Медитация на ум. махамудра и дзогчен

Нет крайней необходимости в том, чтобы объектом медита­ции был образ Будды. В наше время у людей есть определённые трудности с визуализацией объекта. И если у вас такие трудно­сти есть, то просто пребывайте в естественном состоянии своего ума. Я провёл исследование, и на своём опыте могу сказать, что, если вы не визуализируете, а пребываете в ясном осознанном со­стоянии ума, то найти объект медитации гораздо легче.

Важно получить от своего Духовного Наставника переда­чу техник махамудры и введение в естественное состояние ума. Есть два вида такого введения: это введение в относительную природу ума и введение в абсолютную природу ума. И самое главное — получить введение в относительную природу ума. В тех­никах махамудры подробно объясняется, что такое естественное состояние ума и каким образом удерживать его в качестве объ­екта медитации. Чтобы понять, каким образом медитировать с наитончайшим состоянием ума, ясным светом, в первую очередь важно понять, каково ваше грубое состояние ума.

Я думаю, для некоторых будет проще выбрать в качестве объ­екта медитации свой ум. У европейцев, а также той части поко­ления тибетцев, к которой отношусь я, ум устроен так, что нам непросто что-то представлять. Вначале очень трудно визуализи­ровать образ полностью. А когда всё-таки удаётся представить образ и сосредоточиться на нём, этот образ очень быстро пропа­дает. Я экспериментировал с этим: получается, что проблема не в том, что ум уходит от объекта медитации, а в том, что визуали­зируемый объект очень трудно удерживать. А с исчезновением образа объекта вам может показаться, что ваша концентрация тоже исчезла. Но это не так: концентрация остаётся, просто нет видимости образа. Поэтому некоторым людям кажется, что, ког­да они медитируют на мысленный образ, то не достигают ника­ких успехов в медитации, потому что не могут удержать его. На самом деле прогресс у них есть, но объект всё время пропадает, и из-за этого им кажется, что они неспособны сосредоточиться. Но проблема не в их неспособности, а именно в исчезновении объ­екта. Нужно что-то визуализировать и одновременно на этом со­средоточиваться — трудно делать эти две вещи одновременно. С другой стороны, если в качестве объекта медитации взять свой ум, его не надо визуализировать, он всё время с вами.

Итак, если вы в качестве объекта медитации используете свой ум, вам нужен подлинный Учитель, который даст вам точные наставления, как медитировать на ум. В противном случае это тоже будет нелегко. Ваше зрительное сознание неспособно увидеть себя. Многие люди, когда медитируют на ум, на ясный свет, «визуализируют» их, но это неверно. Ясный свет невоз­можно визуализировать. Ясный свет — это наитончайший ум, его можно осознать лишь в результате длительных медитаций, так что в начале пути не стоит надеяться, что вам это удастся. Не пытайтесь представить ясный свет. Его необходимо активи­зировать, выявить. Однако в настоящий момент ваш грубый ум настолько активен, что никакого шанса на активизацию ясного света у вас нет.

Люди, несведущие в науке, могут подумать, что ядерную энергию можно извлечь, если потереть два камня друг о друга. Услышав о таком способе извлечения ядерной энергии, учёные будут смеяться. Так же, если кто-то говорит, что видит ясный свет, то знающие буддийскую философию люди тоже смеются. Практики, пытающиеся увидеть ясный свет, подобны детям. Ядерная энергия — это результат расщепления самых тонких частиц. И ясный свет — это наитончайший ум, который очень сложно активизировать. Но, когда он проявляется, его сила про­сто невероятна, ядерная энергия ничто по сравнению с силой ясного света.

Техника, которой я хочу вас обучить, не является настоящей махамудрой. Настоящая махамудра — это медитация на ясный свет. А эта медитация — движение в сторону ясного света, но пока ещё не сама махамудра. Помните об этом: это убережёт вас от гордыни.

