Тема 8. Проблема человека в философии.

Вопросы и задания

1. Философская антропология: понятие и предмет.

2. Проблема антропосоциогенеза: теории и концепции.

3. Природа и сущность человека. Проблема сознания.

4. Деятельность как способ существования человека. Структура и виды деятельности.

5. Личность как единство индивидуального и социального. Социализация личности: понятие, этапы, институты.

6. Напишите сочинение по теме «Экзистенциальные проблемы бытия человека» (к примеру, проблема одиночества, проблема «жизнь в сети», проблема страха, проблема свободы и т.д.).

Темы докладов и сообщений

1. Творчество как человеческий феномен.

2. Разум как уникальное свойство человека.

3. Пределы человеческих возможностей.

4. «Человек играющий»: специфика восприятия.

5.Проблема искусственного интеллекта в философии.

Литература и источники

1. Homo ludens. Человек играющий. Статьи по истории культуры. – М.: Айрис –пресс, 2003.

2. Аристотель. О душе, М., 2006.

3. Бердяев Н. О назначении человека, М., 1993.

4. Бердяев Н. Самопознание/ Русская идея, М., 2004.

5. Проблема человека в западной философии: Сб. пер. с англ., нем., фр. / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю. Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - 544 с.

Тема 9. Ценности в жизни человека и общества

Вопросы и задания:

1. Аксиология: ее предмет. Философские трактовки ценности.

2. Система ценностей человека и общества: структура и типология.

3. Проблема свободы личности в философии. Свобода внешняя и внутренняя. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность

4. Жизнь и смерть в контексте философского понимания.

5. Проблема смысла человеческой жизни.

6. Напишите эссе «Мое понимание проблемы смысла жизни человека».

Темы докладов и сообщений

1. Основополагающие ценности человеческого существования.

2. Счастье в философском понимании.

3. Истина, добро, красота как духовные ценности.

4. Вера, надежда, любовь как ценности.

5. Ценности информационного общества.

Литература

1.Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию: Учебное пособие для изучающих философию. – М., 2001.

2.Гуревич П.С. Философия: Учебник для вузов. – М., 2003.

3.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2001.

4.Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философский словарь: Справочник студента. – М., 2002.

5.Моторина Л.Е. Философская антропология. – М., 2003.

6.Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник для вузов/ Под ред. В.Г.Кузнецова и др. – М., 2003.

Учебная игра - КВН

“Трансформация и конфликт ценностей в современном обществе»

Целевая установка учебной игры: Современное общество находится в состоянии духовного кризиса. Переход с индустриальной стадии цивилизационного развития на постиндустриальный, процесс глобализации обусловили пересмотр традиционной шкалы ценностей, которая в прошлом определяла смысл жизни человека и общества.

Цель игры: установить соотношение и статус традиционных и новых ценностей в настоящее время.

Подготовительный этап.

1. Разделение учебной группы на 3 подгруппы (за две недели до занятия):

а) жюри (3- человека);

б) команда «Модернистов-новаторов» (МН);

в) команда «Традиционалистов-консерваторов» (ТК).

2. Подготовка домашних заданий согласно программе:

а) приветствие команд (обоснование актуальности темы ценностей в наше время);

б) музыкальный конкурс (представление наиболее значимых, с точки зрения команды, ценностей);

в) конкурс капитанов (вопрос «на засыпку»);

г) домашнее задание (сценка на заданную тему).

Жюри разрабатывает критерии оценок конкурсов, объясняет командам содержание конкурсных заданий, готовит раздаточный материал, обеспечивает необходимым оборудованием учебную аудиторию.

Основной этап.

1. Введение. Жюри дает обоснование темы занятия, раскрывая содержание понятий «ценности», «ценностные ориентации», «конфликт ценностей». Представляет команды. Сообщает критерии оценок конкурсов.

2. Конкурс приветствий. Задачи команд: МН – дать обоснование необходимости пересмотра традиционной системы ценностей и ценностных ориентаций, формирования новой системы; ТК– дать обоснование необходимости сохранения традиционной системы ценностей и ценностных ориентаций, ее модернизации при сохранении сущностных основ.

3. Музыкальный конкурс. В форме музыкально-литературной композиции команды раскрывают смысл и содержание основных жизненных ценностей (не менее 5 по выбору команды).

4. Конкурс капитанов. Каждый из капитанов задает другому свой вопрос (в основе – высказывание известного философа). Одна минута на обдумывание. Свой ответ.

5. Домашнее задание. По заранее сообщенной жюри теме команды готовят сценку (время представления не более 10 минут).

6. Подведение итогов игры. Каждый конкурс оценивается членами жюри по шкале от 1 до 5 баллов. Максимальное количество, которое команда может набрать за все конкурсы, составляет 20 баллов. Окончательный результат игры устанавливается с учетом мнения преподавателя.

Наши рекомендации