Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.

Философия возникает в 7-6 вв до н э в древней Греции

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии были связаны с радикальными изменениями в хозяйственно-экономической, социально-политической и духовной жизни древнего мира.

-Первостепенное значение имело установление демократического общественного строя, предполагавшего участие в решении основных вопросов большинства свободного населения

-Расширение культурных и хозяйственно-экономических связей. Это давало возможность людям сопоставить собственные традиции с чужими.

- Среди интеллектуальных предпосылок следует назвать сомнения в состоятельности и достаточности мифологических представлний. В древней греции это выразилось в необходимости различать мнение и знание

Интеллектуальные предпосылки:

-мифологию, поставившую вопрос о происхождении миросдания

-обыденное сознание – зарождающаяся наука

2 основных версии возникновения философии: - мифогенная (филос возникает как рационализация мифа) – гносеогенная (акцентирует близость философии к науке)

В философ изначально выделялись 2 основных направления: материалистическое и идеалистическое.

1. Идеализм – греч. «идея»-учение, согласно которому первичной основой мира является дух, идея, сознание.

1)Объективный(платон,гегель – считают, что идеальное существует объективно,т.е. независимо от чел-ка)2)Субъективный(Беркии, Юм, считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта)

2. Материализм – от лат «материалис» вещественный- учение, согласно кот первичным, исходным, началом всего существующего является материя

(лейбниц 1 форма матер-ма-античный атомизм левкиппа и демокрита)

Дуализм – учение, признающее равноправное существование двух начал

Плюрализм- предполагает существование множества начал и либидов бытия.

Вопрос о возможностях познания мира. Философы считали, что мир познаваем, выделяют представителей рационализма, которые полагают, что главный способ познания мира – разум (Лейбниц). Противоположное направление сенсуализм – его представители считают, что мир познаётся с помощью органов чувств ( Локк, Гобс). Агностицизм – отрицают познаваемость мира (Кант)

7.Философия Древнего Востока (Индия, Китай).

Вся древнеиндийская философская традиция связана с ведами – знания. К философии имела отношение последняя часть вед – Упанишады – буквально – сидящие около. Все древнеиндийские школы по отношению к ведам: 1) Категория – те, которые основывались на авторитете вед – ортодоксальные, или астикоутверждающие. 2) категория – те, которые отрицали авторитет вед – настика, или неортодоксальные.

Кортодоксальнымотносились школы:-веданта, санкхья, ньяя, вайшешика, йога, миманса. К неортодоксальным:- буддизм, джайнизм, локаята.

Вся древнеиндийская философия отличается традиционностью и самобытностью. Для неё характерен спиритуалистический характер и истина для древнего индуса не вовне, а внутри, и она постигается посредством медитации, аскетизма. В самых ранних индийских текстах возникают представления о всеобщем духовном начале, которое называется брахманом и индивидуальном духовном начале – атман.

Кроме того в индии существовало учение о реинкарнации, или переселении душ, а этот цикл между рождением и смертью назывался сансара. Зависимость нынешней жизни от прошлой называлась кармой, поступком деянием.

Главным противником ортодоксальных школ вы ступает буддизм, который полагает, что достичь освобождения человек может ещё при жизни и это освобождение называется нирвана(угашенный).Буддизм отрицает наличие Брахмана и атмана и развивает учение о пустоте. 4 краеугольных положения буддизма:1) жизнь-это страдание. 2) существует причина возникновения страданий. 3) существует возможность избавления от страданий, т.е. существует путь, идя по которому человек может избавиться от страданий.4) этапами этого благородного восьмеричного пути спасения являются: правильное размышление, действия, речь.

Древнекитайская философия также как и древнеиндийская характеризуется традиционностью и самобытностью, однако, в Китае большое значение придаётся общественной активности человека, книжной учёности и поэтому древнекитайская философия имеет этическую и соц – политическую направленность. Возникает примерно в середине перврого тысячелетия до н.э. и это время известно как соперничество 100 школ, но наибольшую известность приобретают:- Конфуцианство – Кун Фу Цзы; Даосизм – Лао Цзы; Моизм – Мо Цзы; Легизм, или школа законников; Школа имён; Инь и Ян.

Из Дао возникают все вещи: первоматерия Ци –это воздух, эфир, который раздваивается на полюса Инь и Ян.А из инь и ян возникают первые элементы – металл, дерево, воздух.

Кон Фу Цзы создают свою философию, основа которой – человеколюбие (Жэнь) и ритуал. Для него человеколюбие – общение между женой и мужем, сыном и отцом.

Основной принцип Лао Цзы – это увэй или недеяние, но он не означает пассивность, а это значит подчиниться нстественному ходу событий. Сформулировал принцип «космической справедливости» : богатые – бедными, здоровые – больными и т.д.

