Тема 13 « Общество как объект философского анализа ».

Вопросы для обсуждения:

4. Общество как способ бытия человека и его специфика.

5. Основные сферы общественной жизни и их иерархия.

6. Социальная структура общества: этническая, демографическая, поселенческая, классовая. Социальная стратификация.

7. Проблема направленности социально-исторического процесса. Формационные и цивилизационные теории развития общества.

Основные понятия по теме.

Общество Община Эволюция

Общественное бытие Государство Революция

Общественное сознание Гражданское общество Реформа

Литература

Основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия:Учебник.- 4 изд., переработ. – М.: Изд-во «Проспект», 2008.

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учебное пособие-5-е изд.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.

3. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: 2006.

4. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2006.

5. Философия. Учебник для юридических вузов. - 4 изд., переработ – СПб.: СПбУ МВД России, 2010.

Дополнительная:

1. Философия. Учебник для вузов/ Под редакцией проф. В.Н.Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Философия. Учебник/ Под редакцией проф. О.А.Митрошенкова. М.: Гардарики, 2004.

3. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.

4.Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.

5.Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.

Методические рекомендации.

1. Первый вопрос «Общество как способ бытия человека и его специфика» предполагает уяснение понятий «общество», «общественное бытие». Следует различать философский и социологический подходы в понимании общества. Философский подход изучает общество как совокупность людей, связанных определенными отношениями в их историческом развитии, то есть понятие общества в самом широком смысле слова. Бытие общества принципиально отличается от бытия природы.

Специфика общественного бытия определяется сознательной целенаправленной деятельностью людей, наделенных волей, свободой. В процессе деятельности происходит не только создание какого-то продукта, но и становление, совершенствование самого человека. Но социальное бытие наряду с объективной стороной включает и субъективную сторону, которая выражается в культурной деятельности. Свои моральные, эстетические и религиозные ценности человек объективирует в предметной форме от орудий труда до произведений искусства. Культура является единственным способом воспитания человеческого в человеке. Важное значение в общественном бытии играет ментальность, то есть душевный склад, мышление общества, которые выражаются в семейных отношениях, образе жизни, в особенностях быта и традициях. Немаловажное значение в бытии общества играет язык как средство общения и элемент культуры.

Следует уяснить, что бытие общества развивается по своим специфи-ческим законам, отличным от законов природы. Законы общества менее долговечны, в них определенную роль может играть субъективный фактор, они тенденциозны.

2. Второй вопрос«Основные сферы общественной жизни» посвящен более детальному изучению общества. В основе жизни общества лежит материально-производственная сфера. Необходимо выяснить сущность производства, потребления и обмена материальных благ. Далее следует уяснить сущность социальной сферы жизнедеятельности общества и значимость в ее структуре социальных групп, наций, народностей, социальных слоев, классов, конфессиональных объединений. Материальная и социальная сферы неразрывно связаны с политико-правовой, в которой важное значение имеет государство и его ветви власти, а также общественные организации и институты.

И, наконец, следует уяснить специфику духовной жизни общества, осмыслить понятие «духовное производство», «духовные потребности», «духовное общение», «общественное сознание», «идеология» и их значимость в жизни человека и общества.

3. Третий вопрос «Социальная структура общества: этническая, демографическая, поселенческая, классовая. Социальная стратификация» посвящен рассмотрению общества как в состоянии социальной статики, так и в состоянии социальной динамики. Все структуры, составляющие в своей совокупности социальную структуру общества, имеют двоякое происхождение. Две из них – этническая и демографическая связаны с биологической природой человека. Две другие – поселенческая и классовая - социальны в полном смысле слова. Поселенческая структура есть пространственная форма организации общества. Это понятие выражает отношение людей к территории их обитания, а еще точнее – отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (город, деревня). В отечественной социальной философии проблемы социальной стратификации в течение десятилетий не только не исследовались, но и открыто игнорировались. Социальная стратификация – функционально необходимая, а потому и обязательная черта любого общества. Определяя это понятие П.Сорокин писал: «Социальная стратификация – это дифференциация некоей данной совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». Стратификационная структура населения - понятие многомерное, что связано с многообразием выполняемых индивидом ролей и возможностью его изучения, характеристики и типологизации с различных оснований.

4. Четвертый вопрос«Проблема направленности социально-исторического процесса. Формационные и цивилизационные теории развития общества».

