Тема 2. Типология правопонимания. Реалистические концепции права.
Онтологические и гносеологические причины плюрализма в понимании права.
Социальная и юридическая природа права.
Критерии классификации теорий права. Различие между философскими и юридическими критериями.
Общее деление классических типов понимания права на «реалистические» и «метафизические».
Реалистические концепции права. Родовые признаки и различия. Юридический позитивизм. Его истоки, эволюция, классические формы и современное состояние. Социологический позитивизм в широком и узком понимании этого термина. Возникновение и развитие социологического позитивизма в XIX –XX вв. Его причины. Предшественники социологического подхода в истории философско-правовой мысли.
Тема 3. Метафизические концепции права. Соотношение классических типов понимания права. «Новые» теории права.
Общее и особенное в метафизических теориях.
Теории естественного права. Их общие принципы. Разнообразие понимания естественного права от древности до наших дней.
Философское понимание права. Его исторические предпосылки, законченные формы (Кант, Гегель) и значение.
Совместимость классических типов понимания права. Интегративные теории и комплексный подход к изучению права.
«Новые» теории права. Либертарно-юридическая концепция права. Коммуникативная теория права. Естественно-позитивная и другие теории права. Критика «новых» теорий права.
Тема 4. Государственно-правовые идеалы и действительность. Соотношение интересов личности, общества и государства.
Место и значение идеальных конструкций в философии права и государственно-правовой практике. Их диалектическое взаимодействие.
Общественно-историческая закономерность и юридические законы.
Объективное и субъективное в правопонимании, правотворчестве и реализации права.
Современный идеал демократического, правового и социального государства. Идеал и действительность в правосознании.
Правовая культура как показатель объективного состояния общества и арена борьбы за усовершенствование и модернизацию государственно-правовой сферы.
Соотношение интересов личности, общества и государства. Социальная природа права и государства. Влияние на них общих, групповых и частных интересов. Объективное и субъективное право.
Природа конфликта интересов. Способы их разрешения. Политическая обязанность. Долг гражданина и долг государства.
Консолидация интересов гражданина, общества и государства как основная проблема и цель общественного развития и философии права.
ЛЕКЦИИ
Лекции для студентов очной, очно-заочной, заочной форм обучения
Лекция 1. Предмет и метод философии права. Право и нравственность. Нравственные ценности в философии права. Типология правопонимания.(2 часа)
План:
1. Общетеоретические юридические дисциплины и их соотношение. Происхождение философии права. Предмет и метод философии права.
2. Право и нравственность.
3. Ценностный подход к праву. Система ценностей. Государство и право как ценности. Юридические ценности.
4. Типология правопонимания.
5 Государственно-правовые идеалы и действительность. Соотношение интересов личности, общества и государства.
Задания для подготовки к лекции:
При подготовке к лекции необходимо вспомнить общенаучные и общетеоретические положения об объекте и предмете юридических наук, их методологии, о системе юридических наук. В связи с определением специфики предмета философии права, ее положения в системе юридических наук следует иметь в виду взаимосвязи, существующие между теоретическим и отраслевым юридическим знанием, а также положения теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного явления, о различии между основными правовыми школами.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Практические занятия для студентов очной формы обучения
Практическое занятие 1. (Тема 1.1). Предмет и метод философии права. Право и нравственность.(2 часа)
План:
1.Общая теория права и государства. Философия права. Социология права. История политических и правовых учений. История государства и права. Их соотношение.
2. Формирование философии права. Философия права в системе юридического образования. Цели философии права.
3. Особенности философско-правовой методологии.
4. Онтология, гносеология, аксиология.
5. Право и нравственность как регуляторы общественных отношений. Различие между правом и нравственностью. Развитие взглядов на право, мораль и нравственность в философско-правовой литературе. Правовая культура и нравственность.
Задания для подготовки к практическому занятию:
На основе общетеоретических положений об объекте и предмете юридических наук, их методологии, о системе юридических наук следует подготовить характеристику соответствующих вопросов, касающихся философии права, особое внимание обращая на взаимосвязи, существующие между философией права и другими юридическими науками. С использованием положений теории государства и права о понимании права, о соотношении права и нравственности подобрать конкретные примеры несоответствия правовых и моральных ценностей. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с проблемами нравственной оценки правовых норм, с определением влияния моральных норм на формирование правовой культуры правоприменителей.