Когда вы медитируете на образ Будды, ваш ум удержи­вает этот образ. Есть и другой вид медитации — медитация на любовь. Когда вы медитируете на любовь, вы не держитесь за любовь, как за нечто внешнее, не удерживаете своё внимание на образе пронзённого стрелой сердечка. В медитации на состра­дание вы тоже не представляете живых существ со сломанными ногами и руками, не удерживаете в уме образы калек. Когда вы медитируете на любовь, то сначала в процессе анализа вы порождаете в себе чувство любви, а чтобы породить любовь, вам нужен объект любви, то есть живые существа.

То, о чём я сейчас говорю, — способ порождения любви, но ещё не медитация на любовь. Сначала объектом наблюдения вашего ума должны стать живые существа. Созерцая живых существ, вы думаете о том, как им не хватает счастья. Тогда у вас возникнет чувство: «Пусть они будут счастливы». Это чув­ство и есть любовь. Итак, причина порождения этого чувства такая: объект — живые существа, которым не хватает счастья, аспект ума — желание, чтобы все существа, которым не хва­тает счастья, обрели его. Этот ум называется любовью. Когда у вас зародится любовь, пребывание на этом чувстве и называется однонаправленной медитацией на любовь. Поскольку это чув­ство искусственно создано вами, рано или поздно оно ослабнет и исчезнет, а вам придётся возрождать его в себе и опять пребы­вать на нём. Это нелегко.

Чтобы медитировать на ум, не стоит искусственно порож­дать какие-то чувства, надо просто пребывать в своём естественном ясном и осознанном состоянии ума. Не надо искусственно создавать концепции и не надо отвергать их, не надо визуали­зировать ясный свет — просто пребывайте со своим умом. Не делайте никаких искусственных умозаключений, просто пре­бывайте в естественном состоянии ума. Мы не умеем оста­ваться в нём, отсюда все наши депрессии. Мы настолько при­выкли постоянно о чём-то думать, что во время медитации не можем избавиться от мыслей: «Правильно или неправильно я медитирую? Ясный свет ли это? Помню ли я об изъянах меди­тации, какие противоядия применять, если тот или иной изъян у меня возникнет?» Все эти знания нужно получить до медита­ции. Когда приступаете к ней со всем багажом теоретических знаний, вы не должны думать ни о чём. Закончив медитацию, можете приступить к анализу. Постарайтесь вспомнить об изъянах медитации и сказать: «В следующий раз, когда я буду меди­тировать, я постараюсь освободиться от такого-то изъяна». Но когда вы медитируете, ни о чём не думайте. У вашей медитации должны быть качества спонтанности и естественности.

Это похоже на футбольный матч. До его начала нужно проду­мать всё до мелочей, проанализировать, подготовиться. А когда игра уже идёт, на поле игроки ведут себя спонтанно, всё проис­ходит естественно. Лишь очень непрофессиональные футбо­листы перед матчем вообще не готовятся, а во время игры начи­нают размышлять, что им делать на поле. Две-три мысли — и удар упущен, другие игроки забирают мяч. Так и вы ничего не добьётесь, если перед медитацией не анализируете, каковы пять изъянов медитации, восемь противоядий от них, шесть сил, как правильно медитировать, как пребывать в ясности и осознанно­сти, если думаете обо всём этом во время медитации.

Я не просто даю вам медитативные техники. Было бы очень легко дать вам технику и сказать: «Созерцай свой ум, не думай ни о прошлом, ни о будущем, пребывай в настоящем. Рано или поздно ты увидишь ясный свет». Это слишком примитивно. Всё это должно быть связано с буддийской философией. Я стараюсь давать вам техники медитации через призму философии. Когда вы усваиваете всю философию, ваша медитация становится настоящей. В медитации вы должны полностью усвоить теорию, быть готовыми к любой неожиданности. Медитировать без тео­рии опасно, можно сойти с ума.

