Тема 2. Типология правопонимания. Реалистические концепции права.

Онтологические и гносеологические причины плюрализма в понимании права.

Социальная и юридическая природа права.

Критерии классификации теорий права. Различие между философскими и юридическими критериями.

Общее деление классических типов понимания права на «реалистические» и «метафизические».

Реалистические концепции права. Родовые признаки и различия. Юридический позитивизм. Его истоки, эволюция, классические формы и современное состояние. Социологический позитивизм в широком и узком понимании этого термина. Возникновение и развитие социологического позитивизма в XIX –XX вв. Его причины. Предшественники социологического подхода в истории философско-правовой мысли.

Тема 3. Метафизические концепции права. Соотношение классических типов понимания права. «Новые» теории права.

Общее и особенное в метафизических теориях.

Теории естественного права. Их общие принципы. Разнообразие понимания естественного права от древности до наших дней.

Философское понимание права. Его исторические предпосылки, законченные формы (Кант, Гегель) и значение.

Совместимость классических типов понимания права. Интегративные теории и комплексный подход к изучению права.

«Новые» теории права. Либертарно-юридическая концепция права. Коммуникативная теория права. Естественно-позитивная и другие теории права. Критика «новых» теорий права.

Тема 4. Государственно-правовые идеалы и действительность. Соотношение интересов личности, общества и государства.

Место и значение идеальных конструкций в философии права и государственно-правовой практике. Их диалектическое взаимодействие.

Общественно-историческая закономерность и юридические законы.

Объективное и субъективное в правопонимании, правотворчестве и реализации права.

Современный идеал демократического, правового и социального государства. Идеал и действительность в правосознании.

Правовая культура как показатель объективного состояния общества и арена борьбы за усовершенствование и модернизацию государственно-правовой сферы.

Соотношение интересов личности, общества и государства. Социальная природа права и государства. Влияние на них общих, групповых и частных интересов. Объективное и субъективное право.

Природа конфликта интересов. Способы их разрешения. Политическая обязанность. Долг гражданина и долг государства.

Консолидация интересов гражданина, общества и государства как основная проблема и цель общественного развития и философии права.

ЛЕКЦИИ

Лекции для студентов очной, очно-заочной, заочной форм обучения

Лекция 1. Предмет и метод философии права. Право и нравственность. Нравственные ценности в философии права. Типология правопонимания.(2 часа)

План:

1. Общетеоретические юридические дисциплины и их соотношение. Происхождение философии права. Предмет и метод философии права.

2. Право и нравственность.

3. Ценностный подход к праву. Система ценностей. Государство и право как ценности. Юридические ценности.

4. Типология правопонимания.

5 Государственно-правовые идеалы и действительность. Соотношение интересов личности, общества и государства.

Задания для подготовки к лекции:

При подготовке к лекции необходимо вспомнить общенаучные и общетеоретические положения об объекте и предмете юридических наук, их методологии, о системе юридических наук. В связи с определением специфики предмета философии права, ее положения в системе юридических наук следует иметь в виду взаимосвязи, существующие между теоретическим и отраслевым юридическим знанием, а также положения теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного явления, о различии между основными правовыми школами.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практические занятия для студентов очной формы обучения

Практическое занятие 1. (Тема 1.1). Предмет и метод философии права. Право и нравственность.(2 часа)

План:

1.Общая теория права и государства. Философия права. Социология права. История политических и правовых учений. История государства и права. Их соотношение.

2. Формирование философии права. Философия права в системе юридического образования. Цели философии права.

3. Особенности философско-правовой методологии.

4. Онтология, гносеология, аксиология.

5. Право и нравственность как регуляторы общественных отношений. Различие между правом и нравственностью. Развитие взглядов на право, мораль и нравственность в философско-правовой литературе. Правовая культура и нравственность.

Задания для подготовки к практическому занятию:

На основе общетеоретических положений об объекте и предмете юридических наук, их методологии, о системе юридических наук следует подготовить характеристику соответствующих вопросов, касающихся философии права, особое внимание обращая на взаимосвязи, существующие между философией права и другими юридическими науками. С использованием положений теории государства и права о понимании права, о соотношении права и нравственности подобрать конкретные примеры несоответствия правовых и моральных ценностей. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с проблемами нравственной оценки правовых норм, с определением влияния моральных норм на формирование правовой культуры правоприменителей.