Практическое занятие 2. (Тема 1.2). Нравственные ценности в философии права.(2 часа)
План:
1.Понятие и виды ценностей. Универсальный характер ценностей.
2. Система ценностей, имеющих отношение к праву и государству. Право и свобода. Право и равенство. Солидарность, социальное партнерство, государство и право. Право и справедливость. Право и другие ценности.
3. Государство как ценность. Отражение ценностного характера государства в отечественной и зарубежной философско-правовой литературе. Анархическое отрицание ценности государства.
4. Право как ценность. Отражение ценностного характера права в отечественной и зарубежной литературе. Юридические ценности: универсальные и отраслевые (права человека, презумпция невиновности и т.п.).
5. Органическая связь государства и права.
Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам ценностного подхода к праву, повторить материал предыдущих тем, подобрать примеры конкуренции разных социальных ценностей.
Практическое занятие 3. (Тема 2.1). Типология правопонимания.(2 часа)
План:
1. Онтологические и гносеологические причины плюрализма в понимании права.
2. Социальная и юридическая природа права.
3. Критерии классификации теорий права. Различие между философскими и юридическими критериями.
4. Общее деление классических типов понимания права на «реалистические» и «метафизические».
Задания для подготовки к практическому занятию:
С использованием положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного социального явления следует уяснить сущность онтологических и гносеологических причин плюрализма в понимании права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с критериями классификации теорий права, с различием между философскими и юридическими критериями.
Практическое занятие 4. (Тема 2.2). Реалистические концепции права.(2 часа)
План:
1. Родовые признаки и различия реалистических концепций права.
2. Юридический позитивизм. Его истоки, эволюция, классические формы и современное состояние.
3. Социологический позитивизм в широком и узком понимании этого термина. Возникновение и развитие социологического позитивизма в XIX –XX вв. Его причины. Предшественники социологического подхода в истории философско-правовой мысли.
Задания для подготовки к практическому занятию:
С использованием материала предыдущего практического занятия, положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного явления следует уяснить основные характеристики реалистических концепций права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с принципиальными различиями между юридическим и социологическим позитивизмом по вопросам понимания права, источников права, реализации права.
Практическое занятие 5. (Тема 3.1). Метафизические концепции права. Соотношение классических типов понимания права. (2 часа)
План:
1. Общее и особенное в метафизических теориях.
2. Теории естественного права. Их общие принципы. Разнообразие понимания естественного права от древности до наших дней.
3. Философское понимание права. Его исторические предпосылки, законченные формы (Кант, Гегель) и значение.
4. Совместимость классических типов понимания права.
5. Интегративные теории и комплексный подход к изучению права.
Задания для подготовки к практическому занятию:
С использованием материала предыдущих практических занятий, положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного явления следует уяснить основные характеристики метафизических концепций права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с различиями между теориями естественного права, с возможностью совместимости классических типов понимания права, с развитием интегративного подхода к пониманию права.
Практическое занятие 6. (Тема 3.2). «Новые» теории права. (2 часа)
План:
1. Либертарно-юридическая концепция права.
2. Коммуникативная теория права.
3. Естественно-позитивная и другие теории права.
4. Критика «новых» теорий права.
Задания для подготовки к практическому занятию:
С использованием материала предыдущих практических занятий, положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного явления следует уяснить основные характеристики «новых» теорий права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с критикой либертарно-юридической, коммуникативной, естественно-позитивной и других «новых» теорий права.
Практическое занятие 7. (Тема 4.1). Государственно-правовые идеалы и действительность.(2 часа)
План:
1. Место и значение идеальных конструкций в философии права и государственно-правовой практике. Их диалектическое взаимодействие.
2. Общественно-историческая закономерность и юридические законы.
3. Объективное и субъективное в правопонимании, правотворчестве и реализации права.
4. Современный идеал демократического, правового и социального государства.
5. Идеал и действительность в правосознании.
6. Правовая культура как показатель объективного состояния общества и арена борьбы за усовершенствование и модернизацию государственно-правовой сферы.
Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам государственно-правовых идеалов, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры взаимосвязи возможности и действительности в реализации государственно-правовых идеалов; уяснить значение правовой культуры как показателя объективного состояния общества и арены борьбы за усовершенствование и модернизацию государственно-правовой сферы.
Практическое занятие 8. (Тема 4.2). Соотношение интересов личности, общества и государства.(2 часа)
План:
1. Социальная природа права и государства. Влияние на них общих, групповых и частных интересов.
2. Объективное и субъективное право.
3. Природа конфликта интересов.
4. Способы их разрешения. Политическая обязанность. Долг гражданина и долг государства.
5. Консолидация интересов гражданина, общества и государства как основная проблема и цель общественного развития и философии права.
Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам соотношения интересов личности, общества и государства, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры проявления конфликта личных, общественных и государственных интересов. Продумать основные направления консолидации интересов гражданина, общества и государства.
Практические занятия для студентов очно-заочной формы обучения
Практическое занятие 1. (Тема 1).. Предмет и метод философии права. Право и нравственность. Нравственные ценности в философии права. (2 часа)
План:
1.Общая теория права и государства. Философия права. Социология права. История политических и правовых учений. История государства и права. Их соотношение. Формирование философии права. Философия права в системе юридического образования.
2. Особенности философско-правовой методологии.
3. Право и нравственность как регуляторы общественных отношений. Развитие взглядов на право, мораль и нравственность в философско-правовой литературе. Правовая культура и нравственность.
4.Понятие и виды ценностей. Универсальный характер ценностей. Свобода, равенство, солидарность, справедливость как универсальные ценности.
5. Государство и право как ценности. Отражение ценностного характера государства в отечественной и зарубежной философско-правовой литературе. Анархическое отрицание ценности государства.
6. Право как ценность. Отражение ценностного характера права в отечественной и зарубежной литературе.
7. Юридические ценности: универсальные и отраслевые (права человека, презумпция невиновности и т.п.).
Задания для подготовки к практическому занятию:
На основе общетеоретических положений об объекте и предмете юридических наук, их методологии, о системе юридических наук следует подготовить характеристику соответствующих вопросов, касающихся философии права, особое внимание обращая на взаимосвязи, существующие между философией права и другими юридическими науками.
С использованием положений теории государства и права о понимании права, о соотношении права и нравственности подобрать конкретные примеры несоответствия правовых и моральных ценностей. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с проблемами нравственной оценки правовых норм, с определением влияния моральных норм на формирование правовой культуры правоприменителей.
Также следует ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам ценностного подхода к праву, повторить материал предыдущих тем, подобрать примеры конкуренции разных социальных ценностей, разных подходов к определению ценности государства и права.
Практическое занятие 2. (Тема 2). Типология правопонимания. Реалистические концепции права.(2 часа)
План:
1. Онтологические и гносеологические причины плюрализма в понимании права.
2. Социальная и юридическая природа права.
3. Критерии классификации теорий права. Различие между философскими и юридическими критериями. Общее деление классических типов понимания права на «реалистические» и «метафизические».
4. Родовые признаки и различия реалистических концепций права.
5. Юридический позитивизм. Его истоки, эволюция, классические формы и современное состояние.
6. Социологический позитивизм в широком и узком понимании этого термина. Возникновение и развитие социологического позитивизма в XIX –XX вв.
Задания для подготовки к практическому занятию:
С использованием положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного социального явления следует уяснить сущность онтологических и гносеологических причин плюрализма в понимании права, основные характеристики реалистический концепций права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с критериями классификации теорий права, с различием между философскими и юридическими критериями, с принципиальными различиями между юридическим и социологическим позитивизмом по вопросам понимания права, источников права, реализации права.
Практическое занятие 3. (Тема 3.1). Метафизические концепции права. Соотношение классических типов понимания права. (2 часа)
План:
1. Общее и особенное в метафизических теориях.
2. Теории естественного права. Их общие принципы. Разнообразие понимания естественного права от древности до наших дней.
3. Философское понимание права. Его исторические предпосылки, законченные формы (Кант, Гегель) и значение.
4. Совместимость классических типов понимания права.
5. Интегративные теории и комплексный подход к изучению права.
Задания для подготовки к практическому занятию:
С использованием материала предыдущих практических занятий, положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного явления следует уяснить основные характеристики метафизических концепций права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с различиями между теориями естественного права, с возможностью совместимости классических типов понимания права, с развитием интегративного подхода к пониманию права.
Практическое занятие 4. (Тема 3.2). «Новые» теории права.(2 часа)
План:
1. Либертарно-юридическая концепция права.
2. Коммуникативная теория права.
3. Естественно-позитивная и другие теории права.
4. Критика «новых» теорий права.
Задания для подготовки к практическому занятию:
С использованием материала предыдущих практических занятий, положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного явления следует уяснить основные характеристики «новых» теорий права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с критикой либертарно-юридической, коммуникативной, естественно-позитивной и других «новых» теорий права.
Практическое занятие 5. (Тема 4.1). Государственно-правовые идеалы и действительность.(2 часа)
План:
1. Место и значение идеальных конструкций в философии права и государственно-правовой практике. Их диалектическое взаимодействие.
2. Общественно-историческая закономерность и юридические законы.
3. Объективное и субъективное в правопонимании, правотворчестве и реализации права.
4. Современный идеал демократического, правового и социального государства.
5. Идеал и действительность в правосознании.
6. Правовая культура как показатель объективного состояния общества и арена борьбы за усовершенствование и модернизацию государственно-правовой сферы.
Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам государственно-правовых идеалов, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры взаимосвязи возможности и действительности в реализации государственно-правовых идеалов; уяснить значение правовой культуры как показателя объективного состояния общества и арены борьбы за усовершенствование и модернизацию государственно-правовой сферы.
Практическое занятие 6. (Тема 4.2). Соотношение интересов личности, общества и государства.(2 часа)
План:
1. Социальная природа права и государства. Влияние на них общих, групповых и частных интересов.
2. Объективное и субъективное право.
3. Природа конфликта интересов.
4. Способы их разрешения. Политическая обязанность. Долг гражданина и долг государства.
5. Консолидация интересов гражданина, общества и государства как основная проблема и цель общественного развития и философии права.
Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам соотношения интересов личности, общества и государства, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры проявления конфликта личных, общественных и государственных интересов. Продумать основные направления консолидации интересов гражданина, общества и государства.
Практические занятия для студентов заочной формы обучения
Тема 1.. Предмет и метод философии права. Право и нравственность. Нравственные ценности в философии права. (2 часа)
План:
1.Общая теория права и государства. Философия права. Социология права. История политических и правовых учений. История государства и права. Их соотношение. Формирование философии права. Философия права в системе юридического образования.
2. Особенности философско-правовой методологии.
3. Право и нравственность как регуляторы общественных отношений. Развитие взглядов на право, мораль и нравственность в философско-правовой литературе. Правовая культура и нравственность.
4.Понятие и виды ценностей. Универсальный характер ценностей. Свобода, равенство, солидарность, справедливость как универсальные ценности.
5. Государство и право как ценности. Отражение ценностного характера государства в отечественной и зарубежной философско-правовой литературе. Анархическое отрицание ценности государства.
6. Право как ценность. Отражение ценностного характера права в отечественной и зарубежной литературе.
7. Юридические ценности: универсальные и отраслевые (права человека, презумпция невиновности и т.п.).
Задания для подготовки к практическому занятию:
На основе общетеоретических положений об объекте и предмете юридических наук, их методологии, о системе юридических наук следует подготовить характеристику соответствующих вопросов, касающихся философии права, особое внимание обращая на взаимосвязи, существующие между философией права и другими юридическими науками.
С использованием положений теории государства и права о понимании права, о соотношении права и нравственности подобрать конкретные примеры несоответствия правовых и моральных ценностей. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с проблемами нравственной оценки правовых норм, с определением влияния моральных норм на формирование правовой культуры правоприменителей.
Также следует ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам ценностного подхода к праву, повторить материал предыдущих тем, подобрать примеры конкуренции разных социальных ценностей, разных подходов к определению ценности государства и права.
Тема 2. Типология правопонимания. Реалистические концепции права.(2 часа)
План:
1. Онтологические и гносеологические причины плюрализма в понимании права.
2. Социальная и юридическая природа права.
3. Критерии классификации теорий права. Различие между философскими и юридическими критериями. Общее деление классических типов понимания права на «реалистические» и «метафизические».