Одной из составных частей философии является философия истории, которая выделяет источники, движущие силы, направленность исторического развития общества.

При подготовке ответа на данный вопрос следует уяснить, что общество имеет свою историю, то есть развивается во времени, его формы и структура постоянно меняются. Общество в своем развитии проходит определенные этапы, которые оцениваются по тому, как в них обеспечивается свобода развития личности и уровень технических и технологических достижений. Целью развития общества является достижение “совершенного” общества, то есть обеспечение возможности свободного, гармоничного развития человека.

Необходимо выяснить источники и движущие силы истории, закономерности ее развития. Следует уяснить, что нет единой позиции по данному вопросу, наибольшим авторитетом пользуются религиозная концепция истории, философия истории Гегеля, материалистическое понимание истории, циклическая концепция исторического процесса. В современной социальной философии проблема крупномасштабного членения общества связана с дискуссией о преимуществах формационного, либо цивилизационного подходов. Попытка полностью заменить формационный подход на цивилизационный себя не оправдала. Необходимо нахождение такого сопряжения формационного и цивилизационного подходов, которое бы позволило сделать само видение истории более многомерным. При подготовке ответа необходимо обратить внимание на такой аспект проблемы истории общества, как тема “конца истории”, для этого следует проанализировать статью Френсиса Фукуямы «Конец истории?»

Контрольные вопросы и задания

1. Если производственные отношения изменяются под воздействием уровня развития производительных сил, то что же обуславливает развитие самих производительных сил?

2. В чем различие социально-философского и экономического подходов к материальному производству ?

3. В чем заключается методологическое значение представлений о собственности, о власти и ответственности как формах общественных отношений?

4. Что является предметом социальной сферы общественной жизни?

5. Что означает превращение науки в непосредственную производительную силу общества?

Тесты для самоконтроля

1. Какое определение общества вы считаете правильным?

а) Общество – совокупность людей, связанных определенными социальными отношениями;

б) Общество – совокупность людей, существующих на основе любви друг к другу;

в) Общество – “стадо дерущихся животных”.

2. Каков критерий общественного прогресса?

а) Уровень развития образования и воспитания;

б) Уровень развития производительных сил общества;

в) Уровень развития науки.

3. Кто является теоретиком формационной концепции понимания истории?

а) О. Шпенглер;

б) К. Ясперс;

в) К. Маркс;

г) Г. Гегель.

4. Кто из философов отрицал объективную закономерность в развитии истории и признавал судьбу как движущую силу истории?

а) Ф. Энгельс;

б) О. Шпенглер;

в) О. Кант;

г) Н. Данилевский.

5.Какая из форм жизнедеятельности общества основана на кровнородственных и добрососедских отношений?

а)Государство;

б)Община;

в)Коллектив;

г)Гражданское общество.

6. В чем состоит сущность диалектико-материалистического понимания истории?

а) В утверждении, что материя первична, а сознание вторично;

б) В утверждении, что причина исторических изменений коренится в способе материального производства;

в) В учении о том, что великие личности являются инициаторами и творцами исторических изменений;

г) В обосновании идей Гегеля, что история осуществляется в сфере разума.

Тема 14. « Человек: его природа и сущность ».

Вопросы для обсуждения:

1. Философские теории происхождения и сущности человека.

2. Человек как единство природного, социального и духовного.

3. Смысл человеческого бытия. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

Основные понятия по теме:

Фатализм Антропосоциогенез Эвтаназия

Волюнтаризм Деятельность Танатология

Отчуждение Потребность Бессмертие

Литература

Основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия:Учебник.- 4 изд., переработ. – М.: Изд-во «Проспект», 2008.

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учебное пособие-5-е изд.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.

3. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: 2006.

4. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2006.

5. Философия. Учебник для юридических вузов. - 4 изд., переработ – СПб.: СПбУ МВД России, 2010.

Дополнительная:

1. Философия. Учебник для вузов/ Под редакцией проф. В.Н.Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Философия. Учебник/ Под редакцией проф. О.А.Митрошенкова. М.: Гардарики, 2004.

3. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.

4.Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие.- М.: Юрайт-Издат,2008.

5.Нижников С.А Философия: Учебник.- М.: Изд-во «Проспект», 2008.

Методические рекомендации.

