Наличие сообщества буддистов-практиков
Четвёртое качество благоприятного места заключается в том, что в этом месте должны быть друзья по Дхарме, братья и сёстры по Дхарме, которые занимаются той же практикой, что и вы. Считается, что вначале опасно заниматься практикой в полном одиночестве, лучше делать это в компании. Уединение, конечно, необходимо, но около вас должно заниматься той же практикой пять-шесть человек. Тем самым вы будете поддерживать друг друга. Лама Цонкапа говорил, что это должно быть место с хорошей компанией, место, в котором рядом находятся ваши друзья по духовным занятиям. Окружающее вас общество не должно быть плохим. Это очень важно. В нехорошем обществе, в плохой компании очень легко приобрести недостатки.
Компания людей с высокой этикой — это важно. Если у окружающих вас людей хорошее понимание Ламрима, они скромны, это также окажет влияние на вас. Держитесь подальше от людей, которые рассуждают так: «Ламрим — учение низкого уровня, а я практикую тантру» или «Тантра тоже необязательна, я выше тантры. Я практикую махамудру, и моя практика — расслабиться и ни о чём не думать. Если я пью водку — это нектар, если сплю с женщинами — это мои дакини. У меня должно быть пять дакинь». Попасть под дурное влияние таких людей очень легко, поэтому они не должны находиться в этом месте. Я вам говорю, что утром надо вставать очень рано, а они утверждают, что можно спать сколько хочется. И вы можете с ними согласиться. Так они легко внушат вам, что высшая практика — просто сидеть и ничего не делать. Избегайте компании таких «практиков махамудры» — настоящих мастеров махамудры их речи не обрадуют, но вызовут лишь сострадание.
Падампа Сангье, невероятно великий мастер махамудры, пришёл из Индии в Тибет. В то время в Тибете махамудра и дзогчен были очень популярны, совсем как сейчас в России. Мне тоже сначала были очень интересны махамудра и дзогчен. Я думал: «Как хорошо, я тоже хочу быстро стать буддой». Но потом я понял — это игра моего эго. И я спустился на землю. Люди в Тибете обращались к Падампе Сангье с просьбой передать им учения по махамудре, по ясному свету. Он говорил им следующее: «Какой смысл созерцать свой ум, если в нём нет бодхичитты?» Без бодхичитты у вас нет никакой основы для высших практик. А как вы можете развить бодхичитту, если не владеете учением о четырёх благородных истинах? Сначала постарайтесь немного понять учение о четырёх благородных истинах и на его основе измените свой ум, немного усмирите его. Это золотой совет Падампы Сангье для народа Тибета, а сейчас — для россиян.
Наличие всего необходимого для медитации
Кроме того, в этом месте должно быть всё необходимое для медитации. Это пятая характеристика благоприятного места. Очень важно, чтобы у вас был тёплый дом, удобная подушка, чтобы все предметы, необходимые для медитативного сосредоточения, были у вас под рукой. В наши дни важно иметь, например, будильник — это тоже благоприятное условие для вашей практики. Лично я без будильника легко могу проспать, и тогда вместо пяти утра я начну свою медитативную сессию в шесть, а то и в семь. Поэтому в наши дни очень полезно иметь будильник. Как только будильник прозвенит, вы сразу же встаёте и идёте делать практику. Когда вы занимаетесь интенсивной практикой, то должны строго придерживаться расписания своих занятий, сессий, а будильник поможет вам дисциплинироваться.
Постарайтесь, чтобы не произошло так, что вы ушли в затворничество и вдруг через месяц вспомнили: «Ой, у меня, оказывается, нет того-то!» И вам придётся выходить и искать этот предмет. За то время, что вы проведёте в обществе, ваша концентрация ухудшится. Это действительно так: когда вы выходите из места затворничества и начинаете общаться с людьми, концентрация, качество вашего сосредоточения ухудшаются. Под рукой у вас должны быть все книги по шаматхе, всё, что вам нужно для занятий, чтобы потом не оказалось, что у вас нет каких-то важных наставлений. Продумайте, что вам понадобится в течение года, что вам будет необходимо во время вашего затворничества по шаматхе. Вам необходимо собрать всё это заранее.
Уменьшение желаний
Второе благоприятное условие — иметь меньше желаний. Также это значит, что у вас не должно быть слишком больших ожиданий. Не нужно думать, что вы особенный человек, что вам удастся развить шаматху за шесть или даже за один месяц. Такие мысли являются препятствиями для её развития. Скажите себе: «Я создам причины, буду применять противоядия от ошибок медитации в соответствии с указаниями моего Учителя и буду пытаться продвигаться по пути. Если у меня быстрый прогресс — хорошо, если же нет — ничего страшного, постепенно я достигну цели». Очень важно иметь терпение: «Даже если это займёт много времени, постепенно я добьюсь своего».
Хотите развить шаматху — двигайтесь к своей цели постепенно. Если в случае возникновения ошибок, например, блуждания или притуплённости ума, вы будете проявлять нетерпение, сердиться и кричать: «Уходите, отвлечения и притуплённость!» — вы получите обратный эффект. Чем больше вы злитесь на свои концепции, тем больше будет их количество. Поймите: когда у вас в уме возникают концепции, в них нет ничего страшного, они возникают по определённой причине. А в чём же причина? Рано или поздно вы поймёте, что причины ваших концепций — желания. Ваши желания порождают большое количество концепций. Поэтому лама Цонкапа сказал: «Имейте меньше желаний. Чем меньше будет у вас желаний, тем меньше будет беспокоящих мыслей. При отсутствии желаний мысли прекратятся сами по себе».
Есть два вида концепций: позитивные и негативные. Стремление устранить вообще все концепции было бы ошибкой. Устранив все концепции, вы погрузитесь в состояние, подобное глубокому сну. К примеру, концепции о применении противоядий полезны. Если отбросить их, это повлечёт за собой отсутствие противоядий. Когда вы медитируете без концепций, но и без противоядий, то никакого прогресса у вас нет, потому что вы не применяете противоядия от ошибок медитации. Поэтому следует различать позитивные и негативные концепции. С негативными необходимо бороться, уменьшать их.
Когда вы уменьшите свои желания, у вас естественным путём уменьшится и количество негативных концепций. Во время развития шаматхи у вас должно быть только одно желание — развить шаматху. И в этом желании нет ничего плохого. Если у вас нет этой концепции, этого желания, у вас не будет мотивации развивать шаматху. Поэтому фраза: «Не имейте никаких концепций, не имейте никаких желаний» — противоречит принципу медитации: когда вы думаете о том, что вам не нужно иметь никаких концепций, — это само по себе уже концепция, следовательно, получается противоречие.
Когда вы станете буддой, вы не будете существом, полностью лишённым эмоций. Становиться таким существом бесполезно. Уж лучше остаться человеком — у человека есть негативные и позитивные эмоции, но он живой! А существо, лишённое эмоций, подобно статуе. Это ложная интерпретация. Многие люди считают, что буддизм стремится к избавлению от всех концепций и всех эмоций. Иногда, когда люди неправильно и слишком усиленно занимаются медитацией дзэн, дзогченом или махамудрой, их ум становится чёрствым и бесчувственным. Это происходит от неверного понимания. И махамудра, и дзогчен, и дзэн в равной степени хорошие практики, но нужно знать, как их выполнять. Если вы не можете правильно интерпретировать некоторые вещи, то во время практики будете совершать серьёзные ошибки.
Его Святейшество Далай-лама на одном из учений рассказал, что однажды к нему пришёл практик дзэн-буддизма и сказал: «Я уже долгое время занимаюсь медитацией и развил очень хорошую концентрацию, но у меня становится всё меньше человеческих чувств — сострадания, любви к людям. Появились какая-то отчуждённость от общества, нежелание общаться с людьми и желание жить в уединении». Он спросил у Его Святейшества, почему так происходит. Его Святейшество преисполнился состраданием к этому человеку и ответил: «Наверное, вы применяете какие-то неправильные техники». Когда человек занимается медитацией правильно, в результате практики у него возрастают позитивные чувства: появляется больше любви, сострадания, доброты к людям, возрастает желание проводить время с ними, общаться, появляется больше открытости, а не зажатости и отчуждённости. Иногда люди получают не целостное учение, а какую-то отдельную инструкцию по медитации и тут же приступают к практике. Именно вследствие таких ошибок возникают столь плачевные результаты, как этот.
Далай-лама как-то привёл один пример по поводу ожиданий, мне он очень понравился. Его Святейшество сказал, что в детстве он очень любил выращивать цветы. Когда ему было восемь или девять лет, он посадил цветочные семена в горшок с землёй, стал поливать их и хотел, чтобы цветы выросли очень быстро. Каждый день он подходил, смотрел и сокрушался, почему они растут так медленно. Однажды из земли показался маленький росточек. Как рассказывал Его Святейшество, он очень обрадовался и подумал: «Если я немножко потяну за росточек, цветок вырастет быстрее!» И, потянув росток, он выдернул его вместе с корнем.
Это хорошее наставление. Всё, что великие бодхисаттвы делают в детстве и юности, становится для нас учением. Этот рассказ Его Святейшества о маленьком эпизоде из его жизни стал для меня невероятным наставлением. Вы поняли смысл? Когда хотите получить реализации очень быстро, делаете практику с большими ожиданиями, вы ничего в итоге не достигаете. Вы пытаетесь «потянуть» реализацию, чтобы она выросла, но выдёргиваете её с корнем.
Однажды Далай-лама давал интервью в Америке, и журналист задал ему достаточно глупый вопрос: «Я слышал, что вас интересует садоводство. Не могли бы вы рассказать что-нибудь о выращивании растений?» Его Святейшество дал на это очень глубокий и мудрый ответ. Он сказал: «Да, я люблю возиться в саду, заниматься растениями. Летом я выращиваю цветы и пытаюсь заботиться о них. Я вкладываю в это очень много трудов, но когда приходит зима, все растения засыхают и умирают. Получается, что все мои усилия потрачены впустую».
Это очень глубокое учение! Поразмышляйте над ним. Здесь Его Святейшество говорит о нас: мы столько усилий, столько трудов отдаём заботе об этой жизни, но, когда приходит смерть, всё это оказывается бесполезным — ничего не остаётся. Его Святейшество говорит, что если бы цветы не увядали, не засыхали, был бы смысл столько заботиться о них. Но они погибают, поэтому бессмысленно вкладывать столько трудов.
А теперь возвращаемся к теме. Я не просто так рассказал эту историю: чем больше вы задумываетесь о непостоянстве и смерти, тем меньше у вас желаний и ожиданий. Когда вы думаете о непостоянстве, ваши желания стихают и исчезают сами по себе, вам не приходится их подавлять. Во время затворничества не нужно уговаривать, заставлять, твердить себе, что не должно быть вот этого и того желания. От такого отношения они только усилятся. Если вы будете сидеть с палкой в руке и бить себя каждый раз, когда в уме будет возникать какое-то желание, то не сможете уменьшить их силу и количество.
Не имейте также слишком много странных желаний. Обрести необычные ощущения или какие-то необычные сны — таких глупых желаний у вас быть не должно. Странные ощущения и тому подобное — ерунда. «О, сегодня у меня голова стала тёплой, вчера этого не было!», «Вчера после медитации я приложил руку к животу, и у меня ушла боль». Всё это детские игры. Если такое ощущение появляется, надо лечить голову. Это не духовные реализации. И всему этому не место в буддизме. С такими «достижениями» идите в какие-то другие места, где вас научат быть экстрасенсом. Я не экстрасенс, не могу научить, как стать им. Я не могу лечить руками, мне это неинтересно. Для лечения есть врачи, больницы, зачем лечить руками? Ясновидения у меня тоже нет, как же я могу помочь вам в ясновидении?
А что у меня есть? У меня есть небольшое знание Дхармы, с помощью которого я немного усмирил свой ум. Этого я достиг и могу по-настоящему помочь вам укротить свой ум. Я усмирю ваш ум и не дам ему перевозбудиться или взлететь. У вас уже достаточно всего мирского, что вскармливает ваше эго, а если ваше эго начнёт вскармливать что-то буддийское, то оно станет божеством. Это тоже очень опасно. Такое эго очень трудно лечить. Болезнь вашего эго будет становиться всё хуже и хуже, лекарство Дхармы превратится в яд. Вам нужно делать своё эго всё меньше и меньше, а не раздувать, поэтому во время затворничества высокомерие и множество завышенных ожиданий — препятствия к медитации.
А какие желания у вас должны быть? Если у меня есть крыша над головой, тёплый дом, еда — этого вполне достаточно. Даже кусок хлеба и чай. В затворничестве назначение любой еды — утолить голод. И этого довольно. А если у вас есть хоть одно маленькое неверное желание, то оно навредит вам и помешает правильно выполнить затворничество.
Пабо Рабджам и Пятый Далай-лама[54] были очень близкими друзьями. Пятый Далай-лама сказал, что хочет выполнить затворничество. Пабо Рабджам ответил на это: «У вас так много обязанностей, вы не сможете выполнить его хорошо, ваш ум будет блуждать то там, то там». Через несколько недель затворничества Далай-лама поднял голову и увидел над собой ларе — ритуальное украшение. Он обнаружил, что в его ткани крысы прогрызли дыру. Тогда он подумал, что хорошо, если бы кто-нибудь пошёл на рынок, купил ткань и зашил эту дыру. А Пабо Рабджам, заметив это с помощью ясновидения, пришёл в то место, где Пятый Далай-лама проводил затворничество. Но помощники не позволили ему пройти внутрь. Они сказали, что Его Святейшество сейчас в затворничестве, и они никому не позволят помешать ему. Пабо Рабджам сказал: «Какое затворничество? Я видел его на рынке покупающим шёлк, чтобы зашить ларе! А у нас нет двух Далай-лам, есть только один, и именно его я видел на рынке. Пойдите и спросите у него сами». Помощники пришли к Далай-ламе и передали ему слова Пабо Рабджама. Далай-лама сказал: «Это правда! Моя концентрация ушла в том направлении. Скажите ему, пусть не беспокоится».
Прошло ещё несколько недель, Далай-лама посмотрел на пол и увидел, что он грязный. «Нужно кого-то попросить вытереть пол», — подумал он. Как только он так подумал, сразу же пришёл Пабо Рабджам. Ему опять ответили, что Далай-лама в затворничестве. «Какое затворничество? Я видел, как он делает уборку в доме. Пойдите и узнайте сами». И Далай-лама сказал: «Он прав. Я только что думал, как бы убраться здесь».
У Далай-ламы была невероятная концентрация. Но в этой истории у него было два не очень опасных отвлечения. Далай-ламе не нужна медитация, он давно уже будда. Он просто показывает, что его ум тоже может летать взад-вперёд. Его две ошибки были не очень серьёзные. А наши ошибки — это очень большие ошибки. У Далай-ламы возникли две концепции, которые вышли за рамки позитивного мышления. Настоящее же затворничество подразумевает, что вы не позволяете своему уму выходить за рамки позитивных мыслей. Если во время затворничества у вас появится хотя бы одна мирская мысль, то вы выйдете за эту границу. Поймите, что затворничество (ретрит) — это граница, и что внутренний ретрит важнее, чем внешний. А в наше время люди поступают наоборот: они думают, что установить внешние границы, то есть вообще не выходить из дома, — это очень важно. «Даже в туалет буду ходить в доме», — говорят они, закрывают все окна и двери и сидят, но их ум летает везде. Какая польза от этого?
Внешние границы не так важны. Выходите на улицу, дышите свежим воздухом. Сидеть в закрытом наглухо доме нехорошо и неправильно. А вот внутренняя граница — это очень важно. Пятый Далай-лама только дважды выходил за границы и не слишком далеко: он немного пересекал их и тут же возвращался обратно, но Пабо Рабджам сразу приходил и спрашивал: «А куда ты ушёл? » В будущем, если вы выйдете за пределы своих внутренних границ, я приду к вам с палкой: «Так вот какое у вас затворничество! Ходите по столичным магазинам? Если вы будете заниматься покупками, то получите два удара палкой по спине».
Если вы не позволите желаниям возникнуть в уме, то концентрация будет развиваться гораздо быстрее, вы сможете очень скоро достичь результата. Почему? Здесь есть один очень тонкий момент. Вам нужно знать, что мешает концентрации. Это блуждание ума. Из-за блуждания вы не можете пребывать на одном объекте. Блуждание ума подобно волне. Почему в океане вашего ума возникают волны блуждания? Из-за ветра желаний. Он дует, порождая волны блуждания ума. Ум становится неясным и не может хорошо сосредоточиться. Такую волну блуждания ума просто невозможно остановить руками или усилием воли. Единственный эффективный метод — остановить ветер желаний. Некоторые люди думают, что не следует вообще иметь никаких желаний. Но это, как и безмыслие, тоже опасно: человек становится подобным камню. Плохо, когда нет желания умываться, есть, разговаривать. У вас должны быть нормальные, здоровые желания, в особенности, такие позитивные, как желание заниматься медитацией, обрести счастье в будущей жизни, помогать другим, сделать свой ум здоровым, а также желание счастья всем живым существам. Поэтому говорится: имейте меньше желаний, но не говорится: не имейте никаких желаний вообще.
Сокращение желаний не возникает само собой. Вам необходимо применять противоядие от желаний. Если вместо того, чтобы применять противоядие, вы будете следовать за желаниями, это подобно питью солёной воды — чем больше вы её пьёте, тем сильнее жажда. Нужно осознать, что все мирские объекты желания подобны солёной воде.
Вспомнив учение о четырёх благородных истинах, подумайте о том, что объект счастья находится не снаружи, а внутри вас, попытайтесь убедиться в этом. Настоящий объект счастья — это ум, полностью свободный от омрачений, а не нечто внешнее. Внешние объекты не дадут счастья, поскольку являются объектами страдания. Они могут изменить одно крайнее страдание на другое, но никогда не дадут счастья. Если вы убедитесь в этом, у вас естественным образом станет меньше желаний. Тогда вы не скажете: «Я непременно этого хочу».
У вас есть муж — хорошо, мужа нет — ещё лучше. С первого мгновения муж приносит вам страдания, потом ещё и ещё. И вы спрашиваете себя: «Зачем я вышла замуж?» Жена также объект страдания, а не объект счастья. Это счастье только вначале, но потом начинаются проблемы: то нельзя, это нельзя, то надо, это надо. Если жена не буддистка, она будет утверждать, что медитировать вам не нужно, лучше приносите ей деньги. Это тоже страдание. Но я не говорю, что вам не следует жениться или выходить замуж. Если у вас есть определённая цель — продлить человеческий род и так далее, то это хорошо. Но, привязавшись к человеку, думать, что это и есть объект счастья, — неправильно. Например, у одного бодхисаттвы-царя, было пятьсот жён и тысяча детей. Он не думал, что это объекты счастья, а хотел этой тысяче детей передать учение, чтобы сохранить Дхарму и тем самым помочь обществу. У него была особая цель.
Кроме того, размышления о непостоянстве — лучший способ уменьшить привязанность.
Во-первых, есть стопроцентная гарантия, что вы умрёте. Это первая реальная ситуация в вашей жизни. С того момента, как вы родились, ваша ситуация подобна падению с самолёта. Каждый миг вы приближаетесь к смерти. И нет дня рождения — есть день приближения к смерти. Вторая реальная ситуация: неизвестно, когда вы умрёте — завтра, послезавтра, через год, через десять лет... кто знает? И третье — только практика Дхармы и только развитие ума будут для вас полезны. Если вы убедитесь в этих трёх положениях, то не будете привязаны к мирским объектам. Если увидите, что человек едет в очень дорогой машине, то почувствуете не зависть, а сострадание. И к людям, которые носят толстые золотые цепи, вы тоже почувствуете сострадание; хотя они родились людьми, но ведут себя, как собаки.
Поэтому памятование о непостоянстве и смерти — очень хороший метод, чтобы уменьшить привязанность. Каждый день вспоминайте о непостоянстве и смерти. Каждый день помните о трёх реальных ситуациях вашей жизни. Тогда ваш ум естественным образом успокоится, а вы не будете хотеть слишком многого, у вас не будет лишних желаний. Даже в то время, когда вы не медитируете, это будет очень полезно.
Много лет назад одна женщина спросила меня: «Геше Тинлей, я вижу по вашему лицу, что вы всё время счастливы. Скажите мне, в чём секрет вашего счастья?» Я ответил ей, что мой секрет в том, что у меня меньше желаний. Она, наверное, не сразу поняла мой ответ, но через пару лет, во время которых эта женщина получала учение, она подошла ко мне и сказала: «Геше-ла, я поняла ваш ответ». Хорошо, если это действительно так.
Если вы исследуете ситуацию, то увидите, что в нашем мире, в сансаре, все существа психически ненормальны. Мы называем людей ненормальными, когда они выходят за рамки обычного мышления, например, называя чёрную кружку жёлтой. Вы все на пятьдесят, а может, и на восемьдесят процентов психически ненормальны. Если вы видите эту чашку самосущей — это тоже психическое отклонение. Так же ненормально думать, что эта чашка имеет истинное существование.
Бодхисаттвы высокого уровня видят вас шизофрениками. Так и есть: у вас раздвоение личности. А вот бодхисаттвы — нормальные люди: у них одна личность, они всё время добры. Вы же, находясь под контролем позитивных эмоций, слишком хороши, но потом возникают негативные эмоции, и вы становитесь совершенно другим человеком, с тем же телом, но совсем другим, потому что вы шизофреник. Поэтому следует понимать, что наличие у вас омрачений делает вас шизофрениками и что вам важно лечиться.
Итак, перед затворничеством по шаматхе прежде всего уменьшите количество своих желаний. Медитировать с большим количеством желаний очень опасно. У вас не просто материалистические желания — у вас духовные нереалистичные желания: сразу стать буддой, необычным человеком, летать по воздуху и прочее. Если какое-то движение возникает в вашем теле из-за медитации, вы думаете: «О, наверное, я достиг высоких реализаций. Здесь у меня вот так крутится, здесь тоже. Чакры открываются». Открытие чакр, установление контактов с иными цивилизациями — всё это проявления неведения. Это очень большой обман. Буддийская медитация — наука очень высокого уровня. Она относится к развитию ума, а не к ощущениям. Вы должны быть более скептичными. К примеру, мои друзья, настоящие практики буддийской медитации, очень скептичны. Я тоже скептичен. Также не придавайте большого значения снам. Сны — это просто сны. Даже в достоверности своего зрительного восприятия порой следует усомниться. Но, когда я вижу, что вчера мог концентрироваться пять, а сегодня пятнадцать минут, — это прогресс. Этому я верю.
Поэтому я хотел бы сказать вам: если вы будете развивать шаматху — будьте скептичны, не принимайте всё на веру, имейте научный подход. Научный подход очень хорош, потому что вы откроете для себя истину. Такой подход указал сам Будда: исследуйте, проводите эксперименты, познавайте на собственном опыте, принимайте не из слепой веры. Будда сам указал этот путь. Ваша жизнь станет значимой, одновременно с этим вы будете готовиться к будущему развитию шаматхи.
Для проведения затворничества по шаматхе я никогда не выберу учеников с завышенными ожиданиями, которые надеются стать какими-то особенными. Они никогда не попадут в категорию первых десяти. Чем меньше у вас желаний, тем лучший вы ученик. Хорошие примеры — Миларепа, лама Цонкапа: они жили очень просто и не имели много желаний.
Удовлетворённость
Третье благоприятное условие — удовлетворённость. Довольствуйтесь тем, что имеете, тогда вам будет очень просто развить сосредоточение. Когда ваш ум удовлетворён, он не блуждает и легко может сосредоточиться на одном объекте. Неудовлетворённый ум во время медитации будет постоянно думать: «Хочу это, хочу то», «эта еда невкусная, хочу чего-нибудь ещё». С такими мыслями невозможно развить концентрацию.
Удовлетворённость также очень важна и в повседневной жизни. С этим качеством ума ваша жизнь станет очень счастливой. Вы будете рады любому подарку, даже совсем маленькому. Если ваш муж подарит вам на день рожденья очень дешёвый подарок, вы не скажете, что он мог бы купить что-нибудь подороже, а подумаете: «О, муж нашёл время, чтобы купить мне подарок! Спасибо большое!» За любые вещи, которые вам дают, вы будете с радостью благодарить. А без удовлетворённости вы не обрадуетесь, что бы вам ни подарили.
К примеру, родственники подарили вам на день рождения шубу, но вы недовольны: «Этот цвет сейчас не в моде, и такая шуба мне не подходит». Это наглость, возникающая из-за отсутствия удовлетворённости. Разве наглые люди могут быть счастливыми? Причина наглости — ненормальное мышление. Как следствие, от такого человека устают все родственники, на него обижаются друзья: «Он очень наглый, я не могу с ним общаться». Один раз ему не помогли, он уже предъявляет претензию: «Каждый день ты мне помогал, а сегодня почему не помог?» Если кто-то вам помогал, скажите спасибо, не спрашивайте: «Почему сегодня ты этого не сделал?» Человек с таким больным умом остаётся в одиночестве, никто не захочет быть с ним рядом, он нигде не найдёт счастья.
В учении Будды всё связано с нашей жизнью. Я расскажу историю, которая будет вам полезна. Один человек решил уехать куда-то на новое место, устроиться там на работу. Чтобы узнать, хорошее это место или нет, какие там живут люди, он спросил об этом главу той области. Глава был мудрым человеком и осведомился в ответ: «А какие у тебя были отношения с людьми в том месте, где ты жил раньше? » Человек ответил: «Там у меня со всеми были хорошие отношения». «Тогда и то место, куда ты едешь, будет для тебя хорошим, и люди тебе понравятся». Качество места или окружающих вас людей — это всё ваши проекции. Как вы относитесь к людям, так и они будут относиться к вам. Если человек жил в одном городе в гармонии со всеми людьми, а потом переехал в другой, здесь все будут к нему так же благожелательны вследствие его собственного правильного отношения. Ну, а если вы наглый, со всеми ругаетесь, то, попав на новое место, будете иметь те же проблемы. В том, что и как вы воспринимаете, весьма важную роль играет состояние вашего ума.
Сейчас я объясню вам, как развить удовлетворённость. Вы можете это сделать, глядя на тех, у кого гораздо меньше богатства и имущества, чем у вас. Вы наверняка встречали людей, у которых нет жилья, которым нечем лечить и кормить своих больных детей. У кого-то недостаточно еды даже на сегодня, не говоря уже о запасах. В этом мире много такой нищеты. А у вас практически всегда на столе мясо и свежий хлеб. Чего вам не хватает? Если вы обратите на это внимание, то поймёте: «Я-то, оказывается, очень счастливый. У меня всё есть!»
А как возникает неудовлетворённость? Она появляется, когда ваш взгляд устремлён вверх: «У него есть то-то, у неё есть то-то, а у меня этого нет». Фокусируясь лишь на тех, кто богаче вас, вы никогда не будете счастливы. Даже имея миллион долларов, вы смотрите на тех, у кого десять или сто миллионов долларов. Так вы всегда будете оставаться бедным.
Однажды Будда с группой монахов шёл по улице, и они нашли на дороге кусок золота. Будда сказал ученикам: «Возьмите это золото и отдайте его самому бедному человеку в городе». По дороге они встречали множество нищих, и ученики спрашивали: «Должны ли мы отдать слиток этим нищим?» Будда отвечал: «Нет, эти люди недостаточно бедны». Так они дошли до дворца. Тогда Будда сказал: «Отдайте это золото царю». «Почему?» — удивились ученики. Будда объяснил, что царь — самый бедный человек в городе. «Вы распознаете это по такому признаку: когда отдадите ему золото, он не испытает никакой радости, а захочет чего-то большего. Посмотрите, что произойдёт». Монахи отнесли золото царю. Всё произошло так, как и говорил Будда. Царь повертел этот слиток в руках и спросил: «А это настоящее золото?» «Настоящее», — ответили ему. «А у вас есть ещё? » — спросил царь, небрежно отложив золотой слиток в сторону. Никакого удовлетворения в его глазах не было.
Такой больной ум, который ничем не удовлетворяется, никогда не будет счастлив. Даже если у вас полный сундук золота, вам будет мало. На основе этой истории Будда учил, что лучший способ стать богатым — развить удовлетворённость. Будда говорил, что, собирая объекты, вы никогда не станете богатым. Но с того момента, как вы развили удовлетворённость, вы становитесь самым богатым человеком. Всё это в ваших руках, поскольку удовлетворённость не зависит от мирового экономического кризиса, а только от состояния вашего ума. Если вы довольны тем, что имеете, то мировой кризис на вас не повлияет.
В наше время во всём мире говорят и думают об антикризисных мерах. Лучшую антикризисную меру Будда продемонстрировал много лет назад — это способность довольствоваться тем, что имеешь. Если стало меньше денег, значит, пока не нужно покупать множество бесполезных вещей. Вы часто покупаете новую одежду, от этого в доме образуется много хлама. А ведь достаточно иметь одну или две вещи. Также не следует во время кризиса тратить деньги на рестораны. Готовьте еду у себя дома, это и дешевле, и здоровее. Это антикризисная мера. Даже просто выпить чашку чая можно со счастливым состоянием ума. Итак, каждый день развивайте удовлетворённость, думая: «Моя ситуация гораздо лучше, чем у многих других».
Посмотрите, к примеру, на животных. В буддизме говорится, что вы не всегда рождаетесь человеком. Животные, которых вы видите, тоже когда-то были людьми. Пока у вас есть эта человеческая жизнь, есть и большой повод радоваться: «Мне очень повезло, что я не родился бараном. В теле барана я не смог бы развивать свой ум. Я даже не смог бы пожаловаться на то, что мне холодно. А самой большой ценностью для меня была бы трава. Как же мне повезло обрести драгоценную человеческую жизнь!» Думайте так, и вы всегда будете счастливы.
Итак, одна из техник развития удовлетворённости изложена в Ламриме — это медитация на драгоценную человеческую жизнь. Подробно размышляя над всеми пунктами медитации о драгоценной человеческой жизни, вы поймёте, что очень удачливы. Даже иметь маленькую зарплату не страшно, когда есть настоящее внутреннее богатство — учение Будды; когда есть такая драгоценная человеческая жизнь.
Когда у вас возникает ненормальное желание иметь что-то сверх меры, вы должны сказать себе: «Стоп, мне достаточно». Буддизм не учит совсем отказываться от желаний, но советует иметь разумные желания, связанные с поддержанием здоровья и жизни. Желание поесть — вполне разумное, потому что тело должно быть здоровым. Но мечтать жить в самой престижной гостинице, питаться самой дорогой пищей, пить шампанское и тому подобное — это ненормальные желания. Здоровое желание — иметь одежду, которая защищает от холода и ветра, позволяет комфортно себя чувствовать в обществе. Но придерживайтесь золотой середины. Если вы хотите иметь очень много одежды и готовы тратить на неё последние деньги — это следствие ненормальной работы ума. Иногда люди в России пытаются пустить другим пыль в глаза: покупают на последние деньги самую дорогую одежду, чтобы продемонстрировать людям своё богатство. Из-за этого иногда мужья ругают своих жён.
Проверяйте свои желания: те, что приносят вам и другим вред, называются неразумными. Каждый день вспоминайте об этом, тогда это наставление станет для вас подобным золотой монете. Используя его, вы сможете быстро обрести покой.
Со здоровым умом вы будете счастливы в любой одежде. С больным умом вам некомфортно даже в очень дорогом костюме, поскольку остаётся чувство: «Сейчас у меня только один дорогой костюм, а мне надо два. Иначе люди подумают, что я хожу всё время в одном и том же». Имея два дорогих платья, вы будете думать: «Меня уже видели в них два раза, теперь надо купить третье». И конца этому нет. Дешёвая одежда вас уже не удовлетворяет, вы хотите дорогую, причём такую, чтобы никто, кроме вас, её не носил. Увидев на ком-то точно такую же одежду, вы расстраиваетесь. Как можно стать счастливым с таким мышлением?
В магазинах продаётся много недорогой одежды, которая вам очень к лицу. Но люди иногда покупают дорогие вещи, которые им не идут. Зачем? Выбирать то, что дёшево и при этом вам идёт, — это и есть антикризисная мера. Даже если у вас всего одна вещь, довольствуйтесь ею: «Вот и отлично, моё тело в тепле». Достаточно иметь пару брюк, одну или две пары обуви: одну носить зимой, одну — летом. Мода пусть вас не заботит. Также бесполезно носить много золота на груди и в ушах. Если так мечтаете чувствовать на себе что-то тяжёлое, подвесьте на уши железо. Если хотите что-то яркое, поищите жёлтое украшение из обычного металла.
Ведь настоящее ваше украшение — знание Дхармы, доброта и благие качества вашего ума. Когда Будда сидел рядом с царём, он был одет очень просто, на царе же была большая корона, украшения, золото, бриллианты; однако все люди смотрели на Будду, а не на царя, потому что у Будды было множество бесценных внутренних украшений.
Гораздо лучше иметь внутреннее богатство и не обращать на одежду столько внимания. Тогда, во-первых, не пострадает ваш кошелёк, а во-вторых, люди, оценив качества вашего ума, будут смотреть на вас с уважением. Умный мужчина скорее обратит внимание на женщину, которая одевается скромно, но имеет внутреннее богатство. «Живя с ней, я стану счастливым», — подумает он. Если такая женщина к тому же красива — ещё лучше. Но в одежде особой красоты нет. Я советую молодым мужчинам выбирать в первую очередь умных и добрых женщин, а уже потом — красивых, тогда вам будет легко жить.
Ваш уровень жизни становится высоким не тогда, когда дом напичкан электроникой, всё в нём само открывается и закрывается. Об уровне жизни не свидетельствует какой-то особый дом и наличие автомобиля. Любая техника всё равно однажды сломается, и когда-нибудь обязательно наступит кризис. Высокий уровень жизни на самом деле не что иное, как высокий уровень мышления. Когда в семье у всех присутствует здоровый образ мыслей, это и есть счастье. Вот на этом следует делать акцент. Поэтому знания о том, как сделать ум здоровым, имеют особую ценность. Их необходимо накапливать и сохранять.
Скорее всего, после начала затворничества вам даже к друзьям своим, которые занимаются практикой рядом с вами, не следует часто ходить в гости, потому что вы увидите, что у них в доме есть то, чего нет у вас, и начнёте думать: «Почему у меня этого нет? Я тоже хочу иметь такой красивый колокольчик, дамару». Так что довольствуйтесь тем, что имеете. Хорошо подготовьте всё нужное и не желайте того, чего у вас нет. У людей же психика работает по-другому: они сначала кое-как всё подготовят, а после начала затворничества вспоминают, что нужно что-то ещё. В итоге, так никогда и не придёт то время, когда вы сможете сосредоточиться на медитации. Вы всё время будете что-то собирать.
Ещё один совет для вас: вы, русские люди, получив деньги, любите сразу же всё потратить. Но это неправильно. Нужно иметь определённые денежные запасы на будущее, потому что можно заболеть. В будущем может вообще произойти что угодно. И когда вы слишком щедры, это тоже неправильно. В Тибете говорится, что если вы знаете, как правильно есть и пить, то вкусная еда и напитки никогда не закончатся. Надо жить умеренно, а что происходит у вас? В холодильнике есть килограмм мяса — его надо сразу съесть! А потом оказывается, что есть нечего, хотя этот килограмм можно было растянуть на одну-две недели. Всегда надо знать, как правильно есть, да и порция должна быть небольшой. Научите этому своё молодое поколение, и это будет замечательно. И в отношении покупок: незачем много покупать, у вас должна быть простая еда: картошка, немного мяса, рис, хлеб. Тибетская медицина утверждает, что простая еда полезна для здоровья. Нет смысла покупать большое количество соков — это вредно. Вы вполне можете сами сварить компот.