Сокращение количества мирских дел
Четвёртое благоприятное условие означает прерывание всех связей с внешним миром и прекращение всей деятельности. Если вы действительно хотите развить шаматху в результате интенсивной практики, то должны пресечь все свои связи с внешним миром. У вас не должно быть ни телевизора, ни телефона. А если хотите посмотреть телевизор — смотрите телевизор своего ума. Если вы хотите с кем-то поговорить, поговорите со своим умом и скажите ему: «Ты не должен делать это, ты не должен делать то». А других дел у вас быть не должно.
Все ваши мирские дела сведите к приготовлению пищи, её употреблению и хождению в туалет, всё остальное время посвятите развитию шаматхи. Ну, может быть, иногда можно умыться или помыться. Но не надо мыться всё время. Наше тело пачкается так быстро, что мыть его лишний раз совершенно бессмысленно. Когда я был в затворничестве в горах, то мылся, может быть, раз в месяц, не больше. Странное дело, когда в уме нет негативных мыслей, тело не пачкается и от него не исходит плохого запаха. Поэтому когда вы не моетесь, это совершенно не приносит вам никакого дискомфорта. Хоть это и странно, но это так: моё тело осталось тем же самым, но с тех пор как я вернулся домой, стоит мне не помыться два дня, как я уже чувствую запах.
Пресеките практически все мирские дела и думайте только о шаматхе, занимайтесь только ею. Мой Учитель сказал мне: «Когда ты стремишься развить шаматху, то всё, что ты делаешь: идёшь ли, ешь, спишь — все эти твои занятия должны быть связаны с практикой шаматхи». Я размышлял: «Как же это так?! Как мой ум может быть неразлучен с шаматхой, когда я ем?» Ещё мой Учитель сказал: «Если ты, не прекращая практику шаматхи, во время строгого затворничества сможешь есть, спать, двигаться, то достигнешь шаматхи очень быстро». И я думал: «Как это возможно?» Но в последний раз, находясь в Индии, я понял, как.
В то время, когда я медитировал в горах, один из моих друзей строил там домик для медитации, маленькую хижину для затворничества. И он был так поглощён этим строительством, что каждый раз, когда мы с ним встречались и разговаривали, он говорил только о доме и ни о чём больше: «Окна будут там, двери там». Я думал: «Да что с ним случилось? Почему он думает только об этой своей хижине? » Когда мы вместе ели, я пытался с ним поговорить, но услышал лишь: «А вот дверь у меня будет такая, а окно вот такое». Когда мы поели, я сказал: «Давай отдохнём!» Я знал, что он очень хорошо разбирается в философии, и задал ему вопрос о пустоте. Он задумался. Я решил, что он обдумывает мой вопрос, но он ответил: «Нет, геше Тинлей, дверь всё-таки должна быть справа!» И в итоге я понял: если бы человек развивал шаматху именно таким образом, то развил бы её очень быстро. Я сообразил, что именно об этом говорил мой Учитель. Когда он ел, то говорил и думал только о своём доме. Когда я задал ему вопрос о пустоте, он ответил про свой дом.
Именно так нужно развивать шаматху, то есть ваш ум должен постоянно и однонаправленно думать только об одном, должен быть настроен только на неё. И это возможно. Если человек может быть всецело поглощён строительством своего дома, то почему он не может быть так же всецело поглощён шаматхой? Благодаря своей одержимости строительством он построил замечательный дом. Несмотря на то, что домик для медитации был малобюджетным, он получился очень качественным, тёплым и удобным. В нём можно было проводить длительные ретриты. Завершив строительство, он сказал мне: «Теперь я буду развивать шаматху так же, как я строил дом». Для меня это оказалось очень полезным учением. Вот это и называется взаимосвязью развития шаматхи даже с такими делами, как употребление пищи, сон и ходьба.
