Основные течения современной философии

А. Школы. Период современной философии, который надлежит теперь рассмотреть, - от первой мировой войны до 1946 года - отмечен расцветом двух новых школ. Одна из них, неопозитивизм, представляет собой оригинальное продолжение позитивистской традиции; другая же, получившая название «философии существования», выступает как нечто совершенно новое, хотя по времени она следует за философией жизни и содержит феноменологические и метафизические элементы. Все другие продолжающие существовать школы имеют своих выдающихся представителей, с блеском развивающих свою основную проблематику. Это особенно касается метафизики, которая может по хвастаться такими именами, как Александер, Уайтхед, Гартман, и растущим числом томистов, но в не меньшей степени это относится и к феноменологии в лице Шелера, и к философии жизни, т.е. к последнему периоду деятельности Бергсона, и к творчеству Клагеса, не говоря уже о других философах.

Важнейшие философские системы нынешней эпохи можно разграничивать двумя способами - по их содержанию и по методу. С точки зрения содержания их можно подразделить на шесть групп. Прежде всего мы имеем два направления, исходящие еще из духа XVIII столетия: эмпиризм, или философию материи как продолжение позитивизма и идеализм в двух своих формах - гегелевской и кантовской. Далее идут два направления, осуществляющие разрыв с этим столетием: философия жизни и философия сущности, или феноменология. Наконец, выступают две группы, знаменующие собой своеобразие нашего времени: философия существования и новейшая метафизика бытия.

Такая классификация, естественно, не обходится без какого-то произвола. Нельзя не видеть глубоких различий между философами, объединенными в одну группу. Так, под названием «Философия материи» нам пришлось поместить вместе учения Б.Рассела, неопозитивистов, а также марксистов, между которыми существуют большие различия. В разделе «Философия жизни» пришлось рассматривать таких разных мыслителей, как Дьюи и Клагес. Наконец, надо подчеркнуть, что отдельные философы со своими школами оказываются между группами и представляют собой переход от одной к другой. Это касается, например, идеалистической баденской школы, имеющей точки соприкосновения с исто-рицизмом, относящимся к философии жизни, а также феноменологии Шелера, от которой тянется ниточка к философии существования. Любая классификация в истории философской мысли - это вынужденный шаг, имеющий целью лучшее обозрение материала. Но она не должна затушевывать ни глубокие различия внутри отдельных групп, ни переходы от одной к другой. С учетом этого условия наше разделение философов на шесть групп оправдывается тем, что оно демонстрирует шесть главных позиций нашего времени: эмпиризм, идеализм, философия жизни, феноменология, философия существования и метафизика.

Различение по методу, пожалуй, не столь принципиально само по себе, но оно, по-видимому, усиленно пробивает себе дорогу, как это ясно было видно на X Всемирном философском конгрессе в 1948 г. Приходится констатировать, что часто внутри одной и той же философской школы происходит раскол из-за применения разных методов, в частности логико-математического анализа, с одной стороны, и феноменологического метода, с другой. И хотя ряд философов не склоняются ни к тому, ни к другому методу или же хотели бы их применять одновременно, все-таки похоже, что сегодня именно в этом пункте многие расходятся друг с Другом. Кроме самих феноменологов расширенный и модифицированный феноменологический метод стал применяться почти всеми философами существования, а также частью метафизиков. Но другие метафизики, и прежде всего Уайтхед, примкнули к представителям математической логики. Факте высшей степени знаменательный: математической логике вообще удается привести к единому пониманию представителей самых различных и даже противоположных направлений - платоников, аристотелианцев, номиналистов и даже кантианцев и некоторых прагматистов, тогда как пропасть между сторонниками этого метода и сторонниками феноменологии часто выглядит столь глубокой, что между ними уже вообще не возможно никакое взаимопонимание.

Б. Влияние. Выше (§§ 1-3) уже говорилось об истоках современной философии. К этому остается добавить совсем немного.

