Н.)…………………………………………………...…113
ТЕМА VIII. ПОЗНАНИЕ
(подготовили Волков М. П., Миронов Г. Ф.)……………………………….……128
ТЕМА IX. ЧЕЛОВЕК КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ
(подготовила Гильмутдинова Н. А.)……………………………………………..150
ТЕМА Х. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОГЕННОМ МИРЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА(подготовили Гильмутдинова Н. А., Миронов Г. Ф.)… ……………………………………………………………….....170
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................179
ВВЕДЕНИЕ
Подготовленное кафедрой философии УлГТУ учебное пособие по философии (для студентов нефилософских направлений подготовки) является внутриуниверситетским изданием, в котором определены основные задачи по освоению курса философии в высшей школе. В нем представлена основная тематика и проблематика философии как учебной дисциплины, изложены нормативные требования к изучению философии, даны необходимые методико-дидактические указания для успешного усвоения материала.
Главная задача данного пособия состоит в том, чтобы сформировать представление о специфическом духовном образовании под названием «философия». Философия рассматривается как интеллектуально-мыслительная деятельность, в ходе которой кристаллизуется ее предметная область, а также разрабатываются своеобразные приемы, методы, принципы, язык.
В качестве учебного предмета «философия» – это система знаний о взаимоотношениях человека и мира, ее освоение означает приобщение к интеллектуально-духовному наследию человечества. Такое приобщение может вовлечь знакомящегося с философией в уникальный мыслительный процесс, в котором интеллектуальный материал (знания, опыт философствования, динамика духовной деятельности) не только осознается, но и преобразуется в соответствии с личным опытом жизни.
Непосредственный акт философствования состоит в реализации индивидуально-личностного миропонимания в контексте накопленного философского опыта.
Это предполагает постановку и решение вопросов мировоззренческого характера, касающихся установления жизненных ценностных и целевых ориентиров, самоопределения в мире, поиска возможных путей самореализации и т. д. Приобретение опыта философствования – одна из задач данного курса. Данный опыт может рассматриваться как своеобразный интеллектуальный тренинг, в ходе которого вырабатывается индивидуально-личностное миропонимание, формируется определенное мировидение, организуются формы и способы духовного самовыражения.
Авторы пособия стремились к диалогичности в изложении материала, к такой постановке вопросов, которая позволила бы включиться в поиски ответов на них, как правило, многовариантных. С нашей точки зрения, очень важно вовремя передать слово самому студенту, чтобы он мог самостоятельно продолжить развивать ту или иную философскую тему.
Предлагаемый материал организован так, чтобы степень самостоятельности работы бакалавров при изучении курса возрастала. По целому ряду вопросов студентам предоставляется возможность дополнить материал своими рассуждениями, подкрепить примерами, высказать собственное мнение. В пособии приводятся лишь некоторые варианты ответов на философские вопросы, которые не являются единственно возможными и не исчерпывают темы в целом.
Творческий коллектив надеется, что данное учебное пособие будет способствовать приобщению студентов к философской культуре, раскрывать их интеллектуально-духовные возможности, формировать мировоззренческие позиции и повышать общеобразовательный и культурный уровень студенческой молодежи.
Учебное пособие по философии удовлетворяет требованиям образовательного стандарта, предъявляемым в процессе обучения студентов в высшем учебном заведении, и будет эффективным подспорьем в освоении данной дисциплины.
Для реализации нормативных положений и методических требований ФГОС необходимо сформулировать цели и задачи дисциплины, определить ее место в учебном процессе, показать связь с предшествующими и последующими дисциплинами, представить тематический план и основное содержание учебного курса по философии, распределение учебных занятий по семестрам, требования к уровню освоения дисциплины, список рекомендуемой литературы; все эти вопросы нашли отражение в части I данного пособия. Важное место занимают контрольные вопросы и тесты, указания, необходимые для изучения курса в целом и каждой темы в отдельности, а также рекомендации для организации самостоятельной работы по изучению проблем курса, библиографические списки и комментарии к ним, подготовленные ведущими преподавателями кафедры философии (см. часть IІ пособия). Все эти вопросы подробно разработаны и представлены в учебно-методическом комплексе «Философия», подготовленном профессорами Т.Н. Брысиной и Г.Ф. Мироновым, доцентом Е.Ш. Ташлинской. Ознакомиться с УМК можно на кафедре «Философия» и в любом деканате УлГТУ. В данное пособие включены наиболее существенные в учебно-методическом отношении положения УМК.