1. Интерес к проблеме человека не угасает на протяжении всей истории философии. При подготовке к первому вопросу следует обратиться к пониманию сущности человека в истории философии. Ответ на данный вопрос может строится по-разному: либо по эпохам от античности до современности, либо систематизировав основные философские трактовки человека по подходам: биологизаторский, социологизаторский, биосоциальный, в которых систематизируется понимание сущности человека.

Следует уяснить сущность биологизаторского подхода, по которому главным в человеке является его биологические характеристики, которые неизмены в процессе жизни. Данный подход представлен в волюнтаристи-ческой философии А. Шопенгауэре и Ф. Ницше, психоаналитической философии З. Фрейда, натуралистической философии Нового времени (Т. Гоббс, О. Конт). Социологизаторский подход признаёт главным в человеке его социальные качества и способность человека изменятся в процессе жизни. Данный подход разрабатывает марксизм, экзистенциализм и религиозная философия. Биосоциальный подход признаёт, что сущность человека представляет единство биологических и социальных качеств и он способен развиваться в процессе жизни. Эти идеи разрабатываются неомарксизмом, фрейдомарксизмом, философской антропологией ХХ века.

2. Второй вопрос темы посвящён сущности человека. Следует уяснить, что сущность человека заключается в его разумности, биосоциальной и культурной природе. Усваивая ценности эпохи, в которой он живёт, человек способен к саморазвитию не только интеллектуальному, но и нравственному. Человек существо незавершенное, стремящиеся реализовать свои интересы и потребности и одновременно существо деятельное. Деятельность как способ самореализации человека требует осмысления.

3. При ответе на последний вопрос необходимо иметь в виду, что в истории философии были выработаны два подхода к определению смысла человеческого бытия: метафизический и субъективистский. Первый утверждает, что существует общий для всех людей смысл жизни, которому должен следовать каждый человек. Субъективистский подход утверждает, что нет общего смысла жизни, а каждый человек сам для себя решает, зачем и для чего он живёт. Следует уяснить, что смысл жизни - это, скорее качественная характеристика человеческого бытия, а не количественная, смысл жизни не в продолжительности ее, а в том как живёт человек, в её полноте и насыщенности. Поиск смысла жизни возникает, как правило, в “пограничной ситуации”, когда возникает угроза существованию, перед лицом смерти близких или своей.

Тема смерти, несмотря на внешнюю непривлекательность, занимает одно из центральных мест. С точки зрения, науки смерть есть неизбежный финал любой живой системы в том числе и человека. Философию же интересует смерть не как физическое явление, а смысл смерти, то есть её значение в системе бытия. Важнейший смысл смерти состоит в том, что сознание её факта неизбежности заставляет человека более осмысленно относиться к жизни. Если жизнь ограничена во времени, то не стоит её тратить на суетные поступки. Важное место в осмыслении этого вопроса имеет решение вопроса “право на смерть”, эвтаназия (греч.euthanaja), т. е. безболезненная, тихая, «блаженная» смерть (в особенности обреченного) человека с позиций не только медицинских, философских, но и юридических.

Контрольные вопросы и задания.

1. Какие концепции возникновения человека вы знаете?

2. Что такое онтогенез, антропогенез, социогенез, антропосоциогенез?

3. В чем вы видите смысл своей жизни?

4. В чем видят смысл человеческого существования различные религиозные конфессии?

5. В чем различие философского и научного подходов к проблеме смерти.

Тесты для самоконтроля

1. Какое из определений вы считаете правильным?

а) Личность – конкретный человек, обладающий индивидуальностью;

б) Личность – разумный человек, наделенный свободой, ответственностью, правами и обязанностями;

в) Личность – любой человек из рода человеческого.

2. Какая из черт выражает сущность человека в концепции К. Маркса?

а) Свобода;

б) Бессознательное;

в) Совокупность общественных отношений.

3. Какое из определений вы считаете правильным?

а) Эвтаназия – безболезненная кончина человека;

б) Эвтаназия – наука, изучающая проблемы смерти;

в) Эвтаназия – безмятежное существование человека.

4.Определите какая из черт характеризует сущность человека, отличающую его от всех живых существ?

а)Инстинкт;

б)Самосознание;

в)Воля;

г)Темперамент.

5.Какое из определений вы считаете правильным?

а)Танатология-наука, изучающая процесс умирания человека во всем его многообразии.