Прежде всего надо констатировать, что исторические обстоятельства, приведшие к разрыву с философией прошлого столетия, продолжают действовать и в современный период. Так, физика развивалась в том же направлении, все более удаляясь от ее старой механистической базы. Иллюзия прогресса, достигаемого с помощью техники, хотя она еще в полном расцвете у американцев и у русских, потерпела в Европе новые поражения. Похоже, что от нее исцелились не только философы, но даже массы. Притом ценой величайших жертв. Ужасные страдания, вызванные цепью слишком хорошо известных событий, способствовали осознанию неотложности проблем человеческой личности, обращению к вопросам предназначения и судьбы, страдания, смерти и совместной жизни людей. Во всю идет религиозное обновление. Наконец, людей начинает охватывать какая-то всеобщая неуверенность и беспокойство, они ясно ощущают кризисную ситуацию и более чем когда-либо обращаются к философии в надежде получить от нее ответ на пугающие вопросы своей неустроенной жизни. Всем этим объясняется тот факт, что так быстро распространилась философия существования, а метафизика стала серьезной силой. Но этим же объясняется и высокий уровень сегодняшней философской жизни.

До этой философии доходят значительные влияния мыслителей далеких эпох. Бертран Рассел, принадлежащий к философам материи, то есть продолжателям XIX века, сказал в 1946 г., что влияние Фомы Аквинского сейчас больше, чем влияние Канта или Гегеля. Похоже, что это относится ко всем философам нашего времени. Если философия прогрессировала, то это было в форме спирали. В том, что касается основополагающих вопросов, она сегодня ближе к грекам и схоластике, чем к философам, жившим сто лет назад. Так, Платон возродился у Уайтхеда, Аристотель - у Дриша, Гартмана и томистов, Плотин - у некоторых экзистенциалистов, Фома - в школе, носящей его имя (то-мизм), поздняя схоластика - в феноменологии и неопозитивизме, Лейбниц - у Рассела.

Если же поставить вопрос, кто оказал на современную философию наибольшее влияние, то тут без колебания следует назвать двух философов, относящихся к самой этой эпохе. Это, как уже сказано, Бергсон и Гуссерль. Конечно, не только они одни. Но всюду и везде решающую роль играют философия жизни и феноменология, хотя и не располагая особенно сильными школами.

Короче, то, что внимательный наблюдатель мог видеть начиная с 1900 г. как уже развивающееся, сегодня полностью развернулось: это преодоление философии XIX столетия в пользу нового понимания действительности, понимания, появляющегося в начале столетия и хотя не означающего движение назад, но все же гораздо более сходного с философией прошлых эпох.

В. Сравнительная значимость систем. В отношении значения школ и систем надо учесть две совершенно различных точки зрения. Системы, оказывающие наибольшее влияние на массы, обычно не влияют в такой же мере на философов. В вопросе об отношении масс к философии действуют, по-видимому, два общих закона. Во-первых, при восприятии тех или иных идей у масс всегда наблюдается большое отставание, так что наибольшие шансы на популярность имеет философия, находившаяся в расцвете 50 или даже 100 лет тому назад, независимо от того, как ее теперь расценивают сами философы. Во-вторых, массы гораздо больше, чем философы, поддаются притягательности простоты и развернутой пропаганде философской системы. Чем примитивнее философия и чем сильнее она поддерживается движениями, обладающими мощным пропагандистским аппаратом, тем больше у нее шансов на распространение. Философы же обычно менее подвержены действию подобных факторов.

В настоящем очерке нас интересует лишь философия в академическом смысле слова, а не то, что нравится массам. Тем не менее совсем не лишне поставить вопрос о самых популярных философиях современности. По-видимому, на это звание могут претендовать две из них. Прежде всего, это философия материи. Она самая простая и, следовательно, легко понятна для нефилософов. К тому же в своей марксистской форме она поддерживается всей мощью всемирной коммунистической партии, а также уважением ряда ученых, которые, как дилетанты в философии, поддаются соблазну упрощенных учений не меньше, чем массы. Рядом с философией материи большой популярностью пользуется философия существования (экзистенциализм), особенно в латинских странах. На первый взгляд это кажется странным, поскольку эта философия представляет собой типично современное явление и притом она чрезвычайно профессиональна и тонка. Но такая ситуация легко объяснима, если учесть то, в какой упрощенной и доступной форме она обращается к массам через посредство беллетристики, театра и популярных очерков - способов распространения, выбранных среди философов одними экзистенциалистами. Кроме того, то, что нефилософы обычно воспринимают из философии существования, это ее иррационалистический и радикально субъективистский аспект. А субъективизм - это старое учение прошлого столетия, тогда как иррационализм распространялся определенными, ранее упомянутыми философскими течениями XIX века, особенно философией жизни, которая на рубеже веков была на подъеме. Нынешний успех философии существования можно было бы сопоставить с успехом стоических учений в первые столетия нашей эры. Стоическая философия тоже была весьма профессиональной, но она сумела получить широкое распространение, апеллируя к некоторым простым моральным идеям, для восприятия которых история давно уже подготовила почву.

По сравнению с этими двумя направлениями другие школы насчитывают мало сторонников в массах. В относительно лучшем положении находится метафизика, особенно в ее томистской форме, опирающейся на мощную традицию и имеющей поддержку в лице католической церкви. Философия жизни и феноменология менее известны, особенно эта последняя. Идеализм же, похоже, потерпел серьезную неудачу.

Не такую картину мы получим, если рассмотрим влияние различных школ на самих философов. Правда, и здесь надо, без сомнения, поставить идеализм на последнее место, тогда как философия жизни и феноменология занимают большое пространство, хотя и косвенным образом, поскольку влияют на целый ряд школ. Зато из двух сугубо современных течений метафизика, по-видимому, занимает первое место, а за ней идет философия существования. Наконец, философия материи находится в особом положении: в некоторых своих формах, например, как у Спенсера или в виде диалектического материализма она полностью или почти отсутствует в наших университетах. Однако работы Рассела и неопозитивистов привели в связи с реакцией на кризис науки к определенному ее оживлению в некоторых научных кругах. В течение периода 1930-1939 гг. казалось, что неопозитивизм стал одной из ведущих школ. В настоящее же время он сохранил свои, правда, очень сильные, позиции лишь в Англии, тогда как на континенте его обошли другие течения. Да и в Англии (как и в Северной Америке) он, по-видимому, постепенно теряет свое влияние.

Резюмируя, можно обрисовать сравнительную значимость философских систем следующим образом: на первом месте стоят метафизика и философия существования; за ними - более косвенным образом, через влияние на названные направления - идут философия жизни и феноменология, далее с большим отставанием - философия материи и на последнем месте идеализм16.

Г. Общая характеристика. Разумеется, невозможно предложить такую общую характеристику, которая в одинаковой степени подходила бы ко всем течениям современной философии. Не в последнюю очередь это объясняется тем, что одни из них продолжают традицию XIX столетия или шире - Нового времени (1600-1900), другие же стремятся дать нечто по сравнению с ней радикально новое. И все же есть общие черты, характерные если не для всей совокупности философов, то по крайней мере для большинства из них. По-видимому, прав Уайтхед, утверждая, что столь типичная для Нового времени «бифуркация», т.е. раздвоение на мировую машину и мыслящий субъект, преодолена: как мы видели, и субъективизм и механицизм потерпели тяжелое поражение. В общем и целом обнаруживается тенденция к более органичному и дифференцированному пониманию действительности, связанному с явным признанием ее ступенчатого строения и различных слоев бытия. Заметен и ряд других черт, которые хотя и не проходят повсюду, но ясно демонстрируют облик современной мысли. Таковыми можно считать следующие черты.

а) Антипозитивистская установка. Если не брать материалистов и некоторых идеалистов, то эту основную черту можно констатировать повсюду. В этом отношении представители философии жизни, фено-менологи и экзистенциалисты идут дальше метафизиков. Они отрицают вообще всякую ценность естественных наук как источника философского знания, тогда как метафизики признают за ними подчиненную роль.

б) Анализ. В явном противоречии с XIX столетием философы современности занимаются прежде всего анализом и притом нередко с помощью новых, особенно точных методов.

в) Реализм. Метафизики, большинство представителей философии жизни и философии материи, а также часть экзистенциалистов являются реалистами, и лишь идеалисты упорно отстаивают противоположную позицию. Представленная ими форма - это непосредственный реализм: человек считается способным к непосредственному схватыванию бытия. В общем, кантианское разделение на вещь в себе и явление отброшено, можно сказать, по всему фронту.

г) Плюрализм. Современные философы в большинстве плюралисты, борющиеся против идеалистического и материалистического монизма XIX века. Но и здесь есть исключения: например, Александер среди метафизиков и Кроче среди идеалистов являются монистами. Но они остаются меньшинством, влияние которого явно сходит на нет.

д) Актуализм. Почти все философы нашего времени актуалисты. Их интерес направлен на становление, каковое все больше рассматривается как историчность - так же, как в начале столетия биология, игравшая решающую роль для иррационалистических течений, была заменена историей. Актуализм современной философии отрицает существование субстанций; исключением здесь являются лишь томисты и некоторые английские неореалисты. Целый ряд философов идет еще дальше в своем актуализме, отказываясь даже признавать неизменные идеальные формы. Это относится к представителям философии материи и философии жизни, ко многим идеалистам и ко всем экзистенциалистам. Впрочем, против этой тенденции решительно выступают другие школы, особенно неокантианцы, феноменологи и метафизики.

е) Персонализм. В большинстве случаев интерес направлен на человеческую личность. За исключением представителей философии материи все современные философы более или менее открытые спиритуалисты, настаивающие на особом достоинстве человеческой личности. В особенно драматической форме этот персонализм представлен у экзистенциалистов, но его отстаивают очень решительно и многие феноменологи и метафизики. Пожалуй, именно в этом заключается важнейшая черта современной философии в ее радикальном противопоставлении прошлому: это философия, более близкая к действительному человеческому бытию, чем ее предшественницы.

Д. Внешние признаки. Наряду с этими чертами, принадлежащими самому учению, современная философия характеризуется в особом смысле рядом внешних признаков. Она подчеркнуто профессиональна, исключительно продуктивна, а ее отдельные школы находятся в гораздо более тесной связи между собой, чем это было в прежние времена.

а) Профессионализм. Среди профессиональных философов сейчас не найти ни одного, чье творчество могло бы в отношении простоты сравниться с философией Платона или Декарта. Все школы (за исключением диалектического материализма и в определенной мере прагматизма) располагают специальным понятийным аппаратом с богатыми абстрактными значениями и оперируют сложными и тонкими ходами мысли. По большей части это заметно у экзистенциалистов и неопозитивистов, то есть у двух новейших направлений. Примерно так же обстоит дело у идеалистов, феноменологов и метафизиков. Внешний вид некоторых философских работ современности весьма напоминает как специальные работы Аристотеля, так и искусные ходы мысли схоластики XV столетия.

б) Продуктивность. Продуктивность философов исключительно велика. Приведем лишь некоторые цифры. Только в Италии в 1946 г. выходило не менее 30 специальных философских журналов, а лишь одна международная школа, томизм в узком смысле слова, располагает более 20 журналами. В библиографии Международного института философии (неполной) приводится более 17 000 названий за один только семестр (первый семестр 1938 г.). К этому количественному росту надо добавить многообразие постановок проблем и появление большого числа по настоящему значительных работ. Конечно, трудно сказать, что из всего этого сохранится, но если все признаки не обманывают, то целый ряд философов нашей эпохи надолго оставят свой след в истории философской мысли. Вряд ли будет преувеличением причислить эту эпоху к самым плодотворным в истории.

в) Взаимная зависимость. Характерной чертой современной европейской философии является интенсивность контактов между философами самых различных и даже противоположных направлений, а также налаживание отношений между странами. С начала XX столетия стали регулярно созываться Всемирные философские конгрессы, собирающие все большее количество философов. Наряду с этими широчайшими мероприятиями происходят специальные международные конференции, посвященные какой-либо отдельной дисциплине или направлению. Затем надо сказать о создании журналов международных школ (идеалистов, томистов, неопозитивистов и т.д.), а также журналов на нескольких языках. Так, стали прорываться национальные границы и в значительной мере границы между школами. Результатом явилось взаимное проникновение философских направлений, какое мало когда наблюдалось в прежние эпохи.

Об этом свидетельствует уже тот процесс, который привел к формированию современных школ. Так, английский неореализм вышел из теории предметов (родственной феноменологии), из некоторых эмпиристских идей и изучения метафизики (Лейбниц у Рассела). Неопозитивизм находится в тесной связи с критикой науки, с классическим эмпиризмом и английским неореализмом; в то же время в нем сказывается влияние основателя феноменологии Гуссерля. В свою очередь феноменология сильно повлияла на философию существования и часть метафизики. Идеализм не избежал зависимости от своего традиционного противника - позитивизма. Самым же своеобразным стало формирование философии существования, объединившей в себе позитивистские, идеалистические и феноменологические влияния, хотя в основном она коренится в философии жизни и восприняла немалое влияние метафизиков.

II. ФИЛОСОФИЯ МАТЕРИИ

Звезды, шепчет она, кружат
вслепую.

Теннисон

Этим общим обозначением мы объединяем ряд философских систем различной направленности - философию Б.Рассела, неопозитивизм и диалектический материализм. Хотя эти системы и не очень значительны как философия в строгом смысле слова, но они все же оказывают на широкие круги общественности такое влияние, которое, пожалуй, превосходит влияние всех других философских течений.

Все философы, принадлежащие к этой группе, являются более или менее склоняющимися к материализму натуралистами, сциентистами и откровенными рационалистами. 1) Они натуралисты, поскольку смотрят на человека лишь как на составную часть природы и всячески отрицают, что он существенно отличается от всех других природных существ. 2) Сциентистами они являются потому, что безгранично верят в естественные науки как высший авторитет. В соответствии с этим действительность может постигаться лишь естественнонаучными методами, а то, что им недоступно, есть псевдопроблема и, в конечном счете, не имеет значения. При этом отрицается, что этический, эстетический и религиозный опыт образует еще один источник познания. Как Рассел, так и диалектические материалисты занимают откровенно антирелигиозную позицию. С их точки зрения, философия сводится лишь к анализу естественнонаучных понятий или же к синтезу естественнонаучных результатов и лишь постольку имеет значение. 3) Хотя большинство сторонников этих школ не могут решиться на радикальный материализм, у всех у них явно материалистическая тенденция. Также и большинство неопозитивистов считаются лишь с материальными явлениями; всякое исследование психических фактов, с их точки зрения, бессмысленно. 4) Наконец, все эти философы - явные рационалисты, в том смысле, что они верят в ценность рациональных, аналитических методов.

Для того чтобы представить философские учения Рассела и неопозитивистов в их исторической связи, мы предпошлем им краткое изложение британского неореализма. Собственно, надо было бы его рассматривать позже, скажем, в связи с феноменологией, так как он представляет собой одно из новаторских течений новой эпохи, приведших к созданию современной метафизики и математической логики. Поэтому следует специально подчеркнуть, что неореалистическое течение, хотя и связано кое в чем со сциентистским натурализмом, но имеет гораздо более широкое значение и у некоторых мыслителей привело к настоящему платонизму (Уайтхед).

Бертран Рассел

А. Английский неореализм. Уже во второй половине XIX столетия в Англии появилось, хотя и слабое, реалистское течение. Оно еще не привело к созданию школы и не смогло пробиться перед лицом господствовавшего тогда идеализма Брэдли и Бозанкета. Тем не менее оно насчитывает в своих рядах некоторых значительных представителей. Таковы Роберт Адамсон (1852-1902), который, будучи кантианцем, к концу своей жизни перешел на позиции критического реализма; Джордж Дауэс Хикс (1862-1941), приближающийся со своей теорией интенцио-нальности к Мейнонгу и Гуссерлю и занимающий среднее положение между идеализмом и неореализмом; критический реалист Томас Кейз (1844-1925), который считал возможным умозаключать от представлений к вещам, и другие.

Начало неореалистскому движению положил Джордж Эдвард Мур (1873-1958), опубликовавший в 1903 г. свою знаменитую статью «Опровержение идеализма». Влияние Мура на современную английскую философию столь значительно, что его можно сравнить разве что с влиянием Бергсона или Джемса.

Оно явно прослеживается в первом поколении у Конви Ллойда Моргана (1852-1936), Альфреда Норта Уайтхеда (1861-1947), сэра Т.Перси Нанна (1870-1944), лорда Бертрана Рассела (1872-1970), Сэмюэля Александера (1859-1938), Чарли Дэнбара Броуда (род. в 1887), Джона Лэр-да (1887 1945), а во втором поколении - главным образом у Сирила Э.М.Джоуда (1891-1953), Г.Г.Прайса (1899-1985), Э.К.Юинга (род. в 1899 г.). В то же время у Моргана, Александера, Уайтхеда и Лэрда имеется метафизика, так что их надо рассматривать в другой связи. Среди же остальных названных философов самый значительный по продуктивности и влиятельности - Рассел. В дальнейшем, после краткого обзора общих черт неореализма, мы отдельно рассмотрим учение Рассела.

Б. Общие основные черты неореализма. Как можно уже понять из самого названия, английские неореалисты выступают в противоположность к идеалистам и объявляют себя сторонниками реализма, притом, как правило, непосредственного реализма. Они утверждают, что можно непосредственно схватить не только психические представления, а и транссубъективную реальность. Есть у них еще и другие общие черты. Прежде всего все они убежденные эмпирики. У них нет никаких сомнений в том, что все наше познание происходит из опыта, а для большинства из них опыт носит исключительно чувственный характер. Эта основная позиция явно идет от английской традиции, от Локка, Беркли, Юма и, может быть, больше всего от Рида. Неореалисты всячески апеллируют к естественным наукам, причем почти все они считают естественнонаучный метод подлинно философским методом. Главным образом их интересует физика и математика. Вообще у них доминирует теоретический интерес. Правда, Мур опубликовал значительную работу о морали, а Уайтхед, как иногда и Рассел, занимался этическими и религиозными проблемами, но в основном их занимают чисто теоретические вопросы - вопросы логики, теории познания, физики или биологии.

В то же время самое характерное для неореалистов это то, что они сосредоточиваются на исследовании отдельных проблем. Они изначально настроены антисистемно и остро, часто несправедливо, критикуют все прежние философские установки. Если некоторые из них в более поздние годы возвысились до систем этической спекуляции, то по большей части они остались приверженцами «микроскопического» метода -склонности анализировать, разлагать на части любые проблемы. Особенно типичен в этом отношении Броуд, но и другие действуют подобным же образом, причем нередко с поразительным упорством. Неореалистическая школа - это типично аналитическая школа.

В. Бертран Рассел. Личность и развитие. Бертран А.У.Рассел, родившийся в 1872 г. в английской аристократической семье, несомненно, одеш из наиболее читаемых и обсуждаемых философов периода между двумя мировыми войнами. Он развернул исключительно плодотворную писательскую деятельность. После своей первой публикации 1896 года он вплоть до 1946 г. выпускал почти каждый год по книге, а то и по две, не считая многочисленных статей в самых различных журналах. Этой массе публикаций соответствует многообразие расселовских интересов. Не было такой области философии, которой он бы не затронул. И часто он занимался и другими вопросами, например, пацифизмом, защита которого стоила ему тюремного заключения во время первой мировой войны. Его произведения получили широчайшее распространение. Вот лишь одно сравнение: в то время как до второй мировой воины не имелось ни одного немецкого перевода Уайтхеда, Александера и Броуда, у Рассела оказались переведенными на немецкий уже 17 томов до 1935 года. Очень ясный, очень «научный», Рассел был и остается сегодня философом широких кругов публики, задержавшихся на позитивистских идеалах XIX века. Со своим политическим и антирелигиозным радикализмом, излагаемым очень ясным языком, Рассел выступает как некий современный Вольтер, правда, гораздо меньшего масштаба.

При этом от других популярных писателей того же направления, таких, как Геккель или сам Вольтер, Рассел отличается тем, что он повлиял не только на широкую массу, но и благодаря собственно философским разработкам, предшествовавшим популяризации, оказал решающее влияние на европейскую философию.

Учение Рассела разделяется на две совершенно различные части: одну образуют его логика и философия математики, другую - его остальные теории. Со специально научной точки зрения первая часть гораздо важнее. В ней, кстати, Рассел сохранил довольно последовательно позицию, занятую еще в 1903 году. Будучи ограниченными определенными рамками, мы можем изложить здесь лишь общефилософские взгляды Рассела, а некоторые из его логических и математических идей будут представлены в приложении.

В творческом развитии Рассела также выделяются две фазы. Сначала Рассел целиком находился под обаянием математики, казавшейся ему идеалом философии. Он говорит о ней с воодушевлением платоника. Но он и был тогда убежденным платоником. Он был уверен в том, что помимо эмпирической действительности имеются универсалии, которые мы воспринимаем непосредственно и которые обладают существованием, независимым от вещей и от духа. Философию он тогда считал дедуктивной наукой, частично независимой от чувственного опыта. К этому времени относится его труд «Principia mathematica» - один из важнейших в европейской мысли XX столетия.

Позднее, однако, эта позиция Рассела стала постепенно меняться. В то время, как его соавтор по «Principia mathematica» Уайтхед все больше погружается в метафизику, Рассел превращается в позитивиста. Вопрос об универсалиях представляется ему непостижимым, всякая метафизика - бессмысленной, а философия - уже не дедуктивной, а эмпирически обусловленной, в духе английской традиции. Даже в математике он больше не усматривает платоновской красоты, считая ее теперь простым практическим инструментом науки. К этому времени Рассел становится прямо-таки классическим сциентистом: он заявляет, что знание дает лишь естественнонаучный метод, он верит в совершенствование человека через технику и с воодушевлением говорит о прогрессе. Его реализм очень близко подходит к учению Юма. Над всеми его рассуждениями довлеет почти безграничный скептицизм.

Надо еще отметить, что при всех его многочисленных публикациях по самым разным вопросам и несмотря на его большой ум Рассел так и не смог построить философскую систему и даже не смог избежать противоречий. Его духовная установка остается изменчивой и постоянно развивающейся. В последних же книгах он снова сближается со своей ранней философией.

Г. Понятие философии. Представление о философии, которое в настоящее время отстаивает Рассел, характерно для всей неореалистской школы. Впрочем, сам Рассел в этом отношении идет от Мура. С его точки зрения, философия должна быть в основном научной, заимствуя свои постановки вопросов из естественных наук, а не из религии или морали. Ее идеалом должен быть научный идеал; по сути, ее область охватывает лишь те вопросы, которые пока еще не могут решаться наукой, так что она готовит почву для науки. Всякий «романтизм», всякий «мистицизм», безусловно, должны из нее исключаться. Нечего также искать в философии каких-либо «героических спасательных средств против духовных мук», но следует бесстрастно, терпеливо углубляться в конкретные исследования.

Рассел с самого начала не верил, что философия может дать много надежных ответов. Поскольку по самому своему определению философия относится к донаучной сфере, она должна скорее ставить проблемы, чем решать. Ее главная задача - критическая. Философ должен прояснять естественнонаучные понятия, установки и доказательства, для чего он подвергает их тщательному логическому анализу. Такой подход, считает Рассел, будет к тому же действовать стимулирующе и окажется более ценным, чем вечно сомнительные ответы. Позднее Рассел становится откровенным агностиком, убежденным в том, что только наука способна разбираться в действительности, хотя со своей стороны она может доходить лишь до вероятностных выводов. В этом отношении Рассел всего лишь продолжает эмпиристскую и позитивистскую традицию, прежде всего Юма и Милля.

Д. Плюрализм и реализм. Один из важнейших моментов философии Рассела, как впрочем и Мура и большинства английских неореалистов, это критика учения Брэдли о внутренних отношениях. По Расселу, нет никаких внутренних отношений, а все существующие отношения - внешние, присоединяющиеся к сущности уже существующих вещей, и, следовательно, сущность этих вещей никоим образом от них не зависит. Тем самым, Рассел отбрасывает самую основу учения Брэдли. В то же время он отбрасывает и два его основных следствия, выступая за плюрализм и различение субъекта и объекта. Плюрализм, согласно которому мир состоит из многих, возможно, бесконечно многих, независимых и связанных внешними отношениями атомов, характеризует в первую очередь все это философское направление. Позднее Рассел довел плюрализм до «логического атомизма» - учения о том, что мир состоит из чувственных данных (sense-data), связанных между собой чисто логически. При этом решительно отбрасывается и гегелевский идеализм, заменяемый непосредственным реализмом. К этому плюрализму Рассел пришел от своих занятий Лейбницем и от своих собственных математических изысканий.

Применение плюрализма к теории познания привело к значительным философским результатам. Отвергнув объективный идеализм с помощью своей теории внешних отношений, Мур и Рассел энергично атаковали субъективный идеализм Беркли и его последователей. Согласно этому идеализму, мы можем знать лишь то, что содержится в сознании, то есть идеи, а транссубъективный мир нашему познанию недоступен. Эту теорию неореалисты отвергают как грубый паралогизм: Беркли явно спутал два значения слова «идея», под которым может подразумеваться как психический познавательный акт, так и то, что познано. Познанное вовсе не должно быть всегда в сознании, оно существует и вне сознания, как отличное от субъекта. Тем самым обосновывается непосредственный реализм.

Однако, по Расселу, материя, хотя и действительна, но недоступна прямо познанию; мы познаем - как считает и Мур - лишь чувственные данные. Так например, цвет стола, его твердость, звук, возникающий когда по столу ударяют кулаком, - это, конечно, реальности, но вовсе не свойства стола. Это доказывается также тем фактом, что разные люди получают разные чувственные данные. Пространство, в котором находятся эти чувственные данные, различно в зависимости от того, каким органом чувств они воспринимаются, и тем более в зависимости от воспринимающего человека. Допущение того, что в основе чувственных данных находится вещь - чисто индуктивно; прямого доказательства этого нет. Вначале Рассел еще соглашался с тем, что существование этой вещи должно быть признано как простейшее объяснение чувственных данных, но позже он изменил свое мнение и перешел к «атомной» теории, согласно котороймир состоит из логически связанных между со б ой чувственных данных. Здесь надо подчеркнуть, что эта теория не совпадает с классическим феноменализмом, так как чувственные данные рассматриваются как реальности непсихические и независимые от любого (даже трансцендентального или абсолютного) субъекта. По Расселу, они являются компонентами реального мира, хотя и не субстанциями. Это соответствует учению Юма.

В первый период Рассел еще признавал, что рядом с чувственным восприятием чувственных данных имеется еще и непосредственное познание универсалий. Например, мы знаем не только Лондон и Эдинбург, но также и (внешнее!) отношение между этими городами. А это отношение ни субъективно психическое (так как оно существует независимо от познания), ни физический факт (так как физическая реальность состоит исключительно из чувственных данных), скорее это нечто вроде платоновской идеи, существующей «сама по себе».

Рассел развил дальше эту теорию, защищая классическую платоновскую точку зрения. Но позднее он заявил, что вся эта проблема слишком сложна, чтобы ее можно было прояснить окончательно, и перешел к позитивизму. В последних же работах Рассел опять отказался от своей позиции. Он утверждает теперь, что чистый эмпиризм неприемлем, и выступает за признание универсалий.

Е. Психология. Рассел с самого начала сомневался в наличии непосредственного познания собственного Я, склоняясь к мнению, близкому юмовскому, для которого человеческая душа лишь совокупность идей. В книге «Анализ сознания» Рассел прямо примыкает к этой точке зрения, развивая ее оригинальным образом. Она остается «нейтральной» по отношению к материализму и идеализму и приводит к учению о том, что нет ни материи, ни бога, а есть лишь чувственные данные, которые по-разному связаны и подчиняются разным законам. Чувственные данные от различных объектов (например, звезд), рассматриваемые с единой точки зрения, образуют дух; а чувственные данные разных наблюдателей (например, различные аспекты одной звезды) образуют так называемую материю. При этом законы психического и физического различны. Психическое обусловлено «мнемоническим детерминизмом», который, по-видимому, исходит от детерминизма нервных сетей. Кроме того, для психического характерен субъективизм, который, однако, объясняется материально как концентрация чувственных данных в од

Наши рекомендации