Данное пособие – уже третье издание, дополненное и доработанное с учетом современных требований к организации учебного процесса кафедры философии профессором Т.Н. Брысиной и доцентом Н.А. Гильмутдиновой.
Неоценимый вклад в разработку и редактирование предыдущих изданий учебного пособия по философии внес Георгий Федорович Миронов, доктор философских наук, профессор кафедры философии УлГТУ, памяти которого коллеги посвящают этот выпуск.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Цели изучения дисциплины:
- приобщение к философской культуре на основе систематического изучения традиций мировой философской мысли и ее современного состояния;
- формирование философского типа мышления, обеспечивающего ориентацию человека в условиях современной динамики общественных процессов;
-раскрытие и развитиеинтеллектуально-мыслительного потенциала человека, способствующего становлению духовности, активности, адаптивности, осознанности будущего бакалавра в выборе смысложизненных ценностей.
В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
- формирование мировоззрения (мирочувствования, мировидения, миропредставления, миропонимания), адекватно выражающее место человека в современном мире;
- освоение базисных принципов человеческой жизнедеятельности в современном цивилизационном процессе;
- овладение философским инструментарием осмысления явлений действительности;
- приобщение к духовному опыту человечества, на основе которого возможно построение сознательной стратегии дальнейшего развития человека, общества, культуры;
- развитие индивидуально-личностных способностей человека и актуализация его уникальных форм самодеятельности, в которых проявляется творческий потенциал личности.
Краткая характеристика дисциплины и ее места в учебном процессе.
Дисциплина «Философия» относится к базовой части (Б1.1/2) гуманитарного, социального и экономического цикла ПрООП ВПО (в соответствии с требованиями ФГОС ВПО).
Общий курс философии задает основания для конкретно-научных отраслей познания. Гносеологические, методологические аспекты, представленные в дисциплине формируют общие представления о картине мира, позволяют соотнести ее с научными картинами мира, выявить их специфику. Знакомство, приобщение и изучение философии способствует повышению общей культуры человека, развитию его аналитических способностей, организации его интеллектуально-мыслительной деятельности, которая впоследствии проявляется в специализированных областях знания, в поисково-исследовательской деятельности, в научно-технической и социальной практике. Развитие совершенных форм мыслительной активности в равной мере необходимо в любых сферах жизнедеятельности.
Социально-гуманитарная составляющая образовательного процесса тесно связана и даже присутствует в любых разделах осваиваемых студентами человеческих знаний – в комплексе естественно-математических дисциплин, в технических науках и инженерных дисциплинах. Такая связь (присутствие) обнаруживается на уровне методологических и методических принципов и приемов интеллектуально-мыслительной деятельности. При знакомстве с историей дисциплин, применяемых методик изучения, исследования и проектирования, с одной стороны, реализуются схемы и структуры мыследеятельности, которые составляют предмет пристального внимания в разделах философского знания. С другой стороны, сама философия не может развиваться, не обращаясь к опыту поисково-исследовательской, проектно-программирующей деятельности во всем комплексе общенаучных, технических, инженерных и социально- гуманитарных дисциплин.
Прямая связь с философией обнаруживается в разделах дисциплин, посвященных их истории, повышению эффективности деятельности и влияния ее на общественные процессы, месту и роли их в дальнейшем развитии общества, выработке стратегии возможных состояний социума при внедрении и реализации достижений той или иной отрасли научно-технической и инженерной деятельности. Студент на занятиях по философии использует весь предшествующий опыт приобретения знаний, понимания социокультурной ситуации, исторической связи эпох, культурных смыслов.
