Понятие как логическая форма мышления
Мышление современного человека носит преимущественно понятийный характер. Наши понятия простираются на все явления и процессы окружающего нас мира. Искусство же оперирования понятиями не дается человеку от рождения, а формируется и развивается в практике мышления. Значение логики здесь, с одной стороны, состоит в том, что она помогает превратить этот процесс из стихийного в сознательный, а, следовательно, сделать его более плодотворным. С другой – классическая логика выступает методологической основой формального описания связей мыслей, когда они выражаются понятиями, через их структурные свойства.
Составить понятие об объекте означает, прежде всего, умение отличить его от других сходных с ним объектов. Поэтому образование понятий – это сложный мыслительный процесс, включающий в себя множество логических приемов. Важнейшими из них выступают: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Все эти логические приемы тесно связаны между собой и образуют единый процесс. Его конечным итогом оказывается мысль, имеющая безгранично разнообразное содержание, но неизменно принимающая одну и ту же форму – понятия.
Понятие – это форма мысли, посредством которой объекты выделяются и обобщаются в класс по их существенным признакам.
Признак – это характеристика объекта, указывающая на наличие или отсутствие у него того или иного свойства, состояния или отношения. Иначе говоря, признаком называют все то, в чем объекты могут быть сходны или отличны друг от друга.
Понятие всегда выражается в разных словах и словосочетаниях. Слова и словосочетания, выражающие понятия, в логике называют именами, а логику, изучающую их закономерные связи, – логикой имен.
Слово – материальный носитель понятия, языковое средство закрепления мысли, ее хранения, а также передачи другим людям. Вне слова нет понятия. При этом единство понятия и слова не означает их полного совпадения, взаимнооднозначного соответствия. В разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами, в любом языке существуют омонимы и синонимы. Многозначность слов нередко приводит к смешению понятий, а следовательно, к ошибкам в мыслительной деятельности. С целью достижения определенности, ясности мыслительного процесса логика исследует формы мышления с точки зрения их структуры. Важнейшими логическими характеристиками понятия, выражающими его сложную структуру, выступают содержание и объем.
Содержание и объем понятия
Содержание понятия – это совокупность существенных, общих признаков, по которым объекты обобщены, выделены понятием в класс.
Объем понятия – это класс (множество) мыслимых в понятии объектов. Например, содержание понятия «студент» – это его признаки: «быть учащимся» и «учиться в высшем учебном заведении», а его объем составляют все люди, для которых характерны эти признаки. Содержание понятия «право» составляют такие признаки, как: «совокупность норм поведения людей», их «установление государством» и «обеспечение принудительной силой государства». Эти признаки являются общими и существенными для всякого права вообще и в своей совокупности выделяют его среди других общественных явлений – политики, морали, религии и так далее. Объем понятия «право» составляют все конкретные совокупности правовых норм, существовавшие, существующие и возможные в будущем.
Каждый отдельный объект, обладающий всеми признаками, включенными в содержание данного понятия, называется элементом объема понятия. Таково, например, римское право, советское право, современное российское право по отношению к праву в целом; каждый студент по отношению к понятию «студент». Графически объем понятия в логике изображается кругом:
где «А» – любое понятие.
В системе признаков, образующих содержание понятий, выделяют – существенные и несущественные, положительные и отрицательные. Существенными называются признаки, без которых объект утрачивает свое качество, перестает быть самим собой. Так, «быть предусмотренным уголовным кодексом» – существенный признак понятия «преступление», ибо если данное деяние, даже будучи общественно опасным, не предусмотрено уголовным законом, то оно преступлением не является. Положительнымназывают признак, который говорит о наличии у объектов свойств и отношений. Например: «зеленый», «добрый», «быть свекровью» – это положительные признаки. Отрицательный признак говорит об отсутствии у объектов тех или иных свойств и отношений. В словах и словосочетаниях, выражающих отрицательный признак, как правило, встречаются частицы «не» или «без»: «бездетный», «несправедливый», «неделящийся на 2» и так далее.
Особую значимость имеют в логике родовыепризнаки – общие и существенные для всей объектной области, к которой относится объект мысли, и видовые признаки, существенные лишь для данного объекта мысли, отличающие его от других объектов той же объективной области. Так, родовым по отношению к праву выступает признак «нормы поведения людей», который включает в себя и нормы морали. Но если нормы морали вырабатываются самими людьми в процессе их общения и обеспечиваются силой общественного мнения, то видовыми отличительными признаками права служит то, что его нормы устанавливаются и санкционируются государством, а их исполнение обеспечивается соответствующими органами государственного принуждения.
Содержание и объем понятия органически связаны между собой. Эта связь состоит в том, что определенному содержанию понятия соответствует свой определенный объем, и наоборот. Причем в их соотношении прослеживается своеобразная закономерность: с уменьшением объема понятия его содержание увеличивается, то есть становится богаче, так как число признаков в нем увеличивается, и наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается, то есть содержание понятия уменьшается. Эта закономерность получила название закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Возьмем, например, два понятия «студент» и «студент МГУТУ». Объем первого понятия больше объема второго, а содержание же второго понятия шире содержания первого, так как кроме признака «быть учащимся вуза» здесь добавляется признак «обучаться в МГУТУ».
Виды понятий
В практике мышления функционирует огромное множество самых разнообразных понятий, которые подчиняются собственным правилам. Поэтому в логике выделяют виды понятий по логическим характеристикам их структуры – содержания и объема:
Ø по характеру признаков;
Ø по типу элементов объема;
Ø по количественным характеристикам объемов понятий.