Если вы мастер медитации и знаете, каким образом исполь­зовать ум в качестве объекта медитации, вы легко разовьёте шаматху. Для этого нужно чётко представлять, что такое ум и как он функционирует. Советы о том, как медитировать на ум, более подробно даны в наставлениях по махамудре. В ней нет детального объяснения пяти ошибок и восьми противоядий, шести сил, девяти стадий медитации; предполагается, что прак­тик уже знаком с ними. Если вы делаете медитацию махамудры и игнорируете эти учения, то ничего не знаете о тантре. В уче­нии тантры нет детального объяснения теории пустоты: подразумевается, что практики уже изучили сутры. А в наше время те, кто занимается тантрой, полагают, что, если в тантре нет деталь­ных объяснений по этим предметам, то и нет необходимости в них. Люди делают вывод, что, если в тантре нет детального объяс­нения бодхичитты, то она не нужна.

Итак, знание об уме имеет значение не только для медита­ции, но и в обыденной жизни. Ум всегда с вами, однако, у вас очень плохое представление о нём. Почему случаются депрес­сии? Потому что вы не знаете, как работает ваш ум. От этого вы несчастны. В сансаре ошибаются все. Но, когда вы сталкиваетесь с проблемами, они кажутся огромными. Вы видите всё в чёрном цвете, и затем возникает паранойя. Поэтому самое главное — сделать свой ум здоровым.

Характеристики ума

Ум — это объект, который имеет три характеристики:

1. Ум бесформен, то есть не имеет материальной субстанции. Отсюда следует, что мозг — это не ум. Глаз — это не сознание, но с его помощью вы можете видеть. Так и мозг — это не созна­ние, но с его помощью вы можете мыслить, познавать. Если мозг функционирует хорошо, то вы быстро и хорошо понимаете и ус­ваиваете. При этом не нужно думать, что, если у животного мозг меньше, значит, то ум человека выше. В буддизме говорится, что вне зависимости от того, кому принадлежит ум, он одинаков. По­скольку развитие ума зависит от мозга, человек может мыслить лучше. Однако потенциал ума у всех живых существ одинаков.

2. Ум по своей функции познающий. Хотя у него нет субстан­ции, он познаёт. Ему не нужна программа, он творческий сам по себе. Какой бы объект не появился перед вашим умом, он может его познать. Когда вы читаете эту книгу, изложенное в ней уче­ние познаёт ваш ум, а не ваш мозг. Ваш ум познаёт информа­цию о самом себе через мозг. Некоторые учёные полагают, что мозг — это сознание, но это неправильно.

3. Ум по своей природе чист, ясен. Неважно, насколько ум омрачён, потому что по своей природе он чист. Нет разницы в природе грязной и чистой воды: грязь непостоянна, и когда вы её убираете, вода становится чистой. Так же нет разницы между природой вашего ума и природой ума будды. Будда посредством специальных практик и техник устранил грязь омрачений из своего ума. Но это не означает, что вы будда; между буддой и вами есть большая разница. Некоторые, практикуя махамудру, думают, что достаточно распознать, что они будды, чтобы стать буддой. Но сейчас вы не будда, однако, у вас есть природа будды. Будда Майтрея говорит, что все омрачения временны. Все хоро­шие качества присутствуют в уме.

Ум подразделяется на первичный и вторичный. Первичный и вторичный ум обладают всеми тремя характеристиками: бес­форменностью, познающей способностью и ясностью. Выше уже упоминались шесть видов первичного сознания: обонятель­ное, осязательное, зрительное, слуховое, вкусовое и ментальное. А гнев, зависть, любовь, сострадание — это вторичные виды ума.

Разница между первичным и вторичным умом проистекает из способа познания. Первичный ум познаёт явления в целом. Возьмём чашку: ваше первичное зрительное сознание видит эту чашку в общем. В зависимости от зрительного сознания ментальное сознание так же в общем познаёт чашку. Вторичное сознание всегда связано с первичным, разница в том, что вторичное сознание познаёт отдельные характеристики объекта. Первичное сознание говорит: «Это чашка». Вторичное сознание отмечает: «Она жёлтая и красивая». Благодаря вторичному уму вы думаете: «Как было бы хорошо, если бы эта чашка принад­лежала мне». Так возникает привязанность. Потом у вас рожда­ется мысль о том, сколько эта чашка стоит, где найти деньги, чтобы её приобрести, и так далее. Это тоже работа вторичного ума. Первичное сознание по своей природе чисто. Вторичное сознание делает первичное сознание загрязнённым.

