Установка на проведение игры
За 2 – 3 недели преподаватель сообщает цель игры и ориентирует студентов на осмысление данной темы в аспекте соотношения проблемы свободы с сущностью человека, его самосознанием, ответственностью, индивидуальностью, а также в плане соотношения духовно-личностного и социально-практического аспектов рассмотрения проблемы свободы. Рекомендуется проработать спредлагаемую литературу и сформулировать аргументы pro et contra.
Сценарий игры
Подготовительный этап. Студенты изучают рекомендованную литературу, определяют собственные позиции по обсуждаемой проблеме и в соответствии с ними разбиваются на 2 команды (по 7-8 человек). Из наиболее подготовленных студентов формируется экспертный Совет (4-5 человек). Главные задачи Совета – следить за порядком проведения игры и определить наиболее компетентную команду по критериям новизны идей и оригинальности аргументации.
Первый этап. Проведение игры на семинарском занятии. В начале игры преподаватель напоминает студентам о ее цели. Затем представляет членов обеих команд и Совета экспертов. Один из членов Совета играет роль ведущего. Затем выступают представители команд, обосновывающие тезис о реальной свободе современного человека. Потом слово представителям противоположной точки зрения. После их выступления начинается дискуссия, за ходом которой следит Совет экспертов. В ходе обмена мнениями участвуют и другие члены студенческой группы. По окончании дискуссии экспертный Совет анализирует степень обоснованности обеих точек зрении и высказывает свое мнение.
Второй этап. Подводятся итоги игры. Преподаватель анализирует работу обеих команд и Совета экспертов, отмечает наиболее оригинальные и глубоко осмысленные идеи отдельных ее участников. При этом определяется наиболее подготовленная команда, отмечаются слабо аргументированные точки зрения, наиболее сложные аспекты проблемы, делаются обобщенные выводы.
Задания командам и Совету экспертов
Студенты должны провести анализ и привести аргументы в обоснование точек зрения по проблемам свободы. Для этого предлагается осмыслить нижеследующие высказывания по обсуждаемой теме. При этом представители разных точек зрения должны исходить из того, что свобода внутренне связана с осознанием противоречивости человеческого бытия, с невозможностью уклониться от выбора как жизненного разрешения этого противоречия, о неотделимости вопроса о свободе от самой сущности человека.
1. Свобода – это самодетерминированность, самоопределение, способность быть и оставаться причиной самого себя. Но все сотворенное со временем превращается в нечто внешнее, в обстоятельство, с чем необходимо считаться.
2. Мы свободны по принуждению: способны к выбору двух типов детерминации: или человек подчиняется требованиям природы (страстям, желаниям, инстинктам), или сознательно подчиняет себя ценностям, находящимся за пределами природного и социального миров – Истине, Добру и Красоте, то есть ценностям духовным (Х.Ортега-и-Гассет). Сравни с Ф. Ницше: Свобода есть воля – беззаботная, насмешливая, насильственная.
3. «Свобода есть познанная необходимость» (Б. Спиноза).
4. «Свобода приходит в мир вместе с человеком и она есть бытие человека… Индивид полностью и всегда свободен» (Ж.П. Сартр).
5. «Но если бы не было свободы, то не было бы в нас морального закона» (И. Кант).
6. «Когда говорят о свободе воли, то часто понимают под этим лишь произвол, то есть волю в форме случайности. Но хотя произвол, как способность определять себя к тому или иному, несомненно, и есть на самом деле существенный момент свободной согласно своему понятию воли, он, однако, отнюдь не есть сама свобода, а есть пока только формальная свобода… Свобода по отношению к такому содержанию существует поэтому лишь в форме выбора, каковая формальна свобода и должна рассматриваться как мнимая свобода… Когда говорят о необходимости, то обыкновенно понимают под этим лишь детерминирование извне... Это, однако, лишь внешняя, а не подлинно внутренняя необходимость, ибо последняя есть свобода» (Г.В.Ф. Гегель).
7. Детерминация духовная не зависит от обстоятельств, это телеологическая детерминация, а не причинная; сознательное усилие по поддержанию в себе человеческого, и это поддержание становится смыслом жизни.
8. «Свобода как авторство, как ответственность. Свободный человек – автор самого себя и «ставит подпись» под каждым своим поступком. «Истинная свобода есть не безответственная игра возможностями, а осуществление своих неповторимых возможностей, отягощенное ответственностью» (С.А. Левицкий).
9. «Так же как незнание закона не освобождает от ответственности, так и у человека нет «алиби в бытии». Он ответственен в силу самого факта своего существования. Глубина же и содержание этой ответственности, то есть мера свободы, выявляются только в результате интеллектуального усилия. Животное, не обладающее сознанием, – несвободно» (Г.Л. Тульчинский).
10. «Свобода самим устанавливать собственное поведение в сфере, где выбор навязывается материальными обстоятельствами, ответственность с велением совести – вот единственный воздух, в котором может развиваться нравственное чувство, в котором моральные ценности ежедневно воссоздаются свободным волеизъявлением индивидуума. Ответственность не перед начальством, а перед собственной совестью, сознание долга, не предписанного сверху, необходимость решать, какими ценностями пожертвовать, и способность нести последствия своего решения – вот суть этики, заслуживающей этого наименования (Ф.А. Хайек).
11. Общество, его социальные институты позволяют не превращать жизнь в постоянный подвиг: обычаи, правила, законы, нравственные границы очерчивают рамки допустимого, в которых проявляется свобода человека. Главное – признание этой свободы социальными институтами, а не самоцельное определение запретов и регламентаций. Ежечасная регламентация неизбежно унижает достоинство личности, ориентирует жизнь на страх, а не на совесть.
12. «Свободное общество потому и богатеет, потому что оно есть общество взаимоответственных отношений, взаимного удовлетворения взаимного спроса, всюду плотно структурировано взаимно свободными (= ответственными) отношениями. В ситуации же воли интересы других людей меня не интересуют. Социальное пространство в таком обществе не структурировано. В нем как шары в пустом барабане носятся самозванцы со своими идеями о счастье, а толку никакого до тех пор, пока не появится какой-нибудь суперсамозванец, который жестко выстроит всех по ранжиру своей воли. Итог ситуации свободы – созидание и творчество. Шум, грохот и их сила – результат социальной жизни в ситуации воли». (Г.Л. Тульчинский).
13. «Личность отличается тем, что она внутри иерархизована, имеет некоторый вектор, направленность. Эта ее иерархизованность, направленность на бесконечное божественное «Ты» создает ответственность за свои поступки и выражена в ее нравственности. Личность внутренне и свободна, и направлена, что, конечно, является парадоксальным и возможно лишь при направленности к трансцендентному, но благодаря чему ее свобода всегда положительна, направлена на добро» (А.С. Арсеньев).
14. Конечной целью любой морали и нравственности является автономность нравственной личности, способной к принятию долга. Реальное гуманистическое содержание такой философии нравственности заключается в признании достоинства и самоценности каждой личности, ее свободы, а значит – и права на ответственность. Только живущие по таким правилам общество может оцениваться как нравственное.
15. Собственность – это всё, что человек ценит и на что имеет право, признаваемое другими. В таком понимании границы собственности все более совпадают с границами личности, а значит – с границами свободы и ответственности. Тяга к собственности «накрепко связана с личностью человека и развивает в нем чувство собственного достоинства и веру в свои силы» (Р. Пайнс).
* * *
1. Согласно учению И. Канта об антиномиях в «Критике чистого разума», свободу в ее осуществленности нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
2. Наличие свободы в действительности доказать невозможно ибо: человеческая жизнь анализируется наукой и потому является целиком и полностью детерминированной; развитие процессов можно показать с помощью каузальной связи причины – следствия, но это невозможно в отношении свободы.
3. Наличие свободы в действительности доказать невозможно, ибо свобода, осознанная в своей самости как противоположность несвободы, связана с последней ретроспективно. Свободный в этом смысле поступок не может быть определен из него самого.
4. Не правы те, кто утверждает, подобно Ж.П. Сартру, что человек обречен быть свободным. Человек стремится к свободе, но что бы он ни делал, свобода ускользает от него, становясь все более недостижимой и желанной.