Современное состояние развития философии, в котором имеет место универсализация ее проблематики, позволяет контактировать с любой изучаемой студентами дисциплиной. Это выражается:
- в языке описания и представления объектов, с которыми имеет дело дисциплина;
- в методах, применяемых в дисциплине, осмысливаемых на уровне методологии;
- в оценке (и критериях к ней) получаемых результатов в той или иной области знания, дисциплине, инженерной специальности;
- в выявлении форм связей (кооперативно-корпоративных по своей природе) в различных сферах общественной деятельности, осмыслении междисциплинарных связей и определении их роли.
Наиболее полно и отчетливо прослеживаются связи философии, прежде всего, с дисциплинами социально-гуманитарной направленности, а также со следующими дисциплинами, которые непосредственно проистекают и продолжают философскую методологию: «Экономическая теория», «Культурология», «Социология», «Политология», «Методология научного творчества», «Философские проблемы науки и техники».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Философия» направлен на формирование нескольких компетенций, формулировки которых несколько разнятся в учебных планах подготовки бакалавров различных направлений и профилей, однако суть их сводится к следующему: в результате изучения дисциплины:
- студент должен знать структуру философии, ее предметной области, основные разделы философского знания, основную тематику и проблематику философии в ее историческом и современном состояниях, основные достижения философской мысли в ее персонифицированных формах (мыслители, философы, ученые, натуралисты, крупные политические и религиозные деятели, литераторы, художники, изобретатели); инструментарий философии (понятия, принципы, законы, концепции, схемы философских систем и способы их построения, язык выражения и представления осмысливаемой реальности;
- студент должен уметь пользоваться философско-методологическим инструментарием в процессе осмысления реальности; организовывать знания в определенную систему, обеспечивающую необходимую полноту и целостность в формировании представлений о предметах и явлениях, с которыми он имеет дело; соотносить мыслимое им содержание о предметах и явлениях действительности с содержанием индивидуально-личностных и общественных форм их существования, а также различными способами жизнедеятельности;
- студент должен приобрести навыки аналитико-синтетической мыследеятельности, в рамках которой описывается, представляется и преобразуется мыслимое содержание, и на основе которой строятся далее другие целеполагающие и целереализующие виды деятельности; актуализировать свой интеллектуальный потенциал.
Изучение философии проходит на II курсе, в течение 3 — 4 семестров; сюда включены лекции и семинарские занятия, написание реферата, большая часть отводимого на освоение курса времени отдана самостоятельной работе. Формы отчетности — зачет и экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Теоретический курс
Раздел 2. История философии
Практический курс
Тема 1. Философия как явлениекультуры
Тема 2. Философия как метафизика
Тема 3. Диалектика и метафизика как философские способы познания
Тема 4. Способы и формы бытия человека в мире
Тема 5. Общество: основы философского анализа
Тема 6. Философия истории
Тема 7. Сознание
Тема 8. Познание
Тема 9. Человек как проблема философии
Тема 10. Человек в информационно-техногенном мире. Будущее человечества
Учебным планом предусмотрен реферат, выполняющийся в течение третьего и четвертого семестров.
Целью реферативной работы являетсязакрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине, получение навыков научно-исследовательской работы, применения на практике философской методологии.
Выбор темы реферата может определяться следующими вопросами.
СПИСОК ТЕМ РЕФЕРАТОВ
1. Сущность и функции культуры.
2. Мифология как феномен культуры.
3. Мифология: прошлое и настоящее.
4. Философия - наука или мировоззрение?
5. Философия как «дозорный» культуры.
6. Трансформация содержания понятия « материя» в истории философии.
7. Мировоззренческие и методологические основания дихотомии материализма и идеализма.
8. История философии как история бытия мысли.
9. Специфика философии как выражение специфики национальной культуры.
10. Основания периодизации истории философской мысли.
11. Основная проблематика современной философии и главные ее решения.
12. Особенности становления русской философии.
13. Проблема свободы в русской философии.
14. Судьбы философии в России.
15. Русский космизм как философское явление.
16. Философия как метафизика: онтологический и гносеологический аспекты.
17. Взаимозависимость онтологии и гносеологии.