4. Родовые признаки и различия реалистических концепций права.
5. Юридический позитивизм. Его истоки, эволюция, классические формы и современное состояние.
6. Социологический позитивизм в широком и узком понимании этого термина. Возникновение и развитие социологического позитивизма в XIX –XX вв.
Задания для подготовки к практическому занятию:
С использованием положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного социального явления следует уяснить сущность онтологических и гносеологических причин плюрализма в понимании права, основные характеристики реалистических концепций права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с критериями классификации теорий права, с различием между философскими и юридическими критериями, с принципиальными различиями между юридическим и социологическим позитивизмом по вопросам понимания права, источников права, реализации права.
Тема 3. Метафизические концепции права. Соотношение классических типов понимания права. «Новые» теории права.(4 часа)
План:
1. Общее и особенное в метафизических теориях. Теории естественного права, их общие принципы. Разнообразие понимания естественного права от древности до наших дней.
2. Философское понимание права. Его исторические предпосылки, законченные формы (Кант, Гегель) и значение.
3. Совместимость классических типов понимания права. Интегративные теории и комплексный подход к изучению права.
4. Либертарно-юридическая концепция права.
5. Коммуникативная теория права.
6. Естественно-позитивная и другие теории права.
Задания для подготовки к практическому занятию:
С использованием материала предыдущих практических занятий, положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного явления следует уяснить основные характеристики метафизических концепций права, «новых» теорий права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с различиями между теориями естественного права, с возможностью совместимости классических типов понимания права, с развитием интегративного подхода к пониманию права, с критикой либертарно-юридической, коммуникативной, естественно-позитивной и других «новых» теорий права.
Тема 4. Государственно-правовые идеалы и действительность. Соотношение интересов личности, общества и государства.(2 часа)
План:
1. Место и значение идеальных конструкций в философии права и государственно-правовой практике. Их диалектическое взаимодействие.
2. Общественно-историческая закономерность и юридические законы.
3. Современный идеал демократического, правового и социального государства.
4. Правовая культура как показатель объективного состояния общества и арена борьбы за усовершенствование и модернизацию государственно-правовой сферы.
5. Социальная природа права и государства. Влияние на них общих, групповых и частных интересов.
6. Природа конфликта интересов, способы их разрешения. Политическая обязанность. Долг гражданина и долг государства.
7. Консолидация интересов гражданина, общества и государства как основная проблема и цель общественного развития и философии права.
Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам государственно-правовых идеалов, соотношения интересов личности, общества и государства, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры взаимосвязи возможности и действительности в реализации государственно-правовых идеалов, проявления конфликта личных, общественных и государственных интересов; уяснить значение правовой культуры как показателя объективного состояния общества и арены борьбы за усовершенствование и модернизацию государственно-правовой сферы; продумать основные направления консолидации интересов гражданина, общества и государства.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Виды самостоятельной работы студента по дисциплине «Философия права»:
- написание эссе, контрольной работы, реферата;
- составление библиографического списка по заданной научной проблеме,
- подготовка презентации;
- подготовка тезисов докладов, сообщений для участия в научных конференциях;
- выполнение индивидуальных заданий, практических заданий, кейс-заданий.