Практическое занятие 2. (Тема 1.2). Нравственные ценности в философии права.(2 часа)

План:

1.Понятие и виды ценностей. Универсальный характер ценностей.

2. Система ценностей, имеющих отношение к праву и государству. Право и свобода. Право и равенство. Солидарность, социальное партнерство, государство и право. Право и справедливость. Право и другие ценности.

3. Государство как ценность. Отражение ценностного характера государства в отечественной и зарубежной философско-правовой литературе. Анархическое отрицание ценности государства.

4. Право как ценность. Отражение ценностного характера права в отечественной и зарубежной литературе. Юридические ценности: универсальные и отраслевые (права человека, презумпция невиновности и т.п.).

5. Органическая связь государства и права.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам ценностного подхода к праву, повторить материал предыдущих тем, подобрать примеры конкуренции разных социальных ценностей.

Практическое занятие 3. (Тема 2.1). Типология правопонимания.(2 часа)

План:

1. Онтологические и гносеологические причины плюрализма в понимании права.

2. Социальная и юридическая природа права.

3. Критерии классификации теорий права. Различие между философскими и юридическими критериями.

4. Общее деление классических типов понимания права на «реалистические» и «метафизические».

Задания для подготовки к практическому занятию:

С использованием положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного социального явления следует уяснить сущность онтологических и гносеологических причин плюрализма в понимании права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с критериями классификации теорий права, с различием между философскими и юридическими критериями.

Практическое занятие 4. (Тема 2.2). Реалистические концепции права.(2 часа)

План:

1. Родовые признаки и различия реалистических концепций права.

2. Юридический позитивизм. Его истоки, эволюция, классические формы и современное состояние.

3. Социологический позитивизм в широком и узком понимании этого термина. Возникновение и развитие социологического позитивизма в XIX –XX вв. Его причины. Предшественники социологического подхода в истории философско-правовой мысли.

Задания для подготовки к практическому занятию:

С использованием материала предыдущего практического занятия, положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного явления следует уяснить основные характеристики реалистических концепций права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с принципиальными различиями между юридическим и социологическим позитивизмом по вопросам понимания права, источников права, реализации права.

Практическое занятие 5. (Тема 3.1). Метафизические концепции права. Соотношение классических типов понимания права. (2 часа)

План:

1. Общее и особенное в метафизических теориях.

2. Теории естественного права. Их общие принципы. Разнообразие понимания естественного права от древности до наших дней.

3. Философское понимание права. Его исторические предпосылки, законченные формы (Кант, Гегель) и значение.

4. Совместимость классических типов понимания права.

5. Интегративные теории и комплексный подход к изучению права.

Задания для подготовки к практическому занятию:

С использованием материала предыдущих практических занятий, положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного явления следует уяснить основные характеристики метафизических концепций права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с различиями между теориями естественного права, с возможностью совместимости классических типов понимания права, с развитием интегративного подхода к пониманию права.

Практическое занятие 6. (Тема 3.2). «Новые» теории права. (2 часа)

План:

1. Либертарно-юридическая концепция права.

2. Коммуникативная теория права.

3. Естественно-позитивная и другие теории права.

4. Критика «новых» теорий права.

Задания для подготовки к практическому занятию:

С использованием материала предыдущих практических занятий, положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного явления следует уяснить основные характеристики «новых» теорий права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с критикой либертарно-юридической, коммуникативной, естественно-позитивной и других «новых» теорий права.

Практическое занятие 7. (Тема 4.1). Государственно-правовые идеалы и действительность.(2 часа)

План:

1. Место и значение идеальных конструкций в философии права и государственно-правовой практике. Их диалектическое взаимодействие.

2. Общественно-историческая закономерность и юридические законы.

3. Объективное и субъективное в правопонимании, правотворчестве и реализации права.

4. Современный идеал демократического, правового и социального государства.

5. Идеал и действительность в правосознании.

6. Правовая культура как показатель объективного состояния общества и арена борьбы за усовершенствование и модернизацию государственно-правовой сферы.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам государственно-правовых идеалов, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры взаимосвязи возможности и действительности в реализации государственно-правовых идеалов; уяснить значение правовой культуры как показателя объективного состояния общества и арены борьбы за усовершенствование и модернизацию государственно-правовой сферы.

Практическое занятие 8. (Тема 4.2). Соотношение интересов личности, общества и государства.(2 часа)

План:

1. Социальная природа права и государства. Влияние на них общих, групповых и частных интересов.

2. Объективное и субъективное право.

3. Природа конфликта интересов.

4. Способы их разрешения. Политическая обязанность. Долг гражданина и долг государства.

5. Консолидация интересов гражданина, общества и государства как основная проблема и цель общественного развития и философии права.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам соотношения интересов личности, общества и государства, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры проявления конфликта личных, общественных и государственных интересов. Продумать основные направления консолидации интересов гражданина, общества и государства.

Практические занятия для студентов очно-заочной формы обучения

Практическое занятие 1. (Тема 1).. Предмет и метод философии права. Право и нравственность. Нравственные ценности в философии права. (2 часа)

План:

1.Общая теория права и государства. Философия права. Социология права. История политических и правовых учений. История государства и права. Их соотношение. Формирование философии права. Философия права в системе юридического образования.

2. Особенности философско-правовой методологии.

3. Право и нравственность как регуляторы общественных отношений. Развитие взглядов на право, мораль и нравственность в философско-правовой литературе. Правовая культура и нравственность.

4.Понятие и виды ценностей. Универсальный характер ценностей. Свобода, равенство, солидарность, справедливость как универсальные ценности.

5. Государство и право как ценности. Отражение ценностного характера государства в отечественной и зарубежной философско-правовой литературе. Анархическое отрицание ценности государства.

6. Право как ценность. Отражение ценностного характера права в отечественной и зарубежной литературе.

7. Юридические ценности: универсальные и отраслевые (права человека, презумпция невиновности и т.п.).

Задания для подготовки к практическому занятию:

На основе общетеоретических положений об объекте и предмете юридических наук, их методологии, о системе юридических наук следует подготовить характеристику соответствующих вопросов, касающихся философии права, особое внимание обращая на взаимосвязи, существующие между философией права и другими юридическими науками.

С использованием положений теории государства и права о понимании права, о соотношении права и нравственности подобрать конкретные примеры несоответствия правовых и моральных ценностей. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с проблемами нравственной оценки правовых норм, с определением влияния моральных норм на формирование правовой культуры правоприменителей.

Также следует ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам ценностного подхода к праву, повторить материал предыдущих тем, подобрать примеры конкуренции разных социальных ценностей, разных подходов к определению ценности государства и права.

Практическое занятие 2. (Тема 2). Типология правопонимания. Реалистические концепции права.(2 часа)

План:

1. Онтологические и гносеологические причины плюрализма в понимании права.

2. Социальная и юридическая природа права.

3. Критерии классификации теорий права. Различие между философскими и юридическими критериями. Общее деление классических типов понимания права на «реалистические» и «метафизические».

4. Родовые признаки и различия реалистических концепций права.

5. Юридический позитивизм. Его истоки, эволюция, классические формы и современное состояние.

6. Социологический позитивизм в широком и узком понимании этого термина. Возникновение и развитие социологического позитивизма в XIX –XX вв.

Задания для подготовки к практическому занятию:

С использованием положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного социального явления следует уяснить сущность онтологических и гносеологических причин плюрализма в понимании права, основные характеристики реалистический концепций права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с критериями классификации теорий права, с различием между философскими и юридическими критериями, с принципиальными различиями между юридическим и социологическим позитивизмом по вопросам понимания права, источников права, реализации права.

Практическое занятие 3. (Тема 3.1). Метафизические концепции права. Соотношение классических типов понимания права. (2 часа)

План:

1. Общее и особенное в метафизических теориях.

2. Теории естественного права. Их общие принципы. Разнообразие понимания естественного права от древности до наших дней.

3. Философское понимание права. Его исторические предпосылки, законченные формы (Кант, Гегель) и значение.

4. Совместимость классических типов понимания права.

5. Интегративные теории и комплексный подход к изучению права.

Задания для подготовки к практическому занятию:

С использованием материала предыдущих практических занятий, положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного явления следует уяснить основные характеристики метафизических концепций права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с различиями между теориями естественного права, с возможностью совместимости классических типов понимания права, с развитием интегративного подхода к пониманию права.