18. «Новая метафизика» как выражение современной социокультурной ситуации.
19. Деятельность как субстанция социальной жизни и культуры.
20. Концепции практики: К. Маркс, М. Вебер, Г. Маркузе, П. Бурдье сравнительный анализ).
21. Структура человеческой деятельности и ее историческая обусловленность.
22. Законы природы и законы общества: общее и специфическое.
23. Социальная справедливость: идеал и реальность.
24. Социальное пространство и социальное время.
25. Основные идеи социального конструктивизма.
26. Возможен ли «социальный эксперимент»?
27. Модели социальной реальности и их методологические основания.
28. Цивилизация как феномен истории.
29. Метафизические основания моделей общественного устройства.
30. Сознание как бытийное образование.
31. Образ и понимание сознания в контексте основных философских направлений.
32. Структура общественного сознания и ее историческая обусловленность.
33. Жизненный мир как местопребывание человека.
34. Диалектический и метафизический способы познания.
35. Проблема познаваемости мира и ее основные решения.
36. Субъектно-объектная схема познания и ее историческая обусловленность.
37. Научная рациональность как ценность культуры.
38. Образы и способы описания человека в истории философии.
39. Человеческое бытие: историко-философский анализ.
40. Человек и мир; человек в мире: различные мировоззренческие и жизненные ориентации.
41. Природа и сущность человека.
42. Человек как главная ценность: исторические, культурные, социальные предпосылки.
43. Проблема человека в западной философии к.19 - нач.20вв.
44. Игра как феномен человеческого бытия.
45. «Игра» в этикет и этика игры.
46. Социокультурные качества игры.
47. Философский анализ «языковых игр».
48. Мораль: история возникновения и развития.
49. Эстетическое восприятие мира: исторические формы, основные компоненты, социальная роль.
50. Взаимодействие этики, эстетики, идеологии.
51. Моральные ценности и ориентации личности.
52. Духовные интересы, идеалы, цели.
53. Наука и религия: конфронтация или диалог?
54. Религия и нравственность.
55. Политика и нравственность.
56. Этика бизнеса.
57. Этика и этикет.
58. Ценностные аспекты развития науки и ответственность ученых.
59. Нравственные ориентиры в технической деятельности.
60. Язык как выразительное средство интеллектуально-эмоциональных качеств человека.
61. Творчество как свобода самореализации в жизни человека и общества.
62. Искусственный интеллект; надежды и возможности реализации.
63. Наука в системе образования.
64. Интуиция в научном поиске.
65. Проблема научного творчества.
66. Наука в проектной культуре.
67. Инновационный характер науки и традиция в культуре.
68. Наука как фактор эволюции современной цивилизации.
69. Культура традиционного общества.
70. Сущность кризиса техногенной цивилизации.
71. Посттехногенная цивилизация: приоритетные ценности и парадигмы жизнедеятельности.
72. Техника как основание и ценность техногенной цивилизации.
73. Научно-техническое творчество: социально-философские проблемы.
74. Сущность и содержание техники как социального явления.
75. Этапы развития НТР. Последствия НТП.
76. Типы детерминации развития техники.
77. Православный храм как «овеществленное миропонимание».
78. Традиция и новаторство в строительстве и архитектуре.
По истории философии могут быть также представлены рефераты, где анализируются конкретные произведения философов.
Законченная работа не позже 15-й недели семестра предъявляется руководителю. После проверки работы студенту назначается время защиты. При наличии в тексте большого числа грамматических, логических и проч. ошибок и несоответствия предъявляемому уровню написания данной работы, а также в случае небрежного оформления текста, работа возвращается на доработку.
Общая оценка за реферат проставляется с учетом работы студента в течение семестра, качества представленной работы и ее защиты.
Среднее время самостоятельной работы студента на выполнение реферата составляет 10 часов.
Учебники и учебные пособия
1. Алексеев, П. В., Панин, А. В.Философия: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - М.: Проспект, 2012. - 592 с.
2. Асмус, В. Ф.Античная философия : [учебник] / В. Ф. Асмус. - 3-е изд. – М. : Высшая школа, 2003.