3.4.1. Модели (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса
№ | Название темы | Задание для самостоятельной работы студента | Форма контроля преподавателем |
1. | Предмет и метод философии права. Право и нравственность. Нравственные ценности в философии права. | Подготовка докладов, сообщений, эссе | Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. |
2. | Типология правопонимания. Реалистические концепции права. | Подготовка докладов, сообщений, эссе | Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. |
3. | Метафизические концепции права. Соотношение классических типов понимания права. «Новые» теории права. | Подготовка докладов, сообщений, эссе | Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. |
4. | Государственно-правовые идеалы и действительность. Соотношение интересов личности, общества и государства. | Подготовка докладов, сообщений, эссе | Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. |
3.4.2. Модели (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
№ | Название темы | Задание для самостоятельной работы студента | Форма контроля преподавателем |
1. | Предмет и метод философии права. Право и нравственность. Нравственные ценности в философии права. | Подготовка докладов, сообщений, эссе по проблемам дисциплинарного статуса философии права, ее функций, взаимосвязи с другими юридическими и социальными науками. Анализ проблемы соотношения права и нравственности, ценностного подхода к праву | Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. |
2. | Типология правопонимания. Реалистические концепции права. | Подготовка докладов, сообщений, эссе по проблемам типологии основных правовых школ, современного значения юридического и социологического позитивизма. | Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. |
3. | Метафизические концепции права. Соотношение классических типов понимания права. «Новые» теории права. | Подготовка докладов, сообщений, эссе о сущностных характеристиках метафизических концепций права, «новых» теорий права. | Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. |
4. | Государственно-правовые идеалы и действительность. Соотношение интересов личности, общества и государства. | Подготовка докладов, сообщений, эссе по проблемам соотношения интересов личности, общества и государства. | Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Необходимость использования при проведении практических и лекционных занятий той или иной образовательной технологии определяется преподавателем:
- лекция-презентация;
- семинары в диалоговом режиме могу проводиться по всем темам практических занятий;
- деловые и ролевые игры (проведение фрагмента семинара, лекции с последующим анализом; демонстрация методов обучения);
- методика проектов может использоваться по любой из тем практических занятий, а также в качестве задания для самостоятельной работы;
- практическая работа по теме «Критика «новых» теорий права».
-реализация мультимедийных методик при проведении аудиторных занятий и оценки качества успеваемости студентов.
Не менее 30 процентов аудиторных занятий проводятся в интерактивных формах.
Семестр | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
Лекции | Дистанционные технологии, компьютерные симуляции | ||
Практические занятия | Презентация проекта, обучающая игра, работа в малых группах, технология портфолио, интернет конференции, разбор конкретных ситуаций, «кейс-стади» | ||
ИТОГО |
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ
1. Предмет и методология философии права.
2. История формирования философии права.
3. Философия права в системе юридического образования.
4. Философия права и общая теория права и государства.
5. Философия права и социология права. Философия права и история политических и правовых учений.
7. Философские концепции сущности и понятия права в истории философско-правовой мысли.
8. Цели философии права.
9. Типология основных концепций философии права.
10. Право и ценности. Правовые ценности.
11. Право и свобода. Свобода формальная и реальная.
12. Правовая реальность и ее структура.
13. Право и ответственность. Политическая обязанность.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЭКЗАМЕНА) ПО КУРСУ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Предмет философии права.
2. Методология философии права.
3. Структура философии права.
4. Философия права в системе юридического образования.
5. Соотношение общей теории права и государства, философии и социологии права.
6. Право и нравственность. Нравственные основания права.
7. Правовая культура и нравственность.
8. Позитивное и естественное право: их соотношение.
9. Государство как ценность.
10. Правовое государство: понятие и сущность.
11. Социальное государство.
12. Право как ценность.
13. Правовые и политические идеалы.
14. Онтологические основания понимания права.
15. Юридический позитивизм.
16. Социологический позитивизм.
17. Философское понимание права.
18. Комплексный подход к пониманию права.
19. Либертарно-юридическая концепция права.
20. Коммуникативная теория права.
21. Естественно-позитивная теория права.
22. Право и правосознание: их соотношение.
23. Структура правового сознания: правовая онтология, правовая аксиология, правовая праксеология.
24. Правовая культура и правовое сознание: их соотношение.
25. Объективное и субъективное право.
26. Закон как категория сущего и должного.
27. Право и социальные интересы. Право как защищенный государством интерес.
28. Конфликт интересов. Проблема консолидации интересов праве.
29. Классовое и общесоциальное в праве.
30. Легитимность государственной власти и проблема преодоления отчуждения личности.
31. Право как мера свободы.
32. Формальная и реальная свобода: их соотношение.
33. Свобода и ответственность. Свобода и обязанность.
34. Природа политической обязанности. Соотношение юридической и политической обязанности.
35. Неокантиантские концепции философии права.
36. «Философия права» в философской системе Г. В. Ф. Гегеля.
37. Современные неогегельянские концепции философии права.
38. Философия права как отрасль юридической науки и основа права.
39. «Чистое» учение о праве Г. Кельзена.
40. Концепции «возрожденного» естественного права.
41. Неопозитивистская концепция права Г. Харта.
42. Западные социологические теории права (Е. Эрлих, Г. Канторович).
43. Социологическая теория права в России (С. А. Муромцев, М. М. Ковалевский).
44. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