Глава 6. Креатология или пути самосотворения себя
Креатология - что она означает?
Данный раздел по своему содержанию является прямым продолжением параграфа "Практическая мудрость" из главы о природе мудрости. Характеризуя евразийскую философию, я говорил, что основное ее содержание определяется парадигмой - "Познай и измени себя". Задача - самая трудная из всех, которые существуют в человеческой жизни. Недаром Лао-Цзы говорил, что, познав других, ты доказываешь, что умен. Постигая себя, что ты мудр.
В короткий отрезок земной жизни человеку решить эту задачу бывает очень трудно, поскольку сложно, прежде всего, познать себя, но еще труднее - изменить самого себя. Для того, чтобы понимание этого имело глубокое обоснование, надо осознать, что действительная реальность существует не за пределами человеческого бытия. Для человека реальность - это сам непосредственный процесс его существования, его жизни, с ее внутренними и внешними параметрами. Наша жизнь и бытие человека - совпадают. А направленность и содержание жизни каждого человека, его духовного и нравственного бытия определяются его личной философией и законом: "Как мыслю, так и живу"!
Бытие человека в мире и мира в человеке как процессы непосредственной человеческой жизни являются не только главной проблемой онтологии евразийской философии, но и ее гносеологии, аксиологии, этики, а также - философской креатологии. В отличие от креационизма, как учения о сотворении всего существующего неким Абсолютом, мною предлагается выделить и создать в структуре евразийской философии особый аспект - креатологию (лат. "креатор" - творец, создатель, а также "креацио" - созидание, порождение, избрание). Креатологию можно определить как учение о процессе познания и самосотворения, самовозвышения себя человеком. Необходимость креатологии в евразийской философии очевидна: познать и изменить, то есть сотворить себя - "другого" без творческого подхода и знания путей самосотворения, невозможно.
Думаю, что со временем, по мере своего становления, креатология, как учение о самосотворении человека, может стать одной из важнейших составных частей не только евразийской философии. Творение - это вечный процесс самосозидания, саморазвития и Вселенной, а в человеке процессы творчества - его органическое, родовое качество. Хочу подчеркнуть, что процесс самосозидания и самовозвышения человека только тогда плодотворен, когда происходит по законам Космической Мудрости, по законам человеческой природы. Если этого соответствия нет, то человек допускает массу глупостей и ошибок, что приводит к его деградации его духовных и нравственных качеств, к серьезным дисгармониям в его отношениях с природой, с самим собой и другими людьми.
Задача создания и разработки основ креатологии невероятно трудна. Первая и главная причина - великие тайны в природе человека. Во-вторых, практически каждый из нас понимает по-своему, как и что изменять в себе, и надо ли это делать вообще. Третья причина - не разработанность теории самосотворения человека в литературе, отсутствие надежных методик практической реализации создания себя другого - лучшего.
В книге "Стань мудрым, богатым и счастливым", в главе "Практическая мудрость" кратко очерчена несколькими кусками выдержек из работ ряда западных авторитетов. В данной книге я пошел по несколько иному пути. Из огромного количества работ авторов по практической мудрости, наибольшее впечатление на меня произвели книга Стивена Р. Кови [Стивен Р. Кови "Семь навыков высокоэффективных людей". М., 1998, С. 480]. Ее высоко оценил Б. Клинтон, бывший президент США и многие другие. По материалам этой книги я прочел ряд спецкурсов для аспирантов и студентов, записал их на диктофон, затем отредактировал и творчески значительно переработал, введя много новых терминов и трактовок проблем. Результаты этой, более чем двухлетней работы, сегодня представляю на суд читателя в качестве креатологии - учения о самосотворении человека.
