Блуждание ума и умственная притуплённость
Третья ошибка — это основная трудность, с которой вам придётся столкнуться и которую необходимо устранить, поэтому я посвящу ей гораздо больше внимания. Первую ошибку устранить не очень трудно, вторую тоже, но вот третья ошибка — самая трудная. Она делится на две ошибки: блуждание ума и умственная притуплённость. Их можно поделить на два вида: грубые и тонкие.
Когда под влиянием привязанностей ум «гуляет» куда хочет, отвлекаясь от объекта медитации, это называется блужданием ума. Например, вы пытаетесь сосредоточиться на одном объекте, но ваш ум хочет отправиться куда-то в другое место из-за привязанности. Вместо сосредоточения на объекте медитации он возвращается к вам домой, к семье, к друзьям, к вашим планам, проектам. А если вы привязаны к пище, то ваш ум направляется в сторону пищи. Такое блуждание мешает вам сосредоточиться, словно палка, которая взбалтывает воду в пруду вашего ума. Не принимайте мои слова за отвлечённую информацию. Старайтесь сопоставить их с состоянием своего ума, отыскать и распознать эту ошибку. Нужно распознать на своём опыте, что такое блуждание и притуплённость ума.
Когда вашим объектом медитации является конкретный объект, например, образ Будды, распознать блуждание ума очень легко. А когда вы медитируете на ум, понять, когда ваш ум блуждает, а когда нет, очень трудно, потому что в этом случае у вас нет конкретного «плотного» объекта медитации. Ваш ум постоянно меняется, поэтому объект медитации также постоянно преобразуется.
Иногда вы принимаете за объект медитации отсутствие концепций. Иногда вы начинаете визуализировать ясный свет и медитировать на этот воображаемый ясный свет, тогда у вашего ясного света начинают меняться цвета. Итак, будьте практичны. И Будда Шакьямуни, и Асанга, и лама Цонкапа, и другие мастера говорили: «Вначале, самым лёгким объектом медитации является образ Будды». Медитируя на него, вы не будете сомневаться в том, что нашли объект медитации. Вот перед вами изображение Будды Шакьямуни, вы смотрите на него, потом закрываете глаза и воспроизводите его в памяти. Всё очень ясно. Если же вашим объектом медитации является ум, то сложно сказать, обнаружили вы его или нет.
Я занимался экспериментами со своим умом и даю вам учение на основе личного опыта. Я занимался медитацией шаматхи, выбрав в качестве объекта туммо. И это тоже очень трудно. Когда я жил в затворничестве в горах, я занимался такой медитацией. Самому мне хотелось медитировать на образ Будды Шакьямуни. Но Его Святейшество Далай-лама сказал, что мне нужно выбрать туммо в качестве объекта шаматхи, тогда получится решить две задачи одновременно. Я был вынужден последовать совету Его Святейшества. Мне было очень трудно. Выполняя эту практику, я визуализировал слог «А» в моём пупке. Иногда мой ум смотрел на этот слог с одной стороны, иногда с другой. Мне было трудно чётко представить объект медитации. Наконец, я устал от этого и начал просто визуализировать образ Будды перед собой.
Это показалось мне таким лёгким и таким приятным занятием, что я подумал: «Почему Его Святейшество не посоветовал мне выбрать Будду в качестве объекта медитации?» Потом я осознал, что он дал мне такую рекомендацию, исходя из принципа обратного психологического эффекта. Далай-лама на самом-то деле полагал, что мне надо заниматься медитацией на образ Будды Шакьямуни, и знал, что если он скажет мне медитировать на слог «А», я сам потянусь к образу Будды по принципу обратного эффекта. Когда я спросил об этом у Далай-ламы, он подтвердил мою догадку: «Конечно, надо выбрать тот объект медитации, который больше всего подходит».
Но я тоже не хочу вас ни к чему принуждать и не стану говорить, что вашим объектом медитации должен быть только Будда и не что иное. Вы должны сами сделать свой выбор. Посмотрите, поэкспериментируйте, что для вас больше подходит. Сначала попробуйте медитировать на другие объекты — на ум, на «а-тун», краткий слог «А». Увидев, как это трудно, сконцентрируйтесь на образе Будды Шакьямуни, тогда поймёте, насколько это легче, осознаете, что сейчас для вас эта медитация доступнее, чем все остальные. И тогда вы оцените этот объект медитации.
Если вы не уверены, что правильно обнаружили объект медитации, как вы можете устранять блуждания ума, притуплённость ума, тонкую форму блуждания ума, тонкую форму притуплённости? Как вы способны на это, не имея уверенности в объекте медитации? Поэтому вам не надо ни о чём спрашивать, вы должны сами, попробовав различные объекты, различные медитации, понять, какой объект медитации для вас больше всего подходит. Вам нужно самим остановиться на том, что для вас наиболее достижимо и практично, не надо просить, чтобы вам выбрали объект с помощью гадания. Я вам советую при выборе не уделять основное внимание преимуществам, которые вы обретёте, медитируя на этот объект. Рассматривайте этот вопрос с практической точки зрения, определите, что для вас наиболее доступно.
Конечно, когда вы в качестве объекта медитации выбираете «а-тун» в пупке, то вместе с шаматхой обретаете ещё три-четыре очень важных плода. Помимо развития шаматхи, вы заставляете войти энергии ветра в центральный канал, что способствует проявлению ясного света ума непосредственно. Кроме того, вы способны разжечь внутренний огонь — туммо и пережить великое блаженство, которое он приносит. Таковы преимущества принятия в качестве объекта медитации краткого «А». Но будьте практичны: после того, как вы разовьёте шаматху на основе образа Будды, процесс собирания и растворения энергии ветра в центральном канале не займёт у вас много времени.
Если вы разовьёте шаматху, то туммо и все остальные практики станут очень лёгкими для вас. Почему? В тантрических текстах сказано, что если вы, например, концентрируетесь на своей пупочной чакре в течение четырёх часов без перерыва, без малейшего блуждания ума, то в результате, энергии ветра естественным образом войдут через эту дверь в центральный канал и соберутся там. Это естественный механизм. Если у вас есть шаматха, то для вас это не будет представлять никакой сложности, то есть после её обретения вы можете развить туммо. Зачем в этом случае совмещать практики? Сначала добейтесь развития шаматхи, выбрав в качестве объекта медитации образ Будды, а потом за короткое время достигните всех остальных реализаций.
Это ваша жизнь, поэтому решать вам. Мы, тибетцы, говорим: «Слушай других, но решение принимай сам». И сейчас вы можете экспериментировать с разными объектами медитации, затем на собственном опыте выбрать тот, что наиболее для вас подходит, и не менять его, придерживаться только одного этого объекта.
А теперь остановимся на том, что такое грубое, и что такое тонкое блуждание ума. Грубое блуждание распознать очень легко, а тонкое блуждание ума трудно заметить. Поэтому необходимо знать его определение, руководствуясь которым, вы поймёте на опыте, что такое тонкое блуждание ума, и сможете его устранить.
Грубое блуждание ума — это такое отвлечение ума от объекта медитации под влиянием привязанности, когда объект медитации полностью забывается. Например, вы медитируете на Будду, затем из-за привязанности в вашем уме возникает образ еды: вы направляетесь к объекту своей привязанности, в своём воображении вы едите, а если вас неожиданно спросят: «Что ты делаешь?» — ответите: «Да-да, совсем забыл, я медитирую». Это полное забывание объекта медитации, потому что затем вам снова приходится возвращать свой ум к объекту.
Если вы помните, ваш ум — это слон, а внимательность подобна верёвке. И вот слона своего ума, очень сильного, вы привязываете верёвкой к объекту медитации, как к колонне. Минуту слон будет стоять на месте, затем увидит где-то там большой красивый банан, не замечая того, непроизвольно разорвёт верёвку, потому что она очень слабая и совсем не чувствуется. Слон ест банан и вдруг слышит: «Чем это ты занимаешься?» — «О да, я должен быть у колонны», — вспоминает он. В медитации вы часто поступаете так. Это грубый уровень блуждания ума.
Тонкое блуждание ума — это такое отвлечение ума от объекта медитации под влиянием привязанности, когда объект медитации не забывается. Ваш ум медитирует, но какая-то его часть отклоняется в другую сторону. Например, вы смотрите телевизор, но краем уха слушаете, что вам говорят. И потом на каком-то этапе до вас доходит: «Что это мне говорят?» Таким образом, когда ваша медитация достигнет более высокого уровня, а у вас появится хорошая внимательность, вы сможете благодаря ей привязывать слона уже более крепкой верёвкой. Тогда слон будет стоять у колонны из-за верёвки, он не сможет сразу её порвать, но смотреть будет не на колонну (объект медитации), а на бананы, растущие в стороне. Медитируя, вы благодаря внимательности сможете удерживать концентрацию длительное время, но часть вашего ума будет всё время находиться где-то в другом месте. Это всё ещё не чистая концентрация. Потребуется устранить и эту ошибку, тогда у вас будет прогресс.
Если вы перестаёте смотреть на экран телевизора и оборачиваетесь к сидящим рядом людям, начинаете прислушиваться к тому, что они говорят, и вступаете в разговор, то это иллюстрация грубой формы блуждания ума. А тонкая форма блуждания ума — когда вы, продолжая смотреть телевизор, слышите, о чём говорят люди на экране, но одновременно слышите и беседу людей, находящихся рядом с вами в комнате. Вы не полностью отклоняетесь в сторону от объекта медитации, но сконцентрированы на нём не на сто процентов. И в результате, вы не можете толком уловить, ни о чём говорят в телевизоре, ни о чём рассказывают ваши друзья. Таков механизм тонкого блуждания ума.
Причиной блуждания ума является чрезмерная напряжённость, слишком напряжённая концентрация. Чем вы активнее, тем более склонны к блужданию ума. Но, если вы не активны, то более склонны к притуплённости ума.
А теперь я объясню, что такое умственная притуплённость. Умственная притуплённость — это отсутствие чистоты и ясности концентрации. Медитируя, вы словно пребываете во мраке, всё больше погружаясь в какую-то мглу, а потом медленно засыпаете. Неактивные люди больше спят. А люди, которые слишком много думают, слишком много и прыгают, они склонны к блужданию ума. Как правило, мы страдаем и притуплённостью, и блужданием. Иногда мы сонные и ленивые, хотим спать. Иногда мы напряженные, и прыгаем, как обезьяны. Иногда вы замечательно себя чувствуете. Если спросишь у вас по телефону: «Как дела?» — получишь ответ: «О, я очень счастлив!» А если задать вам этот вопрос чуть позже, можно услышать: «О, кошмар!» Так происходит из-за двух факторов: блуждания ума и притуплённости.
Блуждание ума, как и притуплённость ума, — это всё вторичные виды ума. Это не первичный ум. Определение грубой умственной притуплённости таково: это ум, который из-за недостатка ясности полностью забывает объект медитации. Подобное состояние ума называется умственной притуплённостью.
Хорошо зная учение о медитации, вы сможете по-настоящему медитировать и достичь цели. А если приметесь медитировать сразу, без необходимых знаний (а лишь с представлением, что медитация подразумевает думать исключительно о Будде и ни о чём другом), тогда вы сойдёте с ума. Образ Будды будет ускользать от вас, а вы обнаружите, что никак не можете сосредоточиться. А потом начнёте за это злиться на Будду и рвать на части его изображения.
Наш ум подобен собаке. Если вы сажаете его на слишком короткий поводок, он захочет убежать. Отпустите его, но обозначьте ему границы. Тогда он обежит два круга и вернётся. Ваша собака будет сидеть на месте, даже если вы будете её отгонять от себя. Этому есть тонкие причины.
А теперь я объясню, что такое тонкая умственная притуплённость. При тонкой умственной притуплённости ясность ума присутствует, но этой ясности во время медитации недостаёт интенсивности, силы. Такова тонкая притуплённость ума. Полная ясность ума — это лампочка на сто ватт; если же вы вкрутите лампочку на шестьдесят, то свету вашей ясности будет недоставать интенсивности. Лишь в сравнении с лампочкой на сто ватт вы можете понять, что лампочка на шестьдесят недостаточно ярка. Чтобы понять, насколько ясности вашей медитации недостаёт интенсивности, нужно сравнить её качество с безупречно интенсивной ясностью.
Например, в первый момент своего сосредоточения ваш ум интенсивно сосредоточен на объекте и видит его очень ясно. Это лампочка на сто ватт. Но вы пребываете на объекте всё дольше (это происходит уже на пятой или шестой стадии шаматхи), и через два или три часа ваша концентрация постепенно начнёт терять интенсивность. Вы можете думать, что концентрация очень ясная. Но, в действительности, в это время в вашем уме будет присутствовать тонкая форма притуплённости. Несмотря на то, что ваш ум будет ясен, этой ясности ума будет недоставать интенсивности. Тонкая притуплённость будет препятствовать продвижению вашего ума с шестой на более высокие стадии шаматхи. Вы всю жизнь будете медитировать, но всю жизнь будете оставаться на шестой стадии. Поэтому очень важно знать, что такое тонкая притуплённость ума.
Чтобы распознать на личном опыте тонкую форму притуплённости ума, вы, прежде всего, должны проверить, насколько ярким и интенсивным может быть образ Будды, который вы визуализируете. В первый момент, когда вы только вошли в медитацию на образ Будды, делайте его максимально ярким и интенсивным. Скажите себе: «Это высший уровень интенсивности и ясности моего ума». Сначала вы на своём опыте устанавливаете образец, который надо постоянно поддерживать, а потом, когда во время вашей медитации вы подвергнетесь тонкой форме притуплённости ума, сразу сможете понять, что ваш объект медитации ярок, ясен, но ему не хватает интенсивности.
Ваша концентрация должна быть мягкой, но сильной. Состояние, когда вы совершенно спокойны, умственно расслабленны, но не теряете однонаправленного сосредоточения на объекте, называется одновременно мягким и крепким. С самого начала вы не можете этого добиться, потому что, если напрягается ваш ум, напрягается и тело, оно становится негнущимся и напряжённым. Разве можно в таком состоянии ума и тела достичь шаматхи?
Когда мои ученики занимаются медитацией, я смотрю на них и вижу, что с ними происходит: сначала они сидят спокойно, а потом всё сильнее напрягаются и искривляются, принимают какие-то странные позы, зажмуриваются. Видно, что у них в голове происходят какие-то процессы, которые требуют от них больших усилий. Как-нибудь мне нужно снять всё это на видео и показать вам. Я не знаю, что происходит у вас в уме, видимо, это что-то ужасное, раз ваше тело в этот момент находится в таком положении. Как же вы можете в таком состоянии заниматься медитациями высокого уровня?
Очень важно, чтобы ваше физическое тело, поза, в которой вы находитесь, была спокойной и непринуждённой. У вас должна быть прямая спина, но полная расслабленность внутри. Голову надо немножко наклонить вперёд, глаза прикрыть, но не полностью. Каждое из этих наставлений, каждый из этих элементов вашей физической позы играет огромнейшую роль для концентрации. И лама Цонкапа, и Марпа восхваляли семичленную позу Вайрочаны. Марпа говорил, что эта поза сама по себе гораздо лучше, чем занятия неправильной медитацией. Если вы не медитируете, а просто сидите в семичленной позе, сохраняете её, то это будет для вас гораздо эффективнее, чем десять лет заниматься какой-нибудь странной медитацией. Качество, чистота — это очень важно. Я уже объяснял вам все детали этой позы, и не буду повторять их.
