Античная комедия после Аристофана
Практическое занятие преследует две основные цели. Во-первых, изучить поэтику новой аттической комедии с её связи с культурно-исторической ментальностью людей эпохи эллинизма. Во-вторых, уяснить специфику римской комедии -паллиаты, ориентированной, с одной стороны, на образцы новой аттической комедии( Теренций как Полуменандр), но, с другой стороны, тесно связанной с традициями ателланы и римской народной игры ( особенно это характерно для творчества Плавта). Следует особенно остановиться на создании Плавтом условного греко-римского мира, живущего по законам комической контаминации. Специальный вопрос семинара представляет вопрос о формировании в контексте комедийного жанра гуманистического мировоззрения эпохи (на примере творчества Менандра и комедии Теренция «Пленники»).
Вопросы:
1. Новоаттическая комедия Менандра и философско-этическая программа эллинизма. Проблема характера («этоса») и новые типы героев. Гуманизм авторской позиции ( на примере «Третейского суда» или «Братьев» ).
2. Комедия Плавта и «новая аттическая комедия»:
а) Связь паллиаты с ателланой и с римской народной игрой;
б) Отношение Плавта к греческим сюжетам и переосмысление их в духе карнавальной игры;
в). Создание условного греко-римского колорита и отклики комедиографа на актуальные социально-политические вопросы современности.
4. Гуманизм комедий Теренция. Этические проблемы римского общества и идеальные характеры героев.
Литература:
Менандр. Комедии. Фрагменты. М., 1982.
Плавт. Хвастливый воин. Менехмы. Клад // Плавт. Избранные комедии. М., 1967 или Плавт. Комедии. М., 1987.
Теренций. Братья. Свекровь // Теренций. Комедии. М., 1985.
Ярхо В. Н. У истоков европейской комедии. М., 1979.
Ярхо В. Н. Менандр - поэт, рожденный заново // Менандр. Комедии. Фрагменты. М., 1982.
Полонская К. П. Эллинистическая драма // Менандр. Герод. Комедии. Мимиамбы. М., 1964.
Полонская К. П. Традиционная схема новоаттической комедии у Менандра и Теренция // Вопросы античной литературы и классической филологии. М., 1966.
Полонская К. П. Характер комедийной игры и образная система театра Плавта и Теренция // Вопросы классической филологии. М., 1979. - № 7.
Античная комедия: Пособие по спецкурсу // Под ред. В. Н. Ярхо, К. П. Полонской. М., 1979.
Савельева Л. И. Художественный метод П. Теренция Афра. Казань, 1971.
Ярхо В. Н. Драматургия Теренция. Уроки человечности // Теренций. Комедии. М., 1985.
Тема № 7
АНТИЧНЫЙ РОМАН
Цель практического занятия заключается в формировании у студентов целостного представления о поэтике романного жанра в Древней Греции. В ходе подготовке к занятию они должны четко представлять основные разновидности романного жанра античности: буколический роман, сатирический роман-пародия, бытоописательный роман «большой дороги» с ярко выраженным мистическим началом (роман Апулея «Метаморфозы»). При желании можно привлечь к анализу традицию биографического романа воспитания («Киропедия» Ксенофонта) или чисто любовного романа (Ахилл Татий «Левкиппа и Клитофонт»).
Вопросы:
1. Время возникновения и предпосылки создания жанра романа в Греции. Сущность понятия «роман».
2. Поэтика греческого романа: сюжетная схема, хронотоп, образы главных героев, язык и стиль.
3. Роман Лонга «Дафнис и Хлоя» как образец жанра буколического романа. Специфика буколического хронотопа в романа и её связь с хронотопом жанра идиллии.
4. «Сатирикон» Петрония.
4.1. Роман Петрония и стиль «менипповой сатиры».
4.2. «Сатирикон» и традиция греческого романа.
4.3. «Сатирикон» как отражение римских нравов I в. н. э.
4.4. Образы главных героев романа и их жизненная философия.
5. «Метаморфозы» Апулея.
5.1 В чём заключается смысл названия романа?
5.2 «Метаморфозы» Апулея и «Луций, или Осёл» Лукиана. Сходство и различие авторских подходов к проблеме.
5.3 Образ главного героя романа и основные этапы его духовной эволюции.
5.4 Роль вставных новелл и чудесной сказки об Амуре и Психее в общей композиции романа.
5.5 Мистическое начало в романе. Образы Сирийской богини (Кибелы) и Изиды.
6. Судьбы античного романа в веках.
Литература:
Бахтин М. М. Форма времени и хронотопа в романе (гл. Греческий роман: Апулей и Петроний) // Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. М., 1975.
Полякова С. В. «Метаморфозы» или «Золотой осел» Апулея. М., 1988.
Беркова Е. А. Буколический роман Лонга // Античный роман. М., 1969.
Стрельникова И. П. Сатирико-бытовой роман. Петроний. // Античный роман. М., 1969.
Стрельникова И. П. Метаморфозы Апулея // Античный роман. М., 1969.
Коллоквиум – занятие № 7