Эволюционный метод в социально-гуманитарных науках.
Исторический факт – любое событие исторической реальности, непосредственно или опосредованно наблюдаемые и зарегистрированы субъектом исторического познания.
Любой исторический факт должен быть превращен (стать) в научным историческим фактом. Научный исторический факт – факт перестает быть историческим сведением и становится историческим знанием.
Одним из теоретических методов является генетический метод, который как бы объединяет в себе исторический и эволюционный методы.
Исторический метод – метод исследования, основанный на изучении возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.
Эволюционный метод можно рассматривать, с одной стороны, как «очищенный» от мелких «наслоений» и «случайностей» исторический метод, т.е., по сути, это рассмотрение «общей логики» эволюции какого-либо процесса или объекта вне всяких исторических «отклонений» и «шероховатостей», а с другой стороны, эволюционный метод предполагает использование биологической теории эволюции в изучении каких-либо институтов: последние должны отбираться и выживать в процессе развития, так что в результате остаются функционировать наиболее приспособленные явления. Например, согласно подходу К. Поппера, экономическая теория может быть рассмотрена как продукт эволюции внутри экономического знания.
Эволюционный метод исследований должен рассматриваться как логическое продолжение и дополнение исторического метода и как своеобразный «мостик» (переход), соединяющий между собой естественнонаучную методологию и социальную методологию внутри знания.
Идея эволюции долго пробивала себе дорогу в истории человеческой мысли. Очень долгое время взгляд, как на природу, так и на общество был метафизическим, т.е. предполагал, что и природа, и общество являются неизменяющимися, стационарными по своей природе. Такие представления сформировались во многом под влиянием религиозного мировоззрения и теологической догматики, утверждавшей, что с тех пор как Бог создал мир, он остается неизменным и стабильным. Что-то изменить радикально в нем просто невозможно - это не под силу ни человеку, ни самой природе, и количество сущностей, созданных актом творения в начале мира, в принципе, оставалось точно таким же и к концу существования этого мира.
Впервые идею эволюционного метода внесли в науку греческие философы: в первую очередь, это были Гераклит Эфесский, Демокрит, Горгий, Платон и Аристотель. «Борьба есть отец всего и царь всего», - утверждал Гераклит, и впоследствии данный принцип был с успехом применен в отношении органической природы Чарльзом Дарвином.
Принцип эволюции после многих веков господства метафизического мышления был возрожден в эпоху Нового времени, в ХVI-ХVIII вв. Наибольший вклад здесь внесли такие философы и ученые, как Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Ньютон, Г. Галилей, Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс, И. Кант, П. Лаплас, Ж. Кювье, Ж. Ламарк, Ч. Лайель и др.
В XIX в. идея эволюции стала практически общепризнанной, и ее активно стали использовать в своих трудах экономисты.
Таким образом, эволюционный метод, окончательно оформивший свои права в XIXв., является полноправным методом современного естествознания и обществознания.
КИРИЛЛ
9. Эволюционный метод в СГН:
Исторический метод в анализе социальной действительности.
ЭМ. может по-разному интерпретироваться. Это метод исследования, который выдвигает на первый план принцип борьбы за существование, принцип выживания сильнейших.
Перспективы у ЭМ. есть в различных науках. Поппер ставит вопрос о применении ЭМ. к истории мысли. В СГН. используются методы теоретические и генетические (исторический, эволюционный). Главное отличие генетических методов – то, что они подразумевают взгляд на развитие реальности в хронологической последовательности.
В этой идее присутствуют черты биологического редукционизма. В данном случае подразумевается близость к социал-дарвинизму, в частности, принцип «выживает сильнейший». ЭМ. уместен в объяснении механизмов поведения, в частности – в конфликте. Это знание можно использовать для выработки путей и методов наиболее оптимального разрешения конфликтов, многие из которых порождены самой природой человека, а не являются чем-то внешним.