8.Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции.Особенностью всей ранней Греческой философии является космоцентризм. Под космосом древние греки понимали весь мир, как гармоничное и упорядоченное целое. Самые первые греческие философы пытались понимать, как устроен космос, есть ли у него какая-то основа и они пытались найти первоначало всех вещей. 1 этап развития Древнегреческой философии называется наруралистический или натурфилософия. И в VII-VI веках есть несколько школ, которые отвечают на один и тот же вопрос по-разному. 1 известная школа возникла в городе Милет (Милетская) Ей принадлежит знаменитый философ Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес считал , что начало всего это вода (некая живая стихия). Анаксимандр считал, что первоначало не может быть похоже на земные стихии и начало всего –Апейрон(беспредельное). Анаксимен считал, что начало – это воздух и выдвигал новую идею о сгущении и разрежении, из чего рождались все вещи. Гераклит (тёмный) Эфесский: согласно ему, самому началу вещей и мира присуще изменчивость (нельзя дважды войти в одну реку) первоначало – огонь. Огонь одновременно и закон изменения, который он называет логосом; 2 школа возникла в городе Элея. Представители Элиаты и основатели этой школы Парменид, и его ученик Зенон. Парменид впервые ставит вопрос о различении мнения и знания. По его мнению чувства могут дать лишь недостоверное знание, а достоверность это результат деятельности разума. Он говорит: Мышление и бытие для Парменида одно и тоже. Бытие вечно и неподвижно, только оно существует. Мы не можем помыслить движение не впадая в противоречие. Зенон отстаивает концепцию своего учения и развивает в его защиту ряд оргументов, которые получают название –апории.; 3 школа возникла в городе Абдеры – Левкипп и Демокрит – Атомизм(школа). В 5 веке до н.э. в философии наступает новый период связанный с деятельностью софистов. Центральное философское размышление смещается с космоса на человека. Наиболее общей чертой, присущей всей софистике, было утверждение относительности всех человеческих понятий, норм и оценок, так называемый этический релятивизм. Выражение Протогора – человек есть мера всех вещей. Движение софистов породило такую фигуру как Сократ. Сократ совершил в философии коренной переворот, он считал, что понимание человека – это ключ к пониманию природы – Антропологический переворот. Сократ изображал особый метод достижения философских истин путём диалога и спора и этот метод начали называть диалектикой – искусство вести беседу, сам Сократ называл это Майевтика. Он из самых великих философов Платон (Аристокл). Он создал систему объективного идеализма. Он полагает, что мир идей вечный, первичный и эти идеи существуют реально в каком-то целопостигаемом пространстве. Мир материи для него – материя в себе или небытие, а мир земных вещей и явлений, в которых мы живём представляет собой синтез идей и материи. Платон создаёт 1-ую утопию – концепцию идеального государства. Все идеи Платона выстроены в иерархическом порядке на вершине этой пирамиды идея благо. Аристотель во многом не соглашается с платоном, он говорит: «Платом мне друг,но истина дороже». Для него основа бытия – это материя, но он рассматривал её как пассивное начало или потенциальное бытие. Оно становится реальным при взаимодействии с активным началом или формой. Аристотель –дуалист. Аристотелю принадлежит учение о действии 4 причин: 1. Материальная,2 формальная,3 активная, 4 целевая.

9. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.Средневековье представл. собой период, продолжающийся 1000 лет – это период между античностью и возрождением III – XIII века. В развитии средневековой философии выделяют 3 основных этапа: 1. Апологетика( от слова апологет или защитник, потому что это период защиты христианства от напада язычников)Ориген, Тертуллиан I-IIвек. 2. Патристика (от слова партер или отец, буквально учение отцов церкви IV-VIII века)Августин Аврелий, Василий Великий, Григорий Богослов. 3. Схоластика (буквально философия школы) Фома. Особенностями средневек. фил. мышления были следующие принципы:1.Теоцентризм (teos – бог) он воплощен в принципах креоцианизма. 2. Креоцианизм 3. Супранатурализм (Бог находится над миром) 4. Символизм (означает, что все видимые вещи являются символами таинственной сущности бога) 5. принцип аппозиции души и тела. История общества практиковалась в соответствии с принципами провиденциализма.6. Эсхатологизм ( эсхатология – учение о конце света) Одной из центральных схем фил. становится проблема соотношения веры и разума. Эта проблема решается по-разному на 3 этапах развития средневековой философии:1 этап. Тиртуллиан высказывал явную неприязнь к разуму и возвышает веру. Он говорит «Верую – ибо абсурдно». 2 этап. Этап патристики, Августин считал, что вера гораздо выше разума и без веры невозможно понимание «Верю, чтобы понимать» 3 этап. Фома Аквинский пыт. гармонизировать разум и веру и доказать с помощью разума положение церковного вероучения. На этапе зрелой схоластики появляется концепция двойственной истины. Согласно этой концепции у теологии и философии разные предметы, поэтому их выводы могут противоречить друг другу. На этапе схоластики важным событием становится дискуссия между двумя направлениями: реализм и номинализм. Реалисты утверждали, что общие понятия (универсали) существуют реально как прообразы единичных вещей (Аквинский, Епископ, Ансельм Кентерберийский) Номиналисты утверждают, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия – это имена. (Донс Скот, Уильям Отком). Концептуализм (Пьер Абиляр) - понятия выражаеющ. общее в единичных вещах.

