Философия: понятие и предмет.
Буквальный перевод с древнегреческого слова «философия» означает любовь к мудрости, к истине (phileo - люблю, sophia – мудрость). Понятие «философ» впервые встречается у Гераклита (544-483 до н.э.), для обозначения ученого как «исследователя природы вещей». Термин «философия» как стремление к истине впервые употребляется в трудах Пифагора (580-500 до н.э.). Сократ видел в философии средство познания добра и зла. Истолкование же философии как особой науки, целью которой является познание вечного, непреходящего, впервые предпринял Платон (427-347 до н.э.). Позднее разные мыслители вкладывали разный смысл в понятие «философия».
· Аристотель (384-322 до н.э.) – это наука о сущем, о наиболее общих первоначалах бытия.
· Эпикур (341-270 до н.э.) – путь достижения счастья посредством разума.
· Сенека (4-65 до н.э.) – учение об этике, о добре и зле.
· Фома Аквинский(1225-1274) – средство рационального познания и доказательства бытия Бога в мире.
· А.Сен-Симон (1760-1825) – учение о наилучшем устройстве общества.
· И.Кант (1724-1804) – учение о познании, определяющее цели человеческой деятельности.
· Г.В.Ф.Гегель (1770-1831) – наука об Абсолютной Идее, постигающей самое себя, историческая эпоха, схваченная в мысли.
· К.Маркс (1818-1883) – духовная квинтэссенция исторической эпохи.
· Б.Рассел (1872-1970) – размышление о предметах, знание о которых еще невозмоно.
· Х.Ортега-и-Гассет (1883-1955) - учение об Универсуме.
· Н.Гартман (1882-1950) -– мировое сознании, в котором человек, находящийся в мире, пытается уяснить и мир и самого себя.
Сегодня философию чаще всего рассматривают как:
1 Исторический тип мировоззрения (наряду с мифологией и религией).
2 Науку (наряду с другими науками).
3 Форму общественного сознания, элемент духовной культуры общества ( наряду с правом, моралью, искусством и т.п.).
Таким образом, философия представляет собой синтетическую форму общественного сознания, объединяющую в себе научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира. Философия – особая форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
Ее цель – поиск высших смыслов и ценностей, предельных оснований бытия и познания, выработка стратегии свободной человеческой жизнедеятельности. Главный вектор философского знания – это отношение «мир – человек». Оно является основанием всего проблемного поля философии или предмета философии.
В разные исторические эпохи и в различных философских направлениях (школах) предмет философии пытались свести к так называемому основному вопросу философии или главной философской проблеме. Например:
Буддизм – Как избавиться от страданий, присущих земному бытию?
Даосизм – Как познать дао и достичь бессмертия?
Раннегреческая натурфилософия – Что лежит в основе всех вещей?
Сократическая школа – В чем смысл жизни?
Школа Платона – Что есть истинное бытие?
Христианская философия – Что есть Бог?
Рационализм – Что я могу знать? Методы и границы познания.
Марксизм – Что первично: материя или дух? Способен ли дух познать материю?
Позитивизм – Что есть истинное научное познание?
Экзистенциализм – Что есть человек и его свобода?
Перечень этих вопросов можно продолжать долго, но философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод:
Предметом философии являются наиболее общие проблемы существования мира и его структурных элементов (природы, общества, человека), всеобщие законы их развития, универсальные принципы бытия и познания, вечные вопросы взаимоотношения человека и мира.
Специфика философского знания. Следует отметить, что предмет философии лежит за пределами чувственного опыта. Философия исследует не мир как таковой, а то, как он представлен в человеческом знании. Поэтому проблемное поле философии не пересекается с другими науками. Предмету философии присущ универсализм, она изучает мир в целом и мир как целое. Также философии свойственны такие черты как интегральность (она обобщает все знания человека о мире) и субстанциональность (она ищет предельные основания всякого бытия). Философское знание носит антропологический характер, поскольку в центре его всегда стоит человек. «Философия видит мир из человека, а наука видит мир вне человека» (Н.А.Бердяев). Поэтому философское знание всегда имеет субъектно-объектный характер.