Практическое занятие 4. (Тема 3.2). «Новые» теории права.(2 часа)

План:

1. Либертарно-юридическая концепция права.

2. Коммуникативная теория права.

3. Естественно-позитивная и другие теории права.

4. Критика «новых» теорий права.

Задания для подготовки к практическому занятию:

С использованием материала предыдущих практических занятий, положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного явления следует уяснить основные характеристики «новых» теорий права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с критикой либертарно-юридической, коммуникативной, естественно-позитивной и других «новых» теорий права.

Практическое занятие 5. (Тема 4.1). Государственно-правовые идеалы и действительность.(2 часа)

План:

1. Место и значение идеальных конструкций в философии права и государственно-правовой практике. Их диалектическое взаимодействие.

2. Общественно-историческая закономерность и юридические законы.

3. Объективное и субъективное в правопонимании, правотворчестве и реализации права.

4. Современный идеал демократического, правового и социального государства.

5. Идеал и действительность в правосознании.

6. Правовая культура как показатель объективного состояния общества и арена борьбы за усовершенствование и модернизацию государственно-правовой сферы.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам государственно-правовых идеалов, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры взаимосвязи возможности и действительности в реализации государственно-правовых идеалов; уяснить значение правовой культуры как показателя объективного состояния общества и арены борьбы за усовершенствование и модернизацию государственно-правовой сферы.

Практическое занятие 6. (Тема 4.2). Соотношение интересов личности, общества и государства.(2 часа)

План:

1. Социальная природа права и государства. Влияние на них общих, групповых и частных интересов.

2. Объективное и субъективное право.

3. Природа конфликта интересов.

4. Способы их разрешения. Политическая обязанность. Долг гражданина и долг государства.

5. Консолидация интересов гражданина, общества и государства как основная проблема и цель общественного развития и философии права.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам соотношения интересов личности, общества и государства, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры проявления конфликта личных, общественных и государственных интересов. Продумать основные направления консолидации интересов гражданина, общества и государства.

Практические занятия для студентов заочной формы обучения

Тема 1.. Предмет и метод философии права. Право и нравственность. Нравственные ценности в философии права. (2 часа)

План:

1.Общая теория права и государства. Философия права. Социология права. История политических и правовых учений. История государства и права. Их соотношение. Формирование философии права. Философия права в системе юридического образования.

2. Особенности философско-правовой методологии.

3. Право и нравственность как регуляторы общественных отношений. Развитие взглядов на право, мораль и нравственность в философско-правовой литературе. Правовая культура и нравственность.

4.Понятие и виды ценностей. Универсальный характер ценностей. Свобода, равенство, солидарность, справедливость как универсальные ценности.

5. Государство и право как ценности. Отражение ценностного характера государства в отечественной и зарубежной философско-правовой литературе. Анархическое отрицание ценности государства.

6. Право как ценность. Отражение ценностного характера права в отечественной и зарубежной литературе.

7. Юридические ценности: универсальные и отраслевые (права человека, презумпция невиновности и т.п.).

Задания для подготовки к практическому занятию:

На основе общетеоретических положений об объекте и предмете юридических наук, их методологии, о системе юридических наук следует подготовить характеристику соответствующих вопросов, касающихся философии права, особое внимание обращая на взаимосвязи, существующие между философией права и другими юридическими науками.

С использованием положений теории государства и права о понимании права, о соотношении права и нравственности подобрать конкретные примеры несоответствия правовых и моральных ценностей. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с проблемами нравственной оценки правовых норм, с определением влияния моральных норм на формирование правовой культуры правоприменителей.

Также следует ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам ценностного подхода к праву, повторить материал предыдущих тем, подобрать примеры конкуренции разных социальных ценностей, разных подходов к определению ценности государства и права.

Тема 2. Типология правопонимания. Реалистические концепции права.(2 часа)

План:

1. Онтологические и гносеологические причины плюрализма в понимании права.

2. Социальная и юридическая природа права.

3. Критерии классификации теорий права. Различие между философскими и юридическими критериями. Общее деление классических типов понимания права на «реалистические» и «метафизические».

4. Родовые признаки и различия реалистических концепций права.

5. Юридический позитивизм. Его истоки, эволюция, классические формы и современное состояние.