5. «Индивидуум является открытой системой, поведение которой полностью определяет совокупность факторов: а) багаж наследственности, от которого зависит общее строение организма; б) события его собственной истории, запечатленные в данном организме благодаря наличию условных рефлексов и памяти, определяющие его как «личность»; в) окружающая среда, на которую он реагирует. Все особенности этого индивидуума в настоящем или будущем можно описать со степенью точности, равной точности отношения любой физико-химической системы, в той мере, в какой известны все три указанных выше определяющих фактора» (А. Моль). Какие следствия вытекают из этой модели?
6. С точки зрения рационализма свободна только воля, следующая долгу: «Человек живет лишь из чувства долга, а не потому что находит какое-то удовлетворение в жизни» (И. Кант). Отказ от себя и есть самореализация (см. И. Кант. Соч. в 6-ти т. М., 1964, Т.4, Ч.1. С. 498). Субъектом – носителем высшей воли у Канта является Бог, но в условиях повседневной жизни им может быть и лицо, присвоившее себе «божественное пророчество». Это может быть любой субъект, посчитавший, как и Родион Раскольников, что он «право имеет» рассматривать максимы своего поведения в качестве универсального закона. Рационалистическое самозванство буквально берет на вооружение принцип Бармалея: «всех сделать счастливыми, а кто не захочет…».
Рационалистическое мировоззрение требует от личности поведения раба, который не может позволить себе даже мысли о сомнении и протесте против воли самозванца – абсолютного субъекта; это – учение, с помощью которого, как говорил Ф. Ницше, обманывают человечество, с одной стороны, а с другой – люди обманываются сами. Причем крайности эти сходятся, поскольку крайними выражениями этих двух полюсов «логически последовательного» рационализма является насилие, убийство другого, либо самого себя. Рациональное обоснование свободы невозможно?
7. Достижение земных целей и удовлетворение всех земных интересов не обеспечит человеку полной свободы, потому что существует смерть – это «высшее отчуждение, и марксистский деятель после своей, нередко победоносной борьбы против различных видов частных отчуждений оказывается перед лицом всеобщего отчуждения, которое несет с собой смерть, вынужден проиграть решающую битву» (Дж. Джирарди).
8. Современный человек может быть полностью запрограммирован, «зомбирован» существующими технологиями.
9. «…Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы… нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклониться» (Ф.М. Достоевский).
10. Целостного современного человека нет. Он рассыпался на биологические, социологические, психологические, религиозные и другие сущности. Общество оперирует человеком, исчисляет его статистически, его распределяют по организациям, используют для разных целей. Человек, по словам Н.А. Бердяева, «проваливается в окружающий его предметный мир» и его свобода иллюзорна.
11. Либеральная демократия в условиях переходного общества способна давать сбои, оказывается бессильной перед центробежными силами, нередко создавая возможности для легитимации различных форм самозванства и даже тоталитаризма. Абстрактно-рационалистические идеи справедливости и свободы отнюдь не способствуют сплочению общества в такой период его развития.
12. Есть такие сферы жизни общества, которые принципиально основаны на внешнем по отношению к личности долженствовании: армия, места лишения свободы. Попадая в ситуацию внешнего долженствования, человек вынужден подчиняться. Можно ли говорить о свободе человека в таких ситуациях?
13. Человек всегда является лишь частью мира. В мире же все обусловлено действием объективных причин, и такие причины всегда при определенном интеллектуальном усилии можно найти; проблема – только в совершенстве знаний, объяснений и средств познания. В мире свободы нет и быть не может.
Список литературы
1. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. М., 1991. Ч.II. Разд. 5, 6.
2. Арсеньев А.С. Философские основания теории личности: цикл популярных лекций-очерков с приложениями. М., 2001. Лекции XII, XIII.
3. Барулин В.С. Современная философская антропология. М., 1994.
4. О человеческом в человеке. Сб. статей. М., 1991.
5. Баллестрем К.Г. Nomo oeconomics. Образы человека в классическом либерализме. // Вопросы философии. 1999. № 4.
6. Дубченко В. Гражданин-невидимка. Сопротивление и сила «лагерного человека» // Век XX и мир. 1991. № 1.
