Познание как постижение истины. Концепции истины в истории философии.

Истина - это цель, к которой устремлено познание. Истина есть знание. Истина предстает как одна из возможных характеристик знания

Проблема истины как возможность достижения адекватного знания о действительности была сформулирована еще в античности и истина понималась как знание, которое логически и содержательно соответствует действительности. Употребляется только для характеристики знаний. Это концепция, центральной идеей которой является соответствие была названа классической концепцией истины. В последствии в данной концепции накопилось множество нерешенных проблем, прежде всего это вопрос о критерии истины и последующее развитие теории познания шло в 2 направлениях: попытки усовершенствовать классическую концепцию и создание ее альтернатив.

В рамках 1 направления была сформулирована диалектико-материалистическая концепция истины. Данная концепция базировалась на следующих положениях: учение об объективной истине; учение об истине как процессе движения от относительной истины к абсолютной истине; учение о конкретности истины ( нет истин верных для всех времен и обстоятельств); критерий истины – практика как историческая преобразующая деятельность человека

В рамках 2 направления были сформулированы концепции: прагматическая – Ч. Пирс, Джеймс, Дьюи – истина-полезность знания, то что приводит к успеху; когерентная(от лат. Связь) – Нейрат, Карнат – истина-свойство самосогласованности и логической непротиворечивости системы знаний; конвенционалистская – Карэ, Гайдукевич – истина-продукт соглашения внутри научного общества; априорисская – Платон, Кант – истина изначально присуща человеческому сознанию; экзистенциолистские концепции – характерно ценностное истолкование истины.

Понятие науки. Специфика научного познания.

Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях. Науку рассматривают в 3 аспектах: 1.как совокупность знаний о природе, человеке и обществе; 2.как деятельность, направленную на получение новых достоверных знаний; 3.как совокупность соц.институтов, обеспечивающих получение, функционирование и развитие этих знаний. Основные признаки научных знаний: объективная истинность, системность, точность, общезначимость, проверяемость, опережение практики, специфичность языка, логическая обоснованность, практическая применимость. Научное познание выступает как специфическая форма освоения действительности наряду с обыденным, художественным, религиозным и др. способами ее изучения. Особенности научного познания во многом обусловлены целями, которые наука ставит перед собой. Эти цели связаны прежде всего с производством нового, истинного знания. Специфическая особенность научного познания – стремление выявить устойчивые, повторяющиеся связи, сформулировать законы, по которым развивается мир, представленный как объект. Такой подход позволяет говорить, что наука имеет дело с объективным знанием, в которое не включается личностная компонента. Особенностью является и то, что наука имеет дело не только с объектами наличной практики, но выходит за ее пределы, вводит представление о «возможных мирах». Соответственно, ориентация науки на исследование объектов, не заданных наличной практикой, предполагает разработку особых средств и методов исследования. В качестве средств исследования, с одной стороны, выступают материальные средства наблюдения и экспериментальные установки, которые усиливают естественные органы человека; с другой – язык науки, для которого характерны определенность терминов и понятий, стремление к четкости и однозначности и др. Метод выступает как система регулятивных принципов, с помощью которых генерируется знание. Каждая наука внутри себя нарабатывает совокупность методов, которые определяют путь исследования (частнонаучные методы). Вместе с тем в каждой науке могут использоваться методы, наработанные в соседних отраслях знания

Признаки: объект. Истинность, системность, проверяемость, опережение практики, точность, специф. Языка., логич. Обоснов ть, практич применимость

Наши рекомендации