На основе всего сказанного у вас должно сложиться какое-то представление о том, что такое грубая и тонкая притуплённости ума. Но, чтобы во время медитации распознать возникновение блуждания или притуплённости ума, важно иметь бдительность. Бдительность — это агент спецслужбы, который всё время следит за вашим умом, проверяя: возникла ли в нём притуплённость, возникло ли в нём блуждание. Когда вы занимаетесь медитацией, вы не должны всецело погружаться в объект медитации. На него должно быть направлено примерно девяносто восемь - девяносто девять процентов вашего ума, а один или два процента должны наблюдать за качеством медитации. Это и есть бдительность, которая должна постоянно следить за тем, как протекает ваша медитация.
На первой стадии шаматхи, когда вы концентрируетесь на объекте, он сразу же становится неясным, нечётким и теряет свои очертания. Это и называется притуплённостью. Несмотря на это, на данном этапе ваша главная цель не бороться с притуплённостью, а достичь внимательности, которой у вас ещё нет. Поэтому продолжайте удерживать своё внимание на объекте, даже если он совершенно потемнел и потерял очертания, продолжайте пребывать на нём, старайтесь развить как можно более сильную внимательность. Это очень важное наставление. Например, если вы ищете золото, было бы глупостью говорить: «Если я не найду чистого золота, то ни на что другое не соглашусь». Это глупо, потому что в этом случае вы вообще ничего не добудете.
Даже если золотой песок смешан с обычным, неважно: сначала постарайтесь набрать его как можно больше. А затем необходимо начинать процесс очистки золотого песка от обычного. Полностью очистив его, вы получите чистое золото. И если вначале, когда вы ещё только приступили к медитации, вы не можете нормально визуализировать объект, это не должно разочаровывать вас, самое главное — развить внимательность, добиться способности непрерывного сосредоточения на объекте. В первую очередь, стремитесь именно к этому, даже если теряете чёткость образа и очертания объекта.
Итак, давайте подведём краткий итог относительно блуждания и притуплённости ума.
Блуждание ума подобно огню, который легко залить водой и погасить. Притуплённость ума подобна маслу на бумаге. Если капля масла упадёт на лист бумаги, масло медленно начнёт впитываться и расползаться. Как же справиться с этим процессом? Залив пятно водой, вы не устраните его. А если зажжёте огонь, чтобы выжечь это масло, то вместе с маслом уничтожите и бумагу. Так что следует с особым вниманием слушать наставления о том, что такое притуплённость ума, в особенности, её тонкая форма.
В Тибете довольно часто происходили такие истории, когда йогины, не зная, что такое тонкая форма притуплённости ума, в течение долгих лет медитировали на шаматху. Они считали, что достигли безупречной шаматхи, но их медитация всё ещё грешила тонкой формой притуплённости ума. Из-за этого они не могли двигаться дальше и так и оставались на этом уровне. Кхедруб Ринпоче говорил: «Если вы не получили всех наставлений по шаматхе, вам грозит опасность всю жизнь медитировать на тонкую притуплённость, создавая лишь причину рождения в мире без форм или рождения животным». Однонаправленное сосредоточение с тонкой формой притуплённости ума делает ум всё более притуплённым, невежественным, в итоге, вы становитесь просто тупым.
В Тибете есть животное, способное около шести месяцев провести под землёй, пребывая в состоянии тупости и забытья, но такое состояние не имеет ничего общего с медитацией. Вы будете думать, что медитируете на махамудру или дзогчен. Вам будет казаться, что вы медитируете на ясный свет, поэтому у вас нет никаких концепций. Но в результате такой псевдомедитации ум становится очень сухим, чёрствым. Первым признаком подобной неправильной медитации является умственное очерствение. Когда ваш сосед взывает о помощи, мучается от боли, вы не чувствуете сострадания, у вас только одна мысль: «Он мешает мне медитировать», — значит, вы стали хуже. Даже собаки, когда слышат, что люди кричат от боли, как-то чувствуют это и хотят помочь. Если ваш сосед кричит: «Помоги!», — а вы думаете: «Я медитирую на махамудру, а этот дурак мне мешает», — это очень плохой признак. Значит, вы не понимаете, как правильно медитировать, и лучше бы вам не медитировать вовсе.