3. Балашов, Л. Е.Философия: учебник / Л. Е. Балашов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2012.
4. Введение в философию : учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Республика, 2005.
5. Виндельбанд, В. : История древней философии / В. Виндельбанд. – Киев, 1995.
6. Гаджиев, К. С.Введение в политическую философию : учеб. пособие / К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 2004.
7. Гайденко, П. П.История греческой философии в ее связи с наукой : учеб. пособие для вузов / П. П. Гайденко. - М.: Унив. книга, 2000.
8. Голубинцев, В .О.Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - изд. 6-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 502 с.
9. Губин, В. Д.Философия: учебник / В. Д. Губин. - М.: Проспект, 2010.
10.Губин, В. Д.Философия: актуальные проблемы : учеб. пособие для вузов / В. Д. Губин ; Рос. гос. гуманит. ун-т. – М.: РГГУ, 2005.
11.Зеньковский, В. В.История русской философии / В. В. Зеньковский. – Л., 1991.
12.Зотов, А. Ф.Современная западная философия : учебник для вузов / А. Ф. Зотов. - М.: Высшая школа, 2001.
13.История философии: Запад-Россия-Восток. Книги 1 – 4. – М., 1995.
14.Канке, В. А.Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В. А. Канке - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2009.
15.Кармин, А. С. Философия: учебник для студентов и аспирантов вузов. - 2-е изд. / А. С. Кузьмин. - СПб. [и др. ]: Питер, 2010.
16.Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия : учебник для вузов / В. Н. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2003.
17.Липский, Б. И.Философия: учебник для вузов / Б. И. Липский - М.: Юрайт, 2011. - (Основы наук). - 495 с.
18.Мир философии. Книга для чтения: в 2-х томах. – М., 1991.
19.Миронов, В. В.Онтология и теория познания : учебник для вузов / В. В. Миронов, А. В. Иванов. - М. : Гардарики, 2005.
20.Момджян, К. Введение в социальную философию / К. Момджян. – М, 1997.
21.Мотрошилова, Н. В. Рождение и развитие философских идей. Историко-философские очерки и портреты / Н. В. Мотрошилова. – М., 1991.
22.Радугин, А. А.Философия : курс лекций / А. А. Радугин. – М., 1995.
23.Рассел, Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней / Б. Рассел. – 3-е изд. – Новосибирск, 2001.
24.Реале, Д.Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. –В 4-х т. – СПб., 1997-1999.
25.Родчанин, Е. Г.Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник для вузов / Е. Г. Родчанин. - М.: Наука-Пресс, 2007.
26.Спиркин, А. Г. Философия: учебник для втузов / А. Г. Спиркин.- М.: Гардарики, 2003.
27.Спиркин, А. Г.Философия: учебник для вузов / А. Г. Спиркин. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2005.
28.Спиркин, А. Г.Философия: учебник для вузов / А. Г. Спиркин. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2010.
29.Спиркин, А. Г. Философия: учебник для вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - (Основы наук). - 828 с.
30.Философия: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. В. П. Кохановский; [И. В. Ватин, В. Е. Давидович, Л. В. Жаров и др.]. - 8-е изд. - Ростов н /Д : Феникс, 2004.
31.Философия:учебник для вузов/ Лавриненко В. Н., Ратников В. П., Голубь В. Ф., Дорошенко В. Ю., Зельников Ю. И.; под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2010.
32.Философия: Учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 1998.
33.Философия: Учебник / под ред. В. Д. Губина и др. – М, 1996.
34.Философия: учебник для вузов / Лавриненко В. Н., Иконникова Г. И., Ратников В. П., Юдин В. В.; под ред. В. Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - (Основы наук). - 561 с.
35.Философия истории:Антология. – М., 1995.
36.Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / сост.: Алексеев П. В., Панин А. В.; Моск. гос. ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2001.
37.Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / под ред. А. А. Радугина. - М.: Центр, 2001.
38.Хрестоматия по философии: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред.: Кохановский В. П., В. П. Яковлев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2002.