Ваше зрительное сознание способно увидеть всё, что явля­ется перед ним, хотя само оно не имеет формы. Сам по себе орган зрения не способен видеть. Ваше сознание воспринимает объект посредством органа — глаза. Почему глаз мёртвого человека не может видеть? Потому что он не связан со зрительным сознанием. Итак, ум — это нечто познающее. Когда я говорю с вами, вы понимаете мою речь. Ваше сознание слуха улавливает мои слова, ваше ментальное сознание интерпретирует их, и вы меня понимаете.

Также необходимо помнить, что ваш ум — создатель всего. Когда вы неправильно мыслите, он создаёт вам проблемы. Когда ум работает правильно, он создаёт все хорошие вещи. Особенно мощным является наитончайший ум, обладающий невероятной силой. Зная, как его использовать, вы способны достичь Пробуж­дения за одну жизнь.

Следует понять: «Природа моего ума — это природа будды, она не загрязнена. Омрачения, даже самые грубые, являются временными. Они подобны болезни. Однажды я устраню их, и мой ум станет очень чистым. В настоящий момент яобрёл проти­воядие, с помощью которого смогу избавить свой ум от омраче­ний. Я встретился с Дхармой, с Духовным Наставником, я знаю, каким образом удалить омрачения из своего ума. Это лишь вопрос времени, однажды мой ум станет безупречно чистым и совершенно здоровым. Как это будет замечательно! Тогда я смогу помочь многим живым существам избавиться от времен­ной болезни омрачений».

Как вам следует медитировать на свой ум? Сосредоточив­шись на ясности ума, вы не сможете понять, что вы, собственно говоря, созерцаете: ум, пространство или просто пребываете в неконцептуальности. Поэтому в медитации на ясный свет нужно делать акцент на третьей характеристике ума, на его позна­ющей способности, и это называется ригпа. В учениях махамудры и дзогчена всё время упоминается этот термин. «Ригпа» означает осознанность познания. Так что не думайте, что ригпа — это нечто особенное. Это осознанность ума, его позна­ющей способности.

Как я уже отмечал ранее, не пытайтесь увидеть или вооб­разить свой ум. Поэтому не визуализируйте ясный свет, это ошибочная идентификация объекта. Например, когда вы медитируете на образ Будды, вы визуализируете его, а затем концентрируетесь на нём. Но как вы, например, медитируете на любовь? Будда говорил, что вы не можете визуализировать чувство. То же самое касается медитации на ясный свет: если вы визуализируете его, как нечто белое или, как нечто особенное, это так же смешно, как медитировать на любовь, визуализируя сердце. Некоторые люди в Москве и Петербурге говорят, что их ясный свет белого цвета, другие утверждают, что он красно­ватый. Эти люди — объекты сострадания. Вы не можете видеть свой ум, поэтому даже не пытайтесь его визуализировать.

Медитация на любовь

Любовь — это желание счастья всем живым существам. То, что обычно называют любовью, сильно смешано с привязанно­стью: если ты меня любишь, то и я буду тебя любить. Если ваш любимый человек скажет вам что-то, что заденет ваше эго, ваша любовь сменится гневом. Поймите, что если вы чувствуете чи­стую любовь, даже если ваш спутник уйдёт с кем-то другим, вы не расстроитесь. Вы желаете ему или ей счастья. Если они счаст­ливы с другими людьми, это хорошо, пусть они всегда будут счастливы. Если вы научитесь так думать, ваш ум будет спокоен.