6. Социологический позитивизм в широком и узком понимании этого термина. Возникновение и развитие социологического позитивизма в XIX –XX вв.

Задания для подготовки к практическому занятию:

С использованием положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного социального явления следует уяснить сущность онтологических и гносеологических причин плюрализма в понимании права, основные характеристики реалистических концепций права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с критериями классификации теорий права, с различием между философскими и юридическими критериями, с принципиальными различиями между юридическим и социологическим позитивизмом по вопросам понимания права, источников права, реализации права.

Тема 3. Метафизические концепции права. Соотношение классических типов понимания права. «Новые» теории права.(4 часа)

План:

1. Общее и особенное в метафизических теориях. Теории естественного права, их общие принципы. Разнообразие понимания естественного права от древности до наших дней.

2. Философское понимание права. Его исторические предпосылки, законченные формы (Кант, Гегель) и значение.

3. Совместимость классических типов понимания права. Интегративные теории и комплексный подход к изучению права.

4. Либертарно-юридическая концепция права.

5. Коммуникативная теория права.

6. Естественно-позитивная и другие теории права.

Задания для подготовки к практическому занятию:

С использованием материала предыдущих практических занятий, положений теории государства и права о понимании права, о разных подходах к определению данного явления следует уяснить основные характеристики метафизических концепций права, «новых» теорий права. Дискуссии, практические задания могут быть связаны с различиями между теориями естественного права, с возможностью совместимости классических типов понимания права, с развитием интегративного подхода к пониманию права, с критикой либертарно-юридической, коммуникативной, естественно-позитивной и других «новых» теорий права.

Тема 4. Государственно-правовые идеалы и действительность. Соотношение интересов личности, общества и государства.(2 часа)

План:

1. Место и значение идеальных конструкций в философии права и государственно-правовой практике. Их диалектическое взаимодействие.

2. Общественно-историческая закономерность и юридические законы.

3. Современный идеал демократического, правового и социального государства.

4. Правовая культура как показатель объективного состояния общества и арена борьбы за усовершенствование и модернизацию государственно-правовой сферы.

5. Социальная природа права и государства. Влияние на них общих, групповых и частных интересов.

6. Природа конфликта интересов, способы их разрешения. Политическая обязанность. Долг гражданина и долг государства.

7. Консолидация интересов гражданина, общества и государства как основная проблема и цель общественного развития и философии права.

Задания для подготовки к практическому занятию: ознакомиться с рекомендованной учебной литературой по проблемам государственно-правовых идеалов, соотношения интересов личности, общества и государства, повторить материал предыдущих тем, подобрать конкретные примеры взаимосвязи возможности и действительности в реализации государственно-правовых идеалов, проявления конфликта личных, общественных и государственных интересов; уяснить значение правовой культуры как показателя объективного состояния общества и арены борьбы за усовершенствование и модернизацию государственно-правовой сферы; продумать основные направления консолидации интересов гражданина, общества и государства.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Виды самостоятельной работы студента по дисциплине «Философия права»:

- написание эссе, контрольной работы, реферата;

- составление библиографического списка по заданной научной проблеме,

- подготовка презентации;

- подготовка тезисов докладов, сообщений для участия в научных конференциях;

- выполнение индивидуальных заданий, практических заданий, кейс-заданий.

3.4.1. Модели (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса

Название темы Задание для самостоятельной работы студента Форма контроля преподавателем
1. Предмет и метод философии права. Право и нравственность. Нравственные ценности в философии права.   Подготовка докладов, сообщений, эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
2. Типология правопонимания. Реалистические концепции права. Подготовка докладов, сообщений, эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
3. Метафизические концепции права. Соотношение классических типов понимания права. «Новые» теории права. Подготовка докладов, сообщений, эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
4. Государственно-правовые идеалы и действительность. Соотношение интересов личности, общества и государства. Подготовка докладов, сообщений, эссе Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.