По характеру признаков в содержании понятий в логике выделяют понятия: положительные и отрицательные, относительные и безотносительные. Положительным называют понятие, в содержании которого имеются только положительные признаки, например: «экономист», «юрист», «порядок», «действие». Отрицательным называют понятие, в содержании которого присутствует хотя бы один отрицательный признак или указание на отсутствие того или иного положительного признака, например: «беспорядок», «бездействие», «невиновность», «аморальность», «человек, не знающий страха». Отрицательным является и понятие «параллельные прямые», так как существенным в содержании данного понятия является отрицательный признак «не пересекаются в данной плоскости».
Деление понятий на относительные и безотносительные связано с делением признаков на признаки – отношения и признаки – свойства (см. определение признака). Относительнымназывают понятие, в содержании которого хотя бы один признак – отношение, указывающий на отношение к другому объекту. Например: кредитор, истец, мать, причина. Безотносительное понятие – это понятие, в содержании которого присутствуют только признаки – свойства, например: растение, животное, человек, экономист.
По типу элементов объема выделяют конкретные и абстрактныепонятия. Если элементы объема – предмет (материальный или идеальный), явление, ситуация – то понятие конкретное. Если же элементами объема понятия являются свойства или отношение, то понятие называют абстрактным. Например, понятия: стул, преступление, собственность, вечный двигатель, революция – конкретныепонятия, так как в них мыслятся предметы, события, явления, пусть даже реально не существующие, а понятия: компетентность, преступность, добросовестность, белизна, занятость – абстрактные.
Элементы объема понятия могут быть единичными объектами, а могут сами быть множествами объектов. В связи с этим выделяют два вида понятий: собирательные и несобирательные. Собирательное понятие – это понятие, элементы объема которого представляют собой множество однородных объектов. Например, понятия: толпа, прокуратура, библиотека, коллектив, созвездие.
Одна из особенностей собирательных понятий состоит в том, что они не могут быть отнесены к каждому объекту данного множества (отдельные книги – это еще не библиотека, а отдельные сотрудники еще не коллектив). Отсюда другая особенность подобных понятий: то, что высказывается о множестве объектов в целом, может не относиться к каждому из его элементов (если затопило библиотеку – это не означает, что затоплена каждая книга).
Различия между объектами мысли находят свое выражение также между понятиями по количественной характеристике их объема. Соответственно этому в логике выделяют общие, единичные и пустыепонятия. Общими называются понятия, объем которых включает более одного элемента, например: «четное число», «планета», «европейское государство».
Единичные понятия – это понятия, объем которых состоит ровно из одного элемента, например: «столица России», «Земля», «ООН». Пустыми называют понятия, объем которых не включает ни одного реально существующего элемента, например: «кентавр», «идеальный газ», «русалка».
Любое понятие можно охарактеризовать сразу по всем указанным основаниям. Например, понятие «Кодекс законов» – общее, собирательное, конкретное, положительное, безотносительное. Оно общее, так как кодекс законов бывает разный: Советский кодекс законов, Кодекс законов России, кодекс законов Великобритании.
Оно – собирательное, поскольку элементами его объема являются различные кодексы законов, которые сами по себе представляют множество законов. Это конкретное понятие, то есть в нем мыслится не свойство и не отношение, а объект. Оно – положительное и безотносительное, потому что в его содержании нет отрицательных признаков и признаки его содержания не указывают на отношение к чему-либо.
Отношения между понятиями
Отношения между самими предметами находят свое отражение в отношениях между понятиями. Все многообразие этих отношений также можно классифицировать на основе их структурных характеристик – со стороны содержания и объема понятий. По содержанию между понятиями могут быть два основных вида отношений – сравнимость и несравнимость. При этом сами понятия соответственно называют сравнимыми и несравнимыми.
Сравнимые – это понятия, в содержании которых имеется хотя бы один общий признак и их можно отнести к общему классу (по этому признаку). Иначе говоря, понятия являются сравнимыми, если они имеют общий род. Например, понятия: «адвокат» и «депутат»; «энциклопедия» и «словарь»; «компетентный юрист» и «некомпетентный юрист». В противном случае понятия считаются несравнимыми, например: «поезд» и «огурец»; «яблоко» и «дом»; «право» и «диагональ».
Сравнимые по содержанию понятия могут находится со стороны объема в отношениях совместимости и несовместимости. Совместимые понятия – это понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, то есть если у них имеются общие элементы объемов. У несовместимых понятий объемы не совпадают – нет общих элементов объемов.
Совместимость объемов понятий бывает трех видов: равнозначность, подчинение, пересечение. Для иллюстрации будем обозначать понятия латинскими буквами: А, В, С, D..., а их объем – круговыми схемами.
Равнозначность:
|
А – Аристотель
В – Основатель логики
|
|
Отношение подчинения именуется также как родо-видовое отношение, где более общее понятие выступает родом, а менее общее – видом. Юристы, как теоретики, так и практики, часто пользуются как родовыми и видовыми понятиями, так и равнозначными.
Пересечение:
|
|
Между несовместимыми понятиями также различают три вида отношений: соподчинение, противоречие, противоположность.
Соподчинение:
| ||||
А – Школьник
В – Студент
Противоречие:
| |||
Противоположность:
|
|
Графически круговыми схемами можно представить одновременно отношения между объемами нескольких понятий. Например, между понятиями – подросток (А), подростковая преступность (В), хулиган-подросток (С), малолетний преступник (D):