Идеология и мифология в социально-гуманитарных науках.
Исторически понятие идеология впервые ввёл французский философ Дестюст де Трасси «Элементы идеологии»(1815г.), обозначая так науку об общих закономерностях развития идей и взглядов из практического опыта человечества. Со второй половины 19 века идеология стала обозначать уже не науку, а сами идеи. В 20 в. Под идеологией подразумевают часть мировоззрения, охватывающую социальные явления, связанные отношения между социальными группами, принимающая форму коллективных верований система политических, экономических, социальных, правовых, философских, нравственных, религиозных взглядов и идей, отражающих интересы определённых классов, партий, наций, групп людей. Вместе с тем, любая идеология содержит в себе иррациональные структуры – мифы, бездоказательные утверждения, апелляцию к стереотипам, утопию.
Некоторые западные исследователи (М.Шелер, Э.Дюркейм, П.Сорокин) считают идеологию ложным знанием, обманом, самообманом. Р.Арон: «Идеология – опиум для интеллектуалов». К.Менхейм: идеология – форма социально-обусловленного группового самосознания, выраженная в виде теорий, религиозных, философских учений. Мифология и религия – это формы идеологии.
Каждой эпохе исторического развития человеческого общества соответствуют идеологические объяснения существующей реальности.
Мифология – система неосознаваемых образов и символов, апеллирующих прежде всего к эмоционально-чувственной стороне человеческой психики. В отличие от мифологии, идеология – осознаваемая и сознательно используемая система идей и ценностей, выражающих интересы отдельных классов и групп. Генетически мифология формируется на основе мифологии и несёт на себе определённые характеристики мифа. Политический миф выступает связующим звеном между рациональной идеологической системой и архаической мифологией. Современный миф – набор стереотипов массового сознания. Р.Барт: миф – это особый язык, основой которого выступает естественный язык. Наиболее эффективный политический миф – герой или рыцарь. Образ героя один из древнейших, который переходит из одной эпохи в другую, наполняясь новым содержанием.
Управляемость общественными процессами, которая зачастую носит анонимный характер, создает обильную почву для всевозможных мифов. На смену приходят другие мифы, связанные с верой во всесилие политике или в оккультные учения. Общая характеристика мифологии состоит в том, что в ней осуществляется совпадение чувственного образа, полученного от каких то элементов внешнего мира, и общие идеи. В мифологическом сознании эмоциональная сфера не отделена от рефлексивной, поэтому происходит совпадение природных и культурных (социальных) объектов. В мифе все идеальное и воображаемое вполне тождественно с материальным и вещным, а все вещественное ведет себя так, как будто оно является чем-то идеальным.
Идеология. Это система убеждения относительно каких-либо фактов. Идеология всегда мимикрична, маскируется под науку. Задача идеологии отличается от науки (получение объективной истины). Цель идеологии – это быть инструментом захвата или поддержания господства власти. Но множество идеологий работают на пользу общества. Идеология является неким паразитом социальных наук. Социальные науки могут подвести наукообразную базу для идеологии. Всякий политик и идеолог рассматривает социальные науки, прежде всего, как инструмент достижения политической власти. Идеологический заказ – это некое принуждение, которое идет со стороны власти и государства в отношении социальных ученых, чтобы они формулировали некую систему знания, которая соответствовала тем целям, которые имеются у власти государства.
Взаимодействие науки и идеологии — очень большая тема. До сих пор наибольшее внимание привлекает то травмирующее воздействие, которое оказывает идеология на деятельность ученого. Здесь все понятно, любой политический режим ревниво следит за сферой, «производящей знание», - и именно потому, что она мощно влияет на идеологические основания режима. По мере того, как наука через систему образования и воспитания, через средства массовой информации начинает все сильнее довлеть над общественным сознанием, слово ученого приобретает все большее политическое значение. Да и сами ученые приспосабливаются к господствующей идеологии, чтобы обеспечить своим идеям «защитную оболочку», облегчающую восприятие этих идей широкой публикой. Интереснее и менее очевидно воздействие идеологии не на поведение ученого в обществе, а на сам познавательный процесс: на выбор тематики, формулировку проблемы, признание или отрицание тех или иных теорий.
Господствующая в данный момент в обществе идеология всегда влияла на познавательную деятельность и через социальные механизмы науки (распределение средств, административная власть и пр.). Попытки представить эти явления специфическим свойством того или иного политического режима говорят в лучшем случае о незнании истории или политической корысти.
Неотъемлемой частью научной деятельности является конфликт, связанный с выбором конкурирующих концепций и методов. И использование учеными господствующих в обществе идеологических предпочтений как оружия в своем внутринаучном конфликте — распространенное явление. Когда какой-то группе или школе удается умело связать в общественном мнении позицию оппонента с непривлекательной в данный момент идеологией, победа в споре обеспечивается не только при явных изъянах научной позиции этой группы или школы, но даже при явных неладах с той самой идеологией, которая используется в качестве оружия.