7. Категории человеческого существования. Реф. сб. // РАН Инион. М., 1992.
8. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 1995.
9. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Самоутверждение человека // Вопросы философии. 1997. № 9.
10. Невважан И.Д. Свобода и знание. Саратов, 1995.
11. Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2000.
12. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
13. Розин В.М. Образ человека в контексте современности // Философские науки. 2000. № 1.
14. Секацкий А.К. Соблазн и воля. СПб., 1999.
15. Тульчинский Г.Л. Постчеловечская персонология. СПб., 2002. Гл. 3-5. Заключение.
16. Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски. СПб., 2000. Гл.XXI.
Тесты по философии
1. Слово «философия» первым употребил:
а) Фалес;
б) Пифагор;
в) Сократ;
г) Диоген.
2. Что такое философия:
а) мировоззрение;
б) теоретическое мировоззрение;
в) наука;
г) методология познания.
3. Специфическая черта научности философского знания:
а) объективность;
б) истинность;
в) всеобщность;
г) теоретическая форма осмысления проблем.
4. Две специфические составляющие философского знания:
а) научность и ценностность;
б) объективность и истинность;
в) доказательность и проверяемость;
г) доказательность и истинность.
5. Основной вопрос философии есть:
а) проблема соотношения материи и сознания;
б) важнейшая проблема эпохи;
в) система нравственных норм;
г) проблема первоначал.
6. В чем отличие материализма и идеализма:
а) в ценностном отношении к миру;
б) в подходе к соотнесению материи и сознания;
в) в различных идеалах жизни.
7. Определите, какие из приведенных ниже суждений верны:
а) если мысль истинная, то она материалистическая;
б) если мысль материалистическая, то она истинная;
в) если мысль идеалистическая, то она ложная;
г) если мысль ложная, то она идеалистическая;
д) истинными или ложными могут быть как материалистические, так и идеалистические мысли, суждения, теории.
8. Согласие, с каким из нижеследующих положений означает агностицизм:
а) некоторые вещи никогда не станут объектами нашего знания;
б) процесс познания бесконечен;
в) человек никогда не сможет до конца исчерпать всех тайн природы;
г) все научные теории неполны и не отражают объект абсолютно точно;
д) сущность вещей принципиально непознаваема;
е) в науке есть неразрешимые задачи;
ж) чем больше познаем, тем меньше знаем.
9. Религию можно определить как мировоззрение, которое полагает наличие:
а) акта веры;
б) мистического содержания;
в) всеобщего мирового закона;
г) сверхъестественного начала.
10. Философию отличает от религии:
а) теоретическое осмысление мировоззренческих проблем;
б) отсутствие акта веры;
в) отказ от сверхъестественного начала;
г) идея совершенной мудрости.
11. Выделите признаки, обязательные для философского мировоззрения:
а) системность;
б) абстрактность;
в) логическая непротиворечивость;
г) простота;
д) эмпирическая обоснованность;
е) наглядность;
ж) конкретность;
з) максимальная общность;
и) оценочный характер.
12. Какие из перечисленных вопросов имеют философский характер:
а) в чем смысл существования человека;
б) каковы пути разрешения экологического кризиса;
в) что есть истина;
г) в чем сущность гравитации;
д) возможно ли создание искусственного интеллекта;
е) расширяется ли Вселенная;
и) что такое свобода.
13. Основную задачу первые греческие философы видели:
а) в поиске первоначала многообразного мира;
б) в исследовании сущности человека;
в) в познании общества;
г) в исследовании души человека.
14. Подлинное бытие в атомизме Демокрита – это:
а) пустота;
б) атомы;
в) вещи;
г) Космос.
15. Кто утверждал, что «все течет, все изменяется» и «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»:
а) Демокрит;
б) Гераклит;
в) Пифагор;
г) Протагор.
16. Антропологический поворот в античной философии связан с именем:
а) Демокрита;
б) Пифагора;
в) Сократа;
г) Гераклита.
17. Сущность концепции этического рационализма в учении Сократа состоит:
а) в поиске разумом общезначимых регуляторов поведения людей;
б) в отождествлении добродетели и знания о ней;
в) в осознанном следовании нравственным предписаниям;
г) в подчинении нравственных предписаний интересам государства.
18. Основоположником объективного идеализма является:
а) Аристотель;
б) Платон;
в) Плотин;
г) Пифагор.
19. Диалектика, по Платону, это:
а) общая теория развития мира;
б) учение о понятиях и методах логического мышления;
в) учение о развитии через противоположности;
г) учение о цикличности в развитии мира.
20. По мнению Аристотеля человек – это:
а) высшее природное существо;
б) разумное животное;
в) носитель идей;
г) общественное животное, наделенное разумом.
21. Добровольное следование судьбе, апатия, отношение к жизни и смерти как к естественно необходимому, характеризуют принципы человеческой жизни:
а) в стоицизме;
б) в скептицизме;
в) в эпикуреизме;
г) в платонизме.
22. С точки зрения христианства, тело человека:
а) темница души;
б) источник греха;
в) ничто, а душа – все;
г) подчинено душе.
23. Человек является образом и подобием Бога:
а) по происхождению от Бога;
б) по воле Божьей;
в) благодаря единосущности с Богом.
24. С точки зрения христианской философии, Бог является:
а) безличным перводвигателем мира;
б) универсальным принципом бытия;
в) абсолютной личностью.
25. Познание человеком Бога, с точки зрения патристики, возможно:
а) через познание гармонии и целесообразности всего сущего;
б) через познание самого себя как единства души и тела;
в) через познание собственной души.
26. Главной целью схоластики является:
а) философско-теологическое обоснование христианских догматов;
б) рационалистическое, логическое обоснование христианской догматики;
в) критика христианской догматики.
27. С точки зрения А. Августина, познание Бога достигается:
а) разумом;
б) чувствами, созерцанием;
в) верой.
28. Какое суждение истинно для учения А. Августина:
а) вера основывается на разуме;
б) вера является самостоятельным источником истины и исключает ценность разумного познания;
в) разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может.
29. В философии А. Августина свобода является:
а) свойством воли;
б) свойством разума;
в) социальной характеристикой человека.
30. Учение Ф. Аквинского опирается на философию:
а) Аристотеля;
б) Сократа;
в) Платона.
31. С точки зрения Ф. Аквинского, общее существует:
а) как самостоятельная реальность наряду с единичными вещами;
б) как сущность единичных вещей;
в) в Боге как полноте бытия и в связи единичных вещей через Бога.
32. В философии Ф. Аквинского зло в мире идет:
а) от человеческой деятельности;
б) от Бога;
в) от природы.
33. В гуманизме Возрождения доминирует:
а) предметно-практическая ориентация;
б) этическая ориентация;
в) эстетическая ориентация.
34. Гуманистическая система ценностей основывается на принципе:
а) теоцентризма;
б) антропоцентризма;
в) космоцентризма.
35. С точки зрения гуманистов главная цель жизни человека:
а) самореализация;
б) служение Богу;
в) служение обществу.
36. У гуманистов взгляд на природу является:
а) генетическим;
б) атеистическим;
в) материалистическим;
г) пантеистическим.
37. В обосновании пантеизма философы Возрождения опираются на:
а) неоплатонизм;
б) материализм;
в) дуализм.
38. Тождество Бога и природы утверждает:
а) теоцентризм;
б) пантеизм;
в) космоцентризм;
г) антропоцентризм.
39. Кому принадлежит следующая мысль: «Мир имеет свой центр повсюду, а окружность нигде в результате уподобления мира Богу»:
а) Н. Копернику;
б) Т. Кампанелле;
в) Н. Кузанскому;
г) П. делла Мирандоле.
40. Кто является автором следующего высказывания: «Как Бог развертывает из себя многообразное богатство природных вещей, так и человеческий ум развертывает понятия, свернутые в нем»:
а) Плотин;
б) Н. Кузанский;
в) Дж. Бруно;
г) Л. да Винчи.
41. Главный принцип диалектики Бога и мира в учении Н. Кузанского:
а) совпадение противоположностей;
б) причинность;
в) гуманизм.
42. С точки зрения Дж. Бруно, мир – это:
а) объективная реальность;
б) самодвижущаяся природа;
в) развернутая сущность Бога.
43. В эпоху Нового времени формируется картина мира:
а) космоцентрическая;
б) эволюционистская;
в) субъект-объектная;
г) антропоцентрическая.
44. В философии на первый план выходит проблематика:
а) гносеологическая;
б) аксиологическая;
в) онтологическая;
г) социальная.
45. Основоположником эмпиризма является:
а) Декарт;
б) Бэкон;
в) Локк;
г) Юм.
46. Какого рода заблуждения Бэкон считал порождением слепой веры в авторитеты:
а) идолы пещеры;
б) идолы рода;
в) идолы театра;
г) идолы рынка.
47. Метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, называется:
а) индукцией;
б) дедукцией;
в) рационалистическим;
г) эмпирическим.
48. Метод познания, основанный на выведении частных положений из общих, называется:
а) индукцией;
б) дедукцией;
в) анализом;
г) синтезом.
49. Высказывание «Мыслю, следовательно, существую» принадлежит:
а) Декарту;
б) Бэкону;
в) Юму;
г) Локку.
50. Тезис о том, что в разуме нет ничего, что предварительно не прошло бы через чувства, характеризует:
а) рационализм;
б) эмпиризм;
в) сенсуализм;
г) номинализм.
51. Учение о первичных и вторичных качествах развито:
а) Локком;
б) Бэконом;
в) Декартом;
г) Беркли.
52. Философия Беркли характеризуется как:
а) материалистический сенсуализм;
б) идеалистический сенсуализм;
в) дуализм;
г) материализм.
53. Позиция Д. Юма по вопросу об источнике наших ощущений:
а) Бог;
б) этот вопрос неразрешим;
в) материальный мир.
54. Какая идея объединяет всех философов Просвещения:
а) перестройка жизни на разумных началах, путем распространения знания и воспитания;
б) материалистическое мировоззрение;
в) необходимость юридического равенства всех граждан;
г) идея собственности как естественного свойства человека.
55. История, с точки зрения Вольтера, это арена борьбы:
а) просвещения и невежества;
б) классов;
в) этносов и разных культур;
г) великих личностей.
56. Монтескье предлагал:
а) отделить церковь от государства;
б) разделить поровну между гражданами частную собственность;
в) уравнять в правах женщин и мужчин;
г) разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную.
57. Кто высказал идею об отрицательном воздействии научно-технического прогресса на состояние нравственности:
а) Вольтер;
б) Дидро;
в) Руссо;
г) Гельвеций.
58. В чем усматривал Руссо источник социального неравенства и отчуждения людей:
а) в правлении непросвещенных людей;
б) частной собственности;
в) физическом неравенстве;
г) отсутствии свободы.
59. Вольтер трактует человека как:
а) социальное животное;
б) разумное существо;
в) природное существо;
г) ощущающее существо.
60. В этической теории Гельвеций определяет добродетель через:
а) общий интерес;
б) частный интерес;
в) потребности;
г) разум.
61. Гольбах и Гельвеций пришли к выводу, что интересы людей зависят:
а) от реальных потребностей;
б) от их ментальности;
в) от обстоятельств;
г) от формы их деятельности.
62. Преодолеть социальное неравенство людей, говорит Руссо, можно путем:
а) отказа от государства и возврата человека к «естественному состоянию»;
б) отмены частной собственности;
в) уравнивания собственности людей;
г) просвещением людей.
63. Согласно Канту субъект:
а) является источником знания;
б) определяет форму знания;
в) интуитивно познает объект.
64. Объективность знания по Канту означает:
а) всеобщность и необходимый характер знания;
б) независимость знания от субъекта;
в) отражение свойств вещей самих по себе.
65. Связующее звено между рассудком и чувственностью, по Канту:
а) практика;
б) опыт;
в) воображение.
66. Свобода человека, согласно Канту, проявляется:
а) в следовании познанной необходимости;
б) в возможности выбора действий;
в) в следовании нравственному императиву.
67. Кантовские идеи о безусловном – это:
а) обобщения опыта;
б) конечные цели стремлений че-ловека;
в) сверхчувственные сущности.
68. Высшей формой развития абсолютного духа, по Гегелю, является:
а) философия;
б) искусство;
в) религия.
69. С точки зрения Гегеля, всеобщая причина развития находится:
а) в воздействии одних факторов, систем на другие;
б) во взаимодействии внутренних противоположностей систем;
в) в спонтанных переходах от одного состояния системы к другому.
70. Условием могуществ разума является, согласно Гегелю:
а) опора разума на опыт;
б) непротиворечивость мышления;
в) способность разрешать противоречия.
71. Диалектика у Гегеля является:
а) отражением развития объективного мира;
б) саморазвитием идеи;
в) методом познания и преобразования объективного мира.
72. Сущностным свойством человека, по Фейербаху, выступает:
а) врожденное стремление к счастью;
б) разумный эгоизм;
в) нравственный долг.
73. Выход из отчужденного состояния человечества Фейербах видит
а) в изменении отношений человека к природе;
б) в изменении отношений человека к человеку;
в) в изменении общественных условий жизни.
74. В какой работе Маркс сформулировал тезис о необходимости философии не только объяснять, но изменять мир:
а) Тезисы о Фейербахе;
б) Экономическо-философские рукописи 1844 г.;
в) Немецкая идеология;
г) Предисловие «К критике политической экономики».
75. Какая проблема находится в центре внимания Маркса в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.»:
а) отчуждения человека;
б) потребностей человека;
в) духовного производства;
г) материального производства.
76. Что, по мысли Маркса, лежит в основе отчуждения человека в обществе:
а) частная собственность;
б) характер труда;
в) социальное устройство общества;
г) нравственные отношения.
77. В чем Маркс увидел источник развития общества:
а) в развитии потребностей людей;
б) в развитии производительных сил общества;
в) в научно-техническом прогрессе;
г) в противоречии субъекта и объекта.
78. Что лежит в основе формационной концепции истории:
а) различие в культурных ценностях;
б) способ производства;
в) уровень духовного развития общества;
г) тип государственного устройства.
79. По Марксу, сущность человека определяется:
а) совокупностью всех общественных отношений;
б) природой;
в) духовностью;
г) разумностью.
80. Что выделяется в качестве причины смены общественно-экономических формаций:
а) материальные потребности людей;
б) противоречие в способе материального производства;
в) духовные потребности.
81. Материалистическое понимание истории есть:
а) отрицание влияния идейных факторов на общественное развитие;
б) утверждение о том, что материальные потребности людей являются движущими силами развития общества;
в) выдвижение в качестве идеала развития такого общества, которое полностью удовлетворит материальные потребности людей;
г) утверждение об определяющей роли материального производства в жизни общества.
82. Согласно учению Г.С.Сковороды, Вселенную и человека связывает:
а) практическая деятельность;
б) божественное происхождение Вселенной и человека;
в) мир символов.
83. Кто из русских философов считал, что существует три мира: макрокосм, микрокосм и мир символов:
а) митрополит Илларион;
б) Г.С. Сковорода;
в) А.С. Хомяков.
84. Кому принадлежит высказывание о том, что Россия не имеет внутреннего стержня культурного развития, не дала миру ни одной идеи, оставшись в стороне от культурного прогресса:
а) А.И. Герцену;
б) П.Я. Чаадаеву;
в) Ю.Ф. Самарину.
85. Сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям характеризует понятие:
а) софийности;
б) всеединства;
в) соборности.
86. Представители славянофильства:
а) И.В. Киреевский;
б) А.И. Герцен;
в) А.С. Хомяков;
г) Ю.Ф. Самарин;
д) В.Г. Белинский;
е) К.С. Аксаков.
87. Социально-культурное многообразие удерживается, по мнению К.Н. Леонтьева, прежде всего:
а) развитием науки и техники;
б) государственной политикой;
в) религией.
88. Социальный идеал В.С. Соловьева:
а) демократия;
б) самодержавие;
в) свободная теократия.
89. Какую форму государственного устройства считали приемлемой для России И.А. Ильин и И.Л. Солоневич:
а) монархию;
б) республику;
в) диктатуру.
90. Представитель религиозного космизма:
а) Н.Ф. Федоров;
б) П.А. Флоренский;
в) В.И. Вернадский;
г) А.Л. Чижевский.
91. Мысль о том, что свобода предшествует бытию, принадлежит:
а) Н.А. Бердяеву;
б) А.С. Хомякову;
в) В.С. Соловьеву;
г) Н.Ф. Федорову.
92. Согласно Н.А. Бердяеву, путь человека в Царство Божие лежит через:
а) веру;
б) познание;
в) творчество.
93. В позитивизме Конта главной задачей философии является:
а) выяснение всеобщих законов бытия;
б) систематизация научного знания;
в) анализ истории развития науки;
г) анализ языка науки.
94. Важнейшая функция философии с точки зрения неопозитивизма:
а) систематизация научного знания;
б) осмысление истории развития науки;
в) логический анализ научных понятий;
г) выявление значения социокультурных факторов в развитии науки.
95. В структурализме культура исследуется в качестве:
а) системы ценностей;
б) преобразования природы;
в) меры развития человека;
г) знаковой системы.
96. В философской герменевтике под познанием понимается:
а) отражение объективных свойств мира;
б) способ бытия человека в мире;
в) средство преобразования мира;
г) главный вид человеческой деятельности.
97. Представителем «философии жизни» является:
а) А. Бергсон;
б) Т. Кун;
в) А. Камю;
г) Г. Гадамер.
98. Источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом в структуре психики человека (по З. Фрейду) является:
а) «Я»;
б) «Сверх-Я»;
в) «Оно».
99. Критерий подлинности человеческого бытия в экзистенциализме:
а) его направленность к будущему;
б) его прикованность к настоящему;
в) его обращенность в прошлое;
г) его служение идеалам.
100. Балансирование на грани жизни и смерти, ощущение хрупкости своего бытия характеризует существование человека с точки зрения:
а) неотомизма;
б) герменевтики;
в) экзистенциализма;
г) философии жизни.
101. Современный неотомизм отвергает:
а) рационализм;
б) гармонию веры и разума;
в) иррационализм.
102. Образ «лабиринта» в постмодернизме – символ:
а) равнозначной множественности путей, истин.
б) системности мира;
в) отказа от рационального постижения мира.
5. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Истоки философии. Религия и мифология.
2. Философское мировоззрение. Специфика философского знания.
3. Основные разделы философского знания.
4. Место философии в системе культуры.
5. Проблема человека в буддизме, конфуцианстве, даосизме.
6. Общая характеристика философии Античности. Человек в учениях Сократа, Платона, Аристотеля.
7. Общая характеристика средневековой философии. Природа и человек как творения Бога.
8. Принципы философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.
9. Научная революция XVII века и проблема обоснования достоверности знания. Ф. Бэкон и Р. Декарт.
10. Социально-исторические предпосылки философии Просвещения. Трактовка человека и общества в философии Просвещения.
11. Немецкая классическая философия: основные идеи и представители.
12. Основные черты философии марксизма.
13. Традиции и особенности русской философии XI-XIX веков.
14. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX- начала XX века.
15. Общая характеристика философии XX века. Мир человека в современной западной философии.
16. Экзистенциализм о сущности, существовании и свободе человека.
17. Неопозитивизм, структурализм, герменевтика.
18. Религиозная философия XX века: «антропологический поворот».
19. Философская категория бытия и ее смысл. Бытие и субстанция.
20. Основные формы бытия. Материальное и идеальное.
21. Понятие движения, формы движения.
22. Пространство и время.
23. Проблема сущности человека. Соотношение социального, биологического и духовного в человеке.
24. Понятие сознания. Концепции сущности и происхождения сознания в современной философии.
25. Сущность и существование в бытии человека. Проблема смысла человеческой жизни.
26. Понятие процесса познания. Структура процесса познания.
27. Проблема истины в философии. Критерии истины.
28. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании.
29. Структура научного знания.
30. Общество как целостная и развивающаяся система.
31. Понятие гражданского общества.
32. Понятия «культура» и «цивилизация». Многообразие цивилизаций и культур.
33. Религиозные ценности и их роль в современном мире.
34. Добро и красота, их соотношения в духо<