Критерии достоверности в Мадхьямике Сватантрике
Школа Мадхьямика Сватантрика может говорить о достоверности и недостоверности на основе собственных характеристик. О достоверности нельзя вести речь без определенных критериев.
Сватантрика утверждает, что все феномены являются наименованиями, данными умом – но не только наименованиями. Названия, которые присваиваются явлениям, зависят от собственных характеристик явлений.
Вернемся к примеру, рассматриваемому в этой школе. Перед вами веревка и змея, но вы даете им одно наименование. Вы называете змею змеей и веревку змеей. Ни то, ни другое не обладает истинным существованием. Мадхьямика Сватантрика говорит, что если змею назвать змеей, она будет настоящей змеей – это достоверное наименование. Но что касается веревки, то сколько ее ни называй змеей, она в змею не превратится. Почему? Каковы здесь критерии достоверности? Хоть сто раз назовите веревку змеей, но она никогда не сможет выполнять функции змеи.
Так что критериями достоверности, с точки зрения Мадхьямики Сватантрики, являются собственные характеристики, а не истинное существование. В школе Читтаматра критерий достоверности – истинное существование. Однако Мадхьямика Сватантрика считает, что истинное существование – это объект отрицания.
Итак, сватантрики утверждают, что хотя истинного существования нет, мы все же можем говорить о том, что достоверно, а что недостоверно, на основе собственных характеристик. Змея – это не просто некая форма, похожая на змею. У змеи маленькая головка, она ползает, извиваясь, она может ужалить человека. Таким образом, змея обладает присущими только ей собственными характеристиками.
Согласно Мадхьямике Сватантрике, существование объекта на 50% исходит от него самого и на 50% – от наименования, которое вы на него накладываете. Когда сходятся вместе эти два фактора, объект начинает существовать. Благодаря своим собственным характеристикам змея наполовину существует со стороны объекта. Затем вы со своей субъективной стороны даете ей название "змея". Без названия ни один объект определить невозможно. Следовательно, если 50% составляют собственные характеристики объекта, а другие 50% – субъективное обозначение "змея", то когда вы называете змею змеей, это достоверно. Но если вы назовете веревку змеей, это будет недостоверно. Почему? Несмотря на то, что вы со своей стороны даете веревке название "змея", со стороны объекта в ней нет собственных характеристик змеи. В этом случае для наименования "змея" нет никакой основы, и называть веревку змеей было бы полнейшей чепухой.
Если с самого начала вы не дадите телевизору название "телевизор", он не станет до конца телевизором. Он существует и обладает собственными характеристиками телевизора, но если не назвать его телевизором, что он будет из себя представлять? Всего лишь некий неопознанный объект. Но если его изобретатели решат: "У этого объекта такие-то характеристики, поэтому давайте назовем его телевизором", то позже, когда вы увидите предмет, обладающий подобными характеристиками, вы скажете: "Это телевизор". И это будет достоверно. Если вы называете "телевизором" объект, который со своей стороны обладает собственными характеристиками телевизора, ваши слова достоверны.
Наименования крайне необходимы, но это не означает, что вы всегда должны присваивать предметам наименования. Например, чашка, стоящая в темной комнате, существует, но люди никак ее не называют. Однако в самом начале вам нужно дать предмету некое название для того, чтобы его идентифицировать. Без названия невозможно опознать ни один феномен. Это тоже одно из положений буддийской философии. Наука следует тому же правилу, поэтому в науке существует много терминов. Ученые уже ввели понятия "электрон", "протон", "нейтрон", и, наверное, постепенно дойдут до "кунтага", "шенванга" и "йондупа".
Итак, именно благодаря этому критерию – собственным характеристикам – можно вести речь о достоверности и недостоверности. На этой основе можно утверждать наверняка, что галлюцинации ложны. А то, что не является галлюцинацией, достоверно, но не обладает истинным существованием.
Определение объекта отрицания с точки зрения школы Мадхьямика Сватантрика гласит: Нечто, существующее исключительно со стороны объекта, вне зависимости от того, как оно воспринимается достоверным сознанием и вне зависимости от наименования. Под этим отрицанием подразумевается, что явления, обладающие собственными характеристиками, существуют, что они не входят в отрицание. Почему? Здесь говорится, что объект является достоверному сознанию, и объекту дается наименование мыслью. Это существует. Но какой объект является достоверному сознанию? Достоверному сознанию является не что иное, как объект, наделенный собственными характеристиками, собственные характеристики данного объекта.