IV. Диалектика – учение о всеобщих законах развития
Закономерности развития изучает диалектика. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы, категории и принципы диалектики.
Закон – это объективная, необходимая, повторяющаяся, существенная связь. Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они охватывают все сферы окружающей действительности и раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития. Все в мире существует, функционирует и развивается благодаря наличию противоположных сторон, сил, тенденций, которые, с одной стороны, взаимоисключают, а с другой, взаимообуславливают друг друга. К примеру: атом есть единство положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов; человек единство тела и духа; движение дискретно и непрерывно; свет – волна и частица.
В физических явлениях происходят процессы притяжения и отталкивания. Химический процесс – это противоречивое единство ассоциации (соединения) и диссоциации (разъединения) атомов. Противоположности имеют место и в живых организмах. Наследственность – это тенденция организма сохранять приобретенные признаки, изменчивость же – это его способность вырабатывать новые свойства, повышающие адаптацию организмов к окружающей среде. Психическая деятельность человека характеризуется противоположными процессами возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Противоречивые стороны присущи и процессу познания. Человек пользуется такими методами, как индукция и дедукция, анализ и синтез и другими. Таким образом, противоречивость предметов и явлений мира носит всеобщий и универсальный характер.
Противоположности могут находиться в состоянии единства (равновесия, гармонии), различия (нарушения равновесия одной из сторон) и противоречия (борьбы, конфликта). При развитии явления по восходящей или нисходящей линии доминирует одна из сторон. Разрешение противоречия связано с отрицанием предшествующего этапа и началом нового цикла, но уже на ином качественном уровне.
Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Этот закон раскрывает механизм развития.
Еще в древности люди обратили внимание на то, что незначительные, порой незаметные изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление числа песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. По крупицам накапливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность. Коварна граница перехода от случайных разовых употреблений алкоголя или наркотика к алкоголизму, наркомании.
Важными составляющими этого закона являются качество, количество, мера, скачок. Качество – такая внутренняя определенность предмета, которая характеризует его как данный предмет и, теряя которую, предмет превращается в нечто иное. Качество проявляется в свойствах. Свойство характеризует вещь с какой-либо стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом.
Кроме определенного качества каждый предмет обладает и количеством. Количество – это внешняя, пространственно-временная выраженность данного качества. Количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также величины, объема. Как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют размеры, вес, объем предметов, интенсивность цветов, звуков, темпы общественного и индивидуального развития человека. Количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Но между ними имеются и серьезные различия. Изменение качества приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Изменение же количества в известных пределах не приводит к заметному преобразованию предмета.
Единство количества и качества называется мерой. Мера – это своеобразного рода граница, в которой предмет сохраняет свое качество. Нарушение меры приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Мера – это диалектическое единство качества и количества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Качественное изменение, в отличие от количественного, выражается понятием скачка. Скачок – переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое. Примеры скачков: при повышении температуры до 100°С вода превращается в пар – качественно новое агрегатное состояние; при достижении определенной массы плутония начинается цепная ядерная реакция; переход к новому типу общественного устройства путем реформ, то есть серии скачков во всех сферах общественной жизни.
Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития, указывает на то, что новое всегда отрицает старое, но постепенно оно само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Диалектическое « отрицание» включает в себя триединый процесс: деструкцию (разрушение, преодоление) прежнего; кумуляцию (его частичное сохранение, преемственность); конструкцию (формирование, созидание нового). Отрицание всегда включает в себя ломку старого. Без отрицания нет никакого развития, вот почему оно является движущим началом изменений, но основное в нем все же – утверждение нового. Развитие как восходящий процесс возможно лишь при так называемом конструктивном отрицании, то есть при сохранении и синтезе всего того положительного и жизнеспособного, что имело место в прошлом, и что удерживается, «снимается» для будущего. В противном случае будет происходить простое отбрасывание, игнорирование прошлого. К примеру, в общественной жизни формой проявления такого отрицания является нигилизм как установка на выражение разрушительного, а не конструктивного начала в человеке, отрицание всего и вся.
Утверждение прогрессивного характера развития представляет главную, но не единственную черту закона отрицания отрицания. Этот закон характеризует развитие не как прямолинейное движение, а как чрезвычайно сложный, как бы спиралеобразный процесс с определенным повторением пройденных ступеней, с известным возвратом к прошлому. Однако это не простое возвращение к первоначальной форме, а качественно новый уровень развития. К примеру: смена общественно-экономических формаций, смена поколений, обновление клеток в организме. Многие процессы, функции повторяются, но на новом этапе. Все три закона диалектики взаимосвязаны, отражают разные аспекты развития целостных систем в разных формах бытия.