Йога двадцати одного дыхания

Сев в медитативную позу, выполните дыхательную йогу. Она полезна не только для развития сосредоточения, но также и для вашего здоровья. Каждый день выполняйте йогу дыхания одну или две минуты, тогда почувствуете её результат. Узнав техни­ку дыхательной йоги, нужно практиковать её, только тогда это принесёт вам пользу. При возникновении позитивных эмоций, даже посреди ночи садитесь в семичленную позу и начинайте медитировать. Но не мешайте другим, пускай они спят.

Итак, вы садитесь в правильную позу и делаете вдох. На вдохе ваше тело наполняет энергия всех будд и бодхисаттв. Затем на какое-то время вы задерживаете дыхание, а после этого делаете выдох. На выдохе вся негативная энергия, все ваши болезни в виде чёрного облака выходят через нос. В наставле­ниях к этой практике объясняется, что обычно мы дышим неправильно, поверхностно, поэтому делайте полный вдох и выдох. Биологи также утверждают, что когда мы делаем неполный выдох, часть углекислого газа остаётся в легких. В науке гово­рится, что полные вдохи, наполняющие кислородом мозг и всё ваше тело, делают их более активными. Наука, как и буддизм, ищет истину. А те, кто ищут, приходят к одной и той же истине.

Дыхательная йога очень полезна. Сделайте полный вдох, затем, после задержки дыхания, — полный выдох и считайте в уме: «один»; затем снова вдох, задержка, выдох: «два». Так счи­тайте до двадцати одного раза. Не думайте ни о прошлом, ни о будущем. Оставайтесь в настоящем моменте и сосредоточьтесь только на дыхании. Ваше тело в семичленной позе остаётся расслабленным, а ум сосредоточен на вдохах и выдохах. Каждый день занимайтесь такой дыхательной йогой. Это поможет вам развить внимательность и хорошую концентрацию. Также это будет способствовать улучшению вашего здоровья, которое во многом зависит от циркуляции энергии в вашем теле.

Так происходит медитация на дыхании. Она поможет вашей концентрации улучшиться. Если вначале вы попробуете концентрироваться на каком-то объекте очень сильно, это будет тяжело. Наш ум привык сновать взад-вперёд, поэтому для него привычно двигаться и следить за дыханием. Таким образом, ум продолжает движение, но присутствует элемент дисциплины и контроля. Дыхательная медитация является фундаментом для шаматхи. Когда вы сможете вдохнуть и выдохнуть двадцать один раз, не нарушив вашей концентрации, то можете считать, что подготовительная стадия закончена.

Каждый раз, когда вы делаете вдох и выдох, просто наблю­дайте за своим дыханием. Это создаст некий промежуток в потоке концепций, которые роятся в вашем уме, и будет способ­ствовать тому, чтобы постепенно концепций становилось всё меньше. Например, если ваш ум сильно охвачен мыслями о по­вседневных делах — вы обдумываете спор с каким-то человеком или увлечены желанием что-то купить, — в этот момент вам бу­дет трудно приступить к медитации. Сначала нужно устранить из ума сильные желания. Когда соблазн очень силён, вам крайне трудно остановиться, вы вынуждены уступить соблазну. Поэто­му с самого начала старайтесь не попадать под влияние соблазна, избавиться от мыслей, захватывающих ум. Лучшее противоядие от этого — осознавать всё, что мы испытываем в жизни, как по­добие сновидения, в котором нет ничего настоящего.

Будда привёл пример с женщиной, которой приснилось, что она родила ребёнка и была очень счастлива. Потом ребё­нок умер, и она сильно страдала от этого. Но, проснувшись, она поняла, что не было никакого повода ни для счастья, ни для страдания, потому что все эти события оказались лишь сном. Будда сказал: «Точно так постарайтесь воспринимать все явления этого мира». Все явления подобны снам. Всё, что кажется вам при­влекательным, и чем вы хотите завладеть, на самом деле лишь ярлыки, которые вы навешиваете собственной мыслью; со сто­роны самого объекта ничего привлекательного нет. Всё, что вам кажется необычайно красивым, всего лишь простая взаимоза­висимость — со стороны объекта нет никакой красоты, в этом предмете нет ничего объективно существующего.

Учёные тоже давно выяснили, что красивые цвета — всего лишь отражение света. В самом объекте нет никаких красивых цветов. Ваши глаза видят, что объект жёлтый или красный. Но, когда вы думаете, что дотрагиваетесь до него, на самом деле вы просто прикасаетесь к веществу, которое отражает тот или иной свет. Подобно буддизму, наука в наши дни приходит к откры­тию того, что всё существует вовсе не так, как мы это видим. Иногда вы думаете: «Все думают обо мне плохо». Но это не так. Вы сами не существуете так, как вам кажется в данный момент. И те люди, которые о вас говорят, тоже не существуют со сто­роны объекта.

Если у вас есть правильное представление о пустоте, вам легко будет медитировать на шаматху. Поэтому для медитации крайне важно культивировать воззрение о пустоте. У меня есть немно­го знаний о пустоте, поэтому во время медитации мой ум споко­ен и счастлив. В нём нет основы для концепций. Когда я смотрю на свой ум и в этом состоянии специально хочу породить ту или иную концепцию, чтобы понять, как она возникает, мне трудно это осуществить. Когда ваше понимание пустоты станет глубже, вам захочется экспериментировать, порождать в уме какие-то концепции, чтобы проверить, как они возникают и куда исчеза­ют. Но у вас появятся трудности в порождении концепций в уме во время медитации. Правда, потом, когда вы выйдете из состоя­ния медитации, у вас сразу возникнет множество концепций.

А если у вас пока ещё нет понимания пустоты, то альтернати­вой для вас является дыхательная медитация. Она поможет вам освободить свой ум от захватывающих его концепций. Я сам за­нимаюсь такой медитацией и рекомендую вам, это очень полез­но. Дыхательная йога превосходна не только для вашего ума, но и для вашего здоровья. Очень хорошо выполнять эту йогу где-то на открытом пространстве, где чистый воздух. Рекомендуется делать это сидя под деревом, но только летом, а не зимой. Летнее время и такое место, как вершина горы, очень хороши для ды­хательной йоги. Если вы выполняете её на вершине горы, важ­но смотреть вдаль настолько далеко, насколько это возможно. Вы очень медленно вдыхаете воздух с большого расстояния. Вдыха­ете без шума. Ваше дыхание должно быть очень тонким, но при этом важно делать полный вдох.

Когда вы занимаетесь дыхательной йогой, не дышите резко и напряжённо, потому что напряжение связано с привязанностью. Не торопитесь забрать побольше чистого воздуха и чистой энер­гии. Это плохая привычка. Никто не украдёт ваш чистый воздух, вашу медитацию или позитивную карму. Подлинные мастера ды­шат так спокойно, что их дыхания не слышно.

Итак, на вдохе вы вбираете в себя позитивную энергию всех будд и бодхисаттв, которая постепенно наполняет ваше тело в виде белого света. Далее, немного задерживаете дыхание так, чтобы ваше тело насытилось кислородом. В особенности такое дыхание помогает развитию мозга, а ум связан с мозгом. Здесь такая же зависимость, как у зрительного сознания и органа зрения: когда глаз работает нормально, ваше зрительное сознание видит ясно, а когда орган зрения повреждён, то и зрительное со­знание действует плохо. Точно так же ваше ментальное сознание зависит от вашего мозга: чем лучше работает мозг, тем острее становится ум. В буддизме мозг считается ментальным органом, но не самим сознанием.

Далее вы делаете медленный выдох и визуализируете, что все болезни выходят из вашего тела полностью, покидают его через нос. Слабости иммунной системы, все загрязнения, всевозмож­ные токсины — всё это выходит из вашего тела. Не задержи­вайте дыхание надолго. Ваши органы знают, насколько можно задержать воздух, они дают вам определённые сигналы: когда вам становится некомфортно, делайте медленный выдох.

В нашей жизни вы часто находитесь в стрессовом состоя­нии, так как ведёте очень активную деятельность и часто паникуете. Поэтому вашим органам необходимо такое полное дыха­ние. Йога дыхания — прекрасное средство от стресса. Ваш ум расслабится, вы будете медитировать расслабленно. И чем бы вы после этого ни занялись, будете делать это плавно, искусно и без паники. Даже пищу будете готовить, не торопясь и не роняя та­релки. Иногда я вижу, что люди готовят еду в такой панике, буд­то у них горит дом. Но всё надо делать в своё время, спокойно, а не так, что вы начинаете резать лук, когда уже разожжён огонь и в сковороду налито масло. Если вы всё это делаете одновременно и в спешке, нормальной еды не приготовите. Готовьте по плану, как шеф-повар: сначала всё порежьте и подготовьте, и тогда не­посредственно приготовление блюда займёт у вас пару минут. В любой области, даже в приготовлении еды, очень важна система.

