Учебно-практическое пособие по философии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

Им. К.Г.Разумовского

ГУМАНИТАС

HUMANITAS

Дистанционное

Обучение

ЮБИЛЕЙНОЕ ИЗДАНИЕ

ВЗИПП

МГЗИПП

МГТА

МГУТУ

К 10-ЛЕТИЮ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

ГУМАНИТАС

HUMANITAS

том первый

книга 1

Дистанционное

Обучение

ФИЛОСОФИЯ

Авторский коллектив:

Иванова В.Н., доктор экономических наук,

профессор (руководитель);

Евсеева Т.Г., кандидат философских наук, доцент

Звездина Е.В., кандидат философских наук, доцент

Калугин В.Н., доцент

Кузина А.Н., кандидат филологических наук, доцент

Москва, 2013

УДК 30

Г 94

1. Гуманитас. Humanitas. Том I, книга 1. Философия. Логика. Учебно-практическое пособие. М., Изд-во МГУТУ, 2010. 516 с. 2 –е изд. Электронная версия.

ISBN 5-89933-028-7

С первого тома (книги 1) учебно-практической серии «Гуманитас. Humanitas» начинается «Болонская библиотека», приуроченная к 10-летию Болонского процесса. Издание подготовлено в контексте полувекового юбилея МГУТУ.

В данной книге рассматриваются содержание и основные проблемы философии и логики. Дается определение этих предметов, раскрываются их генезис, структура и сущность.

Работа построена по модульному принципу и снабжена обстоятельным учебно-практическим аппаратом: контрольными вопросами, тестами, а также словарями основных понятий.

Пособие предназначено для студентов, аспирантов и всех, кто интересуется социально-гуманитарной проблематикой.

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Пусько В.С.
  доктор философских наук, профессор Ремарчук В.Н.

ISBN 5-89933-028-7

Ó Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского, 2010

ФИЛОСОФИЯ

ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Предмет и специфика философии.Мировоззрение и философия. Функции философии.

Философия Древнего Востока. Упанишады. Философия йоги. Буддизм. Даосизм. Конфуцианство.

Античная философия. Раннегреческие учения о бытии. Учение Сократа о человеке. Философия Платона. Философия Аристотеля. Эллинистическо-римская философия.

Философия Средневековья. Этапы развития философской мысли. Проблемы бытия, сущности и существования. Учение А. Августина и Ф. Аквинского о человеке и его истории.

Философия Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм. Бог, человек и мир в учениях Н. Кузанского и Дж. Бруно.

Философия Нового времени. Социально-исторические и мировоззренческие основания философии и науки. Научная методология: Ф. Бэкон и Р. Декарт. Сенсуализм.

Философия Просвещения. Вольтер и Монтескье. Социально-философские идеи Ж.-Ж. Руссо. Атеистический материализм. Актуальность идей французских просветителей.

Немецкая классическая философия. Критическая философия И. Канта. Философская система и метод Г.В.Ф. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Марксистская философия. Формирование философской позиции К. Маркса. Основные идеи.

Русская философия. Зарождение русской философии. Человек и общество у славянофилов и западников. Религиозная философия. Русский космизм. Русская зарубежная философия.

Современная зарубежная философия. Многообразие направлений. Позитивистская школа. Философия жизни. Фрейдизм. Экзистенциализм. Структурализм. Герменевтика. Религиозно-философская мысль. Философия постмодерна.

I. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ

Мировоззрение и философия

Философское знание является достоянием духовной культуры человеческой цивилизации, выступая в качестве фундамента знания эпохи (Древность), либо оказывая явное (Новое время) или неявное (XX–XXI вв.) влияние на другие формы человеческого знания и деятельности. Поэтому действительного понимания роли философии в обществе можно достигнуть лишь в результате уяснения истории развития философского знания в различные эпохи, его связей с другими формами духовной культуры.

Специфика философского знания определяется как формой его существования и развития, так и характером рассматриваемых проблем и способами познания. Философское знание с самого начала своего возникновения носит мировоззренческий характер. Всякая философия представляет собой мировоззрение, но не всякое мировоззрение есть философия. В связи с этим важно понять, что такое мировоззрение вообще и в каких формах оно существует в культуре.

В процессе жизнедеятельности на основе знаний, интересов и потребностей у людей формируется мировоззрение в виде общих представлений о мире и месте человека в нем, называемое обыденным или житейским. Соответственно в ходе развития духовной культуры общества складывается мировоззрение, которое включает предельно общие знания, убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, отражающие интеллектуальный и духовный настрой той или иной эпохи. В таком общественно-историческом масштабе мировоззрение функционирует в обществе в форме мифологии, религии, философии.

Мировоззрение включает в себя знание о мире (природе, обществе), ценностные ориентации, идеалы, убеждения. Характер и уровень знания и ценностные ориентации в существенной степени определяют тип и глубину мировоззрения.

В определении убеждений и идеалов, которые формируют то или иное мировоззрение, особо важную роль играет система ценностных ориентаций. Ценностное отношение к миру выражает отношение людей ко всему существующему в соответствии с их целями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Важнейшими оценками действительности выступают понятия добра и зла, красоты и уродства, добродетели, справедливости.

Греческое слово философия, впервые введенное в обиход Пифагором (VI–V вв. до н.э.), переводится как любовь к мудрости, любомудрие. Однако это не раскрывает сущности философии, поскольку стремление к мудрости характерно и для ученых, не называвших себя философами, поэтов, священников. Специфика философской мудрости состоит в ее нацеленности на получение знания максимальной всеобщности и фундаментальной значимости.

Уже античные философы (Аристотель и Сократ) указали на два источника философского знания, зарождения философии.

О первом источнике. Все наши знания, а философское в особенности, считал Аристотель, обязаны своим происхождением такой способности человека как удивление. Способность удивляться (любознательность) рождает непрерывную работу мысли, которая необходима (и приятна) умственно развитому человеку. «Мыслю, следовательно, существую», – считал великий философ и ученый Р. Декарт (XVII в.). Об интеллектуальном наслаждении говорили по-своему Б. Спиноза и Г. Гегель, К. Маркс и А. Эйнштейн. Маркс отмечал, что духовно богатый человек – всегда нуждающийся человек, ибо он всегда жаждет эти богатства умножать.

Данный интеллектуальный источник философской мудрости, трактующий ее как поиск общезначимых истин, составил, развившись, теоретическую компоненту философского знания, позволяющую характеризовать его как научное, а философию называть наукой.

Второй источник философии – эмоционально-ценност-ное переживание человеком себя и мира – назвал Сократ, известный своим изречением «человек, познай самого себя». Человек не только познает мир. Он живет в нем. Человеческое отношение к миру (и самому себе) есть переживание, выступающее скорее как мироощущение. Самым глубоким и сильным переживанием Сократ назвал неизбежность смерти, заставляющей думать о смысле жизни, судьбе, добре и зле. При таком подходе, философия – это ответ человека на вызов судьбы, поставившей его – смертное, но единственно мыслящее и осознающее эту смертность существо – в положение один на один с бесконечной, безразличной к нему Вселенной. Это роднит философию с религией и искусством, то есть не с теоретическим, а с ценностным, духовно-практическим способом освоения человеком действительности.

Уникальность философии в том, что в ней (и только в ней) оба эти способа человеческой жизнеориентации – научно-теоретической и ценностной, духовно-практической – объединены. Это проявляется и в специфике философского знания, которое имеет две составляющие – научную и ценностную –, и в своеобразии проблем, исследуемых в философии. Философские проблемы – это мировоззренческие вопросы, ответ на которые философ ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума.

Наши рекомендации