О самопознании
В человеке Я (ЭГО) - устойчивая часть представлений своего сознания о себе, с которыми он соотносит многообразие собственных состояний. Человеческая личность осознает себя как Я и находится в этом качестве в контакте с окружающим миром, с другими людьми при помощи своего самосознания, как осознания и оценки себя в качестве субъекта познавательной, нравственной, религиозной, эстетической, политической и т.д. деятельности. Иными словами, это само осознание своего нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов поведения. Оно всегда личностно и критично. Является одним из необходимых этапов развития человеческого сознания в процессе его саморазвития к высшим ступеням эволюции личности. Считают, что появилось оно по мере воцарения частной собственности в системе общественных отношений.
Самопознание же это познание себя - одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами: 1) Человек должен развить свои познавательные способности, постичь методы, овладеть ими как технологическими способами, а потом уже применить их к самопознанию; 2) Для начала процесса должен накопиться материал - человек должен чем-то или кем-то стать. Чтобы быть Я, надо им стать. 3) Всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав о себе нечто, он становится иным, Потому задача самопознания столь субъективно значима - ведь всякое продвижение в ней - шаг в саморазвитии, самосовершенствовании. Недаром говорят, что процесс самопознания есть процесс движения человека к мудрости.
С самосознанием и самопознанием тесно увязана проблема самовоспитания. Самовоспитание как вид сознательной деятельности, направленно на возможно более полную реализацию себя как познанной личности. Но без личной философии как надежного паруса своей житейской лодки, самовоспитание немыслимо. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных личностных целей, идеалов, смыслов. Оно базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности, оно становится все более значимой силой саморазвития личности. Необходимые компоненты самовоспитания - а) самоанализ развития личностных качеств, б) самоотчет и в) самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоосмысление, самоприказ, самоодобрение и самовнушение.
Необычайно важно для этого процесса обостренное восприятие проблем смысла своей жизни. Нередко вопрос о смысле жизни возникает лишь вместе с появлением осязаемого ощущения ее конечности - неизбежности смерти. Можно определенно сказать, что поиск смысла жизни - одна из самых важных функций самопознания, самосознания и самовоспитания. При этом очень важна способность к адекватной самооценке личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка - важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека - степенью трудности целей, которые он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным - возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр.
Необычайно трудный процесс самосовершенствования личности начинается в подростковом возрасте, когда настает пора формирования "идеального Я" (Сверх-Я) - осознанного личного идеала, сопоставление с которым часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. Происходит выработка такого идеала, соотнесение с ним своих целей, поступков - "движение сознания по вертикали" в пространстве собственных духовных мотивов личности. Этот процесс сопровождается особыми переживаниями относительно себя и своих поступков: угрызениями совести, недовольством собой, оценками и переоценками себя. Самосознанию, особенно нравственному, предстоит еще долгий путь развития. Это развитие идет в условиях конфликтов, порождаемых и внешними условиями, и собственными мотивами личности. Конфликты зачастую вызываются противоречиями между усвоенными с детства правилами, с одной стороны, и нормами поведения и ценностями группы, среди которой ты вращаешся. С другой стороны, эти внешние, социальные мотивы начинают доминировать в подростковом возрасте и, как правило, остаются ведущими в последующее десятилетие жизни, а то и дольше. В этих условиях имеется опасность не только остановки духовного роста, но и всевозможных искажений в развитии личности в целом. За борьбой между "социальным" и "духовным" уровнями личности, как правило, стоит противоречивость и разноуровневость социальных "норм". Конструктивная переработка этих противоречий возможна лишь при участии самосознания и составляет один из важнейших моментов личностного творчества, процесса духовного возрождения человека.
Интенсивные процессы личностного саморазвития и самосовершенствования требуют огромного напряжения физических и духовных сил самореализующегося человека, то есть крепкого здоровья на всех уровнях.
Здоровый дух - основа телесного и социального здоровья
По определению ВОЗ (Всемирной Организации Здоровья) "здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".
Очевидно, что достичь "полного благополучия", то есть уровня крепкого и гармоничного здоровья, по мнению автора книги, человеку возможно лишь при условии хорошего знания своей "триединой" природы, знание ее трех сторон или трех ее модусов (модус мера, способ существования чего-либо): духовности, социальности и телесность. Это основные, органически взаимосвязанные стороны целостной человеческой природы. Исходя из сказанного, теперь здоровье можно дополнительно определить как процесс достижения человеком состояния гармонии (меры, нормы) внутри каждого модуса (стороны) своей целостной природы и гармонии (меры, нормы) между ее тремя модусами: телесностью, социальностью и духовностью как человеческой сущностью.
Модус, который мы лучше всего осознаем, чувствуем, от которого мы больше всего зависим, и о норме (мере) которого, то есть о здоровье, мы больше всего заботимся - это наше физическое здоровье, физическое состояние как отсутствие дискомфорта, дефектов, боли в каком-либо органе тела.
Но человек, стремящийся к гармоничной и счастливой жизни, не будет, не должен всецело замыкаться на уровне функционирования и удовлетворения потребностей своего тела, организма, его инстинктов, чувств, страстей. Жизнь на основе телесных потребностей, инстинктоподобных, рефлекторных требований организма означает, что наше сознание еще не пробудилось и мы живем в особом бездумном, в бездуховном цикле. Это своего рода беличье колесо: проснулся, потянулся несколько раз, сходил в туалет, умылся, сделал несколько физических упражнений, поел, поработал, потом выпил с приятелями, дома поужинал, посмотрел телевизор, лег спать, позанимался сексом, поспал... Утром снова проснулся. . . и так далее, изо дня в день, вплоть до своего смертного часа. Многие из нас эти плотские ощущения и физиологически нормальные отправления организма, удовлетворение его потребностей именуют "здоровым образом жизни" и видят в них главные, если не единственные формы проявления "крепкого" здоровья.
Нет слов, все перечисленное выше необходимо для здорового образа жизни. Поэтому, человеку крайне необходимы нормальное отправление физиологических потребностей, отсутствие боли, физических страданий, болезней, дефектов в организме. Важны также калорийное, вкусное и разнообразное питание, экологически безвредная среда обитания, нормальный отдых, крепкий сон, удовлетворение сексуальных и других телесных потребностей. Но жизнь и здоровье человека ни в коей мере не могут быть сведены к норме функционирования только телесного модуса человека, поскольку это лишь основа его существования и база реализации здоровья на уровне нашего организма.
Но также очевидно: нельзя признать полноценной и здоровой свою жизнь, если мы всецело замкнемся на стремлении достигнуть материального богатства, общественного благополучия, удовлетворять любой ценой потребности своей другой ипостаси - социального модуса, особенно, за счет обмана ближних, нечестности, мошенничества, барымты, рэкета, бандитизма и т.п.
Удовлетворение базовых социальных нужд в жилище, в одежде, в материальном достатке, в безопасности, в достижении статуса состоятельного человека и т. д. - дело необходимое и похвальное. Это основные условия и главные показатели нашего социального благополучия, то есть социального здоровья. Но при одном условии: если ты любишь людей и с уважением относишься не только к себе, но и к удовлетворению нужд, прав и свобод своих ближних и дальних.
Жизнь за счет попрания интересов и потребностей других людей, частого проявления глупости может стать серьезным индикатором твоего социального заболевания, то есть отклонений от ценностных норм, социального согласия и гармонии с другими людьми. Еще А. М. Горький очень хорошо сказал: "Если я не за себя, то кто же за меня". "Но, если я только для себя, то зачем же я".Другими словами, в жизни только для себя нет человеческого смысла. Но с другой стороны, "если я не за себя, то, кто же за меня?" Достижение гармонии в этой противоречивой человеческой экзистенции (существовании) достигается путем реализации в повседневной жизни великого духовного Закона Мудрости как способа по преодолению своего эгоизма: "Делай другим то, что ты желаешь себе"! (Конфуций)
Такая постановка проблемы понимания природы человека подводит нас к признанию необходимости достижения каждым из нас духовного здоровья, то есть активного функционирования и совершенствования третьего модуса человека.