б)Танатология-безболезненная кончина человека.

в)Танатология-наука, изучающая жизнь во всем его многообразии.

г)Танатология-безмятежное существование человека.

6.Кто из перечисленных мыслителей считает, что «жизнь-это цепь безотрадных событий» и не имеет смысла?

а)К.Маркс;

б)А.Шопенгауэр;

в)Г.Гегель

г)М.Хайдеггер.


Тема 15. « Личность, ее свобода и ответственность ».

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность.

2. Личность и ее социальные роли в обществе. Социальная философия о роли личности в истории.

3. Свобода и ответственность личности, их диалектическая взаимосвязь.

Основные понятия по теме:

Индивид Индивидуализм Судьба

Индивидуальность Свобода Произвол

Личность Ответственность Воля

Литература

Основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия:Учебник.- 4 изд., переработ. – М.: Изд-во «Проспект», 2008.

2. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: 2006.

3. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Ростов/н Д: Феникс, 2006.

4. Философия. Учебник для юридических вузов. - 4 изд., переработ – СПб.: СПбУ МВД России, 2010.

5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

Дополнительная:

1. Сизов В.С. История философии. Учебное пособие. - М.: Экономист, 2004.

2. Философия. Учебник для вузов/ Под редакцией проф. В.Н.Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Философия. Учебник/ Под редакцией проф. О.А.Митрошенкова. М.: Гардарики, 2004.

4. Философия. Альбом структурно-логических схем.– СПб.: СПбУ МВД России, 2002.

Методические рекомендации

1. В первом вопросе необходимо осмыслить понятия “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, выявить социальные свойства личности и условия её формирования и развития, а также разрушение и отчуждение личности. Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид».Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен от других индивидов. Эта отделенность не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга все объекты во Вселенной.

Гораздо более содержателен другой термин – «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли. Можно сделать следующий вывод: человек становится личностью в процессе развития своей индивидуальности в данной конкретно исторической обстановке.

2. Необходимо осмыслить понятие и условия формирования “выдающихся личностей”, их роли и значимость в истории. При подготовке к этому вопросу необходимо познакомиться с работой Г.В. Плеханова “К вопросу о роли личности в истории”. Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества. Взаимоотношения человека и общества существенным образом видоизменялись в ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное наполнение, конкретное содержание и собственно личности. Ретроспективный взгляд на историю раскрывает перед нами богатство и разнообразие типов личностей, характерных для определенных типов культуры: античности, средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени. Это связано не только с культурными эпохами в истории человечества, но и со сменой общественно – экономических формаций.

3. При подготовке к третьему вопросу, рассматривающему социальные черты личности свободу, ответственность, права и обязанности, следует уяснить прежде всего эти понятия. Следует понять, что источником свободы является воля как социальная целеустремленность и мобилизация сил на осуществление определённого действия, выбора. Свобода в обществе возможна на основе приобщения к общечеловеческим ценностям, осознания необходимости действий. Необходимо выяснить сущность парадокса свободы как единства самоопределения и самоограничения. Кроме того при подготовке к ответу следует осмыслить, что свобода и ответственность неразрывно связаны: свобода порождает ответственность, а ответственность направляет свободу. Быть личностью, значит реализовать свои права и обязанности, пользуясь свободой выбора. Взаимосвязь между ними прямая, чем больше прав, тем больше ответственности.

Контрольные вопросы и задания

1. Каково содержание понятий: индивид, индивидуальность, личность, историческая личность, свобода личности, индивидуализм, конформизм, альтруизм?

2. В чем заключается методологическое значение представлений о собственности, о власти и ответственности как формах общественных отношений?

3. Когда человек становится личностью?

4. Каковы условия, формирующие здоровую личность?

5. Какими чертами личности должен обладать гражданин России?

6. Каково соотношение свободы и ответственности личности?

7. Кого из исторических личностей вы бы взяли себе в пример и почему?

Тесты для самоконтроля

1. В сферу изучения какой философской дисциплины входит вопрос о свободе воли?

1) этики

2) эстетики

3) гносеологии

2. Понятие «личность» обозначает человека как:

1) носителя индивидуальных качеств

2) носителя биологических качеств

3) носителя социальных качеств

3.Учение о предопределенности человеческих поступков – это:

1) субъективизм

2) объективизм

3) фатализм

4) волюнтаризм

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

1. Предмет философии и специфика философского мышления.

