Четыре способа вступления в сосредоточение
Стадии развития шаматхи
А теперь мы поговорим о девяти стадиях развития шаматхи. Очень важно знать каждую из них. Существует традиционный рисунок, который символизирует весь процесс обретения шаматхи. Когда вы уйдёте в затворничество по шаматхе, у вас при себе должна быть такая схема. Я буду давать вам комментарии на основе этого рисунка, где в графической форме полностью отражены все инструкции по развитию шаматхи.
Первая стадия называется «установка ума», вторая стадия — «продолженная установка», третья стадия — «повторная установка», четвёртая стадия — «близкая установка», пятая стадия — «укрощение ума», шестая стадия — «умиротворение», седьмая стадия — «полное умиротворение», восьмая стадия — «однонаправленность» и девятая стадия — «поглощение» («спонтанная установка»).
В самом низу рисунка изображён чёрный слон — это ваш ум. Монах — это вы, пытающийся тренировать свой ум. На первом этапе, который здесь показан, вы ничего не можете сделать с этим слоном, потому что тот совершенно не слушается вас. А перед слоном идёт обезьяна, символизирующая блуждание ума. Здесь изображены все стадии развития шаматхи, а также показан прогресс с первой по девятую стадии.
Сейчас я перечислю вам девять стадий шаматхи и объясню, каким образом ваша концентрация будет прогрессировать.
Установка ума
Первая стадия шаматхи называется «установка ума». Итак, человек в самом начале пути — это вы, а слон символизирует ваш ум. Слона ведёт обезьяна, которая означает в данном случае блуждание ума. Эта обезьяна всё время скачет и таскает ваш ум туда-сюда. А сзади плетётесь вы, полностью неспособный контролировать свой ум. Вы очень далеко отстали от своего слона. Ваш ум совершенно не слушается вас. Он ни на минуту не остаётся на том объекте, на котором вам нужно сосредоточиться. Через минуту ваш ум улетает в совершенно другое место.
Но, когда вы начинаете заниматься шаматхой и тренировать ум с помощью определённых методов концентрации, вы достигаете первой стадии. Это означает, что вы способны установить свой ум на объекте медитации и непрерывно удерживать его там в течение одной минуты. Вы можете добиться этого не один раз, вы в состоянии делать это постоянно, когда захотите: стоит вам сосредоточиться на объекте, и вы целую минуту держите это сосредоточение. Если это так, значит вы достигли первой стадии — установления ума на объекте медитации. На этой стадии на голове вашего слона уже появилось небольшое белое пятнышко.
Если вы не можете даже минуту концентрироваться на объекте, значит ни о какой установке ума на объекте речи пока не идёт. Когда вы способны удерживать концентрацию на объекте хотя бы одну минуту, уже можно говорить о том, что вы установили ум на объекте медитации. Это не должно быть случайностью, то есть первая стадия достигается, когда вы способны добиваться этого результата каждый раз, когда приступаете к медитации. Без тренировки сосредоточения вы не сможете удержать внимание на объекте даже шестьдесят секунд. Через несколько секунд вы отвлечётесь, начнёте думать о еде, о том, что происходит в других местах, и так далее.
Достичь первой стадии нетрудно, вы способны на это, даже живя в городе. Достижение первой стадии концентрации придаст вам силу, вы подумаете: «Если я смог достичь первой стадии концентрации, я смогу достичь и второй. Несмотря на то, что я не нахожусь в интенсивном затворничестве, живу в оживлённом городе, где множество мирских дел, отвлекающих от медитации, я всё-таки смог достичь первой стадии концентрации. Если я буду практиковать интенсивнее, то смогу достичь и второй».
Развитие шаматхи — особая техника укрощения ума, его тренировки. Применяя искусные методы, можно приручить и дикого слона, и дикого тигра. Люди проявляют чудеса искусности в укрощении животных, но не могут укротить собственный ум. Это печально. Очень важно в первую очередь укротить самих себя. Скажите себе: «Если я не буду укрощать свой ум, если позволю ему пребывать в состоянии, подобном дикому слону, то буду несчастен сам и буду заставлять страдать других».
Чтобы достичь первой стадии концентрации, способности пребывать на объекте в течение одной минуты, вначале необходимо заниматься дыхательной медитацией. Дыхательная медитация — важная техника для установки ума на объекте медитации. Существуют две различные техники дыхательной медитации, одна из них объясняется в сутрах, а вторая в тантре; обе техники очень полезны. В повседневной жизни пытайтесь каждый день заниматься дыхательной медитацией по пять-десять минут. Подробнее я рассказал о дыхании в главе о подготовке к развитию шаматхи.
На следующем этапе полезно просто смотреть на ваш объект медитации, на рисунок с изображением Будды. Очень важно во время таких занятий держать перед собой маленькое изображение Будды. Смотрите на этот образ некоторое время, потом закройте глаза и попытайтесь воспроизвести его в памяти. Этим необходимо заниматься и в повседневной жизни. Как можно чаще смотрите на изображение Будды и старайтесь хорошо запомнить его, чтобы оно чётко всплывало в уме, как только вы закрываете глаза.
Как только вам удастся воспроизвести в памяти объект медитации — образ Будды, просто сконцентрируйтесь на этом визуализируемом образе. На данном этапе ваша задача — стараться пребывать на объекте медитации как можно дольше, его ясность, чёткость не имеют значения. На этом этапе не надо проверять, возникли ли блуждание и притуплённость ума. Просто удерживайте концентрацию на объекте медитации. Не надо проявлять бдительность, думать, правильно ли вы медитируете. Важно просто удерживать свой ум на объекте и стараться развивать внимательность. Если вашей концентрации не хватает чистоты, если образ, который вы визуализируете, замутнён — это нестрашно: на этом этапе вы должны просто пребывать на объекте медитации.
Если вы будете развивать свою внимательность подобным образом, то постепенно те периоды, когда вам удаётся удерживать внимание на объекте концентрации, будут становиться всё дольше. И со временем, вы сможете без отвлечения пребывать на объекте медитации в течение шестидесяти секунд. То есть пройдёт целых шестьдесят секунд, а вы спокойно, умиротворённо будете пребывать на одном объекте. Через шестьдесят секунд ум опять отклонится в сторону, отойдёт от объекта. Тогда вам следует вернуть его к объекту и опять установить на объекте медитации.
Итак, сначала вы смотрите на изображение Будды, потом воспроизводите его в своём уме, в своей памяти. Вначале оно будет не очень чётким, довольно расплывчатым. Но не старайтесь искусственно сделать его более чётким и ярким, не приукрашивайте, не меняйте этот образ. В вашем уме образ Будды может быть жёлтым пятном, может быть лучистым. Просто удерживайте свой ум на этом пятне с большой внимательностью. Держитесь за этот объект, не позволяйте себе терять его, то есть отклоняться в сторону. Держитесь за него крепко, но не чрезмерно, не слишком интенсивно. Будда приводил пример с виной[61]: её звук будет плохим как при слишком сильно натянутых струнах, так и при ослабленных. Поэтому струны должны быть натянуты не слишком сильно и не слишком слабо. Такой же должна быть и концентрация.
Старайтесь удерживать объект сильно, но не слишком крепко, подобно тому, как держат тонкую фарфоровую чашку. Держите её в руке так, чтобы никакой порыв ветра, никакие другие препятствия не выбили её из ваших рук. Если же вы слишком сожмёте её в руке, то можете раздавить, сломать.
Удерживание концентрации на объекте поможет вам преодолеть притуплённость ума. Если при этом вы не будете позволять своему уму блуждать, отклоняться в сторону от объекта, то есть будете сохранять внимательность, то устраните ошибку блуждания ума. Продолжая подобную медитацию, вы сможете удерживать концентрацию на объекте всё дольше. А от долгого пребывания ума на объекте возникает опасность притуплённости ума. На этом этапе нужно сделать объект медитации чуть более ярким, усилить своё сосредоточение на нём. Когда вы более крепко ухватитесь за объект, возникнет другая опасность — опасность блуждания ума. В этом случае следует ослабить своё сосредоточение на объекте, сделать его менее интенсивным.
На первой стадии шаматхи не надо медитировать слишком долго. Постарайтесь сохранять концентрацию в течение одной-двух минут, затем сделайте перерыв, откройте глаза, потом снова приступайте к сосредоточению. В начале, следует медитировать такими небольшими периодами. На этом этапе самая главная задача — как можно лучше развить внимательность, то есть как можно дольше сохранять своё внимание на объекте. Одна большая сессия вашей медитации должна состоять из ряда сеансов сосредоточения, длящихся одну-две минуты. Одну-две минуты вы пытаетесь сконцентрироваться на объекте, потом открываете глаза, встряхиваетесь, расслабляете своё тело и снова сосредоточиваетесь, затем опять делаете перерыв.
Запомните, что когда вы попытаетесь сосредоточиться, ваш ум уже через несколько секунд будет отклоняться в сторону от объекта; вы не сможете удерживать его даже такое короткое время. Но, памятуя о тех наставлениях, которые я вам дал, применяя их, постепенно вы сможете удерживать сосредоточение в течение одной минуты. Если вы на своём опыте почувствуете, что у вас возросло блуждание ума, это будет ваш первый опыт практики. И это станет признаком того, что у вас улучшается сосредоточение. Почему так происходит?
Концепции подобны движению машин на дороге. Если вы, например, никогда не придавали значения тому, сколько машин едет по шоссе рядом с вашим домом, а потом вдруг решили обратить на это внимание и выглянули в окно на дорогу, вам покажется, что сегодня машин гораздо больше, чем вчера или в любой другой день. Но в действительности, машин ровно столько же, сколько обычно, просто до этого вы не обращали на них внимания. А сейчас вы впервые заметили эти машины, стали их считать и отдаёте себе в этом отчёт, поэтому и кажется, что машин гораздо больше. Точно так же и с концепциями. Вам покажется, что у вас стало больше концепций в уме. А в действительности, их больше не стало, вы просто впервые начали осознавать их поток, наблюдать, как он течёт в вашем уме.