Допустим, вы находитесь в затворничестве и развиваете шаматху, а в это время кто-то пришёл к вам в гости и рассказывает о своих проблемах, спрашивает у вас совета. На это вы должны ему ответить: «Если изображение Будды находится передо мной, если оно вот такого размера, то на основе этого изображения будет очень хорошо развить шаматху». И этот человек воскликнет: «Да он сошёл с ума!» А я, если услышу об этом, отреагирую совершенно по-другому и скажу: «Он на правильном пути, он совершенно поглощён практикой шаматхи». Без такой поглощённости и одержимости ничего не получится.
Пананг Ринпоче — мой Духовный Наставник, невероятно великий мастер, который медитировал в горах тридцать пять лет и уже развил шаматху, сказал: «Тинлей, всё время практикуй так же усердно, как трут друг о друга две деревянные палочки, чтобы разжечь огонь. Если ты, как только палочки немножко нагреются, отложишь их, они сразу остынут. А потом ты снова возьмёшь эти палочки и будешь тереть их, они опять нагреются, а ты опять их отложишь. Действуя так, ты никогда не добудешь огня! Три их непрерывно, три и три! И даже когда ты ешь, твой ум должен быть там — думай о преимуществах шаматхи, думай только о шаматхе. Анализируй, какие ошибки ты допустил во время медитации, как ты можешь улучшить свою концентрацию. Не переставай тереть деревяшки друг о друга, даже когда ешь. И тогда луч шаматхи появится очень быстро».
Геше Нима сказал, что если человек ни на что не способен в мирской жизни, то он и в духовной деятельности ничего не достигнет. А тот, кто в мирских занятиях способен достичь успеха, может успешно заниматься и духовной практикой. А те, кто пассивен, вял, кто говорит: «Я устал от общества и пойду лучше позанимаюсь духовной практикой, может быть, достигну нирваны, и будет мне хорошо», — не смогут ничего осуществить в духовной практике, как и в мирской жизни. Талантливому же человеку, способному заниматься обычными видами деятельности, проявлять себя в работе, в творчестве, мудрость помогает оценить, насколько важна духовная практика, насколько больший результат она приносит. Понимая это, он отказывается от обычных дел и от обычной работы, — и это совершенно другое, это правильный подход.
А теперь я объясню, как это благоприятное условие помогает вам в повседневной жизни. Вы можете проверить и убедиться сами, что одна из основных причин, из-за которой у вас возникают проблемы, состоит в том, что вы ведёте слишком много видов деятельности. Вы порождаете много концепций, строите множество планов, ни один из которых не можете осуществить. В итоге всей вашей бурной деятельности не появляется ни одного хорошего результата.
Во-первых, важно проверить, позволит ли ваш план достичь поставленной цели. Во-вторых, нужно выяснить, насколько он реалистичен. Пытаясь осуществить нереалистичный план, вы лишь впустую тратите время. В-третьих, следует определить, имеете ли вы способности реализовать его. Планы могут быть хороши и реалистичны, но в силу разных факторов у вас может не хватить потенциала для их осуществления. Если оказалось так, скажите: «На данный момент я не могу взяться за этот проект. Я хочу продолжать заниматься тем, на что я способен». Итак, эти три момента очень важны. Если они присутствуют, тогда принимайтесь за дело.
Шантидева говорил, что до тех пор, пока вы не закончите одно дело, не хватайтесь за следующее. А как поступаете вы? Вначале вы не проверяете результативность и реалистичность плана, не оцениваете свою способность его осуществить. Кто-то расписал во всех красках выгоды от какого-то дела, и вы на эмоциях сразу же за него хватаетесь. Иногда за распитием водки рождаются планы быстрого получения дохода: «Нужно продать квартиру, вложить эти деньги, тогда мы сможем получить очень большой доход». Так люди продают квартиры, но их планы оказываются ненадёжными и рушатся. В итоге, они остаются ни с чем. Существует много таких историй. Поэтому буддийское учение очень полезно: оно подобно экономике и помогает сохранить семью.
В России есть хорошая поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Это замечательный совет. Подумайте над ним серьёзно, это принесёт вам пользу. Здесь говорится вовсе не о том, как резать ткань, а о том, как принимать решения. Сначала семь раз подумайте, а потом сделайте выбор. Иногда стоит подумать даже больше, чем семь раз. Десять раз подумайте, а когда решение будет принято, идите вперёд и доводите дело до конца. Вы же сразу делаете всё, что приходит вам на ум, а потом начинаете сомневаться, правильно ли поступили. Это как с тканью: сначала отрезаете кусок, а затем проверяете, правильно ли отрезали.
Важно одновременно вести не более двух дел и доводить их до завершения. Источник денег у вас должен быть небольшим, но надёжным. Тогда вы будете жить спокойно. Имея семью, родственников, без стабильного источника дохода прожить сложно. Придумайте небольшой план, который можете осуществить, и действуйте активно, не будьте ленивым. Еда без ваших усилий к вам на стол не придёт. Даже собаки сами ищут себе хлеб и не жалуются: «О, государство не даёт нам пенсию, поэтому мы живём впроголодь». Человек тем более не должен всецело полагаться на государство. Он в состоянии сам найти себе хлеб, если хоть немного умнее собаки.
Посмотрите вокруг: сколько у вас земли, сколько богатых ресурсов! Всё, что нам надо, это немного использовать голову. Мы же продаём весь лес в Китай, там из него делают мебель и продают обратно, — как будто у нас нет ни рук, ни ног. Однажды китаец приехал в Бурятию. А буряты, как и тувинцы, часто надеются на государственное обеспечение. Один бурят стал жаловаться китайцу на бедную жизнь в России. Китаец с удивлением посмотрел по сторонам и сказал: «Нет, вы очень богатые». — «С чего ты решил, что мы богаты?» — спросил бурят. Просто китайцы, когда видят ваши леса, сразу понимают, какое это богатство, какие на этом можно сделать деньги. Для бурята же дерево — всего лишь дерево. Глядя на дерево, китайцы сразу представляют себе мебель, а потом — русские деньги. У китайцев есть, конечно, и дурные качества, они, например, поддерживают нарушение прав человека в Тибете, но предприимчивость — их позитивное качество.
В характере русских есть одна плохая черта — сидеть и ждать, когда государство им что-то даст, когда президент обеспечит им доход. Но у главы государства очень много работы, он не может обеспечить каждого рабочим местом. Он решает международные вопросы. Вам же, чтобы стать богаче, нужно самим быть активнее, чаще включать мозги. Вы можете создать свой маленький бизнес. Если каждый в этой стране начнёт работать активнее, экономика поднимется очень быстро. Я беседовал со своими друзьями, американскими бизнес-аналитиками, они все говорят, что русская нация — самая богатая в мире по количеству природных ресурсов. Но люди в России избалованные. У них есть привычка, свойственная детям в богатых семьях: они ничего не делают сами, надеясь, что родители обеспечат им безбедное проживание. Своими богатыми ресурсами они просто не пользуются.
В Японии, если люди не будут активными, нация не выживет. У них нет богатых ресурсов. Им удалось высоко поднять экономику только за счёт активности народа. Если бы россияне вдруг поменялись странами с японцами, то русских бы очень скоро совсем не осталось, они бы не смогли там выжить. Поскольку я сам россиянин, то говорю: мы должны стать более активными.
Все эти правила, основанные на взаимозависимости, связаны с нашей жизнью, поэтому буддизм никогда не отрицает экономику и политику. Всё это необходимо изучать для благополучия общества. Не думайте, что политика есть нечто дурное, что хороша только духовная деятельность. Грязная политика действительно приносит вред. Но сама по себе политика, то есть чистая политика, как и экономика, создана ради блага народа. Всё это, конечно, полезно, тем не менее самое важное — развитие ума. Поэтому в повседневной жизни не вовлекайтесь в большое количество разных дел.
Другой момент — вам необходимо придерживаться в жизни одного хорошего правила: не лезть в дела других людей. Вникайте только в свои занятия, дела других не должны вас интересовать. Пусть они занимаются тем, чем хотят. Что делают ваши соседи, куда и зачем пошли — всё это не ваше дело. Вы наблюдаете за всеми, как шпион: «Наверное, в Америке люди хорошо живут. Только у нас всё плохо». Как только вы сфокусируетесь на своём деле, сразу заметите прогресс. Если будете придерживаться этого правила, тогда, я уверен, ваш ум станет гораздо спокойнее, потому что вы перестанете метаться то вправо, то влево. Тогда отпадёт необходимость разбираться в различных мнениях многих людей по различным поводам. Если вести разговоры только о своих делах, не будет скандалов, интриг и конфликтов. Поступая наоборот, однажды вы получите по носу. Вникая в чужие дела, вы также можете услышать всевозможные странные вещи, от которых ваш ум станет несчастным. У вас разовьётся скепсис, вы станете сомневаться в людях: «Никто меня не любит, не поддерживает. Я одинок». Так, из-за отсутствия правильной системы мышления ваш ум становится больным.
Важно, чтобы ваш ум был сфокусирован на том, чем вы занимаетесь, что связано с вашей жизнью, а также с принесением блага другим. Тогда естественным образом в уме станет меньше концептуальных мыслей. Любую задачу вы будете выполнять эффективно. Эффективная работа гораздо важнее, чем выполнение большого количества разной работы. Один или два хороших плана гораздо лучше множества планов и проектов, которые вам не по плечу. По этому поводу в России говорят: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Сосредоточившись на одном или двух делах, вы сможете осуществить цели этой жизни. А если вы разбрасываетесь на всевозможные многочисленные задачи, то не сумеете реализовать желания даже этой жизни. Когда бизнесмен хватается за несколько дел сразу, он не достигает успеха ни в одном.
Итак, ваше счастье находится в ваших руках. Не разбрасывайтесь в своей деятельности и придерживайтесь правила: не вмешиваться в дела других людей. Это очень хороший совет, последовав которому, вы достигнете одновременно и своих временных целей, и умиротворения ума. Применяйте его в повседневной жизни.
Во время медитации на шаматху не занимайтесь астрологией, медициной, не читайте посторонние книги, читайте только те, которые связаны с шаматхой. Также можете читать Ламрим, чтобы сделать ваш ум подходящим для медитации. Книги по логике тоже помешают, ведь у логики есть своя цель, она заставляет много думать. Логика похожа на ключ, с помощью которого вы открываете дверь. Но, если вы слишком много думаете о логике, ваш ключ станет больше, чем замочная скважина. Когда Атиша пришёл в Тибет, он передал учение по логике и сказал, что не надо слишком много заниматься ею; если вы с её помощью будете отвечать на различные вопросы, то этим вопросам не будет конца: вы разберёте одну причину, потом причину, породившую первую, и так далее без конца... Это как приём лекарства: важно знать общее назначение, не разбирая при этом, как работают соединения компонентов и почему другая комбинация компонентов не приносит того же результата. Здесь важно здравомыслие. Всё это знать важно, но знаниям такого рода не будет конца. Атиша сказал: «Дхарма обширна, как океан, а наша жизнь очень коротка. Как птица своим клювом способна извлечь молоко из смеси молока и воды, так же и ты должен извлечь молоко из океана мудрости». Это драгоценный совет.
Не думайте об общественной жизни, о служении обществу: «Я практик Махаяны, я должен приносить благо живым существам, поэтому днём я буду кормить их, снабжать пищей, а ночью медитировать». Так вы не сможете сделать ни то, ни другое. Ваше сострадание иногда будет вызывать у вас эмоции, которые будут вам мешать. Сострадание — это очень хорошо, но когда у вас возникают такие эмоции: «Я всего лишь человек, который сидит тут и медитирует. Какой толк от этого? Даже если у меня родится шаматха, какую пользу это принесёт другим? Они же страдают прямо сейчас, и я, как практик Махаяны, должен прямо сейчас помогать им», — это признак отсутствия мудрости. И вот почему. Например, один человек голоден, а у вас есть зерно. Если вы отдадите зерно этому человеку, он избавится от голода, но на следующий день снова проголодается. Поэтому мудрые люди почувствуют сострадание к голодному человеку, но не отдадут ему всё зерно. Они скажут: «Я готов всё ему отдать, но лучше будет посадить зерно в землю, а когда оно даст урожай, не только он, но и другие люди смогут насытиться». Так и вы должны сказать: «Чтобы я смог обеспечить ему более длительное счастье, я должен пожертвовать кратковременной помощью». Думая так, вы поймёте, что ваша медитация в горах очень значима для блага множества живых существ. А значит, медитируя в горах, вы не тратите время впустую. Оставаясь в горах, вы ежесекундно создаёте причину для счастья великого множества существ.
Иногда, когда люди медитируют в горах, они видят множество голодных, затем в них порождается сильное сострадание. Но при этом они говорят себе: «Хорошо, мне придётся смириться с тем, что этот человек голоден. Если я сейчас отдам ему пищу, завтра он снова проголодается. Вместо этого я сделаю посвящение заслуг, посвящу свою практику тому, чтобы он и все живые существа обрели счастье, чтобы жизнь за жизнью я смог защищать этого человека, помогать ему». Если у вас будет такое мышление, ваши эмоции не будут мешать вашей медитации.
Даже если вас попросят возглавить коллективное затворничество по шаматхе, побыть ответственным за коллектив людей, которые медитируют на шаматху, не надо принимать это предложение. Наше эго иногда устраивает нам странные каверзы. Полностью пресеките все свои дела и ничем, кроме шаматхи, не занимайтесь, чтобы вам не приходилось встречаться с людьми в силу вашей общественной деятельности. Это стратегически важная вещь. В противном случае вы десять лет проживёте в ретритном центре и останетесь на прежнем уровне. Потому что вы немножко помедитируете, потом поработаете, потом уделите время общественным делам. Вы не будете сконцентрированы на главном.
Подчеркну: мой совет относится только к интенсивной практике. Когда вы не занимаетесь ею, то можете совмещать медитацию с работой и общением. Но, когда речь идёт об интенсивной практике шаматхи, всё это будет вам препятствовать. На период интенсивной практики следует огородить свой дом высоким забором, чтобы никого не видеть и чтобы никто не видел вас. Во время затворничества старайтесь избегать людей. Дело в том, что общение с людьми будет сильно увеличивать количество ваших концепций. Вы будете думать: «Откуда он? Зачем приехал?» Вы вступите в разговор, начнёте обсуждать ваших знакомых, заинтересуетесь, что они о вас говорят, хвалят вас или ругают. В чьём-то присутствии вы будете вести себя, как практик с укрощённым умом, стараясь показать, что ваша медитация очень интенсивна. Но это самообман.
Старайтесь вообще не выходить за пределы забора, ограждающего ваш ретритный домик. Всё необходимое — воду, еду — вам должны приносить туда. Следует практиковать в отдалении от остальных. В течение этого времени вам придётся воздерживаться даже от общения с родственниками, с мужем или женой. Важно сначала провести серию не таких строгих ретритов, попробовать свои силы в течение одного-двух месяцев. Во время этих ретритов в течение медитативной сессии вы делаете практику, а между сессиями общаетесь с людьми, отдыхаете. Это неформальное затворничество. Начните с неформального ретрита, не стоит сразу же приступать к интенсивному,
И никогда не спрашивайте, что же думают о вас люди. Это не имеет большого значения. А вот то, кем вы являетесь, очень важно. Если у вас есть такой принцип, то вы настоящий йогин. Самое главное для йогина — здоровый ум, а мнение о нём других его не интересует. Поэтому он носит удобную ему одежду и ведёт себя соответственно ситуации. А если вы, чтобы впечатлить людей, одеваетесь странно, вешаете на шею чётки, то вы не йогин, вы всех обманываете.
Чистая нравственность
Пятое благоприятное условие — это нравственность, этичное поведение. В особенности следует воздерживаться от совершения десяти негативных карм. На уровне тела — это отказ от убийства, воровства и сексуальной распущенности, на уровне речи — отказ от лжи, клеветы, грубой речи и пустой болтовни. На уровне ума — необходим отказ от алчности, злонамеренности и ложных воззрений. Если вы приняли обеты мирянина или монашеские обеты, вы должны соблюдать их в чистоте. И это станет одной из основных причин порождения шаматхи.
Будда говорит, что жизнь нравственного человека очень богата, а его ум здоров и пребывает в покое. Ум неэтичных людей становится пустым и несчастным, а также очень сухим. Поэтому нравственное поведение весьма важно для повседневной жизни, а для медитации на шаматху ещё более значимо. Имея высокую этику, гораздо проще развить концентрацию. Почему в наше время люди медитируют, но не достигают реализаций? Потому что они не соблюдают нравственность.
А в повседневной жизни нравственность — основной источник вашего счастья, а также счастья окружающих людей. Если муж и жена ведут себя этично, живут в гармонии, в этой семье по-настоящему высокий уровень жизни. Показатель высокого уровня жизни — не дорогой телевизор во всю стену, а высокий уровень мышления и этики. Такие люди могут жить и в очень скромном доме, без всяких дорогих вещей, но у них всегда такая чистота и порядок, что приятно находиться у них в гостях. Хотя, возможно, там нет большого количества изысканных блюд, но зато в чистой кухне всегда приятный запах. Такой дом подобен храму.
В некоторых домах есть много очень дорогой техники, но нет чистоты. Повсюду разбросана одежда, тапки валяются где попало, на кухне много мусора, тарелки вообще не моют. В этом доме есть телевизор последнего поколения, но здесь низкий уровень жизни. Итак, уровень жизни не определяется материальным благосостоянием. Я сам родился в семье тибетских беженцев. Обстановка в нашем доме всегда была очень скромной. Не было ни холодильника, ни даже отдельной кухни. И хотя у нас не было европейской техники, а лишь каменная печка, но еда, приготовленная на ней, была очень вкусной. Комната, где мы спали, была чистой, все вещи хранились в порядке. Поэтому наш дом вспоминается мне как храм — самое счастливое место. В нашей семье был высокий уровень жизни, потому что там царила гармония, все уважали друг друга. Основа этой гармонии — правила нравственности. Если это есть, то даже хлеб, который вы делите со своей семьёй, будет очень вкусным.
Всего различают три вида нравственности. Если вы в точности последуете тому, о чём я говорю, ваша жизнь будет не только счастливой, но и значимой, полезной не только для вас, но и для других. Итак, буддизм учит вас, каким образом жить полной жизнью. Даже если вы не верите в будущие жизни, нравственность позволит сделать вашу жизнь здоровой и полной счастья.
У некоторых людей много денег, но из-за своего больного ума они не знают, что делать со своим богатством. Сначала они покупают всё новые и новые вещи, потом, не найдя в них удовлетворения, покупают наркотики и однажды сходят с ума. Это очень печально. Наличие денег при больном уме может сделать несчастным и их обладателя, и других людей. Поймите, что самое важное в жизни не деньги (хотя они тоже нужны), а мудрость, знание о том, как сделать ум здоровым, а жизнь значимой. Тогда счастье придёт к вам само. Если у человека со здоровым умом есть деньги, это ещё лучше, потому что он может помогать людям. Он способен создать такую систему, которая принесёт пользу многим.