Надо иметь в виду, что духовность присуща только человеку. Тела, организмы присущи всем живым существам, а инстинкты, а также зачатки социальных форм жизни есть у многих животных. Например, организация жизни муравьев, как говорят специалисты, может посрамить способы управления общественной жизнью людей, настолько у муравьев все четко организовано, настолько гармонично взаимодействуют между собой особи, что людям часто достичь такого уровня организации, бывает очень трудно.
Как и другие модусы человека, духовность функционирует и развивается на основе особых потребностей и определенных способов их удовлетворения. Как уже отмечалось выше, тело существует, благодаря удовлетворению нужды в дыхании, в пище, воде, в движении, отдыхе и т. д.
Социальный аспект нашей природы реализуется удовлетворением экономических потребностей путем труда, производства товаров, посредством достижения материального успеха, политической и других форм свободы. Социальный модус человека существует и совершенствуется путем удовлетворения нужды в питании, в одежде, жилище, других социальных благах. Очень важны для человека обеспечение безопасности себя, своей семьи и ближних, завоевание уважения и понимания со стороны других людей, достижения согласия с ними и многие другие индикаторы социального здоровья.
Особый вид потребностей - духовные потребности. Их существование, удовлетворение и развитие образуют третий - высший модус человеческой природы. Если не вдаваться во все детали, то духовные потребности - это ориентация человека на высшие человеческие ценности. Это его интерес к проблемам смысла и целей жизни, вопросы веры, красоты, справедливости, истины, свободы, любви. То есть все, что свидетельствует о его духовных наклонностях и интересах. Сущность духовности личности выражается в ее человечности, в ориентации на общечеловеческие ценности, одним словом, на постижение мудрости и укоренение ее требований, законов и принципов в повседневную жизнь. Духовная жизнь - это жизнь на основе высших человеческих ценностей, а их сердцевину составляет мудрость. Именно она позволяет обрести человеку гармонию в душе, любовь, крепкое здоровье на всех уровнях, творческие качества и жизненное счастье.
Особое место в духовности человека занимает любовь. Это, по сути дела, наивысшая ценность, которая присуща только человеку. Любовь всеобъемлюща. Она охватывает глубинные позитивные чувства отдельного человека, его отношения к себе, другим людям и природе, к Богу, к истине, справедливости и многому другому.
Что касается любви между людьми, то это такая система ценностей и чувств, которые базируются на безответном преклонении перед человеком и миром, на безвозмездном уважении к людям, их глубоком понимании. В отличие от просто секса, любовь - это всегда высокое и прекрасное чувство. Причем любят не за что-то, а просто так, ни за что. В период любви раскрываются высшие, самые благородные человеческие качества.
Надо подчеркнуть, что главный смысл и назначение любви реализуются в продолжении человеческого рода, в воспитании людей новых поколений, достойных человеческого звания. Хотелось бы заметить для вдумчивого читателя, что 80-90 процентов нынешних детдомовцев - дети при живых родителях?!? А ведь, духовность закладывается в души детей еще до рождения, но, особенно, с момента рождения посредством любви со стороны родителей, и, прежде всего, матери. Становление высоких духовных и гуманных социальных качеств, богатырского здоровья у новых поколений - не только одна из главных задач любви, но одна из самых основных и высших целей человека.
Можно еще и так сформулировать смысл этой проблемы: в любви людей есть три главные цели. Первая - продолжение человеческого рода. Вторая - улучшение качества людей и уровня их жизни во всех ее проявлениях на основе высокой культуры. И третья, основная цель - гармоничная адаптация человека к условиям природной и социальной среды.