Второй симптом неправильной медитации — у вас начинаются проблемы с вниманием. Вы становитесь настолько рассеянными и невнимательными, что ставите куда-то чашку, а потом ищете, куда поставили; кладёте куда-то ключи и не можете их найти. Пять минут назад вы что-то сделали, но тут же забыли об этом.
Третий симптом заключается в раздражительности. Вы становитесь очень раздражительными, легковозбудимыми, вас легко расстроить, уязвить. Когда слышите какие-то звуки, даже если вы не медитируете в этот момент, они начинают вас раздражать. У вас пропадает желание общаться с людьми. Это нехороший признак. Вам не хочется общаться со своей женой или мужем, вы думаете: «Всё это сансара». Это не отречение. У людей, которые действительно хорошо медитируют, у которых отличная концентрация, как правило, бывают очень хорошие отношения с мужем или женой. Например, Марпа был превосходным знатоком медитации, и у него были очень хорошие отношения с его супругой Дагмемой. Жена — это не кошмар, она хороший помощник. Старайтесь воспринимать свою жену как дакини, которая помогает вам в медитации. Если вы монах, вам приходится мыслить иначе, представлять женщин ходячими скелетами, обтянутыми кожей; у вас нет другого выбора, вам приходится на это медитировать. Но, если вы практик тантры, если у вас есть жена, тогда вы должны отмести в сторону все мысли о ходячих трупах. Воспринимайте свою жену как дакини. Чистое восприятие очень важно для тантрического практика. Если вы живёте в России — цените Россию; если живёте в Индии — цените Индию. Поскольку подавляющее большинство моих учеников — миряне, то я говорю: не надо рассматривать своих супругов как ужасных сансарических существ, старайтесь воспринимать их чисто, относиться с уважением друг к другу.
Когда вы начинаете медитировать и теряете чуткость к близким людям, семье, сторонитесь общества — это, на самом деле, нехорошие признаки. Но и не надо, впадая в другую крайность, непрерывно усиленно общаться. Нужно придерживаться срединного пути. Мысленно воспринимайте свою жену чисто, но не превозносите её на разные лады: «О, ты моя дакини», — иначе она будет «летать» и на следующее утро перестанет мыть посуду. Я шучу. Внутренне уважайте её, но не спешите говорить много красивых слов. Должны быть любовь, близость, но не слишком сильные. Лучше придерживаться золотой середины. То же самое с водкой: сама по себе она не плоха; если вы знаете золотую середину, водка может стать лекарством; любая вещь, если знать золотую середину, хороша; нехорош только яд.
У негативных состояний ума не бывает золотой середины. Это нечто совершенно неправильное и плохое. Однако с помощью тантры вы можете трансформировать привязанность в путь. На вашем нынешнем уровне привязанность должна восприниматься как нечто полностью плохое, вы должны стараться всеми силами с нею бороться. Но между любовью и привязанностью большая разница. Когда вы обретёте силу, вы сможете использовать привязанность, превращая её в тантрический дуть.
Итак, не погружайтесь головой в умственную притуплённость: если человек долго медитировал и, в итоге, сильно поглупел, значит, он медитировал с тонкой формой притуплённости ума. Если же ваша медитация чиста, то чем больше вы медитируете, тем проницательнее и яснее становится ваш ум. Ум приобретает такую ясность, что у вас возникает чувство, будто вы способны пересчитать все частицы, из которых состоит этот мир; вы отчётливо различаете все звуки, даже самые тихие, доносящиеся издалека. Это называется яснослышанием; да-да, существуют и яснообоняние, и яснослышание, а не только ясновидение.