10. Философия эпохи Возрождения Главная особенность философии возрождения – антропоцентризм. Когда человек находится в центре мировозрения и через гуманизм поднимает вопрос о человеческой индивидуальности, творческой сущности человека и его праве на свободу и счастье. Философия в этот период носит антисхолический хар-р, окончательное отделение философии от теологии. Возрождается натурфилософилософское мировоззрение и изменяется понимание бога. Он понимается как пантеизм ( буквально «бог во всем») Это учение , согласно которому бог воспринимается не как сверхъестественная личность , а он сливается с природой. Происходит возврат к диалектике, развиваются естественные науки, происходит множество географических открытий. Первый период развития философии –гуманистический (Данте, Дон Мибандола – Речь в достоинстве человека, Кузанский синтезировал в своём творчестве пифагореизм и неоплатонизм; возрождает идеи диалектики и пишет о слиянии противоположностей в едином предмете). Мишель Монтель – выражал скептицизм. Второй период – натурфилософия. (Л.да Винчи, Бернардино-Телезио, Н. Коперник, Галилео Галилей.) Идеи Коперника получили название коперниканской революции, т к они подрывали основу церковного вероучения. Появление значительного политического учения среди представителей пол. учений (Н. Макиавелии) Томас Мор – «Утопия», А.Джентем, Гуго Гроций – разработали идею естественного права.

11. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре. XVII в. называется эпохой научной революции (век разума). Главным фактором возвышения разума в этом периоде были: 1.кризис возрождения с его художественно-практической направленностью,2. распространение и уточнение протестантизма, ориентированное на целерациональную деятельность, 3. успехи в естествознании и прежде всего в механике и математике, 4. подъём товарного производства особенно мануфактурного и становление индустриального общества. Символом эпохи становятся часы, и вселенная уподобленная часовому механизму. Поскольку наука находит мировоззрение эпохи в философии на первый план выходит вопрос теории познания и методов познания. Формирование двух противоположных направлений: 1.Элеперизм (опыт) – Гоббс, Дж. Локк, Ф. Бекон 2.рационализм – Рене Декарт, Спиноза, Лейбниц. Элеперизм – напраление в теории познания, утверждающее, что основным источником знаний о действительности является чувственный опыт. Основной метод индукция. Рационализм – направление утверждающее, что главный способ получения знаний о действительность – разум человека. Основной метод дедукция. Основоположником элеперизма является Бекон. Его знаменитое произведение Новый Органон, в котором он критиковал Аристотеля. Девиз Бекона : «Знание – сила».Бекон полагает, что человеческий разум должен быть очищен от заблуждений и создаёт свою теорию идеалов. Идеалами он называет человеческие заблуждения. Выделяют идола рода (наследника), идолы пещеры(личное заблуждение), идеалы площади или рынка( связь с человеческим обществом), идеалы театра. Основоположник рационализма Рене Декарт. Девиз: «Мыслю, следовательно существую». Одной из централныных мест философии Декарта - учение о субстанции(от лат. сущность). Он определил субстанцию, как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чём , кроме самой себя. Поэтому в строгом смысле субстанции может быть только Бог, а сотворённый мир Декарт делит на 2 рода субстанций: духовные и материальные. Продолжают развиваться общественно-политические идеи. Например Томас Гоббс, который свои политические взгляды излагал в трудах «Левифан и о гражданине» .Он становится основоположником концепции общественного договора. Дж.Локк продолжил развивать идеи естественных прав человека.

12.Философская мысль эпохи Просвещения.XVIII в. наз. веком Просвещения. Характеризуется оптимизмом, тк в этот период капитализм находится на подъёме и возникает убеждение, что можно решить с помощью просвещения все проблемы: экономические, социальные. Это период, когда человеческий разум занимает место евангелия. В качестве идеологического оружия в борьбе против привилегии буржуазия использует учение о естественных правах человека, в борьбе против религии и духовенства использует естествознание, а именно учение Ньютона. Т.о. просветители противоположных разумов, религий и стремлений с его помощью создали условия для всеобщего счастья и прогресса. В этики этого времени возникают концепции разумного эгоизма, т.е. каждый должен искать наилучше для самого себя, но это должно способствовать всеобщему благоденствию. Большинство просветителей не отказались ещё от идей Бога. Но практически его с позиции деизма (деос Бог) – Бог - Творец. Но в дальнейшем мир развивался по своим собственным законам. У Руссо появляется новая концепция общественного договора, в которой равенство и свобода первостепенные ценности. 18 век можно считать 2 этапом развития материализма, который получил название механического и метафизического. В этот период появляются первые концепции общественного прогресса и идей закономерностей человеческой истории.