2. Основной вопрос философии и возможные варианты его решения.

3. Проблема первоначала в философии досократиков(Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, атомизм Демокрита).

4. Объективный идеализм Платона.

5. Философская система Аристотеля.

6. Специфика и основные проблемы философии Средневековья.

7. Философия Фомы Аквинского как образец схоластики.

8. Философия эпохи Возрождения, её специфика и основные представители.

9. Философия Нового времени, специфика и основные проблемы.

10. Философия Просвещения.

11. Философия Декарта, Спинозы и Лейбница.

12. Критическая философия Канта и сущность его этической теории.

13. Система и метод философии Гегеля.

14. Антропологический материализм Фейербаха.

15. Позитивизм как философия науки.

16. Философская антропология XX в.

17. Философия марксизма, социально-исторические условия ее возникновения.

18. Экзистенциализм и его разновидности.

19. Западная философия XX в.: основные идеи и представители (позитивизм, экзистенциализм, неотомизм, их сущность).

20. Русская философия, специфика и основные направления.

21. Русская идея: спор славянофилов и западников.

22. Русская религиозная философия, основные представители и сущность.

23. Бытие как философская категория. Основные формы бытия.

24. Материя как философская категория. Современная наука о строении и свойствах материи.

25. Пространство и время как формы существования материи.

26. Проблема происхождения сознания.

27. Структура сознания.

28. Познание как диалектический процесс и основные его этапы.

29. Чувственное и рациональное познание и его формы.

30. Истина как процесс и проблема её критериев.

31. Формы и методы научного познания.

32. Общество как объект философского исследования.

33. Формационные и цивилизационные теории развития общества.

34. Проблема человека в истории философской мысли.

35. Смысл человеческого бытия. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

36. Индивид, индивидуальность, личность.

37. Социальная философия о роли личности в истории.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ

Тематика рефератов по философии подготовлена с учетом рабочих программ, составленных в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения

В изучении основ философских знаний слушателями заочной формы обучения важная роль отводится выполнению реферата. Реферат способствует приобретению навыков осмысления и конспектирования специальной литературы, стимулирует пробуждение интереса к философии, развивает культуру мышления, формирует его логическую строгость и системность на основе знакомства с историей становления и развития философского знания.

Номер темы для написания реферата соответствует первой букве фамилии слушателя и определяется по следующей таблице:

Начальная буква фамилии обучающегося Номера тем контрольных работ
А, Я ТЕМЫ 1, 20
К ТЕМЫ 2, 21
О, Щ ТЕМЫ 3, 22
Е, Ф ТЕМЫ 4, 23
Р ТЕМЫ 5, 24
Г ТЕМЫ 6, 25
Т ТЕМЫ 7, 26
З, Ц ТЕМЫ 8, 27
М ТЕМЫ 9, 28
Б, Ш ТЕМЫ 10, 29
П, Х ТЕМЫ 11, 30
И ТЕМЫ 12, 31
В ТЕМЫ 13, 32
У, Ч ТЕМЫ 14, 33
С ТЕМЫ 15, 34
Ж ТЕМЫ 16, 35
Л, Ю ТЕМЫ 17, 36
Д, Э ТЕМЫ 18, 37
Н ТЕМА 19

Обучающийся вправе выбрать любую из двух тем, указанных напротив начальной буквы его фамилии.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕФЕРАТУ

1. Раскрытие содержания соответствующей темы. Для этого необходимо подробно и последовательно рассмотреть все вопросы, вынесенные в пункты плана.

2. Осмысление соответствующей философской проблемы в виде: (а) выявления и фиксации имеющихся в научной литературе противоположных точек зрения; (б) изложения собственных аргументированных мнений и оценок по поводу дискуссионных вопросов; (в) анализа материала различных научных источников.

3. Тщательное изучение и усвоение научной литературы, указанной в списке по каждой теме[1]. Обучающийся должен проработать не менее 6-7 источников. Помимо учебной литературы, рекомендуется использовать дополнительную научную литературу, которая знакомит обучающегося с наиболее актуальными и острыми проблемами современной философии.

4. Четкое следование плану работы, правильное оформление цитат и ссылок на цитируемые работы[2], списка использованной литературы. Страницы контрольной работы должны быть пронумерованы и иметь поля для заметок рецензента. В конце работы ставится дата ее выполнения и подпись обучающегося.

