Удержание объекта и пребывание с ним
Вы удерживаете объект медитации не слишком крепко и не слишком слабо, то есть умеренно. Вы просто пребываете на этом объекте: ваш ум, как дикий слон, привязан к нему верёвкой внимательности. Вам не нужно визуализировать слона. Это просто аналогия, которая означает, что ваш ум пребывает на объекте медитации, не отвлекаясь ни на что.
Поймите, что прошлое уже закончилось. Сказали ли вам что-то неприятное, похвалили ли вас — ничего этого сейчас нет, всё уже прошло. Сейчас незачем огорчаться или радоваться из-за прошедших событий. Все вопросы исчезли. В этот момент не существует звука. Чьи-то слова звучат, как невнятный гул. Вы просто выдумывали себе счастье, повторяя в своём уме чьи-то лестные слова, сказанные в ваш адрес: «Он назвал меня умным! Да, я умный!» Если вы привыкнете к такому восприятию, такая же тенденция проявится у вас с негативными эмоциями. Чем больше вы радуетесь хвале, тем сильнее расстроитесь из-за малейшей критики, и будете повторять слова, которые вам сказали: «уродливый», «толстый». Потом вам станет больно, вы лишитесь сна. Итак, не слишком привязывайтесь к прошлому, не слишком расстраивайтесь из-за того, что сказали вам другие. Это ушло в историю. В следующий миг каждый предыдущий миг — уже история.
Будущее ещё не наступило. Зачем вам бояться будущего? Ещё неизвестно, произойдёт ли то, чего вы ожидаете. А настоящее — это каждый текущий момент. Вы визуализируете Будду перед собой: в следующий момент визуализация первого момента уже ушла в историю. Итак, пребывайте в настоящем, просто визуализируя Будду. Тогда ваш ум успокоится естественным образом. Если вы сможете использовать эту технику, то с её помощью вы сумеете на некоторое время удержать объект медитации.
Если сравнить вашу концентрацию с верёвкой, то это должна быть мягкая, но прочная верёвка. Вы пребываете на объекте с мягкой, гибкой, но сильной концентрацией. Тогда уже определённо сможете немного контролировать свой ум. Знаком обретённого вами контроля будет то, что ваш избалованный ум чуть-чуть успокоится, станет чуть более здоровым, чуть более скромным.
Затем вы стараетесь увеличить период пребывания на объекте до максимального срока. В это время вы развиваете внимательность. Чем сильнее ваша внимательность, тем дольше сможете пребывать на объекте.
Не слишком крепко удерживайте объект, не слишком расслабляйте хватку своего внимания, но используйте здравый смысл и держите объект умеренно. Представьте, как вы держите яйцо, чтобы не раздавить его, но и не выпустить из рук. Знаком того, что вы слишком крепко удерживаете объект медитации, будет блуждание ума. Если ваш ум почти начал блуждать, вы понимаете: «Это происходит из-за того, что я удерживаю объект слишком сильно». Тогда немножко ослабьте своё внимание. А если изображение становится нечётким — это знак слишком слабого удержания объекта. Постарайтесь держать его чуть покрепче. Итак, используйте своё здравомыслие. Вначале вам не нужно думать даже о том, насколько крепко следует держать объект.
Продолжительность сессий
Не медитируйте слишком долго, это бесполезно. Самое важное в вашей медитации — качество, а не количество. Старайтесь удержаться на объекте две-три минуты: если вы делали действительно хорошую медитацию, за это время вы уже устанете.
Развейте сильную решимость контролировать дикого слона своего ума две-три минуты, не отпускайте его блуждать: «Я не позволю уму за эти минуты никуда отойти от объекта. Даже если буду умирать, я не отступлю от своего решения!» Проявите силу своего духа. Ваш ум стал слишком избалованным. Вы всегда потакали ему, выполняя всё, что он велел. Вследствие этого вы до сих пор не смогли стать счастливыми. «А теперь я буду проявлять терпение три минуты! Будда, пожалуйста, захвати моё внимание полностью и не позволяй ему уйти». В эти три минуты вы ни на что не отвлекаетесь, сосредоточены только на его образе и контролируете свой ум. Не нужно напрягаться всем телом, расслабьтесь. Сильной должна быть только ваша решимость не отпускать верёвку внимательности в течение трёх минут.
Через две-три минуты вы открываете глаза и вновь смотрите на изображение, в этот момент вы делаете упор на развитии ясности образа. Вы очень детально рассматриваете изображение Будды и замечаете: «О, во время визуализации я неточно представлял глаза Будды, его нос...» Как художник, который собирается писать портрет, вы изучаете, как это можно осуществить технически по отношению к каждой детали. Вы рассматриваете, какие у Будды глаза, нос, рот. Потом, закрыв глаза, получаете точный образ.
Во многих старых текстах я читал, что одна длительная сессия по развитию шаматхи должна делиться на множество коротких подсессий. Глупо с самого начала сидеть без движения четыре часа — это будет время, потраченное впустую. Настоящая медитация делается так, как я сказал: через две-три минуты нужно открыть глаза. Даже если вам кажется, что вы можете просидеть и дольше, прервитесь — это самообман, просто вы хотите сразу же оказаться на высоком уровне. Даже когда медитация доставляет радость уму, всё равно вы прекращаете её и смотрите на объект, потому что вашему восприятию объекта не хватает ясности. Поскольку вы открыли глаза, это становится межсессионным промежутком. Затем внимательно посмотрите на изображение Будды, делая акцент на развитии чёткости образа. А во время медитации пребывайте на этом объекте с решимостью, не думая ни о прошлом, ни о будущем. Даже если образ пропадает, всё равно удерживайте свой ум.
На одну сессию в затворничестве по шаматхе у вас должно уходить два часа, в течение которых вы тренируетесь подобным образом. Ну, а в повседневной жизни решайте сами, сколько времени посвятить этой практике. Но старайтесь каждый день уделять шаматхе хотя бы десять минут, это очень полезно. Сначала смотрите на изображение, затем визуализируйте его в течение двух минут, затем вновь смотрите. Но не тратьте по две минуты на разглядывание: вы смотрите только для того, чтобы усилить ясность концентрации.
Выводы
Итак, я рассказал вам все тайны для достижения прогресса. Характерным ошибкам в медитации и способам их преодоления будут посвящены следующие главы этой книги.
Теперь у вас есть приблизительное понимание данной темы. Сейчас я повторю основные положения кратко, чтобы вы запомнили их.
1. Вначале проводится медитация на дыхании. Вдох и выдох считаются за один раз. Если вы делаете двадцать один вдох и выдох, и при этом ваш ум не отвлекается, значит, вы достигли определённого уровня концентрации.
2. После медитации на дыхании вы смотрите на изображение Будды.
3. В уме вы должны воссоздать изображение Будды.
4. Вы выполняете четыре процедуры: ищете, находите, удерживаете и пребываете на объекте медитации.
5. Вы остаётесь в этом состоянии как можно дольше. В течение первых одной-трёх секунд изображение будет исчезать. Ваш ум будет блуждать, чтобы найти объект медитации. Если объект медитации размыт, в этом нет ничего страшного, просто не нужно следовать по пути блуждания вашего ума, это естественный процесс. Самое главное — вы должны ощущать, что Будда находится в том месте, где вы его визуализируете. Если вы будете пребывать на этом объекте, то он сам собой будет становиться более ясным.
6. Через две минуты после медитации нужно открыть глаза и снова посмотреть на изображение Будды. Если вы с самого начала, не имея точного изображения Будды и без сильной концентрации, будете стараться слишком долго пребывать в состоянии медитации, то только потеряете время.
7. Вы добиваетесь, чтобы ваша визуализация стала более ясной. Глядя на изображение, вы ставите себе цель, чтобы в следующий раз, когда будете медитировать, ваш объект медитации не исчезал как можно дольше.
8. В момент медитации старайтесь максимально увеличить свою концентрацию. Не пытайтесь сделать объект медитации более ясным. Основной упор делайте на концентрацию, на пребывание на объекте медитации. Люди делают ошибку, когда во время медитации пытаются в уме сделать картинку более ясной.
9. После двух минут медитации вы открываете глаза и возвращаетесь к изображению Будды. В этот момент вы делаете упор на том, чтобы сделать объект медитации более ясным, чётким.
Каждый день пытайтесь пять раз сосредоточиваться по две минуты. Это гораздо эффективнее, чем четыре часа неумелых занятий. В повседневной жизни, вместо того, чтобы скучать или злиться на кого-то, просто смотрите на изображение Будды, закрывайте глаза, пытайтесь воспроизвести его в памяти. Вместо фотографии подруги или друга лучше смотрите на изображение Будды и думайте: «В будущем я разовью шаматху, а пока я тренируюсь в запоминании объекта медитации». Некоторые люди жалуются, что они не могут визуализировать Будду. Но все вы прекрасно запоминаете и визуализируете те объекты, к которым привязаны. Всё зависит от тренировки, от силы привыкания. Поскольку вы всё время смотрите на объект своей привязанности, вы запоминаете его так хорошо, что стоит вам закрыть глаза, как он явственно всплывает перед вами. В этом случае вам не надо искать объект медитации (точнее объект привязанности), не надо его обнаруживать, вы закрываете глаза, и он моментально перед вами. Даже если не хотите думать о нём, образ человека, к которому вы привязаны, сам возникнет перед вами.
Вместо этого вы должны приучить свой ум к священному образу Будды, чтобы он чётко возникал в вашем уме, когда вы закрываете глаза. Вы должны изменить механизм своего ума в лучшую сторону. Когда вы лежите и отдыхаете, вы должны просто брать изображение Будды, разглядывать его, пытаться запомнить. Это очень хорошая подготовка к вашей будущей медитации. Также нужно изучить изображения пяти дхьяни-будд[58]. Запомните, как выглядит Вайрочана, Амитабха и остальные, потому что в будущем я дам вам технику, связанную с пятью дхьяни-буддами, чтобы вы могли развивать шаматху на их основе.
Вы должны чередовать сеансы созерцания общего образа с сеансами аналитического созерцания Будды по частям. Периодически вам нужно рассматривать конкретные детали, начиная с его макушки: ушнишу[59], глаза, рот, одежду, положение тела, чашу для подаяния. Всё это нужно рассматривать очень подробно, сверху вниз и обратно. После этого образ у вас будет гораздо яснее и чётче, чем раньше, потому что вы будете помнить детали.