Антропология фомы аквинского.
Одним из выдающихся представителей схоластического периода средневековой философии является Фома Аквинский (1225-1274). Его взгляды сложились в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, которое он приспособил к христианскому вероучению.
Фома Аквинский отстаивал принцип гармонии веры и разума, как двух составляющих человеческого познания, имеющих разные области применения и тем самым дополняющих друг друга. С точки зрения Аквината, среди истин Священного Писания можно выделить два класса. Первый включает догматы, которые выходят за пределы сферы человеческого разума. Таковы, например, Троица, Воплощение и Искупление. Они являются предметом уверования. Разум не может доказать их истинность, но не может доказать и их ложность. Вторая группа боговдохновенных истин включает те догматы, которые, хотя и явлены через Откровение, могут быть постигнуты с помощью разума. Таковы, например, существование и атрибуты Бога (Аквинат выдвигает 5 доказательств бытия Бога), существование души и ее бессмертие. Бог сам отрыл эти истины, потому что далеко не все люди – метафизики, а в спасении нуждаются все. Но для тех, кто способен постигнуть эти положения с помощью естественного разума, их рациональное доказательство является необходимым. Идеи христианской антропологии относятся ко второй группе, и, соответственно, каждая из них в философии Аквината не просто раскрывается через интерпретацию Священного Писания, но и получает строгое обоснование с помощью аристотелианской логики и метафизики.
Основные положения :
1)Душа является причиной жизни.
Если бытело само являлось причиной жизни, то всякое тело было бы живым. Поскольку лишь определенного рода тела являются живыми, причиной жизни должно быть нечто, не являющееся телом.
2)Человеческая душа включает в себя вегетативную, чувствующую и интеллектуальную составляющие.
Поскольку душа является основой жизни, то все живое обладает душой. Вслед за Аристотелем, Фома утверждает, что растения обладают вегетативной душой, которая характеризуется способностью к росту и размножению; животные обладают не только вегетативной, но и чувствующей душой, предполагающей способность чувствовать и двигаться. В человеке помимо вегетативной и чувственной имеется разумная душа, способная к интеллектуальному познанию. При этом Фома обращает внимание на единство души. Для чувственных и вегетативных функций человека не требуется особой души, отличной от интеллектуальной. Человеческая душа одновременно является и растительной, и чувствующей, и интеллектуальной, низшие формы содержатся в высшей.
3) Человеческий интеллект изначально есть чистая потенциальность, но при этом обладает творческой активностью.
Это означает, что разум человека по своей природе не содержит в себе форм существующих вещей, но лишь воспринимает, абстрагирует их из тех единичных восприятий, которые доставляют чувства. Человеческий интеллект является сперва подобным «дощечке, на которой ничего не написано». Чисто актуальным является лишь божественный разум, который являясь источником бытия, включает в себя формы всего существующего. При этом Аквинат отмечает, что в человеческом разуме есть и деятельная, активная составляющая, делающая возможной не только отражение, но и интеллектуальное творчество. Этой деятельной способностью разума, «интеллектуальным светом» или «светом разума» каждая человеческая душа наделяется при ее сотворении.
4)Человек есть природа рациональная.
В вопросе о соотношении мышления и воли - двух основных способностей интеллектуальной души, Фома в противоположность августиновской традиции, утверждает превосходство мыслительного начала над волевым. Вслед за Аристотелем, Аквинат различает разум теоретический, познающий главные принципы, и практический, который выражается в волевых действиях. Человек, согласно его убеждению, может и должен не только понимать, но и действовать с пониманием. В человеке познание упреждает желание, воля следует за умом.
5) Человек обладает свободой воли.
Свобода воли, ведомой разумом, позволяет человеку делать выбор между добром и злом, морально ценными поступками, ведущими его к Богу, и аморальными действиями, отклоняющими от него. Продвижение к добру было бы невозможным без помощи Бога, но за отклонение от правильного пути ответственен только человек, наделенный Богом способностью отличать добро от зла, и выбирать между ними. Здесь Фома развивает, в сущности, ту же доктрину, что и Августин, признавая лишь несколько большую самостоятельность за человеческими действиями. Согласно Аквинату человек сам ведет себя к цели, но способность делать правильный выбор закладывается в него Богом.
5) Душа человека нематериальна.
Если бы интеллектуальная душа была материальна, то есть составлена из материи и формы*, она бы познавала только конкретные единичные вещи и не могла бы выделить общее и существенное в них, то есть форму. Поскольку это не так, то остается признать, что душа нематериальна. Нематериальность души доказывается как способность познавать нематериальное, то есть форму вещей (их смысл, сущность).
6)Душа есть форма человеческого тела.
Форма, согласно Аристотелю и Аквинату, это то, что делает материю чем-то определенным, актуализируя то, что в материи было заложено потенциально. Поскольку душа «оформляет» материю человеческого тела, делая его чем-то особенным и неповторимым, «осуществляет» человека, определяет его сущность, то можно утверждать, что душа есть форма человеческого тела.
7)Человеческая душа может существовать самостоятельно, независимо от тела, она неразрушима и бессмертна.
Вещи материальные получают бытие благодаря форме, и материя разрушается, т. е. перестает «быть», поскольку форма отделяется от нее. Человеческая душа не есть соединение материи и формы, а есть только форма. Форма же не может быть разрушена, поскольку бытие формы принадлежит ей посредством нее самой. Форма сама в себе содержит причину собственного существования. Вместе с тем Фома выделяет в душе ее сущность, силы (способности) и действия. Сущность одна, она обеспечивает единство души. Сил и вызванных ими действий много. Причем одни из этих сил (способностей), такие как интеллект и воля принадлежат исключительно душе, как субъекту, и после смерти тела сохраняются в душе актуально; другие, например, чувства, имеют своим объектом соединение души и тела. С гибелью тела эти способности не могут актуально осуществляться. За неимением органов чувств становится невозможным и само чувствование. Эта способность остается в душе человека потенциально, как бы ожидая восстановления тела.
8) Соединение души и тела в человеке образует «полную субстанцию», тогда как душа, отделенная от тела образует «неполную», несовершенную субстанцию.
Соединение души и тела есть нормальное для человека состояние. Фома отвергает воззрение о том, что само заключение в тело есть наказание для души. Следуя Аристотелю, он настаивает, в отличие от платоновско-августиновской традиции, на более тесной связи души и тела, и большем значении последнего для человека. Разлученная смертью с телом, душа, с его точки зрения не «освобождается», но, напротив переходит в ущербное, не соответствующее ее природе состояние. В этом стремлении души вновь соединиться с телом заложена предпосылка телесного воскресения.