5. Подготовка рукописного текста общим объемом не менее 24-25 страниц тетради, или 17-ти страниц машинописного текста с полуторным междустрочным интервалом, или 22 страниц машинописного текста с двойным междустрочным интервалом.

6. Написание работы на тему, указанную в вышеприведенной таблице в соответствии с начальной буквой фамилии обучающегося.

Тематика рефератов, приводимая в данном пособии, состоит из названия темы; пунктов плана (выделенных жирным шрифтом и пронумерованных); краткого перечисления основных положений, рассмотрение которых необходимо для раскрытия пунктов плана; списка рекомендованной литературы.

Работа по форме должна выглядеть следующим образом:

1. Титульный лист с названием учебного заведения, названия кафедры, на которой выполняется работа, учебного предмета по этой кафедре, квалификацией работы (контрольная работа), названием работы, фамилией, именем, отчеством исполнителя работы, номером его учебной группы, фамилией, именем, отчеством проверяющего работу, графой для проставления оценки, годом написанной работы.

2. Оглавление с постраничным обозначением параграфов.

3. Введение.

4. Собственно текст работы.

5. Заключение.

6. Список используемой литературы.

Введение должно освещать три вопроса:

- Обоснование актуальности избранной темы.

Причем следует обратить внимание не только на обоснование общечеловеческой значимости темы или её значимости в современных условиях и т.п., но, прежде всего, следует раскрыть значимость данной темы для самого автора.

- Анализ используемой при написании литературы.

Не рекомендуется углубляться в подробности анализа. Цель данного раздела в основном ознакомительная. Выполнение данного раздела позволить выявить, как автор ориентируется в литературе по данному вопросу, насколько он самостоятелен в выборе этой литературы, соответствует ли литература теме, насколько эта литература фундаментальна.

- Постановка конкретной задачи исследования.

Выполнение этого раздела проявит способность автора выявить общее и особенное в теме. Не рекомендуется ставить чрезмерно обширную задачу. Она должна быть конкретной, выполнимой в контексте данной работы, концентрировать основную проблематику темы.

При оформлении Введения не следует выделять вышеназванные разделы. Объем введения для контрольной работы не менее одной страницы.

Собственно текст работы. Текст должен быть разделен на параграфы. Структурно параграфы должны быть равноценными как по объему, так и по раскрытию содержания вопроса. При оформлении работы необходимо четко выделить границы параграфов и их названия.

Заключение. Заключение призвано подытожить проведенные исследования, в чем должны быть выполнены следующие разделы:

Реферат обязательно должен содержать развернутый вывод по избранной теме, в соответствии с постановленной во введении задачей исследования. При выполнении этого раздела рекомендуется вкратце проследить внутреннюю логику исследования, наметить возможные иные логические способы и подходы к раскрытию конкретных аспектов рассматриваемой проблемы, показать всё их многообразие, постараться показать его логическую состоятельность и обосновать методологические преимущества.

Второй раздел во многом зависит от избранной темы. Цель данного раздела состоит в том, чтобы автор раскрыл понимание практической значимости рассматриваемых в работе проблем, их конкретную применимость. Объем заключения для контрольной работы должен составлять не менее одной страницы.

Список используемой литературы.Не рекомендуется превращать этот раздел в библиографию по теме. В список литературы должны входить лишь те источники, которые действительности использовались при написании работы. Минимум использованной литературы состоит в следующем: одно учебное или учебно-методическое издание, одно научное издание, одно периодическое издание.

Отдельно стоит сказать об оформлении сносок в тексте. Здесь многое зависит от техник, на которой выполняется работа – компьютер, печатающая машинка, рукопись. Но принцип должен быть общим (внизу каждой страницы), и, соответственно, постранично нумеруются (на каждой странице с №1), либо перед списком используемой литературы вводиться специальный раздел под названием “Сноски”. В этом случае нумерация сносок должна быть сквозной. Количество сносок определяется на усмотрение автора, однако, во-первых, они обязательно должны быть, во-вторых, сносок не должно быть чрезмерно много. Единожды сославшись на автора и книгу, можно затем, например, изложение его позиции по данному вопросу, оформить в виде пересказа, однако, вывод, который будет следовать из данного рассуждения желательно вновь представить в форме цитаты.

Наши рекомендации