13.Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли.И. Кант, И. Фихте, Шелинг, Г.Гегель, А.Фейербах. Основные работы канта: Критика чистого разума, критика практического разума, критика способностей суждения и др. Кант совершил рывок в теории познания, которую назвал Коперник Переверотом философии. Подобно Копернику Кант изменил соотношение между объектом и субъектом и говорит , что мы должны воображать, что мир, который мы знаем является таким благодаря воображения субъекта. Процесс познания у Канта : 1Чувственное созерцание,2 Рассудочное познание, 3 Познание на уровне разума. Всё знание Кант делит на 2 вида: знание доопытное(априори) и послеопытное (апостериори). К доопытным формам чувсвенных знаний он относит пространство, время; к априорным категориям рассудка он относит качество, количество, модальность. Априорные формы чувственности и понятие рассудка, идеалы разума как бы накладываются на человеческие ощущения, полученные в результате контакта с внешней средой. Благодаря этому ощущения превращаюся в феномен или явление. Явления по Канту познаваемы, а сущность этих явлений не познаваема, это вещь в себе. Этика Канта является его продолжением теории познания, т.к. в области этики человек обладает свободой, позволяющей ему рассматривать познание за рамками явления. Основой морали является безусловно нравственный закон – категорический императив «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего законодательства. Гегель: Наука логики, философии права, энциклопедия философских наук и т д.Гегель создал 2 после Платона знаменитую систему объективного идеализма. В основе всех явлений и процессов лежит: абсолютная идея – она в своём развитии проходит 3 этапа: 1.Логика,он раскрывается через понятия существования качества, количества, противоречия, понятия; 2. Природа – раскрывается с помощью понятий пространства, времени, логичности, растительной и животной природы, жизни, смерти. 3. Дух – раскрывается через понятие философии, религии, права, морали и тд. Одновременно Гегель выдвигает идею о развитии этих понятий, их постоянном движении и изменении, а следовательно об изменении и развитии материального мира. Учение о всеобщем изменении Гегель называл диалектикой и строит её как систему законов и категорий. Он формирует 3 закона диалектики: 1. единства и борьбы противоположностей, 2. закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, 3. отрицание отрицания. Л.Фейербах: Концепция Фейербаха – антропологический материализм, в центр его учения человек, как единство души и тела. Он хочет создать новую философию, имея достоинства религии только на место любви к богу он хочет построить любовь к человеку. Он критикует религию с помощью понятия отчуждения и говорит о том , что человек создал Бога приписывая ему (отчуждая от себя) свои лучшия качества, тем самым сущность человека раздваивал. Фейербах считал, что достаточно понять это, чтобы упразнить религию.

14.Истоки и основные черты философии К. Маркса.Марксистская философия была создана учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). 1848 – манифест коммунистической партии. Маркс пытается переориентировать статус философии. Пишет « Все философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Главные теоретические предпосылки Марксизма: немецкая классическая фил. (диалектика Гегеля и материализм Фейербаха), английская политическая экономия и французский утопический социализм. Маркс использует понятие «отчуждение» Фейербаха, но считает, что религиозное отчуждение – это лишь следствие экономического отчуждения. «Рабочий работает, чтобы создать вещь, которая ему не принадлежит» «Пока не будет уничтожено экономич отчуждение, не исчезнет религиозное».

В результате этого экономического отчуждения деградирует не только рабочий, но и капиталист. Следовательно, пока человек живёт в таких условиях, он нуждается в религиозном утешении. Маркс: общественное сознание – это отражение общественного бытия, а общественное бытие – процесс деятельности людей (трудовой). В процессе этой деятельности люди вступают в производственные отношения, которые складываются независимо от сознания людей. Производственные отношения определяются формой собственности на средства производства и определяют все другие отношения – политику, философию, науку, следовательно, производственные отношения Маркс называет БАЗИСОМ, а идеологические – НАДСТРОЙКОЙ. Тип общества, определяемый способом производства материальных благ Маркс называет ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИЕЙ. Он рассматривает исторический процесс как последовательную смену: первобытнообщинный-рабовладельческий-феодальный-капиталистический-коммунистический.

Наши рекомендации