Критика концепции линейного развития общества

В наши дни концепция линейного развития обще­ства подвергается критике. Техника совершенствуется, но становятся ли лучше люди? Спортивные рекорды рас­тут, но часто за счет здоровья спортсменов. Все боль­ше успехов в науке и искусстве, но разве они доступ­ны миллионам? К тому же линейная концепция развития общества не учитывает случайности, различ­ного рода «скачки в сторону». Часто не ясно, по каким критериям можно сравнивать прошлое и нынешнее состояния общества, а без этого невозможно в принци­пе представление о прогрессе. Современная история, равно как и прошедшая, воспринимается как резуль­тат творчества людей, где имеют место и прогресс и регресс, и рассветы и закаты, многочисленные рас-

слоения и объединения, единство и многообразие. Ко­роче, многие философы придерживаются нелинейной концепции истории общества. Изобразить нелинейную концепцию истории в виде геометрической линии (или линий) невозможно, никакие линии не могут выразить все богатство истории.

Единство и многообразие истории

Вплоть до конца XIX века довольно популярной бы­ла концепция единства истории человечества. Мно­гим казалось, что любое общество живет по тем же са­мым правилам и законам, что другое. Благодаря исследованиям Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина была развита концепция локаль­ных обществ (иногда говорят о культурных организмах, цивилизациях). Среди этих локальных обществ чаще всего называют западную, русскую, исламскую, китай­скую и индийскую цивилизации.

Анализ хода истории показывает, что он не проти­воречит формуле «и единство, и многообразие». Един­ство и многообразие не противоречат друг другу. При всем многообразии современных обществ контак­ты между ними становятся все более многосторонни­ми. Благодаря этим контактам вызрела новая, всепланетная цивилизация.

Запад и Восток. Кто мы? Кем будем?

Часто подчеркивают, что судьба России — это путь с Запада на Восток и с Востока на Запад. Кто мы, россияне — европейцы, азиаты, евразийцы?

Для дальнейшего определимся более точно с терми­нами «Запад» и «Восток». В данном случае термины «Запад» и «Восток» взяты не из географии, а из фи­лософии истории. Истоки Запада видят в античности, в выходе на мировую арену Рима, в усвоении частью народов Европы римского умонастроения. Для Запада характерны рационализм, христианская традиция (в основном протестантизм и католицизм), просветитель­ство, представительная демократия, приоритет инди­видуалистического начала перед коллективистским, развитая научно-техническая составляющая. Для Вос­тока же характерны мистика, интуитивизм, .буддист­ская и исламская религиозные традиции, приоритет кол­лективного перед индивидуалистическим, общинность.

Что же касается России, то в ней, как известно, есть все: здесь легко обнаружить как западные, так и вос­точные корни. А это означает, что Россия должна спо­собствовать диалогу Запад — Восток и на этой основе вырабатывать свои собственные ценности, органично со­четающиеся с идеалами гуманизма, бережного отноше­ния к природе, свободного, справедливого и безопасно­го мира, практичности.

Каковы те главные принципы, которые укажут дорогу россиянам? Окончательного ответа на этот во­прос нельзя дать. Здесь нет другого пути, кроме пол­ноценного философствования. На наш взгляд, не Запад или Восток, а именно глубоко осмысленное социальное творчество должно быть ориентиром будущего росси­ян. Не плыть по воле волн, но и не попугайничать, а, зор­ко вглядываясь в достижения западных, восточных, се­верных и южных соседей, осмысленно творить свою собственную историю.

Основные выводы

• Человек — венец природы, обогащенный вырабо­танными сообществом людей познавательными, эсте­тическими и этическими ценностями.

• Общество — это совокупность людей, их социаль­ных действий и смыслов этих действий.

• Доступные нам данные позволяют считать, что об­щество будет изменяться нелинейно, единство челове­чества всегда будет сопровождаться многообразием ци­вилизаций.

• Творческий характер деятельности человека не поз­воляет прогнозировать ход эволюции человечества на большие (десятки лет) промежутки времени.

ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ

УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ

Наши рекомендации