Основные стратегии осмысления человека в классической и постклассической философии
В понимании человека сложились следующие основные версии:
Натурализаторская - преувеличение какой-либо одной стороны. Согласно этой версии человек – это элемент природы, который полностью подчинен ее законам и рассматривается по аналогии с животными. В данной версии есть 2 крайние трактовки: а) Дидро и Ламитре рассматривали человека как « венец природы». б) Ницше и Фрейд – как « тупик природного развития».
Рационалистическая. Представлена Платоном, Аристотелем, Декартом. Исходит из того, что главная особенность человека – наличие разума и сознания, при помощи которых преодолевается естественное природное в человеке.
Экзистенционально – персоналистская. Ее возникновение связано с христианством и получило развитие в экзистенциализме, в работах Сартра, Бубера. Человек – это особое начало в мире, которое невозможно объяснить никакими законами, а лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы.
Социологизаторская. Ее суть выразил Маркс словами: человек – это совокупность общественных отношений. В социологизаторской модели (марксизм, структурализм, символический интеракционизм) человек выступает продуктом не столько биологической, сколько социальной эволюции. Кредо этой модели наиболее емко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». Только посредством социализации человек преодолевает в себе природное, и только в обществе он может действительно реализовать себя.
31.Философские вопросы антропосоциогенеза.
Антропосоциогенез — процесс возникновения и развития человека как общественного существа.
В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:
1) Креационизм - самая первая версия происхождения человека, т. е. версия «божественного творения». Главным противником его являлась эволюционная теория. К эволюц. теории относится трудовая теория Энгельса, основная идея -
человек, стал человеком благодаря совместной трудовой деятельности.
2) Эволюционная– процесс формирования человека начался 5-8 млн. лет назад, но с самого начала предки человека обладали рядам признаков, выделяющих их из животного мира. Эти признаки получили название –« гоминидной триады»:
а)прямохождение ; б)более крупные размеры гол. м.; в)строение руки.
3)Психоаналистическая –согласно которой человек и общество сформировались благодаря 2 основным механизмам культа: - тотем; - табу.
4) Игровая -Хейзенг. Полагал, что человек стал человеком не благодаря труду, а благодаря игре. Хомолюдинг-человек играющий.
5) Семиотическая.В которой культура рассматривается как знаковая система, главная роль в которой принадлежит языку.
32.Понятие личности. Роль социализации, образования, коммуникации в становлении личности.
Личность - внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания. Развитие личности всегда происходит в определенном пространстве. Личность в процессе становления вступает в различные взаимоотношения с другими индивидами, группами, социальными общностями, институтами. Социальное пространство личности – совокупность социальных отношений, контактов и социальных ролей индивида в различных системах. Социализация – достаточно широкий процесс, кот. включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. Социализация – процесс усвоения и воспроизводства социальных ролей и культурных норм. Процесс социализации продолжается всю жизнь – с детства до глубокой старости. При этом социальное развитие человека нельзя изучать в отрыве от его семьи, социальной группы и культуры. Это явление не сводится к социальному обучению. Социализация – это процесс формирования социальных качеств, это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Образование-часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.
Коммуникация -смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция К. - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.
33.Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни.Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущностьжизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существования белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (А. Бергсон). Но аксиологический аспект осмысления жизни заключается не столько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?»Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого бессмертия.
Благодаря сознанию, человек может выходить за рамки наличного бытия, представлять будущее. Наше сознание противится смерти. Человек хочет продлить свое бытие. Религия говорит, что умирает только тело, а душа вечна. Поэтому есть смысл жить праведно, нам не безразлично, что будет после смерти. Религия, таким образом, ищет смысл жизни вне жизни.
Материалисты не признают бессмертия души. Они считают, что человек оставляет после себя свои дела, воплощает себя в построенных здания, созданных теориях, просто в памяти близких. Есть смысл жить благородно, ибо важно, что мы вносим в жизнь. От каждого зависит будущее. Смысл жизни в самой жизни, а не за ее пределами.Большое внимание проблеме жизни и смерти уделяли экзистенциалисты. Хайдеггер выдвигает идею человека живущего, действующего, переживающего. Это и отличает учение Хайдеггера от «классического» субъективизма, для которого субъект есть субъект прежде всего познающий, творящий из себя мир, а уже потом живущий.
Категория «смысл жизни»— это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Под смыслом жизни мы понимаем осознание индивидом основного содержания своей жизнедеятельности, как прошлой и настоящей, так и будущей, которое определяет его место и значение в жизни общества и придает человеку уверенность в том, что его индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и окружающим, и обществу. Ценностную основу смысла жизни составляет «жизненно важная, эмоционально приемлемая цель, которая не только объективно целесообразна, но и субъективно утверждена, лично приемлема и признана в качестве таковой. Понимание смысла жизни предполагает существование устойчивых планов и программ на будущее, которые, несмотря на всевозможные временные трудности, неуклонно будут вести человека вперед.
34.Проблема определения понятия сознания. Концепции сознания в истории философии.
Сознание – фундаментальное философское понятие, характеризуещее сложный комплексный феномен человеческой психики и включающий в себя мир человеческих мыслей, чувств, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека
Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект. В культуре христианства сознание – знание, прежде всего, о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и, наконец, слиянием с Богом. Т. е. сознание - это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья - сознание отождествляется с мышлением, т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру.
Концепции сознания:
1. Субстанциональная. Платон, Аристотель, Декарт. Сознание рассматривается как особая субстанция или замкнутая в себе субъективность, основным свойством которой является наличие разума. При этом индивидуальное сознание рассматривалось как проявление мирового разума
2. Функциональная. Гоббс, Локк, Гельвеций, Дидро. Рассматривает сознание как функцию материальных систем, а именно нервной системы и мозга. И главное свойство сознания – отражение реальной действительности.
3. Экзистенционально-феноменологическая. Хайдегер, Гуссерль. Акцент делается на описании опыта индивидуального сознания и основной функцией которого является не отражение, а осмысление и придание смысла действительности.