Решающую роль в достижении всех целей играют духовные качества людей, наше духовное здоровье, в чем очень часто мы не отдаем отчета. На самом же деле духовность, именно духовность, выражает сущность, индивидуальную самобытность, неповторимость и человечность индивида. Духовные потребности человека преобразуют и изменяют также содержание, назначение, смысл и телесных, и социальных потребностей, очеловечиваютих. Если у человека духовные потребности не находят удовлетворения, он заболевает серьезными душевными недугами. А. Маслоу называет эти болезни, философскими, духовными болезнями, приводящими часто к утрате нормального человеческого Я, к серьезным деформациям нашего личностного начала.
Надо иметь ввиду, что социальные и телесные потребности и интересы - это базовая основа существования и функционирования человека, базовые формы его здоровья. Но его сущность и высшее назначение проявляются в духовных качествах, которые невозможно потрогать руками или ощутить органами чувств. Но от этого духовные качества человека не перестают быть менее реальными, чем наше тело или материальные блага, а духовное здоровье является куда более значимым по сравнению с его тесными или социальными формами проявления.
Не у всех, но у большинства людей их натура раскрывается навстречу духовным интересам только после удовлетворения базовых социальных и телесных потребностей. Но когда этот момент настает, тогда духовные потребности становятся ведущими, главными, основными, а телесные и социальные потребности преобразуются и как бы облагораживаются духовными потребностями.
В завершение очень краткого анализа системного подхода к проблеме целостного здоровья, хочу остановиться на проблеме индикаторов, показателей, критериев каждой стороны здоровья целостного человека.
Телесное здоровье.
Его сигналами, индикаторами для человека могут служить ощущения отсутствия боли, физических страданий, отсутствие температуры, нормальное функционирование организма, его физиологических отправлений и инстиктоподобных потребностей, хороший сон, аппетит и т. п.
Социальное здоровье
Критериями социального здоровья человека будут прежде всего нормав функционировании его сознания, его души, его менталитета и социальных ориентаций. Ощутимыми признаками социального, общественного здоровья людей можно считать отсутствие, или малое проявление человеческой глупости, отсутствие или слабое проявление зла в мыслях и делах, а главное умение преодолевать свой эгоизм во множестве своих проявлений: экономический, социально-политический, национальный и множество других форм своего эгоизма, добиваться гармонии в сочетании материального и духовного благополучия.
Духовное здоровье человека
Основной критерий духовного здоровья человечность на основе мудрости, умение жить по совести, всеобъемлющая любовь и доброе отношение к людям, к природе, постоянное следование Основному закону Мудрости: "Делай другим то, чего ты желаешь себе".
Таким образом, жизнь человека по законам любви, мудрости, красоты, справедливости, их гармонии представляет собой главный путь к духовному, социальному и телесному здоровью. Человек, движимый высшими интересами и софийными мотивами, становится здоровым, одухотворенным и счастливым, добрым и прекрасным, способным свершить чудеса.
Стань личностью
Все вопросы процесса самосотворения человек может решить тогда, когда становится личностью. Что же делает человека личностью?. Какие черты присущи человеку как личности? Мы помним из предыдущих параграфов, что личностью человека делает его самосознание как могучая творческая сила человеческой индивидуальной рефлексии. Поэтому самосознание наипервейший признак, что человек становится личностью.
Ни сам процесс познания, ни овладение научными знаниями, ни такое качество, как умение технологически что-то произвести, не создают личности. Личность начинает формироваться на уровне социальности, в процессе сравнения себя с другими людьми. Но полностью человек становится личностью лишь на этапе духовности. Духовность есть сущность человека, и, в тоже время, духовность есть главное качество, одно из основных качеств личности. Духовность есть ориентация сознания личности на высшие человеческие ценности, стремление реализовать эти ценности в своей практической жизни.
Характерная черта человека как личности, ее стремление к свободе, как одной из высших человеческих ценностей и как закон активного выбора жизненной дороги и принятия решений.