Справочные издания
1. Гуревич, П. С. Философский словарь / П. С. Гуревич. - М.: Олимп: АСТ, 1997. - 319с.
2. Канке, В. А.Философия науки: краткий энцикл. словарь / В. А. Канке. - М.: Омега-Л, 2008. - 328 с.
3. Лебедев, С. А.Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) / С. А. Лебедев. - Науч. изд. - М.: Акад. проект, 2008.
4. Новая философская энциклопедия : в 4-х т. : А-Д / Ин-т философии РАН; науч. ред. М.С. Ковалева. – М. : Мысль, 2000. – 723 с.
5. Русская философия. Словарь. / Под общ. ред. М.А. Маслина. – М., 1995.
6. Современная западная философия. Словарь. – М., 1991.
7. Современная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов –на-Дону, 1995.
8. Современный философский словарь. / Под общей ред. В.Е. Кемерова. “Панпринт”, 1998.
9. Философия: Всемирная энциклопедия / Грицанов А. А.; Гл. науч. ред. А. А. Грицанов. - М.: АСТ, 2001. - 1312с.
10. Философия 20 век:Всемирная энциклопедия / Грицанов А. А.; Гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М.: АСТ, 2002. - 975с.
11. Философский словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 560с.
12. Философский словарь:Пер. с нем. / Шмидт, Генрих; Основан Генрихом Шмидтом; Перераб. изд. под ред. Георги Шишкоффа. - 22-е изд. - М.: Республика, 2003.
13. Философский словарь: под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : Республика, 2001. – 719 с.
14. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983, 1997.
15. Философская энциклопедия: в 5-ти т. – М., 1960-1970.
Учебные пособия для студентов, изданные в УлГТУ
1. Гильмутдинова, Н. А.Методика подготовки и написания научного реферата, доклада и тезисов по философии Н. А. Гильмутдинова, О. Ю Марковцева. – Ульяновск: УлГТУ, 2005.
2. Методические материалы по спецкурсам кафедры философии. / под ред. проф. Белозерцева В. И., доц. Михайлова В. А. – Ульяновск : УлГТУ, 1994.
3. Методические материалы по спецкурсам кафедры философии. /Составители Т. Н. Брысина, М. П. Волков, Н. А. Гильмутдинова, Г. Ф. Миронов, Т. Ю. Фомина;под ред. д.филос.н. Т. Н. Брысиной. – Ульяновск : УлГТУ, 1999. – 55 с.
4. Методические рекомендации и указания к семинарским занятиям по философии. ftp://mmedia.ustu/pub/Library.EUP/pdf/003/EUPpofil.pdf.139.1...157.8.pdf
5. О методике и формах организации олимпиад по философии в техническом вузе/ с приложением задач / Составители : Брысина Т. Н., Фомина Т. Ю., Шувалова В. С. – Ульяновск : УлГТУ, 1989. 32 с.
6. Организационно-методические вопросы изучения философии. – Ульяновск: УлГТУ, 1996
7. Практикум по философии: учебно-методические указания /Н. А. Балаклеец, В. Т. Фаритов. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 82 с.
8. Философия: учебно-практическое пособие/ Н. А. Гильмутдинова; Ульян. Гос. Техн. Ун-т. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 124 с.
9. Формирование философского сознания студентов (методология и методика) /Под ред. В. И. Белозерцева, Н. А. Гильмутдиновой, Т. Ю. Фоминой. – Ульяновск : УлГТУ, 1996. – 48 с.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Культура как специфически человеческий способ бытия в мире. Культура как система.
2. Диалектика форм бытия. Соотношение вечного и преходящего, единого и многообразного, материального и духовного, индивидуального и социального в культуре.
3. Взаимосвязь культуры и мировоззрения.
4. Назовите особенности мифологической и религиозной картины мира.
5. Специфика философского способа мышления. Сходства и отличия философии от мифологии и религии.
6. Место и роль философии в системе культуры.
7. Социокультурные предпосылки возникновения и развития античной философии.
8. Космоцентризм как основная черта античной философии.
9. Основные проблемы античной натурфилософии.