Когда в уме полностью отсутствует притуплённость, когда он необычайно ясен, объекты ментального восприятия видятся гораздо ярче, яснее, чем объекты зрительного сознания. Объекты, которые мы наблюдаем глазами, мы видим, на самом деле, не так уж чётко и хорошо. По сравнению с этим, когда мы достигаем высокой степени сосредоточения, стоит нам мысленно представить себе образ дерева, мы увидим его гораздо яснее. Мельчайшие детали, каждый листочек, даже все капельки росы на листьях сможем разглядеть очень чётко. Вот такая интересная особенность у нашего ума. Цифровые камеры нашего ума были открыты буддизмом много лет тому назад, но лишь сейчас наука дошла до создания материальных устройств. Однако они не могут сравниться с цифровой камерой ума. Цифровая камера ума необычайно точна. Все эти качества вы тоже способны развить в себе, у вас есть к этому потенциал.
Когда Миларепа настроил все каналы своего ума, он был совершенно счастлив в своей пещере. Миларепа говорил: «Вглядись в свой ум, там ты сможешь увидеть столько всего! Зачем вообще смотреть куда-то во внешний мир?» Если у вас хорошо развито ясновидение, вы можете рассмотреть всё, что творится во множестве других миров, увидеть столько прекрасного, что вам не понадобится телевизор.
Чтобы устранить блуждание и притуплённость ума, нужно применить противоядия. Есть профилактические противоядия, они считаются самыми лучшими. Лучшее противоядие — принять превентивные меры. Лучшее превентивное противоядие от блуждания ума — предварительно (до однонаправленной медитации) позаниматься аналитической медитацией на непостоянство и смерть. Для этого вам не надо сидеть в позе медитации. Когда вы делаете перерывы между сессиями, просто думайте о том, что с каждым мгновением вы всё ближе подходите к собственной смерти. Это тоже будет медитацией.
Ну, а если вы забываете о непостоянстве и смерти, если в промежутках между медитациями думаете: «Что сейчас делают мои друзья? Я здесь сижу в таких суровых условиях, у меня ничего нет, я должен медитировать, а они ходят в хорошие рестораны, вкусно едят, смотрят интересные фильмы, получают удовольствие, пьют вино, танцуют», — то именно это будете видеть вместо объекта медитации. Ваш ум будет устремляться ко всем этим вещам. Вы будете говорить ему: «Не думай, не думай об этом», — но не сможете его удержать. Всё зависит от правильной стратегии. Из-за неверной стратегии вам будет очень трудно.
Когда я медитировал в Курумкане, моя медитация была просто потрясающей, пока не начался чемпионат Европы по футболу. Сосредоточение всё улучшалось, но в промежутках между медитациями я стал думать: «А ведь сейчас идёт футбол». Меня это заинтересовало, и я стал слать ученикам записки (в то время я не разговаривал, а с обслуживающими меня людьми общался при помощи записок): «Когда следующая игра? У кого? Кто победил?» Они мне передавали необходимую информацию. Это начало мешать моей концентрации. Вот так один неверный стратегический ход мешает сосредоточению.
Я очень люблю футбол, и сам раньше играл. Когда европейский чемпионат закончился, моя концентрация опять стала очень хорошей. Тогда я убедился, что великие мастера прошлого писали правду. Они писали: «То, о чём ты думаешь в промежутках между медитациями, будет влиять на твои медитативные сессии». Я думал, что мне это не грозит, что я уже достиг стабильности, и поэтому могу в перерывах думать о чём-то отвлечённом, чтобы как-то отдохнуть, расслабиться. Но оказалось, что это не так. Настоящий отдых в перерывах достигается позитивным настроем ума. Когда ум полон любви, сострадания, желает всем счастья, это приносит настоящий отдых и релаксацию. А когда вы думаете об объектах привязанности, это не даёт отдохнуть. Да, это расслабляет: на первый взгляд, вы отдыхаете, когда думаете об объектах привязанности, но, в действительности, они только тревожат ваш ум.