Еще одна черта личности - ответственность за свои поступки, за свои действия. Личность - это человек ответственный, который осознает то, что он делает, отвечает за то, что думает, потому что действие начинается с мысли.
Для личности характерны высокая степень осознания интересов, национального самосознания своего народа, вовлеченность в процесс сотворения его истории.
Важной чертой человека, как личности, является способность к творчеству, к творческому мышлению. Творческое мышление в свою очередь возникает на основе проблемно-рефлексивного мышления, что можно назвать еще одной характерной чертой личности.
Очень важна и такая черта личности, как формирование в человеке экософии, то есть персонального ценностного кодекса личности. Экософия - это дух человека, ориентации его в сторону добра, любви и других замечательных качеств, которые присущи мудрости как высшей человеческой ценности. Экософия характеризуется гармонией, миром в душе. Духовное равновесие гармония, мир в душе - необычайно важные качества для человека как личности.
И, наконец, еще один из важнейших аспектов экософии, как личного обиталища мудрости, это подготовка сознания человека к смерти и определение характера процесса умирания. Важно - как умереть, когда наступит твой час. Восточная, в частности тибетская философия, пытаются решить даже проблему преодоления смерти.
Тибетские мудрецы описывают процесс умирания человека, какие изменения происходят в его сознании, указывают, что во- первых, человек может выбрать путь как умирать, а во-вторых, определить дальнейший путь своего сознания, которое покидает смертное тело.
Эти выводы далеко не всеми признаются, но я напомню вам о гипотезе Станислава Грофа: наше сознание существует и за пределами человеческого тела. Есть трансперсональное сознание, Космическое Сознание, в которое возвращается искра человеческого сознания после наступления физической смерти.
Парадигмы становления личности
Главной целью концепции евразийской философии является помощь человеку в достижении им на основе мудрости духовного и материального благополучия, крепкого здоровья на всех уровнях и полноты счастья. Из сказанного, следует интересный вывод: в такой жизненно ценной системе взглядов как евразийская философия ее содержание, главные цели и метод в основном и главном совпадают друг с другом. Познание и изменение себя мы осуществляем на основе мудрости. В свою очередь, мудрость позволяет достичь успеха и крепкого здоровья, отыскать пути гармонии между стремлением к материальному богатству с одновременным обретением высокой духовности, и, тем самым, обрести полноту жизненного счастья. Мудрость и позитивные духовные качества человека, опирающегося на евразийскую философию, помогут сформировать ему оптимистическое мировоззрение, понимание того, что он появился в этой жизни не для болезней и страданий, а для счастья и благополучия.
В результате, софийная парадигма подводит к пониманию того, что человек может достигнуть успеха, крепкого здоровья и жизненного счастья не путем воровства, не обманом, не хитростью и мошенничеством, не бандитскими приемами, а на основе любви и сострадания к людям, то есть на основе мудрости. Следовательно, мудрость уникальный феномен человеческой культуры, она универсальна. Именно поэтому Мудрость еще может спасти человечество и природу (если люди захотят этого), поскольку, мудрость, как "философский камень" человеческой алхимии - это эликсир молодости, энергии, благополучия, сердцевина духовности, надежный мировоззренческий фундамент и парадигма духовного возвышения гармоничного целостного человека.
Парадигма, по мнению Т. Куна, который ввел в оборот этот термин, представляет собой совокупность теоретических, методологических установок, принятых в науке на каком-то этапе ее развития. Сегодня сфера применения термина практически необъятна. Парадигмой могут быть также идеи, духовные ценности, взгляды в самых разных сферах общества. Они создают определенную направленность видения реальности, особый угол зрения. Это в свою очередь вызывает изменения в направленности и формах деятельности людей. Таким образом, через парадигмы реализуется основной закон развития человека и общества: "Наша жизнь такова, какой ее делают наши мысли", поскольку парадигмы являются своего рода картой жизненной местности. Их изучение позволяет человеку определить жизненные маршруты, куда и как двигаться, как решать основные проблемы человеческой жизни, сформулированные еще И. Кантом.
Личность и ее характер
Чтобы успешно действовать в этом сложном и противоречивом мире, нужно решить наиглавнейшую проблему: познать, прежде всего, себя, а, одновременно, и других людей. И не только познать, но и научиться изменять себя, выявляя, что изменить в себе. Если коротко сформулировать сущность этой задачи, то можно так ответить на этот вопрос: Познать себя - это означает познать себя как личность. Изменить себя - означает преобразование каких-то черт, сторон себя как личности.
Глубинной основой личности является ее характер. Характер, это психосоциальное ядро личности, ее сущность. В характере проявляется особенность поведения человека, обнаруживающаяся в его манерах, поступках, в чертах, навыках и складе ума. Характер определяет все происходящие в человеке изменения, а также силу сопротивления по отношению к внешним влияниям, представляя собой основу личности и ее нравственных устоев. В цельности характера состоит совершенство человека (Кант). С точки зрения современной этики характер есть совокупность осуществленных в одном человеке ценностей личности или группы, образующих их психологическое или моральное лицо.
Говоря о характере можно также добавить, что это мера личностной силы человека. Силы, которая выражается в мотивах, принципах, устремлениях, действиях, поступках человека. В конечном счете, характер выражает степень нравственности личности и степень силы воли человека как личности.
Анализируя характер человека, можно добавить, что характер личности это ее основные жизненные принципы, доведенные до степени устойчивых навыков поведения, до степени привычки. Именно он, определяет устойчивые черты, навыки человеческой личности и направленность ее действий.
Опираясь на знание характера человека, мы решаем вопрос о том, стоит ли доверять этому человеку или он не заслуживает доверия. Следовательно, чтобы познать и изменить себя как личность, надо познать свой характер, характер окружающих людей. Постигая свой и характеры других людей, мы убеждаемся, что характер человека основывается на определенных принципах, ценностях или другими словами на человеческих парадигмах. Поэтому чтобы познать себя, надо познать свой характер, то есть осуществить постижение тех парадигм, которые заложены в характере.
Решая вторую часть задачи, как изменить себя, свой характер, мы должны изменить парадигмы, которые лежат в основе характера человека, в основе иерархии принципов и ценностей, которые заложены в человеческой личности. Основной вывод: изменить себя, означает осуществить сдвиг тех или иных парадигм.
Говоря о том, что в основе парадигмы лежат те или иные принципы, идеи, я хочу привести характеристику принципов, которые, по мнению С.Кови, лежат в основе человеческого характера. В первую очередь, справедливость и основанное на ней представление о равенстве, об осуществлении правосудия. В числе таких принципов он называет честность и искренность человека, без которых невозможны доверие и долгосрочное развитие личности и межличностных отношений. Важное место в числе принципов занимает человеческое достоинство, а также служение, прежде всего служение человека другим людям. Какой вклад мы вносим в общее дело, качество и совершенство личности то же очень важные принципы.
С. Кови придает очень большое значение принципу потенциальных возможностей человека. Человек должен видеть свои возможности, а, следовательно, возможности изменения, пути раскрытия своих способностей. Потенциальная возможность в человеке обязательно связана с его изменением, с принципом роста, развития. Рост это процесс высвобождения потенциальных и развивающихся способностей, когда ставится задача изменить себя. При этом очень важны такие принципы как терпение, воспитанность, воодушевление. Я бы хотел прибавить принцип терпимости к инакомыслию.
Изменяя свой характер, познавая его, мы должны увидеть на каких принципах, на каких парадигмах основывается характер человека. Например, сдвиг этих парадигм приводит к негативным чертам, например, к способности обманывать. Следовательно, нужно изменить эту парадигму на парадигму честности, добропорядочности, на парадигму неспособности к бесчестному поступку, к обману. Осуществить это бывает очень трудно, но при желании, возможно.
С. Кови утверждает, парадигмы наделены внутренней силой, такой силой, что способны создать новый способ видения проблемы. Парадигмы это своего рода призмы, особые очки, сквозь которые мы смотрим на мир. Сила парадигмы не зависит от того, как быстро меняется она мгновенно или медленно. Анализируя процесс изменения характера личности, С.Кови подчеркивает, что нельзя перескакивать через этапы роста. Это естественная закономерность, которую человек не в состоянии изменить. Человек должен преодолеть последовательно все этапы пути, аналогично тому, как пройти путь в тысячу километров можно лишь, начиная с первого шага, не пропуская ни единого.
Очень важно, осуществляя процесс познания и изменения себя, других людей, научиться видеть проблему такой, какова она есть на самом деле. Чаще всего проблему мы видим такой, каковы мы сами. Постигнуть проблему такой, какова она в действительности, дело не простое. Эйнштейн подчеркивает: "Наиболее важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы были когда создавали их". Это очень важный момент, потому что в новых условиях нужен и новый уровень мышления", новые подходы, как к новым проблемам, так и к старым.
Для понимания себя, своего характера и для их изменения, по мнению Кови, очень важно соблюдение принципа: "изнутри-наружу". Он подчеркивает, что действительное решение проблемы исходя из обратного принципа "снаружи-внутрь" невозможно. Например, социальные конфликты в мире люди пытаются решить, исходя из неверного принципа "снаружи-внутрь". При таком подходе действительное понимание и разрешение проблемы невозможны (Пример, балканский кризис).
Все сказанное выше подтверждает основной тезис раздела: в основе самопознания и самоизменения человека должна быть мудрость, ее требования, ее принципы, ее законы.
Навыки, их природа и изменение
Следующий вопрос, который необходимо решить - это уяснение того, что включает в себя понятие навык и каковы пути его изменения. Этот вопрос один из центральных. Выработка навыков для личности означает укрепление силы его характера, превращение навыков в привычки создает устойчивость человеческого характера. Надо иметь в виду, что формирование каких-либо навыков и их изменение, означает укоренение в нашей жизни, действиях, поступках, в поведении определенных принципов. Каждый навык в себе содержит несколько принципов, которые становятся парадигмой человеческого сознания, человеческого характера.
В доказательство можно привести следующий афоризм, который раскрывает суть навыков и их роль в развитии человеческого характера: посеешь мысль, пожнешь действия, посеешь действия, пожнешь привычку, посеешь привычку, пожнешь характер, посеешь характер, пожнешь судьбу. Таким образом, формирование навыков и превращение их в привычку определяет закономерную направленность развития человеческой жизни, которая в данном случае определяется понятием "человеческая судьба".
С. Кови навык определяет как пересечение знания, умения и желания. Если эти три качества человеческих мы представим в виде трех взаимно пересекающихся кругов, то общая часть от знаний, умений и желаний это и есть человеческие навыки. Формирование навыков и превращение их в устойчивые привычки поведения, означает, по мнению Кови, изменение видения бытия. Это очень интересная мысль, характеризующая процесс восхождения человека к личности, этапы ее совершенствования, ее саморазвития. Новое видение жизни обуславливают, изменение нашего бытия. Новое бытие порождает новое видение. Таким образом, этот взаимозависимый процесс бытия и менталитета представляет собой основу прогресса характера человеческой личности. Процесс духовного совершенствования и развития себя на основе высших ценностей как парадигм, приносит человеку глубочайшее счастье. При этом, счастье, по сути дела, может стать целью и формой, способом нашего существования. Другими словами, путь к счастью зависит только от нас, от нашего сознания.
Изложенная выше интересная концепция С.Кови о самосовершенствовании человека, характеризуется не только углубленной постановкой проблемы саморазвития личности с помощью принципов и навыков как парадигм. Он так же считает, что выработка этих навыков на основе определенных п<