10. Учение элеатов о бытии. Раскройте смысл апорий Зенона.
11. Суть античного атомизма, его проявление в науке Нового времени.
12. Новизна и значение проблем, поставленных софистами и Сократом.
13. Проблема отношения идей и вещей в философии Платона.
14. Критика Аристотелем учения Платона.
15. Учение Аристотеля о материи и форме.
16. Принципы средневековой философии.
17. Причины подчинения философии теологической проблематике в эпоху средних веков.
18. Отличие средневекового истолкования Бога, человека и мира от античной трактовки.
19. Этапы развития средневековой философии.
- Специфика схоластики как формы мыследеятельности.
- Толкование природы универсалий в номинализме и реализме.
- Содержание гуманизма как духовной ориентации мыслителей эпохи Возрождения.
- Основные идеи, характерные философии эпохи Нового времени. Социокультурные предпосылки формирования данной эпохи.
- Ключевая проблематика философии Ф.Бэкона.
- Сущность принципа соgitо и учения о врожденных идеях Р.Декарта.
- Характеристика немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
- Трансцендентализма Канта.
- Учение Гегеля: связь метода и предмета философии.
- Особенности антропологического материализма Л.Фейербаха.
- Особенности диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса.
- Сущность материалистического понимания истории.
- Смысл марксовых понятий "общественное бытие", "общественное сознание", "базис", "надстройка", "формация", «революция".
- Условия и причины формирования философии современности.
- Основные проблемы, рассматриваемые в современной философии. Философские школы, возникающие на основе исследования данных проблем.
- Критерии выделения типов рациональности.
- Отличия классического и неклассического типов философствования.
- Особенности, отличающие русскую философскую традицию от западной.
- Этапы становления и развития русской философии.
- Особенности философии как метафизики.
- Проблема бытия как ключевая проблема онтологии.
- Содержание и основные признаки диалектики и метафизики как типов мышления и методологий деятельности.
- Исторические формы диалектики.
- Сущность основных законов материалистической диалектики; механизм их действия.
- Единство принципов, законов и категорий диалектики.
- Различие диалектического и метафизического рассмотрения категорий сущности и явления, единичного и общего, необходимости и случайности, причины и следствия, возможности и действительности, формы и содержания.
- Технократизм как форма проявления метафизического мышления.
- Основные формы и способы бытия человека в мире.
- Соотношение понятий ''активность", ''деятельность", "практика".
- Структура практической деятельности.
- Основные этапы развития восточной философии.
- Ведущие школы и направления в истории древнекитайской философии.
- Ключевые проблемы древнеиндийской философии.
- Особенности восточного типа философствования в отличие от западноевропейской традиции.
- Аксиология как предметная область философии: основные подходы.
- Характеристика этических, эстетических и когнитивных ценностей.
- Место и роль моральных и эстетических категорий в структуре философского знания. Причины их возникновения и условия реализации.
- Специфика социального познания; предмет и методы социально-философского анализа.
- Принципы построения моделей общества и человеческой истории.
- Материалистическое объяснение сути общественной жизни.
- Общность и отличие социальной философии и философии истории.
- Своеобразие проблемы истины, объяснения и понимания в историческом познании. Интерпретация как метод трактовки исторического события.
- Различные концепции, описывающие смысл истории.
- Единство и многообразие мировой истории.
- Взаимосвязь и различие форм бытия.
- Этапы взаимодействия общества и природы. Природная детерминация общественного бытия.
- Проблема сознания: гносеологическая и онтологическая трактовки.
- Различия между психикой и сознанием, сознанием и мышлением, мышлением и интуицией.
- Принципиальное отличие трактовки сознания как отражения и как феномена.
- Понимание идеального в диалектическом материализме, метафизическом материализме, объективном идеализме, субъективном идеализме.
- Взаимосвязь языка и сознания в различных философских концепциях.
- Диалектика индивидуального и общественного сознания.
- Структура общественного сознания.
- Проблематика, составляющая «исследовательское поле» гносеологии.
- Основные позиции в решении вопроса о познаваемости мира.
- Структура позна