Как же медитировать на любовь? Будда говорил: «Сначала вы порождаете чувство любви, думая о том, как живым существам не хватает счастья. Тогда естественным образом ум начи­нает желать им счастья. Когда такое чувство у вас порождается, пребывайте с ним». Ничего не визуализируйте, просто оставайтесь с этим чувством. А как только оно начнёт угасать, вновь разжигайте его. Так вы можете медитировать на любовь и в повседневной жизни. Сначала научитесь медитировать на любовь, это для вас гораздо проще. Думайте, как живым суще­ствам не хватает счастья: «Пусть все обретут безупречное сча­стье — как это будет здорово!» Искренне желайте этого всем, начиная с жителей вашего города.

Иногда вы склонны думать, что счастливы должны быть все живые существа, за исключением тех, кто окружает именно вас: «Человек, сидящий рядом со мной, мой враг. Пусть он будет счастлив, но не на этой планете, а где-то в другой вселенной». Это неправильно. Вы говорите, что развиваете бодхичитту, но не можете породить любовь к ближнему. Вначале, необходимо раз­вить любовь к живым существам, находящимся рядом с вами, — ко всем этим людям, которые иногда помогают вам, а иногда критикуют. Они связаны с вами напрямую. Им всем не хватает счастья. Они все чисты по природе, но страдают, как и вы, болез­нью омрачений.

Я всегда думаю о том, как плохо другим людям. Бывает, в гневе наговорю кому-то резких слов, но, когда мой гнев проходит, сожалею: «Зачем я так сказал?» Другие люди испыты­вают те же самые чувства, что и я. Тот, кого я считал своим врагом, тоже сначала мне что-то сказал в гневе, а потом пожалел об этом. Думая так, я не гневаюсь на живых существ. Напротив, я хочу, чтобы все они были счастливы, чтобы никто не стра­дал от болезни омрачений. С такими чистыми мыслями сна­чала желайте счастья всем людям, находящимся рядом с вами. Сейчас определение «все живые существа» для вас слишком абстрактно. Вначале желайте счастья своим соседям, друзьям, своему врагу, начальнику, который вас ругает. Все они одина­ково хотят счастья. Если они купят новые машины, радуйтесь за них и никогда им не завидуйте. Так вы разовьёте привычку радоваться, видя счастье других. Это здоровый ум, благодаря кото­рому вы сами всегда будете счастливы.

Если вы испытываете неудобство из-за того, что другие люди счастливы, то сразу скажите себе так: «Вообще-то я хороший человек — мой ум чист, но сегодня он работает так, что я сам себе становлюсь врагом». Тогда вы сможете направить дея­тельность своего ума в правильное русло. Вследствие правиль­ной работы ума вы постоянно будете счастливы. Видя любого счастливого человека, вы будете думать: «Замечательно! Пусть его счастье никогда не закончится». Наблюдая страдания других, вы не радуетесь. Если же возникает злорадство, значит, у вас есть склонность, подобная привычке к курению. Следует оста­вить дурную привычку радоваться чужим страданиям и пробле­мам. Когда супруги разводятся, а вы говорите: «Как хорошо, что теперь эта женщина одинока», — это ненормально. А если вы с воодушевлением рассказываете кому-то: «Ты слышал, что он и она уже не живут вместе?» — и ваш собеседник отвечает: «Ну, наконец-то!» — значит, вы оба больные люди. Зачем в таком слу­чае вы изучаете буддийскую философию?

Это очень простые вещи. Даже атеисты, не изучавшие фило­софию, согласятся, что радоваться чужим несчастьям ненормально. Атеисты вовсе не глупые люди, они просто не верят, что всё создано богом. Начав слушать буддийскую философию, они могут стать буддистами. Я встречался с такими людьми в Ново­сибирске, они учёные. Я говорил им, что буддисты тоже счи­тают, что мир не создан богом, что всё зависит от вашего ума. Услышав это, они согласились: «Да, это правда. Если мой непра­вильно работающий ум станет здоровым, я буду счастлив. Никто меня не наказывает, я сам себя мучаю, потакая неправильным действиям своего ума». Через некоторое время после беседы со мной они сказали: «Мы становимся буддистами».