3.4.2. Модели (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

Название темы Задание для самостоятельной работы студента Форма контроля преподавателем
1. Предмет и метод философии права. Право и нравственность. Нравственные ценности в философии права.   Подготовка докладов, сообщений, эссе по проблемам дисциплинарного статуса философии права, ее функций, взаимосвязи с другими юридическими и социальными науками. Анализ проблемы соотношения права и нравственности, ценностного подхода к праву Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
2. Типология правопонимания. Реалистические концепции права. Подготовка докладов, сообщений, эссе по проблемам типологии основных правовых школ, современного значения юридического и социологического позитивизма. Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
3. Метафизические концепции права. Соотношение классических типов понимания права. «Новые» теории права. Подготовка докладов, сообщений, эссе о сущностных характеристиках метафизических концепций права, «новых» теорий права. Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.
4. Государственно-правовые идеалы и действительность. Соотношение интересов личности, общества и государства. Подготовка докладов, сообщений, эссе по проблемам соотношения интересов личности, общества и государства. Дискуссия на практическом занятии, устный опрос, обсуждение докладов и эссе, проверка письменных работ, выполнения индивидуальных заданий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Необходимость использования при проведении практических и лекционных занятий той или иной образовательной технологии определяется преподавателем:

- лекция-презентация;

- семинары в диалоговом режиме могу проводиться по всем темам практических занятий;

- деловые и ролевые игры (проведение фрагмента семинара, лекции с последующим анализом; демонстрация методов обучения);

- методика проектов может использоваться по любой из тем практических занятий, а также в качестве задания для самостоятельной работы;

- практическая работа по теме «Критика «новых» теорий права».

-реализация мультимедийных методик при проведении аудиторных занятий и оценки качества успеваемости студентов.

Не менее 30 процентов аудиторных занятий проводятся в интерактивных формах.

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Лекции Дистанционные технологии, компьютерные симуляции
Практические занятия Презентация проекта, обучающая игра, работа в малых группах, технология портфолио, интернет конференции, разбор конкретных ситуаций, «кейс-стади»
ИТОГО

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ

1. Предмет и методология философии права.

2. История формирования философии права.

3. Философия права в системе юридического образования.

4. Философия права и общая теория права и государства.

5. Философия права и социология права. Философия права и история политических и правовых учений.

7. Философские концепции сущности и понятия права в истории философско-правовой мысли.

8. Цели философии права.

9. Типология основных концепций философии права.

10. Право и ценности. Правовые ценности.

11. Право и свобода. Свобода формальная и реальная.

12. Правовая реальность и ее структура.

13. Право и ответственность. Политическая обязанность.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЭКЗАМЕНА) ПО КУРСУ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Предмет философии права.

2. Методология философии права.

3. Структура философии права.

4. Философия права в системе юридического образования.

5. Соотношение общей теории права и государства, философии и социологии права.

6. Право и нравственность. Нравственные основания права.

7. Правовая культура и нравственность.

8. Позитивное и естественное право: их соотношение.

9. Государство как ценность.

10. Правовое государство: понятие и сущность.

11. Социальное государство.

12. Право как ценность.

13. Правовые и политические идеалы.

14. Онтологические основания понимания права.

15. Юридический позитивизм.

16. Социологический позитивизм.

17. Философское понимание права.

18. Комплексный подход к пониманию права.

19. Либертарно-юридическая концепция права.

20. Коммуникативная теория права.

21. Естественно-позитивная теория права.

22. Право и правосознание: их соотношение.

23. Структура правового сознания: правовая онтология, правовая аксиология, правовая праксеология.

24. Правовая культура и правовое сознание: их соотношение.

25. Объективное и субъективное право.

26. Закон как категория сущего и должного.

27. Право и социальные интересы. Право как защищенный государством интерес.

28. Конфликт интересов. Проблема консолидации интересов праве.

29. Классовое и общесоциальное в праве.

30. Легитимность государственной власти и проблема преодоления отчуждения личности.

31. Право как мера свободы.

32. Формальная и реальная свобода: их соотношение.

33. Свобода и ответственность. Свобода и обязанность.

34. Природа политической обязанности. Соотношение юридической и политической обязанности.

35. Неокантиантские концепции философии права.

36. «Философия права» в философской системе Г. В. Ф. Гегеля.

37. Современные неогегельянские концепции философии права.

38. Философия права как отрасль юридической науки и основа права.

39. «Чистое» учение о праве Г. Кельзена.

40. Концепции «возрожденного» естественного права.

41. Неопозитивистская концепция права Г. Харта.

42. Западные социологические теории права (Е. Эрлих, Г. Канторович).

43. Социологическая теория права в России (С. А. Муромцев, М. М. Ковалевский).

44. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации