Глава 5. Вечная тайна человека
Основные концепции в понимании природы человека
Человек является одной из самых великих тайн мироздания. В. А. Бердяев писал: человека можно оценивать из божественного начала (света) и из тьмы, из подсознательного, демонического. Возможно это потому, "что он двойственное, противоречивое существо, существо в высокой степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъему и к падению, к великой любви и жертве и к великой жестокости и беспредельному эгоизму" ["О рабстве и свободе человека". Париж, 1939, стр. 19].
Для анализа поставленной проблемы надо прежде осмыслить, какова природа человека. Напомню, что центральная философская проблема - это проблема взаимодействия человека и мира. Но внутри себя она еще содержит вопрос: "Что есть человек?", внутри которой существуют проблемы "Человек"Человек", а также: "Человек"Мир". Философию, таким образом, интересует не просто, что есть человек, но и его отношения с другими людьми. Ведь себя мы можем познать, только сравнивая с другими людьми. Кроме того, интересно узнать, что же представляет собой мир, в котором мы живем и, как этот мир постигается человеком, как он существует в его представлениях? Причем мир - очень сложное понятие. Мир - это все то, что существует. И он может быть подразделен на мир: природный (неживой и живой), мир социальный и мир духовный. Понять все эти проблемы можно, если мы хоть немного приблизимся к познанию своей собственной природы.
Из прошлой главы мы помним, что евразийская философия - антропоцентрича, Главное для нее познать, какова сущность человеческой природы Это одна из важнейших категорий философии и отправной точки подавляющего большинства исследований социальных проблем. Природа человека представляет собой выражение его главенствующих свойств, качеств, модусов. Под ней обычно подразумеваются стойкие неизменные черты, общие задатки и свойства, качества человека, выражающие его особенности как живого существа. Они присущи человеку во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса. Раскрыть эти признаки - означает выразить человеческую природу и приблизиться к ее пониманию. Какие же качества, свойства имеются в виду? Считается, например, что человек обладает особой телесностью как биологическая особь. Кроме того человек имеет разум, дар общения и отношений с другими, способность к познанию и труду как целесообразной деятельности. Эти качества человека могут быть обозначены как социальность. Высшим модусом природы человека, его сущностью будет духовность как способ проявления в реальной жизни позитивных общечеловеческих ценностей, его мудрости, то есть подлинного человеческого бытия как бытия духовного.
В древневосточной мудрости человек выступал как предельно малая частица социально-космического целого, не имеющая самодостаточной личной ценности. В античном мире он представлялся каплей, в которой, тем не менее, это социально-космическое целое в концентрированной форме повторяется и с ним вполне соизмеримо, хотя человек уже виделся как существо самодеятельное. В средние века сущность человека усматривали в той частице Божественного, духовного огня, которая трепещет в его утробе, преодолевая рамки внешней телесной ограниченности. В новое время, с одной стороны, человек предстает как существо разумное, способное рационально мыслить, а с другой стороны, в нем выделяются личные, самодеятельные качества, которые определяются через его внешние социальные характеристики и роли.
Продолжая традиции западноевропейской философии 19 в., представлявшей человека в его двойственности (телесная природа и душа), современная социальная философия также рассматривает его преимущественно с двух сторон - с точки зрения его биологической природы и социальной сущности. Евразийская философия выдвигает концепцию тройственности, наличия трех модусов в единой человеческой природе: духа, души и тела (духовности, ментальности-социальности и телесности), полагая, что сущность человека проявляется в его духовности. Это позволяет более точно формулировать и решать проблемы духовного возрождения человека и избавления его от пороков, проблемы, связанные с формированием человека как личности, как полноправного и свободного члена общества, активного субъекта всех общественных отношений, творца будущей цивилизации мудрости.
В философской антропологии есть несколько концепций о природе человека, его сущности. Если сгруппировать основные концепции понимания природы человека, то можно выделить следующие концепции теоцентризм (тео - бог), как учение о соединении человека с Богом, как процесс его постижения Божественной мудрости. Видный философ Ницше считал, что человек становиться личностью лишь тогда когда поднимается до уровня бога. Тогда он путем соединения с богом, достигает мудрости и святости.
Вторая концепция - природоцентристская. Суть ее заключается в том, что человек - всего лишь этап в эволюции материи, в частности живой материи. На определенной стадии ее развития возникает мыслящая материя. Живой организм с помощью мозга начинает понимать, осознавать действительность и самого себя. Чем больше человечество живет, тем более совершенным становится человек, что дает возможность сохраниться и прогрессировать цивилизации.
Третью концепцию можно назвать социоцентристской. Она наиболее характерна для марксизма. В тезисах о философии Фейербаха, К. Маркс сформулировал тезис, что "сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений". Следовательно, сущность, природа человека обуславливается общественными отношениями, социальной средой, обществом. Абсолютизация социальной природы человека четко прослеживается в марксизме.
Четвертую концепцию можно обозначить как, логоцентризм. Это концепция исходит из определяющей роли разума человека. Разум, абстрактное логическое мышление выражают отличительные особенности природы человека от всех живых существ. Логоцентризм ведет в конечном счете к двум крайностям: к сциентизму, технократическому мышлению и утрате духовности. Анализ этих и других концепций читатель сможет найти в литературе по философской антропологии и отдать предпочтение любой из них [См.: П.С. Гуревич "Философская антропология". М. 1997; Б.В. Марков "Философская антропология. Очерки истории и теории". С-ПБ. 1997 и другие].
О триединстве целостной природы человека
Позиция автора книги о евразийской философии определяется представлениями о центральном положении человека во Вселенной, о его целостной природе, проявляющейся в органическом единстве трех ее основных сторон, трех аспектов или модусов: духовности, социальности и телесности. Наличие и функционирование триединства модусов человека обусловлено активностью в нем особых начал, причинно обуславливающих единение человеческих сил или факторов: духа, менталитета и тела. Модус (modus-лат. - мера, способ) человеческой природы можно определить как меру, сторону, способ назначения и бытия соответствующего аспекта нашей природы, определяющий характер и смысл потребностей, их мотиваций, а. следовательно, направленность человеческих действий, поступков и методов достижения жизненных целей. Целостность (холистичность) человека обусловлена органическим единством, взаимопроникновением и взаимовлиянием его модусов, а также - духа, души и тела, как центров управления характером личности.
Модусы в их единстве выражают особенности природы человека как живого существа, его общие черты, задатки, свойства, присущие человеку во все времена, независимо от биологической эволюции и этапов исторического развития. С сущностью человека обычно связывают его глубинную основу, скрытое определяющее ядро, обусловливающее качественное отличие этого существа на всем протяжении его эволюции и истории от высших животных.
В существующих в литературе подходах к проблемам человека, при анализе его природы и смысла жизни преобладают, в основном, связаны с признанием определяющей роли внешних, внечеловеческих факторов: Творца, природы, общества. Почти все они (кроме религиозной) связаны с представлениями, что развитие человека вызвано, главным образом, с наращиванием его силы на основе разума, знаний по присвоению вещества и энергии природы. Развитие разума, мышления, увеличение знаний и информации в культуре индустриальной цивилизации отождествлялось с ростом мудрости и духовности. Такое понимание назначения человека преобладает до сих пор. Но знания и мудрость далеко не тождественны. Рост знаний не означает увеличения духовности. Чтобы глубже это понять, вернемся к проблеме взаимосвязи души, духа и тела.
Еще раз о проблеме целостности природы человека
Существуют два основных подхода в понимании взаимосвязи души, духа и тела человека. Первый - в человеке только два модуса (гр. мера, способ): душа и тело. Второй - человек троичен, в нем увязаны в сложном единстве: дух, душа и плоть. Сторонники первой концепции сближают понятия духа и души, полагая, что дух это разумная часть человеческой души. Те же, кто разводят дух и душу, полагают, дух выполняет особую функцию, функцию верховного управления в душевной жизни человека. Согласно первой модели, развитая душевность - умение приобретать эмпирическую информацию, управлять телом, заниматься интеллектуальной деятельностью и владеть навыками умозрения; духовность - развитая душевность. Вместе с тем далеко не все согласны со сближением интеллекта и духа. Они предлагают разграничивать духовное и душевное в религии, искусстве, науке, философии и других формах человековедения и мироотношения.
В обычной жизни для характеристики себя мы ограничиваемся двумя терминами: "тело" и "душа". На моей памяти простое употребление термина души в процессе межличностного общения долгое время было запретным, не говоря уже о науках, изучающих человека. Если и говорили о душе, то считали, что это синоним сознания человека. Этого термина якобы было вполне достаточно для познания духовности человека.
Сегодня, на мой взгляд, для более глубокого проникновения в сущность человека мало даже сочетания таких трех понятий как "тело и душа" или "тело и сознание". Ощущается необходимость употребления таких терминов как духовность, дух, душевность, духовное возрождение, духовное возвышение, духовные потребности, духовная сфера, духовное общение и т.п.
Дух и душа
В обычном словоупотреблении душа означает совокупность побуждений сознания. Одновременно это и основа функционирования живого существа, особенно человека. Многие полагают, что душа есть у всех живых и даже неживых вещей. Есть точка зрения, которая считает, что существует мировая душа. Мы вправе принять любую точку зрения, но главное, что нам с вами надо, это понять, что в человеке есть не только душа, но и дух. Дух, если хотите, является субстанцией, основой и души, и тела. Душа - это ментально-социальная основа человеческого тела, его жизненная энергия, центр программного обеспечения жизнедеятельности телесного и социального модусов человека. Подчиняется душа центру управления - духу, более высокой и более тонкой субстанции человека, находящейся якобы в центральной части мозга и появляющейся будто бы в зародыше человека к концу второй недели.
Дух - в переводе с греческого - движение воздуха или мгновение дыхания. Второй смысл термина дух - это организатор жизни человеческой души, ее жизненная энергия и сила. Третий смысл понятия духа это сама жизнь, ее сущность.
Интересны взгляды И. Гете, немецкого поэта, писателя, философа, мыслителя. Он так определял: "Жизнь это любовь, а жизнь жизни дух". Четвертое значение термина дух - религиозное. Дух это сущность Бога. В Библии есть такие слова: "Бог есть дух". Значит для верующих людей, дух это синоним Бога. Пятое значение духа внутренняя сущность земли или мира, говорят, дух земли, мировой дух. Шестое значение - идейное содержание произведений искусства. Например, мы можем сказать: "дух произведений Абая". Дух произведений Пушкина. Это выражение можно отнести и к творениям художников, композиторов.
Седьмое значение понятия дух - это всеобщий характер чего-либо. Например, народный дух, дух эпохи, "корпоративный" дух бюрократов, бизнесменов, людей наемного труда и т.д. Очевидно, что понятие духа очень сложное, и употребляется в различных смыслах. В этой книге я буду использовать понятие дух в восьмом значении. Но об этом чуть позже.
Проблема взаимодействия души и духа
Философская онтология души и духа [См. "Современный философский словарь". М., 1996, стр. 165-170] оперирует следующими их существенными различиями. Душа связана с конкретным целым (телом), будь то отдельная тварь или телесность всей природы (мировая душа), а после смерти тела душа пребывает в особо легком теле - в "сома пневматикус", "астральном теле" и т. п. Дух же свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит за пределы своего пребывания. Поэтому он способен доходить до вершин мироздания (т. е. быть совершенным), творить любую предельную целостность и привносить в каждое отдельное наличное бытие переживание сопричастности (смысл) всякому иному бытию. Душа сохраняет проект и внутреннюю форму своего тела, его системные свойства, лишь иногда (согласно некоторым учениям) на короткое время, покидая свою обитель. Дух же всегда беспокоен, изменчив, мало, где задерживается и творит все новые и новые свои определения. Душа несовершенна и ограничена, дух же совершенен и неограничен. Душа творится духом, дух же вечен и несотворим. Правда, христиане полагают, что разряды служебных духов сотворены Абсолютным Духом, Богом.
Вместе с тем душа и дух имеют общие черты: они тождественны по своей абсолютной природе, делятся на низшие и высшие разряды, ненаблюдаемы "извне". Поэтому наука пока бессильна в их познании. О духе обычно говорят как о "бытии" (безусловном, открытом, свободном, без границ, бездне бытия). Все связанное с cyществованием души, выражается понятием экзистенции, то есть "бытия-между" плотью и духом.
Не получая долгое время живительных импульсов духа, душа увядает и выпадает из общей структуры бытия; напротив, оплодотворясь духом, душа расцветает, раскрывается и совершенствуется. Таким образом, взаимосвязь бытия духа и экзистенции души может быть конкретизирована понятиями духовности и бездуховности души. Духовность - оплодотворение души духом и постоянная тяга к вершинам бытия. Бездуховность - отрыв души от духа, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки и сохранению достигнутой жизненной формы. Бездуховность может быть сопряжена либо с неразвитостью тяги души к духовному бытию, либо с усталостью преодолевать инерцию экзистенции и ее несовершенства, например, эгоизм.
Альтернативные суждения о смертности и бессмертии души восходят к одному и тому же архетипическому представлению о том, что со смертью тела, душа утрачивает функцию обеспечения целостности индивидуума: а) либо смерть тела вызывает качественную переориентацию души на пребывание в "сома пневматикус", б) либо утеря основной функции обслуживания тела и есть смерть души. Учения о смертности души основаны на приписывании душе только телесной функции. Учения же о бессмертии души признают телесную и духовную функции и толкуют душу как временно связанный плотью момент Абсолютного Духа, Космического Сознания.
Возрождающиеся ныне гилозоистические воззрения на структуру души ("бывают минеральные, растительные, чувствительные и разумные души ") актуализируют проблему простоты и сложности души. Если душа проста, не имеет частей, то ей не на что распадаться, она бессмертна и может исчезнуть лишь по воле Бога. Но в таком случае она не может усложняться и совершенствоваться, а о ее атрибутах почти ничего нельзя сказать. Если же душа сложна, то ее строение созвучно структуре соответствующих тел. Например, человеческое тело состоит из атомов и молекул, клеток и органов, нервной системы и мозга. Названные части сопряжены с минеральной, растительной, чувствительной и разумной душевностью. Представления о сложности души обобщаются в двух понятиях человеческой души - понятии иерархии минерального, растительного, животного и разумного уровней души и понятии души человека как, уникального нового качества, возникшего при взаимоснятии всех указанных уровней.
В соответствии с первым понятием душа человека отличается от душ минералов, растений и животных лишь своим высшим (разумным) уровнем. Согласно второму понятию, человеческая душа проста как единое качество и обладает лишь свойствами (гранями, но не уровнями) отражения, раздражимости, чувствительности и разумности.
Языческие верования о четырех душах внутри каждого человека - архетип современных учений об эволюции форм отражения и посмертной судьбе души. Если душа сложна, то после смерти плоти, целостность которой она осуществляла, она постепенно и последовательно распадается, и прежняя связь между ее уровнями или гранями разрушается: минеральная душа уходит вместе с прахом в царство минералов, растительная и животная души остаются вблизи растений и животных или вселяются в них, разумная же душа восходит к Богу. Этот процесс исчисляют временными рамками: "после третьего дня", "девятый день", "сороковой день".
Суждения о бессмертии и смертности души, ее перевоплощении и очищении от низших составляющих, о единственности и множественности ее частей лишь внешне исключают друг друга, ибо имеют разные логические основания. По существу же эти суждения, суть вариации на одну и ту же тему о количестве и взаимосвязи свойств и функций души. Равным образом не исключают друг друга идея перевоплощения души и идея совершенствования уникальной души каждого человека. В обоих случаях речь идет об изменении души и ее телесной оболочки: а) в одном и том же теле "я" (душа) совершенствуется или деградирует, б) "я" остается себе тождественным в периодически изменяющейся плоти. Клетки нашего организма периодически обновляются; индивид живет вначале в утробе матери, потом, умирая для внутриутробной жизни, рождается как самостоятельный организм и, наконец, умирает как таковой, чтобы родиться в прозрачной для других душ телесности "сома пневматикус".
Перевоплощение души в формах растений, животных или других людей обязано (согласно индуизму и буддизму) закону воздаяния - все эти интерпретации идеи реинкарнации (перевоплощения, метемпсихоза) суть варианты суждения об изменчивости души и плоти.
Душу описывают либо как лишенную метрики, либо как пребывающую в сердце, головном мозге, крови, легких (дыхание), либо живущей во всех закоулках тела (т. е. как тотальный атрибут тела). Из различий этих описаний вытекают различия в понимании характера спаянности души и плоти в единое целое (в тело). С одной точки зрения, душа слабо связана с плотью, легко ранима, боязлива, "уходит в себя", ее можно выкрасть, потерять и.т. п. С другой точки зрения, душа - принцип тела и ни на мгновение не перестает осуществлять свою витальную функцию. Она не "рвется наружу" и не покидает тело на всем протяжении земной жизни индивида.
Проблема гармонии души и плоти внутри тела имеет следующие основные решения: а) плоть владеет душой, б) душа владеет плотью как своим оружием, в) душа и плоть гармонично взаимоувязаны в теле. На вопрос о посмертном пребывании души отвечают по-разному: "тот свет" далеко - за морем, на острове, под водой, под землей, на небе, в раю или аду, в мире внепространственных абсолютных идей или в сфере "бездны духовного бытия".
Существует и такая точка зрения. Абсолютный Дух творит разряды служебных духов. Духи источают энергию, и, благодаря их действиям, вселенная есть не мертвый механизм, а беспредельный живой организм с мировой душой. Добрые и поддерживающие человека духи именуются ангелами, вознесенными святыми, великими бод-хисаттвами, ками и т. д. вплоть до домовых духов. Падшие ангелы, или злые духи, как и добрые духи, имеют свою иерархию, могут навредить человеку и нередко предстают перед людьми под видом ангелов добра. Из культа изгнания злых духов из больных людей возникла светская медицина. Не всякий дух заслуживает доверия и выражает подлинную полноту бытия, добро и благо. Поэтому духовность (т. е. пребывание в душе человека того или иного духа) бывает истинной или ложной, доброй или злой. Неправомерно восхищаться "духовностью вообще" и всякий раз вкладывать в это понятие лишь положительный смысл. Например, одержимость злым духом - не бездуховность, но духовность безобразная, ложная и злая, подменяющая любовь к Богу (абсолюту) притяжением к фальшивому идолу полноты бытия или субстанции. О некоторых духах говорят как об ошибающихся, преследующих эгоистические цели, лживых и дезориентирующих людей. Многие Писания поэтому осуждают оккультную практику, т. е. получение знания от медиумов, колдунов, ведьм, астрологов и иных людей, проникающих в мир служебных духов -ведь может случиться, что эти люди вступили в связь с духами преисподни и обманулись, приняв их за духов добра. Христианство и ислам учат, что духов надо проверять посредством сличения собственных желаний и поступков с требованиями Богооткровенных Писаний.
Выше это уже было отмечено, что существуют две основные модели связи души и духа в теле человека: а) человек состоит из души и плоти; б) человек троичен, в нем увязаны дух, душа и плоть. Сторонники первой модели сближают понятия духа и души, толкуя дух как разумную часть человеческой души. Те же, кто разводят дух и душу, противопоставляют "человека духовного" "человеку душевному (плотскому)". Согласно первой модели, развитая душевность - умение приобретать эмпирическую информацию, управлять телом, заниматься интеллектуальной деятельностью и владеть навыками умозрения; духовность - только развитая душевность. Вместе с тем далеко не все согласны со сближением интеллекта и духа и предлагают разграничивать духовное и душевное в религии, искусстве, науке, философии и других формах мироотношения. Согласно второй модели, душевность человека обеспечивается такими формами, как телесная чувственность, эмоциональность, воля и интеллект; духовность же сопряжена, с ориентацией на высшие ценности, с развитостью совести, интуиции и со способностью мистически пребывать в тех или иных слоях духовного бытия. Апостол Павел, наиболее полно обосновавший триадичную модель человека, учил, что часто развитие сенсорики, воли и разума человека, обусловленное плотской функцией души, препятствует становлению в том же индивиде "духовного человека". Плоть - дом и зеркало души, а душа - дом и зеркало духа. Душа вне дара духа не способна к интуиции, мистическому соприсутствию, угрызениям совести, ибо сосредоточена на телесных отправлениях. Телесная смерть наступает от разрыва связи души и плоти, духовная смерть - от прекращения связи души и духа. Человек может быть живым душевно, но мертвым духовно из-за греха, отделяющего от Бога.
Модели двоичности и троичности человека дополняются моделями души, как принципа тела и души, способной временно отлучаться из тела. Если душа - вечный узник живого тела, то она способна на духовное совершенствование лишь благодаря привхождению в нее свободного духа ("дар духа", благодать), если готова принять его. Если же душа сама вольна решать, замыкаться ли ей в теле или в любое время покидать тело и возвращаться в него, то от нее в значительно большей степени зависит, быть ли ей плотской или духовной, либо стремиться к редко достижимой гармонии духа и души. Плотское и духовное знания устремлены к разным полюсам экзистенции, исключая или уравновешивая друг друга. Огромное значение в этом процессе играет дух человека как центр управления менталитетом (душой) человека, имеющей, по мнению автора книги, очень сложную структуру.
О структурности души
Очень часто мы говорим - душа человека, но что это означает? Что включает в себя понятие человеческая душа - проблема до сих пор остается невыясненной до конца. Науки о человеке находятся пока только на подступах к этой проблеме. Попытаемся исследовать структуру души с точки зрения ее "составных частей", ее "секторов", "отделов", "секций", отталкиваясь при этом от наработок в книге Н. Хилла [Абай "Книга слов", стр. 74-75; Там же: Шакарим. "Записки забытого". Стр. 98-102]. Кроме всего, на мой взгляд, видимо, можно, и в какой-то мере нужно говорить о тождестве понятия душа с понятием "менталитет" и сознание.
В главе "Евразийсвая философия" я уже отмечал, что термины "менталитет", "ментальность" возникли в ХХ веке на Западе, как попытка противодействовать тенденции отождествления понятий "сознание", "душа" и "разум". Новые термины дают понять, что в реальном человековидении, в мироощущении, мировосприятии человека возникает некое целостное единство картины "себя в мире" и "мира в себе". В ней сливаются философские, научные, религиозные, художественные взгляды, а также образы чувственного и абстрактно - логического мышления, импульсы бессознательного и сознательного, добытые человеком информация и знания концептуального и ценностного характера. Другими словами, в менталитете отдельной личности, целых народов, в их ментальности сливаются интеллектуальные, ценностные, интуитивные и духовные, а также праксиологические аспекты постижения действительности. Поэтому, понятия ментальность и менталитет развести очень трудно, В первом приближении, их можно определить как целостную, устойчивую систему настроенности внутреннего мира людей, сплачивающую их в социальные и исторические общности на основе некоторого единства определенных типов взглядов, ценностей, мышления и действия. В дальнейшем я буду пользоваться, главным образом, понятием менталитет. Менталитет - это душа человека или народа, ведающая их социальным модусом. Это совокупность основополагающих взглядов, психологических установок и качеств индивида, коллектива, этноса, то есть глубинный источник особенностей их мышления, человековоззрения, идеологии, веры, эмоций, психологии. В их целостной структуре условно можно выделить следующие секторы.
Первый "сектор" - разум (ум) выражают высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями, понятиями (абстрактное мышление) и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Это и способность понимать, схватывать умственные отношения. В этом смысле разум здесь совпадает с рассудком. Часто противопоставляют разум и сердце (способность чувствовать). Следует отметить, что в евразийской философии, предлагается отдавать предпочтение сердцу, если нет согласия между волей, разумом и сердцем.
Второй сектор или "отдел" - воля. Воля в душе это стержень человеческой личности. Личность реализует себя в зависимости от наличия воли, ее силы и умения сосредоточить свои усилия. Воля это не только способность человека концентрировать усилия, но это и контроль над своим умом, разумом и чувствами, эмоциональной сферой. Это способность контролировать ход мысли и если в чем-то душа недовольна ходом мысли, характером и силой чувств, воля способна изменить направленность разума.
Воля - это динамическая направленность психической активности человека, диапазон которой - от слабого желания до непоколебимой решительности в достижении поставленной цели. Воля проявляется как психическое переживание человека типа "Я должен", "Надо" и т.п. Волевое поведение включает в себя такие факторы, как осознание своих интересов, постановку целей и принятие решений. Воля - продуманная и сознательная деятельность, сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет определенную ценность. Согласно классической схеме, воля предполагает: 1) наличие мотивов; 2) размышление; 3) решение; 4) осуществление решения. Волевой акт - это не спонтанное проявление желания; он предполагает размышление и взятие на себя ответственности: именно поэтому воля соответствует не только сильнейшему желанию, но, поскольку она возникает в результате рефлексии, - и рациональному действию. Следовательно, воля означает способность человека самостоятельно обусловливать и регулировать собственные мысли, чувства, поступки, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
Третий "сектор" - сфера эмоций (сердца) В "сердце" главное любовь, душевность, сострадание. Люди с западным менталитетом считают сердце ненадежным союзником. Они полагают, что не надо поддаваться эмоциям. Холодный, расчетливый и изощренный ум, сильная воля, залог успеха. В отличие людей западного менталитета, представители евразийского менталитета полагают, что именно сердце человека не обманывает. Сердце берет в расчет не только холодные выкладки ума , но и обязательно эмоциональное отношение к людям - любовь, доброту, сострадание. Холодный расчетливый ум, жесткая воля, могут привести к успеху человека, но сделать его добрым, душевным, счастливым, едва ли. Жесткости ,холодности, расчетливости, технократического менталитета нам хватило в ХХ веке. В новом веке, в третьем тысячелетии надо развивать в себе духовность, человечность, сердечность. В семнадцатом слове Абая говорится о триумвирате отделов души: о сердце, разуме и воле. Абай полагает, что очень важно достичь согласия между ними. При отсутствии такового, предпочтение надо отдать сердцу.
Четвертый "отдел" - воображение. Это архитектор человеческой души. Проявляется оно в способности представлять отсутствующие объекты. В воображении сочетается фантазия с реальностью и человек без воображения приземлен, духовно беден. Различают репродуктивное воображение, представляющее образ чего-то уже известного нам, и творческое воображение, делающее человека способным создавать что-то новое в развитии своей жизни, или же в искусстве, в науке и технике. Развитое воображение человека - очень мощный способ изменения и совершенствования жизни человека, его творческих способностей. С древнейших времен воображение воспринималось как естественное качество человека, данное ему от природы наряду с врожденными способностями видеть, слышать, наблюдать, размышлять. Воображение как творческая свобода, фантазия, мечта наглядно проявляется в искусстве. Оно помогает также познанию и реализации практических целей человека.
Пятый сектор менталитета или души - самосознание. Оно представляет собой осознание и оценку человеком самого себя как субъекта познавательной, нравственной, религиозной, эстетической, политической и т.д. деятельности. Развитое самосознание - важнейший показатель степени саморазвития личности, поскольку означает осознание своего духовного бытия, своего нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов поведения. Самосознание всегда личностно и критично. Является одним из необходимых этапов и составных компонентов развития человеческого сознания в процессе его саморазвития к высшим ступеням, к менталитету всечеловечества. Часто говорят о самосознании социальной группы, целого народа, нации, этноса.
Шестой "сектор"- это отдел связи человека с внешним миром, информационно-энергетическая основа поступления сведений от органов своего тела через посредство пяти органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Наибольшую информацию примерно 80 % человек получает через зрение. Возможно, что этот отдел осуществляет с помощью "шестого" чувства неосознаваемую взааимосвязь человека с Разумом Вселенной, с Космической Мудростью.
Седьмой "отдел"- память. Отдел памяти это архив мозга, архив сознания человека, архив души. Информационно-физическая основа памяти это особая проблема, которую надо исследовать. Нам важно понять, что это такое богатство человеческой души, которое надо использовать в полной мере. Есть точка зрения, что наш мозг, наше сознание архивирует все, что поступает к ним в качестве информации. Самое трудное научиться извлекать эту информацию в нужный момент. Для этого надо овладевать специальными психотехническими приемами активизации памяти. Все в человеке поддается тренировке и, потому как "архивариус", человек ответственен за надежность функционирования этого сектора своей души.
Восьмой сектор или "отдел" - интуиция (отдел шестого чувства). Интуиция - знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, как результат "непосредственного усмотрения". Трактуется и как специфическая способность (например), интуиция, философская, художественная или научная), и как целостное схватывание условий проблемной ситуации (интуиция чувственная и интеллектуальная), и как механизм творческой деятельности (интуиция творческая). Интуиция на самом деле - базисный, природный дар человека. Многое человек постигает путем воображения, фантазии, предчувствия. И это тоже тип знания, который был широко представлен до возникновения науки. Приобщиться к тайнам Вселенной можно не только путем размышления, анализа, эксперимента, но и посредством интуиции. Научное сознание - далеко не единственный прорыв к целостной истине. Возможно, что этот сектор обеспечивает способность передачи информации от мозга к мозгу с помощью телепатии. Видимо, с этим отделом связана наша способность внезапного озарения, ясновидения. Одним словом, очень многое еще предстоит постигнуть в механизме этого удивительного феномена души и ее "отделов".
Девятый сектор - подсозознание - это бессознательное, которое мы можем осознать. В этой сфере функционируют представления архетипические. Архетип представляет собой элементы психики, которые скрыты в коллективном бессознательном. Оно фиксирует в себе олицетворение каких-то глубинных мифологических символов. Архетип задает общую структуру личности, формирует последовательность образов, всплывающих в сознании, пробуждающих творческую активность. То, что заложено в архетипе реализуется в процессе творческой активности. Поэтому духовная жизнь несет в себе архетипичное начало, в котором Юнг видел формообразующие основы присущие психике человека.
В психологии на смену термину подсознание, хотя и сохранившему свою популярность, пришел термин бессознательное, исключающий, в то же время, ту часть бессознательного, которую мы не можем осознать. Тем не менее, следует различать физиологическое, или материальное бессознательное, которое никогда не сможет стать осознанным, и психологическое бессознательное, соответствующее подсознанию. В этом смысле психоанализ будет анализом подсознания. В сущности, это скрытая программа нашего биосоциального компьютера, через который сознательная секция души может связаться непосредственно с Космическим Сознанием. Утверждают, что подсознание будто бы откликается на всякую идею, план или задачу, о которой оно поставлено в известность, и не предпринимает никаких попыток сделать различие между позитивным и негативным, верным и ошибочным влияниями. Но оно реагирует быстрее и эффективнее на влияния, которые оказались высокоэмоциональными под воздействием страха, гнева, а также веры.
Подсознательный сектор менталитета подвержен влияниям сознания, которое нередко упрямо захлопывает дверь перед подсознанием из-за страхов, ограниченности и ложных убеждений. Чтобы пробиться сквозь эти нагромождения, возведенные сознательной секцией ума, и дать указания подсознанию, как лечить физические недуги, гипнологи нередко выжидают, пока индивид уснет (иной раз с помощью гипноза), а затем связываются непосредственно с подсознанием. Механизм, с помощью которого всякое указание может быть передано подсознанию, успешно действует, когда человек находится в состоянии сна.
Задумываясь о путях выхода нашей страны из весьма трудной, во м<