Итак, постепенно распространите вашу любовь сначала на ваших соседей, на весь город, затем на весь регион и так далее. Конечно, каждый из вас гордится своим городом или районом, считая его лучше других, но для меня нет большой разницы между жителями разных районов, для меня вы все — россияне. Хотя у молодёжи свой круг общения, а у пожилых людей — свой, для меня и молодые и старые — жители одной страны. Русские или нет — какая разница? Мы все люди и живём на территории, которая называется Российская Федерация. Я тоже россиянин. Иногда я думаю, как было бы хорошо, если бы Тибет стал частью России, тогда у тибетцев была бы возможность нормально жить. Я не го­ворю «отлично», потому что отличных государств не бывает, чи­новники всех стран допускают ошибки. Но в России много хоро­шего: и само государство, и условия проживания в нём. Не стоит проводить разграничения между нациями. Уважайте друг друга, потому что на одной территории всем следует жить в гармонии.

Потом ваш ум должен пойти ещё дальше, стать на более высокую точку зрения. Зачем разделять: «Мы россияне! Россия гораздо лучше, чем какая-то там Америка или Европа»? У Его Святейшества Далай-ламы нет подобных мыслей. Мы все люди, жители этой маленькой планеты. Существуют миллиарды таких планет. Если вы посмотрите на мир с такой перспективы, уровень вашего мышления станет чуть выше.

Но можно поднять своё мышление на ещё более высо­кий уровень. Следует помнить, что на нашей планете живут не только люди, здесь много животных. У животных тоже есть ум, они тоже имеют свои права. В этом мы с ними одинаковы. Когда вы говорите, что у людей есть права, а у животных — нет, это несправедливо. Как человек страдает, когда его лишают челове­ческих прав, точно так же страдают, например, тараканы. Когда видите тараканов, вы их убиваете. Что плохого они вам сделали? У них есть право на жизнь. Убивать животных неправильно. Если от таких размышлений ваш ум становится более чутким к чувствам других, значит, вы постепенно развиваетесь.

Если люди с таким широким мышлением начнут развивать шаматху, они действительно смогут достичь результата. Но, как может развить шаматху узкий ум, который видит мир лишь в границах своего «я», вовсе не заботясь о своих родственниках или соседях? Этот ум не может радоваться даже маленькому счастью близких, как он сможет обрести такую реализацию? Как сможет развить шаматху больной ум, расстраивающийся при виде радости соседей или друзей? С таким мышлением медитация не даст результатов, поэтому сначала сделайте свой ум здоровым. Каждый раз, увидев счастливого человека, напо­минайте себе: «Радуйся счастью других!» Я поступаю так, и эта практика дарит мне настоящее счастье.

«Как хорошо, если все обретут счастье и перестанут стра­дать. Будда, пожалуйста, благослови меня на то, чтобы в этой и будущих жизнях стать источником счастья для всех живых существ! Пусть я никого не обижу, никому не наврежу. Когда живые существа слышат моё имя, пусть даже это принесёт им благо! Пусть всякий, кто дотронется до моего тела, получит пользу. Будды и бодхисаттвы, пожалуйста, помогайте живым существам посредством моего тела». Я всегда думаю так и получаю от этого огромное вдохновение и радость. Я хочу, чтобы и у вас были такие желания и молитвы. Это настоящая буддийская практика. Если, с намерением стать источником счастья для всех, вы просто ляжете спать, у вас будут очень хорошие сны.

Со здоровым умом станет здоровым и ваше тело. Любая еда будет вам вкусна. Это мой сердечный совет. Если вы считаете меня своим Наставником, то следуйте моему примеру. Я не учу вас быть слишком активными и каждый день практиковать по десять часов. Постоянно сохранять позитивный настрой ума — это тоже практика.

А теперь вернёмся к теме.

Наши рекомендации