Девятикратная йога дыхания

Далее я хочу рассказать вам о необычной дыхательной йоге. Она объясняется в тантре. Вы визуализируете в своём теле три канала[48]: центральный канал белый, правый — красный, левый — синий. Правый и левый каналы огибают центральный канал в тех областях, где образуются чакры: в макушке, горле, сердце и обла­сти пупка. На четыре дюйма ниже пупка правый и левый каналы входят один в другой, как трубка в трубку. Данное описание — просто визуализация, не обязательно в вашем теле именно так всё и расположено. Визуализация воздействует на ваше тело, но это не означает, что каналы существуют именно таким образом.

Итак, выполнив эту визуализацию, зажмите большой палец правой руки тремя пальцами (кроме указательного), а указатель­ным пальцем заткните правую ноздрю. Сделайте вдох через ле­вую ноздрю. Вы визуализируете, как ветер наполняет ваш левый канал и по нему переходит далее вниз и в правый канал. Когда вы делаете глубокий вдох, вы визуализируете, что позитивная энергия всех будд, бодхисаттв и божеств наполняет ваш левый канал, а всю негативную энергию смывает в правый. Далее вы зажимаете левую ноздрю, делаете выдох и визуализируете, как вся эта негативная энергия выходит через ваш лоб. Начала пра­вого, левого и центральных каналов расположены во лбу. В двух текстах это объясняется немного по-разному, но это то же самое упражнение, разницы нет.

Итак, сначала вы делаете вдох через левую ноздрю, затем затыкаете её, делаете выдох через правую ноздрю. Затем зажимаете левую ноздрю и делаете полный вдох правой. Потом энер­гия всех будд и бодхисаттв из правого канала уходит в левый, вы закрываете правую ноздрю, делаете выдох левой. Затем делаете вдох обеими ноздрями и визуализируете, как энергия проходит по вашим боковым каналам, внизу эти боковые каналы входят в центральный, далее делаете выдох, и вся негативная энергия через центральный канал выходит через вашу макушку. Так вы делаете три вдоха-выдоха и повторяете весь этот цикл трижды. Это называется девятикратная дыхательная йога.

Если энергия ветра циркулирует в теле правильно, то все ваши органы начинают работать очень активно, иммунитет укре­пляется. Когда ум спокоен, вы спокойно дышите. Это развивает вашу иммунную систему. Когда ум начинает волноваться о том, что говорят о вас другие, это нарушает работу иммунной систе­мы. Итак, успокойте свой ум, представляйте свет и нектар в ва­шем теле, тогда иммунная система постепенно станет лучше. Но самый действенный способ укрепления вашего иммунитета — развитие любви.

Если вы чувствуете сильные любовь и сострадание, то, даже находясь рядом с больными людьми, вы помогаете им, но сами не заболеваете. Мать Тереза в Индии всегда помогала больным людям, не заражаясь от них, потому что её любовь к людям была очень сильна. Она бывала во многих опасных местах, но не бо­лела ни одной болезнью, потому что имела хороший иммунитет. Некоторые врачи надевают на лицо специальные маски, но забо­левают, поскольку не имеют такой любви. Когда больные прихо­дят к ним, их эго боится заразиться. И они заболевают, несмот­ря на все средства защиты — перчатки на руках, маску, толстые очки на лице, — потому что их иммунная система слаба. Вы мо­жете вспомнить много подобных примеров.

Почему те, кто испытывает любовь и сострадание, не заболе­вают? Потому что у них хороший иммунитет, основной причи­ной которого являются сильные позитивные чувства. Испытывая такие эмоции, можно избавиться от болезни, даже не прибегая к лекарствам. Есть практика, основанная на дыхании[49], когда вы с сильным состраданием вдыхаете все болезни живых существ, а на выдохе с любовью отдаёте им здоровье и счастье. Такой прак­тикой можно излечить даже тяжёлые заболевания мозга.

В прошлом, учение лоджонг[50] было известно как практика, излечивающая от проказы. Прокажённые выполняли эту практику и полностью выздоравливали, потому что развивали любовь и сострадание. А из-за того что под влиянием позитивных эмо­ций меняется ум, биологически меняется и тело. Взгляните на разгневанного человека: как его эмоция влияет на тело? С био­логической точки зрения у него нарушается ритм циркуляции крови, он становится очень резким. Его сердцебиение ускоряется, а это сокращает жизненный срок.

Любовь и сострадание не ускоряют сердцебиение. А когда человек испытывает гнев, его сердце начинает стучать очень быстро. Это сокращает жизнь и ухудшает состояние здоровья и иммунитет. Сейчас наука подтверждает, что здоровье связано с состоянием ума. Спокойный ум и доброта позитивно влияют на физическое здоровье. В буддизме говорится, что если вы зна­ете, как лечиться, вы можете лечить себя сами. Не обязательно принимать лекарства. Однако в настоящий момент принимайте лекарства и наряду с этим делайте практику.

Я расскажу вам одну историю. Один мастер медитировал вы­соко в горах. Как-то утром к нему пришёл его ученик и увидел, что наставник не дышит. Он подумал, что учитель умер, спустил­ся в деревню и позвал людей. Когда жители деревни поднялись на гору, они увидели, что мастер сидит и пьёт чай. Ученик удив­лённо спросил: «Ведь утром я поднимался сюда и видел, что у вас нет дыхания. Как же произошло, что вы сейчас сидите и пьёте чай? » Его учитель ответил: «Нет, я медитировал. Утром моё само­чувствие было не очень хорошим, поэтому я растворил все энер­гии ветра в центральном канале. И как раз в этот момент ты меня и увидел. Потом мои энергии сбалансировались, и теперь со здо­ровьем у меня всё в порядке». Как видите, с помощью медитации можно лечить все болезни. Но в настоящий момент вы не знае­те этой техники, поэтому вам необходимо принимать лекарства.

Первый шаг к подобному самоизлечению — дыхательная йога. В настоящий момент вы не в состоянии растворять энергии ветра в центральном канале, но заниматься этой йогой вы можете. Итак, вы делаете вдох, задерживаете дыхание, делаете выдох и в этот момент представляете, что выдыхаете все болезни, которые у вас есть. На вдохе вы вбираете нектар и бла­гословение Будды Медицины, и ваше тело становится здоровым.

Так тренируйтесь каждый день. Это настоящая буддийская йога ветра, которая связана с вашей концентрацией, а также с накоплением заслуг. Вы визуализируете перед собой Будду Шакьямуни в окружении всех будд, бодхисаттв и божеств. Вды­хая всю их позитивную энергию, вы, таким образом, накаплива­ете высокие заслуги. Одно это действие приводит к трём результатам: оно полезно для здоровья, улучшает вашу концентрацию и способствует накоплению заслуг. Здесь есть два преимущества для ума и одно для тела.

Если вас интересует духовное развитие, выполняйте йогу, которая приносит больше пользы уму. Йогу дыхания следует выполнять ежедневно, в особенности, в те моменты, когда ваш ум становится несчастным. Вы не сможете остановить порождение нездоровых мыслей просто усилием воли. Когда кто-нибудь нарушил покой вашего ума, например, грубой речью, вам трудно заставить себя не думать об этом. В этот момент лучшая тех­ника — дыхательная йога. Просто сосредоточьтесь на ваших вдо­хах и выдохах, тогда вы перестанете обдумывать все эти нездоро­вые вещи.

Тонкая йога дыхания

После девятикратной дыхательной йоги можно выполнить тонкую дыхательную йогу. Это тоже подготовка. Пребывая в об­нажённом состоянии ума, без грубых мыслей, вы просто делае­те медленный вдох и медленный выдох. Просто осознавайте своё дыхание. Эта техника объясняется в учении махамудры тради­ции Гелуг-Кагью. Для этого важно не думать о прошлом и буду­щем. Единственное, что вы здесь делаете, — в этот текущий мо­мент осознаёте только своё дыхание. Вы даже не считаете вдохи и выдохи, просто осознаёте их. В настоящий момент в нашем уме очень много грубых кон­цепций. Дыхательная йога подобна лодке, которая рассекает вол­ны концептуальных мыслей. Та волна, которая уже прошла — это прошлое. Будущая волна ещё не накатила. В промежутке между этими волнами вы можете увидеть обнажённую глубину океана. Постепенно ваш ум успокоится, обретёт умиротворённое состо­яние, потому что в этот момент не будет беспокоящих факторов, и ум естественным образом будет пребывать в покое и в здоро­вом состоянии. Это называется тонкой дыхательной йогой — установлением своего ума на обнажённом состоянии.

Наши рекомендации