Философия искусства цивилизация и культура

Цивилизация и культура — слова латинского про­исхождения. Цивилизованный — принадлежащий к цивилизации. Культурный — воспитанный, образо­ванный, развитой, почитаемый. Уже в происхождении слов «культура» и «цивилизация» видно определенное различие. Цивилизация — это человечество во всем его богатстве. Культура — это достижения цивилизации, самое совершенное в ней — триумф человеческого.

Шум оркестра — это еще не культура, хотя уже ци­вилизация. С культурой мы встречаемся тогда, когда слушаем Чайковского и Бетховена, читаем Пушкина, созерцаем иконы Рублева, наслаждаемся игрой лучших актеров мира, пользуемся первоклассной техникой. Культура — это мастерство, высочайшая квалифика­ция, в ней показывает себя автор — мастер. Его тво­рение предназначено другим. Культура требует обще­ния, вне общения она умирает.

В общении реализуется общезначимость культу­ры. Но здесь есть свои неожиданности. Как наиболее совершенное достижение цивилизации культура не

доступна всем в равной степени. Культура обладает об­щезначимостью лишь для круга людей, которые ее понимают, она не универсальна. Чем выше уровень куль­туры, тем меньше удельный вес членов общества, по­нимающих ее. Всякая цивилизация гордится своей культурой, но испытывает трудности в том, чтобы сде­лать своим фундаментом верхние этажи культуры, ко­торые недоступны широким народным массам. По­следним доступна массовая культура, культура нижних и средних этажей, обедненная по сравнению с высокой культурой ценностными ориентирами.

Культура — это всегда творчество, деятельность, цен­ностное отношение к себе и другим по законам красо­ты, истины и добра. Эта великая троица ценностей заслуживает детального рассмотрения. Ближайшим предметом нашего интереса является красота как цен­ность. Воплощением красоты является искусство.

Что такое КРАСОТА?

• Мир человека включает красоту, интуитивно это яс­но каждому. Всякий человек способен на любовь, а лю­бят по большей части красивое, прекрасное (очень красивое), возвышенное (самое красивое). Соответствен­но мало кто приветствует некрасивое, безобразное (очень некрасивое), низменное (самое некрасивое). Од­нако наивно-интуитивного понимания мира красоты не­достаточно, чтобы уверенно ориентироваться в нем. Здесь, как и обычно в проблемных ситуациях, ощуща­ется потребность в хорошей философии.

Интересно, что вплоть до середины ХVII века фи­лософы не придавали должного значения сфере красо-

ты. Философы античности, средневековья, Возрожде­ния считали самостоятельными разделами философии логику и этику, но не эстетику. Почему?

Греческое «эстетикос» означает «относящееся к чув­ству» . Но чувство считали всего лишь моментом позна­вательной или же практической деятельности. Когда выяснилось, что мир чувственно-эмоционального име­ет не только подчиненное, но и самостоятельное зна­чение, наступило время эстетики, в рамках которой об­рели осмысление такие ценности, как красота (лишь для простоты изложения мы, как правило, ограничи­ваемся упоминанием красоты и не перечисляем всякий раз другие, достаточно многочисленные эстетические термины).

Но что такое «эстетическое», в том числе красота? Спор вокруг этого вопроса не умолкает и поныне. В за­висимости от философской позиции по-разному пони­мается природа эстетического. Материалисты видят красоту в самих предметах, а значит, искусство как во­площение красоты должно быть реалистическим. Про­тивоположная точка зрения состоит в том, что эстети­ческое интерпретируется всего лишь как чувство (сторонников такой точки зрения называют субъектив­ными идеалистами).

Современные философы преодолели противопос­тавление субъекта объекту. Для них эстетическое есть чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства, действительный или воображаемый. По сути, речь идет не о любом чувстве-ценности, а о тех из них, которые признаются экспертами достаточно совер­шенными. Итак, эстетическое — это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и до­стигшее необходимой степени совершенства.

Человек признает эстетическим не безобразное и низ­менное, а красивое, прекрасное, возвышенное. Вот по­чему если артист выступает перед нами неудачно, то мы говорим: «Это не искусство». С другой стороны, наблюдая за умелыми действиями мастера, часто гово­рят: «Это уже искусство».

Красота, равно как и все эстетические ценности, ор­ганично связана не с мыслью и не с действием, а с чув­ством, эмоцией. Наиболее совершенные мысли мы на­зываем истинными. Это не означает, что мысли не могут быть красивыми. Таковыми мысли признаются очень часто (какая красивая мысль, теория!), но лишь пото­му, что они вызывают к жизни определенные чувства (эмоции), соотносящиеся с определенными эстетичес­кими ценностями.

Обзор: как искали красоту

История эстетики представляет собой полный дра­матизма, восторгов и разочарований поиск эстетичес­ки совершенного, которое мы, следуя философской традиции, называем красотой (в этом случае красота не сопоставляется с прекрасным и возвышенным). Главный вывод из истории эстетики, который мы про­комментируем ниже, таков: понимание красоты, опре­деляется используемой философией, меняется фило­софия, меняется и представление о красоте. Красота есть эстетическая интерпретация.

• Для эстетики античности характерен подчерк­нутый космизм, но это — принцип всей античной фи­лософии. Воплощение красоты — космос, все осталь­ное красиво настолько, насколько оно приближается

к гармонии космоса. В искусстве надо подражать природе. Искусство не выделено из других видов деятель­ности, не случайно одним и тем же словом «технэ» обо­значали и искусство и ремесло. Платон считал чувства, затемняющими красоту идей. Для него красивыми по­этому являлись не чувства, а идеи. Философия, зани­мающаяся идеями, красивее искусства; искусство не очи­щает душу человека от вредных страстей. С ним не согласен Аристотель, опять же философски отнюдь не случайно. По Аристотелю, душа человека есть форма, искусство, например трагедия, возбуждает психику, слу­шатели получают удовольствие, что равносильно очи­щению души.

• Для эстетики средневековья характерен принцип абсолютной духовной личности. Теперь все земное, красивое есть символ, отблеск духовной красоты Бога. Меняется характер всех искусств. Красота зримая есть проявление красоты незримой. Цель искусства — при­ближение человека к Богу.

• В эстетике Нового времени внимание переносится на субъект. Сначала, в эпоху Возрождения, образцом красоты провозглашается сам человек, его тело. Позд­нее, вследствие развития чувственного и рационально­го познания эстетическое сводится либо к чувствам, ли­бо к рассудку. Как прямая реакция на философию Декарта с ее идеалом ясности и рационализма дости­гает расцвета классицизм с его требованием гармони­ческой ясности и благородства стиля, четкой логиче­ской организованности, простоты и строгости форм, верности природе. Классицизм проникнут пафосом по­литической свободы, национальной независимости, социальной справедливости, идеями социального и ес­тественного равенства людей. Представителями клас-

сицизма в искусстве считаются Шиллер и Гёте, Гайдн, Моцарт и Бетховен, Фонвизин, Державин, Казаков (ар­хитектор здания Московского университета). Выступив­шие против формализма и прямолинейно-рассудочно­го понимания искусства романтики (Гюго, Лермонтов, Вагнер и др.) стремились к раскрепощению многообраз­ных способностей личности. В философском отношении они оставались в рамках философии Нового времени. Высшим достижением эстетики Нового времени стало искусство романа.

• В XX веке происходят новые «сдвиги» в филосо­фии и вместе с ней (иногда позже) в искусстве.

В герменевтике осуществляется сдвиг в сторону про­изведения искусства, оно оценивается как праздник, игра.

В феноменологии сдвиг осуществляется в сторону эстетического смысла, субъект наделяет произведение искусства смыслом, выработанным во многом им самим.

Аналитики «сдвигаются» в сторону языка, они анализируют так называемые эмотивные (эмоциональ­ные) суждения и в них видят суть искусства.

В постмодернизме смысл искусства становится многозначным, что соответствует рассеиванию, декон­струкции текста. При такой интерпретации реализм счи­тается разновидностью устаревшего понимания искус­ства, развивается этика возвышенного, а оно само трудноопределимо.

Что касается России, то здесь в эстетике длитель­ное время господствовал так называемый социалис­тический реализм — перевод на эстетический язык фи­лософии исторического материализма. Материализму ставится в соответствие реализм, а историческому ма­териализму — социалистический реализм. В настоя-

щее время в нашей стране ведется поиск новых эсте­тических ориентиров.

Итак, смысл различных эстетических направле­ний определяется их философией, многообразию фило­софий соответствует многообразие эстетик.

Разумеется, мы не упомянули целый ряд эстетиче­ских концепций. Тем не менее взглядом охвачено об­ширное поле эстетики. Для философии это очень важ­но, ибо она по определению не должна замыкаться в узкие горизонты. Философию можно сравнить с телескопом, который позволяет видеть далеко. Для рассмотрения же деталей нужен микроскоп (эту функцию часто вы­полняют науки и искусства).

ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ

Что такое практика?

Греческое слово «практикос» означает деятельный, активный. При этом имеется в виду деятельность, все­гда направленная на достижение цели. Практика есть деятельность человека по достижению цели.

Практика обладает структурой, строением. Состав­ляющими структурами являются: 1) субъект практи­ки (один человек или группа людей, цели которых оп­ределяют смысл совершаемого); 2) сама цель как субъективный образ желаемого будущего; 3) целенаправ­ленная деятельность; 4) средства практики; 5) объект практического действия; 6) результат практики.

Положим, Иван и Степан делают вместе табуретку. Здесь субъектами практики являются они оба, цель практики — заиметь табуретку, деятельность — пиле-

ние, строгание, средства практики — пила, рубанок, мо­лоток, объект делания — древесный материал, резуль­тат действия — табуретка. Наш пример очень прост. Яс­но, что могут быть куда более сложные практические ситуации, когда, например, субъектом практики явля­ются огромные социальные общности людей, а средст­вами практики — сложные машинные комплексы. В то же время возможны весьма вырожденные случаи прак­тики.

Допустим, студент на экзамене взял билет и гото­вится к ответу, но делает это несколько странным об­разом, ничего не пишет, думает. Это тоже практика, ибо у студента есть цель и он стремится ее достичь. Необыч­ность рассматриваемой ситуации заключается в том, что здесь объектом практического действия является сам субъ­ект практики, нет каких-либо материальных внесубъектных средств практики, а результатом ее является под­готовленный на экзаменационный вопрос ответ.

В практике принимает участие и студент, и рабо­чий, и инженер, и деятель искусства, и ученый, коро­че, каждый человек. Непрактикой является не умст­венная или какая-либо другая интеллектуальная деятельность, а отсутствие деятельности в ее специфи­чески человеческих чертах. Если природные процессы не вовлечены в среду деятельности человека, то они не относятся к сфере практики.

Что касается форм практики, то их в соответствии со структурой человеческой деятельности достаточно мно­го. Есть практика экономической, политической, соци­альной, научной, культурной жизни. Философия ищет смыслы практики, причем наиболее фундаментальные.

Заметим, что философский термин «практика» не сле­дует отождествлять с так называемой учебной практикой,

которая понимается как непосредственное применение до­бытых знаний. С философской точки зрения приобрете­ние знаний в учебной аудитории тоже есть практика.

Наши рекомендации