Омрачение — это то, что тревожит ум, лишает его покоя. Совет, который я вам даю на основе своего маленького личного опыта, предназначен для вашего строгого затворничества. Когда вы выйдете на пенсию, то сможете заняться интенсивной медитацией в строгом затворничестве. Это будет очень хорошо. Поскольку в России пенсии очень маленькие, это замечательно для затворничества: вам как раз хватит, чтобы не умереть с голоду. А когда пенсия очень большая, это плохо: появляется желание тратить эти деньги. У людей, которые живут в Новой Зеландии и Америке, большие пенсии, они всё время путешествуют и возвращаются с обилием новых проблем. Они уезжают отдохнуть, а возвращаются с кучей жалоб: «Ой, всё было не так, это было плохо, то было плохо». Они едут на отдых, а потом говорят: «Я устал, мне нужно ещё отдохнуть». Некоторые люди в Москве так же говорят, вернувшись из отпуска.
Вы должны ценить то, что у вас есть. Если у вас маленькая пенсия — это очень хорошо, если большая пенсия — тоже очень хорошо. Если у вас маленькая пенсия, думайте о преимуществах маленькой пенсии. Молоко, хлеб, картошка и немножко мяса — этого достаточно. Зачем много есть? Насчёт приёма пищи в буддизме даются интересные рекомендации, а в России один великий писатель говорил то же самое. Стало пословицей: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». В буддизме говорится о том же. Завтрак должен быть плотным, обед лёгким, а вечером вообще не надо есть. Если вы на обед переедите, это будет плохо. Мысленно поделите желудок на четыре части: пятьдесят процентов надо заполнить едой, двадцать пять процентов водой, а двадцать пять оставить пустым. А не как русские мужчины, которые сто процентов своего желудка набивают мясом и картошкой. Не надо также есть жирную колбасу, иначе во время медитации будете клевать носом.
Пища влияет на наш ум — это правда. Опять же, исходя из своего опыта могу сказать, что, когда я ел слишком много жирной пищи, это влияло на мою медитацию и сосредоточение. Великие мастера писали свои тексты, опираясь на личный опыт. Когда вы будете медитировать, у вас появится тот же опыт, он универсален.
Теперь вернёмся к теме. Итак, чтобы предотвратить появление блуждания ума во время медитации, перед сессией думайте о непостоянстве. Очень важно воспринимать себя, как человека, который выпал из самолёта. В реальности ситуация такова: с момента нашего рождения на свет мы словно выпали из летящего самолёта и с каждым мгновением всё ближе к собственной смерти. Поскольку это расстояние очень велико, нам кажется, что мы не падаем, а зависли в воздухе. В действительности же, мы вообще не стоим на месте: мы всё время движемся. Какой смысл во время падения пытаться как-то обустроиться? Если у вас очень сильная концепция того, что нужно обустроиться в сансаре, вместе с ней появится и множество других. А с ними всплывут все мирские дхармы и заботы. Тогда ваш ум перестанет вам подчиняться.
Сейчас для вас очень полезно не просто сидеть в медитации, но в промежутках между сессиями лежать и читать книги по Дхарме, однако совсем не так, как вы читаете художественную литературу. Немножко почитайте, а потом размышляйте о прочитанном, затем прочитайте ещё кусочек. Я не хочу, чтобы вы слишком много медитировали на данном этапе вашей жизни, но желаю, чтобы в свободное время вы просто брали книги, связанные с Ламримом, комментарии к нему, и читали, а потом размышляли о том, что прочли, затем ещё читали, и ещё размышляли. Вот это точно изменит ваш ум.
Когда у вас усиливается блуждание ума, вам надо читать больше книг о непостоянстве и смерти, о страданиях сансары, о том, как живые существа страдают. Это очень помогает. Когда у вас есть опасность возникновения притуплённости ума, старайтесь думать о вещах, которые вас вдохновляют: драгоценность человеческой жизни, качества шаматхи, качества реализаций, которые вы обретёте, качества будды, а также о том, что такое нирвана.