Общество как саморазвивающаяся система.
Вопрос №1. Каковы источники саморазвития общества?
Ответ: Первый источник саморазвития общества находится в сфере природы. Этот источник –взаимодействие общества и природы.
Второй источник развития общества связан с развитием техники и процессами разделения труда.
Третий источник действует в духовной сфере.
Вопрос №2. Как взаимодействуют природа и общество?
Ответ: Общество-это обособленная от природы, но, тесно с ней связанная часть природного мира. Общество и природа взаимно влияют друг на друга:
Природа- это среда обитания, источник физического существования человека. Природные условия обуславливают особенность развития общества. также природные катаклизмы заставляют человека находить пути выхода из них. Общество воздействует на природу-положительно (осушение болот, озеленение, защита от оврагов и т. д.) , и отрицательно ( экологические катастрофы).
Вопрос №3. В чем суть формационной концепции общественного развития?
Ответ: Формационный подход, как концепция Маркса, складывается на двух уровнях. Первым из них является формационный уровень: существуют большие общественные формации, смена которых идёт через социальные революции, свойственные каждому народу. Вторым является - анализ способов производства: существует ряд способов производства, по несколько в каждой общественной формации, их смена идёт через политические революции. Революция не обязательно понимается как взрыв. Социальная революция - смена архаической формы экономической - это разрушение соседской общины, и процесс этот характеризует достаточно продолжительный период в истории Западной Европы.
Вопрос №4. В чем суть цивилизационного подхода к пониманию истории?
Ответ: Цивилизационный подход направлен на познание истории общества с учетом особенностей стран и регионов, многовариантности исторических процессов, единства человеческой истории, оценки уровня достижений стран, их вкладов в мировую цивилизацию.
Слабая сторона методологии цивилизационного подхода состоит в неясности критериев выделения типов цивилизации.
Вопрос №5. Что такое общественный прогресс, его критерии?
Ответ:Общественный прогресс –это глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному. Этот процесс идет благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений.
Социальный критерий – это уровень социального развития. Подразумевает уровень свобод людей, качество жизни, степень разницы между богатыми и бедными, наличие среднего класса и т.д. Основные двигатели социального развития – это революции и реформы. То есть радикальное полное изменение всех слоев общественной жизни и постепенное ее изменение, преобразование. Различные политические школы по-разному оценивают эти двигатели. К примеру, всем известно, что Ленин предпочитал революцию.
Экономический критерий – это рост ВВП, торговли и банковской сферы, и прочие параметры экономического развития. Экономический критерий – самый важный, так как влияет на остальные. Трудно думать о творчестве или духовном самообразовании, когда есть нечего.
Духовный критерий – нравственное развитие – один из самых спорных, так как различные модели общества оценивают по-разному. Например, в отличие от европейских стран, арабские не считают толерантность к сексуальным меньшинствам духовным прогрессом, и даже наоборот – регрессом. Тем не менее, есть общепринятые параметры, по которым можно судить о духовном прогрессе. Например, осуждение убийств и насилия характерно для всех современных государств.
Научно-технический критерий - это наличие новой продукции, научных открытий, изобретений, передовых технологий, короче – инноваций. Чаще всего под прогрессом подразумевают этот критерий в первую очередь.
Задание 1: дать определение понятий:
Общество-- совокупность связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью.
Природа- это все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. В более узком смысле -- объект исследования естествознания
Материальная деятельность- деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной — государственные реформы, революционная деятельность.
Духовная сфера- это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов.
Прогресс-- тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Регресс- тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему